Шикарные акварели. Художник Paul Jackson. Художник Paul Jackson Американский художник акварелис...
АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 ЧАСТЬ) - (0)АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) ...
АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) - (0)АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) Её (в шутку) назыв...
Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch - (0)Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch ...
Мандалы древних религий, стран и народов - (0)Мандалы древних религий, стран и народов Мандалы известны с древних времён как уникальные граф...
Кен Уилбер о фильме "Аватар". |
Фрагменты интервью.
«Аватар» стал культурным феноменом с самого первого дня его проката в кинотеатрах. Как только он разразился во всемирном духе времени со своим революционным использованием передовых трёхмерных компьютерных график и усовершенствованных цифровым способом актёров, мы знали, это было чем-то, заслуживающим внимания с самого первого кадра. Его потрясающий коммерческий успех дал огромные результаты – мировые кассовые сборы составили более 2 миллиардов долларов (на сегодняшний день). Но даже более интересной была напряжённая полемика, возникшая относительно вопросов столкновения с окружающей средой и конфликта не просто между человеком и инопланетянином, а между современным и племенным мировоззрениями...
А сейчас, Кен, давай просто приступим к очевидному, с чего мы хотим начать. Что ты видишь в этом фильме с интегральной перспективы?
- Позвольте мне сначала дать немного теории, потому что этот фильм касается мировоззрений, систем ценностей и конфликта двух доминирующих структур. Не многим известно, что девелопменталисты провели огромное количество исследований разных мировоззрений - как они развиваются, что собой представляют их структуры. Одним из великих пионеров в изучении развития мировоззрений был Жан Гебсер, который обнаружил, что и филогенетически, и онтогенетически человеческий род двигался вперёд от архаического к магическому, к мифическому, к рациональному, к плюралистическому, к интегральному мировоззрениям.
Архаическое – это переход от человекообразной обезьяны к человеку. Затем в племенном магическом образуются племена по 30-40 человек, что является экологической вместимостью фуражного общества, т.е. для охоты и собирательства нужно около 40 человек. Если они не сформировались в своё время, они отсоединяются от природы. Тем самым природа жива, существует дух, Бог, Богиня, огонь, вулканы, реки, и так далее. Но это ограниченный холизм.
Как указывал Клэр Грэйвз: «Есть имя для каждого притока реки, но нет имени для самой реки». Истина утверждается предками, и поклонение предкам является центральным. Всё это смешанные характеристики, которые мы замечаем.
Традиционные мифические ценности свели вместе изолированные племена в более крупные объединения, давая начало нациям посредством единого мифического божества, подобно тому, как главный герой «Аватара» объединил 12 племён.
Растения имеют кровное родство. Если ты не связан кровно, ты не являешься частью клана. Миф позволяет некровным родственникам быть связанными как сын или дочь мифического Бога или Богини. Это отражается во всеобщей истине, которая обычно содержится в одной книге – Библии, Коране, и т.д., которая была представлена одним божественным человеком – Моисеем, Иисусом, Мохаммедом, и т.д. Если вы верите в мифическую правду, вы являетесь частью этого общества, если не верите, тогда вы неверный, который может быть и должен быть убитым.
Можно заметить, что мифическое мировоззрение является более сложным, чем магическое. Оно абсолютистское, подобно фундаменталистам, которые произошли от этого мировоззрения. Его истина абсолютно и в прямом смысле слова правдива без исключений. Моисей действительно разделил Красное море, а Лукас вызвал дождь над Египтом, и т.д.
Затем мы движемся к современному разуму. Здесь истина множественна. Существуют разные виды заявления правды. Но самый лучший способ открыт наукой – посредством аргумента, факта и эксперимента, а не разоблаченного вдохновляющего мифа. Крупнейшим примером здесь служит, конечно, Западное Просвещение. Поскольку миф ниспровергнут, вы не должны быть верующим, чтобы к вам относились равным образом. Все человеческие существа, невзирая на расу, цвет, пол, племя или бога, заслуживают беспристрастного отношения. Это их неотъемлемое право.
Например, мы видим прекращение рабства. Каждый социальный тип, включая племенной магический, имели какую-то форму рабства вплоть до модернизма, которое было отменено в течение столетнего периода, с 1780 по 1870. Рабство было искоренено из каждого современного, индустриального, национального общества.
Это мировоззрение землян в «Аватаре». Недостаток его заключается в том, что делается слишком большой акцент на науке и материи, тем самым порождая научный материализм, редукционизм мировоззрения. Слишком много внимания уделяется бизнесу и его материальной прибыли, а также слишком большому уничтожению окружающей среды, порождаемому промышленным бизнесом.
Однако, впервые в истории появились инвайронментальные и экологические науки, изучающие Землю как целое. Самые ранние науки не имели этого сложного понятия. У них было имя для каждого притока реки, но никакого имени для всей реки в целом. Но в науках современной эпохи река возникла как нечто целое, даже несмотря на то, что научный материализм и редукционизм отошли на задний план.
Следующим более сложным мировоззрением является постмодернистское – мультикультурализм. За последние приблизительно 30 лет, по мере того как познание становится даже более сложным процессом, осознаётся, что не просто существует одна истина для всех людей, а разные культуры обоснованно создают разные истины и воззрения. У современности это одна большая картина. Постсовременность содержит множественные картины из разных культур и предостерегает нас от исключения, оценивания или подавления различных культур, просто потому что они разные. Все истины относительные, плюралистические.
Все эти изначальные мировоззрения вплоть до включающего плюралистического постмодернизма верят, что их истина – единственная правильная истина. Поэтому в современном мире постоянно происходят культурные войны традиционных фундаменталистов против современной науки, против постмодернистского плюрализма.
Но что происходит потом? Клэр Грэйвз называет это «критическим скольжением значения». И это появление интегрального мировоззрения. Оно предусматривает законное место для всех этих более ранних мировосприятий. Они все имеют право на существование. Для людей на каждой из этих стадий они представляют Доброту, Красоту и Истину. Все они являются главами в одной великой истории Вселенной. Т.е. это суперхолистический уровень, который соединяет воедино важные понимания со всех предыдущих уровней и предоставляет каждому правильное место во всей истории.
«Аватар» - это история, рассказанная с постмодернистского плюралистического уровня о том, как он видит столкновение между современными и племенными ценностями. Джэйк и Грэйс представляют современную научную культуру, а На’ви является досовременной племенной культурой. Как и все предыдущие уровни развития, постсовременный уровень в особенности осуждает предыдущий уровень, потому что это тот уровень, за пределы которого он пытается вырасти и трансцендировать. Фильм, исходящий от постсовременного уровня, верит, что всё зло в мире вызвано современным научным уровнем. Он не видит ни один из позитивов современности, только негативные стороны: он эксплуататорский, колонизаторский и подавляющий.
Ничего не говорится об уничтожении рабства, развитии феминизма, гражданских правах, экологии, современной науке и физике, росте современной медицины, добавлении ошеломляющих трёх десятилетий к средней продолжительности жизни и так далее. Только светлое пиво и голубые джинсы, а также подавляющие милитаристские склонности и милитаристские подходы показаны в фильме. Это всё от современности...
Почему же постмодернистская структура занимается принижением модернистской структуры? Это одновременно возвышает досовременную структуру, заключая её в миф о благородном дикаре или распознавая племенную магию, как первоначальный Эдем. Это называется до/над заблуждением. Понятия постсовременного и досовременного приравниваются и путаются, просто потому, что оба они не современные.
Постмодернистская структура передаёт высокоразвитую, постмодернистскую истину досовременной эпохе, тем самым несоразмерно возвышая её. Отсюда возникает сопоставление благородного дикаря и губительной, отвратительной современности. Как только вы делаете это, вы часто сталкиваетесь с «Танцами с волками», что является основным сюжетом этого фильма.
Фильм существенным образом о том, как постмодернистская структура видит столкновение между современностью и досовременностью. Когда это происходит, проявляются очень распространённые убеждения и ошибки. Но присутствует некая ностальгия, которую испытывают люди в современное и постсовременное время. Потому что вот что они на самом деле сделали, чтобы осесть после этих ранних уровней. И так быть не должно. Каждая стадия здоровым образом должна трансцендировать и включать своих предшественников. А современность слишком часто трансцендирует и исключает племенную истину, ориентированную на землю, человека. Фильм раскрывает это, и особенно связь человека с природой.
Нейтири говорит: «Существует сеть энергии, связывающая все живые существа». А Джэйк говорит: «Наши люди убили свою мать», - имея в виду эту энергетическую сеть Гая, - «Там не осталось ничего зелёного», - что, вероятно, является кратким утверждением о глобальном климатическом кризисе сейчас. Но одна из вещей, которая исходит от Земли и от природы, идёт наряду с чувством истинной живости и связанного с этим смысла. И это то, с чем современный мир слишком часто теряет связь.
Тем самым он не только провёл различие между сферами Доброты, Красоты и Истины или самости, культуры и природы, он разъединил их. Во многих случаях закончилось тем, что он отрицал мир природы и стал полностью слишком абстрактным, слишком бизнес-ориентированным, и недостаточно игриво ориентированным на эти поистине первоначальные, фундаментальные стадии развития. Эти стадии по-прежнему являются частью нас. Но мы должны оживить их. Мы должны вступить в контакт с ними. Мы должны практиковать связь с таким мировосприятием. И это то, что так прекрасно сделано в этом фильме. ...
Серия сообщений "Эссе о фильмах":
Часть 1 - Фильмы Дзен.
Часть 2 - Эссе о фильме " Мертвец" Джармуша
...
Часть 6 - Об эзотерических фильмах.
Часть 7 - Культовые фильмы, превратившие моду в стиль.
Часть 8 - Кен Уилбер о фильме "Аватар".
Серия сообщений "Трансперсональная психология":
Часть 1 - Знаки судьбы
Часть 2 - Психология. Поэзия. Коллективное бессознательное. Николай Гумилёв.
...
Часть 14 - Станислаф Гроф о жизни.
Часть 15 - Изменённые состояния сознания. ч.1.
Часть 16 - Кен Уилбер о фильме "Аватар".
Часть 17 - "Ничего случайного не бывает".Ритмология.Первочувства.
Часть 18 - Тайная миссия музыки.
...
Часть 41 - Что прячется в семейном шкафу.
Часть 42 - Как понимать голос своей души?
Часть 43 - Мандалы древних культур, стран и народов
Серия сообщений "Синергетика":
Часть 1 - Психология. Синхрония.
Часть 2 - Синхрония и Диахрония. Вечность и Время.
Часть 3 - Магия невероятных совпадений.
Часть 4 - Знаки и символы управляют миром
Часть 5 - Кен Уилбер о фильме "Аватар".
Часть 6 - Архетипы реальности.ч.1.
Часть 7 - Архетипы реальности.ч.2.
...
Часть 9 - Невербальное общение. ч.3.
Часть 10 - Синхронистичности. Том Кеньон.
Часть 11 - 11,11,11 !!!
Серия сообщений "Кен Уилбер":
Часть 1 - Пути за пределы Эго. Сборник статей.
Часть 2 - Что такое просветление? Сборник статей
Часть 3 - Кен Уилбер. Любите до боли.
Часть 4 - Кен Уилбер. Игра мужского и женского начал
Часть 5 - Кен Уилбер о фильме "Аватар".
Часть 6 - Правильные баксы. Кен Уилбер.ч.1.
Часть 7 - Правильные баксы. Кен Уилбер.ч.2.
Часть 8 - Кен Уилбер. Медитация и развитие.
Часть 9 - Никто не может быть настолько умным, чтобы ошибаться на 100%.
Рубрики: | Наука/Философия Всё!/Всё о природе Ума! Жемчужины мудрости Психология Культурология Кинематография |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |