-Цитатник

Художник Paul Jackson - (4)

Шикарные акварели. Художник Paul Jackson. Художник Paul Jackson Американский художник акварелис...

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 ЧАСТЬ) - (0)

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) ...

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) - (0)

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) Её (в шутку) назыв...

Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch - (0)

Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch   ...

Мандалы древних религий, стран и народов - (0)

Мандалы древних религий, стран и народов Мандалы известны с древних времён как уникальные граф...

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Photoshop online Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)
  • Перейти к приложению Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги» Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dharma2012

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2010
Записей: 1554
Комментариев: 6986
Написано: 9334


Бессознательное в искусстве.

Вторник, 01 Ноября 2011 г. 15:18 + в цитатник

 

Символическое и коллективное бессознательное

в искусстве по Юнгу. Сюрреализм.  

 

Психоанализ с самого начала своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества.

Дело в том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Изобразительное творчество является частным видом сублимации, возникающей, когда инстинктивный импульс заменяется художественно-образным представлением.

 

Согласно Фрейду, изобразительное творчество имеет много общего с фантазиями и сновидениями, так как, подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающее при фрустрации (невозможности осуществления инстинктивных потребностей). Оно является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося не в прямом, а в опосредованном виде.

Каковы же мотивы к творчеству? Депрессивная личность воссоздаёт в творчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная - ищет скрытый смысл в предметах, а не в отношениях с людьми, обессивная защищается в творчестве от навязчивостей.

"Символические игры" являются обязательным элементом любого изобразительного творчества, поскольку язык изобразительного искусства глубоко символичен, а цвет, формы, линия, объём и другие его изобразительные элементы обладают глубоким и многозначным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться.

 

Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный для выражения содержаний личного и коллективного бессознательного, гораздо более точный и ёмкий, чем слова. Использование этого "языка" рассматривалось как "компенсаторный" процесс, позволяющий преодолеть главенство сознания в психической жизни и достичь равновесия между её сознательными и бессознательными аспектами.

Юнг верил в то, что пациент, опираясь на "трансцендентные" свойства символов и собственный творческий потенциал, способен достичь самоисцеления и что символические образы заключают в себе способы разрешения внутрипсихических конфликтов. При таком понимании изобразительного творчества анализу отводилась второстепенная роль и предполагалось, что пациент способен к самостоятельной работе со своим бессознательным.

 

Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.).

  Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям

Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А.Масон, Миро, Арп) 

Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали,основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель,  поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов.

Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных. При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации.

Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера - эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

Сюрреализм представлял собой противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. Пикассо, П. Клее и др.). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы. Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма. 

 
 

  

Источники -http://sasha-te.narod.ru

http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=594

http://smallbay.ru/ernst.html

http://blogs.privet.ru/community/vremja_poznanii/114390282 

vladimimir_kush_9 (481x600, 80Kb)

 

 

Серия сообщений "Люди, изменившие мир":
Часть 1 - "Когда я полюбил себя", Ч.Чаплин
Часть 2 - О христианстве в Японии.
...
Часть 26 - Фильм "Наброски на пути к пробуждению".
Часть 27 - "Встречают по одёжке, провожают по уму."
Часть 28 - Бессознательное в искусстве.
Часть 29 - Мыслите гениально! Принципы Леонардо Да Винчи.
Часть 30 - Музыка и Живопись. 64.Astor Piazzola. Константин Сомов.
...
Часть 38 - Гитлер, Сталин и Гурджиев. Документальный фильм.
Часть 39 - "Есть связь между трудным и ценным" Хорхе Анхель Ливрага
Часть 40 - Виктор Франкл.

Рубрики:  Живопись и графика/Сюрреализм
Психология/Аналитическая психология
Всё!/Всё о природе Ума!
Всё!/Всё о Развитии!
Всё!/Всё о Творчестве!
Люди, изменившие мир/Гении Искусства
Стили в искусстве
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 2 пользователям

dharma2012   обратиться по имени Вторник, 01 Ноября 2011 г. 15:24 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
dyhecka   обратиться по имени Вторник, 01 Ноября 2011 г. 16:43 (ссылка)
о-о - о ! Благодарю , ничего не смыслю !
Ответить С цитатой В цитатник
dharma2012   обратиться по имени Вторник, 01 Ноября 2011 г. 16:46 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
SPACELilium   обратиться по имени Вторник, 01 Ноября 2011 г. 20:46 (ссылка)
Интересные знания!!
Ответить С цитатой В цитатник
dharma2012   обратиться по имени Вторник, 01 Ноября 2011 г. 21:10 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
ЛИОЛА_1   обратиться по имени Среда, 02 Ноября 2011 г. 00:21 (ссылка)
СПАСИБО!
Ответить С цитатой В цитатник
dharma2012   обратиться по имени Среда, 02 Ноября 2011 г. 00:23 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
сударыня_Елена   обратиться по имени Среда, 02 Ноября 2011 г. 01:02 (ссылка)
сюрреализм точно способен стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение...
благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
dharma2012   обратиться по имени Среда, 02 Ноября 2011 г. 12:10 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку