Шикарные акварели. Художник Paul Jackson. Художник Paul Jackson Американский художник акварелис...
АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 ЧАСТЬ) - (0)АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) ...
АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) - (0)АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) Её (в шутку) назыв...
Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch - (0)Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch ...
Мандалы древних религий, стран и народов - (0)Мандалы древних религий, стран и народов Мандалы известны с древних времён как уникальные граф...
Античная мифология. Боги и Богини. |
Зачем мифология современному человеку?
ч.2.Античная мифология. Боги и Богини.
И так, продолжим. Каждая мифологическая система знаний несёт в себе определённую модель осознания организации реальности, взаимодействия и распределения сил мироздания и их влияние на жизнь человеческого общества, определённую картину мира. Выделяют следующие мифологические системы знаний:
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология | |
Античная древнегреческая и древнеримская мифология | |
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики | |
Ведийская и индуистская мифология древней Индии | |
Древнеегипетская и западно-семитская мифология | |
Кельтская, ирландская и валлийская мифология | |
Китайская, даосская и буддийская мифология | |
Скандинавская и германская мифология | |
Славянская и древнерусская мифология | |
Японская и синтоистская мифология |
И естественно, в каждой мифологической системе есть свои отличительные особенности, отражающие исторически выработанную модель мира определённого этноса, понимание сил и законов мироздания.
И сегодня, путешествуя по миру, мы сможем понять ту или иную страну только тогда, когда поймём глубокий символизм мифологии. Мифологическими сюжетами и символикой пронизаны все памятники истории и культуры каждого народа, они глубоко коренятся в архетипической структуре сознания.
На основе этнической картины мира складывается традиционное сознание этноса (менталитет), это особая система мировоззрения, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Через описания этих представлений, в свою очередь, может быть описана культурная традиция.
Под античной мифологией понимается общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере;
Джон Уильям Уотерхаус, Гилас и нимфы. |
конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). Олимп - олицетворение иерархической пирамиды со стогим делегированием функций. Обитатели Олимпа поименовывают все силы, которые несут божественную искру осознания и смысла реальности. Боги закрепляются в сознании в своём диапазоне проявлений, становятся узнаваемыми, а значит - предсказуемыми. Греческий мир делится на божественное – то есть сознательное и контролируемое, и стихийное -- непредсказуемое.
Известны разные сочетания, иерархии генеалогии античных божественных существ — «Олимп», различные системы "двенадцатибожия".
(например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия).
БОГИ | БОГИНИ | ГЕРОИ | ДЕМОНЫ | ПЕРСОНАЖИ | СУЩЕСТВА |
Аид | Аврора | Ахилл | Василиск | Андромеда | Амазонки |
Аполлон | Артемида | Гектор | Гарпии | Ариадна | Гиппогриф |
Арес | Афина | Геракл | Горгоны | Гермафродит | Грифон |
Гермес | Афродита | Одиссей | Горгульи | Европа | Дриады |
Дионис | Венера | Орфей | Ламия | Медея | Кентавры |
Зевс | Геката | Персей | Минотавр | Менады | Нимфы |
Марс | Грации | Тесей | Тифон | Нарцисс | Полифем |
Меркурий | Диана | Эдип | Химера | Пандора | Сатиры |
Нептун | Ирида | Эней | Психея | ||
Пан | Кибела | Ясон | Цирцея | ||
Посейдон | Минерва | ||||
Уран | Мойры | ||||
Юпитер | Музы | ||||
Янус | Немезида | ||||
Персефона | |||||
Фемида | |||||
Хариты | |||||
Эвмениды | |||||
Эринии | |||||
В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определенной общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь все более уясняется благодаря раскопкам и находкам. Мы узнаем, какие где почитались боги или герои и где какой почитался преимущественно. (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые многими эллинами святыни дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нем понятиями, обусловливающими друг друга, и, жрец был тот же государственный магистрат.
Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Поэтому гомеровские поэмы рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических песен, следы которых можно найти в текстах «Илиады» и «Одиссеи».
Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание.
Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Первыми появились Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи - Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений.
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении.
|
Джон Уильям Уотерхаус, Данаиды. |
И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей.
Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В 186 г. до н. э. римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога. Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами.
Пантеизм. Эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы, который изображался с огромным эрегирующим фаллосом. Именно фаллос сделался символом этого божества. Ему поклонялись эллины в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны в виде все тех же фаллосов; фаллические статуи, символы, амулеты имели всеобщее распространение; марионетки с поднимающимися фаллосами были обязательными участниками театральных зрелищ, официальных празднеств и традиционных шествий земледельцев вокруг полей, имевших целью повысить плодородие земли с помощью Пана. Вокруг этого бога кружился целый сонм духов: это кентавры – духи горных потоков, нимфы – духи лугов, дриады – духи деревьев, силены – духи лесов, сатиры – духи виноградников, и пр.
Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты.
Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй; в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V в. до н.э., самого просвещенного века Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейших юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», т.е. «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению. На сценических подмостках эллинских театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.
Начало см. http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post183681563/
Источники - "Энциклопедия мифологии" http://godsbay.ru
- Психологическая энциклопедия, мифология - http://enc-dic.com/enc_psy/Mifologija-14307.html
- Исторически обусловленные модификации образа мира -
http://rl-online.ru/articles/4-03/250.html
Коллаж из античных мифологических сюжетов в картинах Джона Уильяма Уотерхауза.
Серия сообщений "Мифология и современность":
Часть 1 - Зачем мифология современному человеку? ч.1. Греческая мифология.
Часть 2 - Античная мифология. Боги и Богини.
Часть 3 - 11,11,11 !!!
Часть 4 - Русские Архетипы Древности.
...
Часть 6 - Гестия (Веста)
Часть 7 - Деметра (Церера)
Часть 8 - Второй уровень:)
Серия сообщений "Всё о взаимопонимании. Невербальное общение.":
Часть 1 - Невербальное общение. ч.1.
Часть 2 - Невербальное общение. ч.2.
Часть 3 - Пограничные краски "безрассудного" искусства.
Часть 4 - Античная мифология. Боги и Богини.
Часть 5 - Невербальное общение. ч.3.
Часть 6 - "Встречают по одёжке, провожают по уму."
...
Часть 20 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Зелёный.
Часть 21 - Красота в глазах смотрящего.
Часть 22 - Мандалы древних религий, стран и народов
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |