-Цитатник

Художник Paul Jackson - (4)

Шикарные акварели. Художник Paul Jackson. Художник Paul Jackson Американский художник акварелис...

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 ЧАСТЬ) - (0)

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) ...

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) - (0)

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) Её (в шутку) назыв...

Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch - (0)

Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch   ...

Мандалы древних религий, стран и народов - (0)

Мандалы древних религий, стран и народов Мандалы известны с древних времён как уникальные граф...

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Photoshop online Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)
  • Перейти к приложению Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги» Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dharma2012

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2010
Записей: 1554
Комментариев: 6986
Написано: 9334


Боевые искусства. Внутренний и внешний стиль.

Суббота, 21 Мая 2011 г. 14:28 + в цитатник

Восточные боевые искусства. УШУ. Внутренний и внешний стиль.

Восточные боевые, или воинские искусства имеют давнюю историю и традиции. Зародившись на заре цивилизации и эволюционируя вместе с развитием человека и общества, они не только служили целям самообороны и победы над врагом, но и составляли неотъемлемую часть культуры, впитывая в себя и приумножая важнейшие достижения в самых различных областях знаний, и прежде всего знаний о самом человеке, его внутреннем и духовном мире. Возникновение китайских боевых искусств относится, вероятно, к временам, не отраженным ни в одном историческом документе. Боевые техники открывались или разрабатывались в длительный период непрерывных столкновений между людьми и животными либо между различными племенами людей. Опыт подобных схваток накапливался, а техники, созданные на его основе, передавались из поколения в поколение.
Сцена битвы:   
Школы боевых искусств как форма передачи традиции стали появляться в Китае, Корее, Японии не так давно, лишь в XVI-XVII веках, но и тогда техника боя, тактические изыски, методы тренинга не считались особо важной темой: "Сначала настоящий человек, затем истинное знание". Любое движение, серия приемов или формальный комплекс были, в первую очередь, инструментами для воспитания человека. Через сложный ассоциативный ряд, порождаемый пышными названиями технических действий, через философскую обоснованность изменений и превращений, через ясное, сосредоточенное переживание движения пробивались мало-помалу ростки нового сознания - сознания Мастера.
Терракотовые воины в Сиане:
Сначала в Китае, а затем в Японии и других странах Дальнего Востока ввиду присущих им особенностей исторического и культурного развития сложилась практика передачи "воинской традиции" для различных направлений и школ боевых искусств. От отца к сыну, от мастера к преемнику в монастырских, клановых и семейных школах передавались, накапливались и оттачивались секретные приемы и методы ведения поединка...
Древний даосский храм:

Значительное влияние оказал даосизм на развитие боевых искусств Китая. Следуя законам Дао и живя в гармонии с природой, даосские отшельники наблюдали за жизнью растительного и животного мира. Они заимствовали у природы рецепты здоровья и долголетия, а подражание оптимальным движениям зверей и птиц в борьбе за выживание легло в основу многих так называемых "звериных" стилей ушу.
Плита Бодхидхармы в Шаолиньском монастыре:
Шаолиньский монастырь в провинции Хэнань был возведен в 495 г. во времена правления императора Сяовэнь-ди, прославившегося своей деятельностью по строительству буддийских монастырей. Считается, что инициатором его возведения был индийский монах Бато, который и начал преподавание ушу в монастыре.
При династии Северная Чжоу в 572-575 гг. монастырь был закрыт, но уже в 579-580 гг. снова восстановлен под названием Чжихусы. В 581 г. монастырь получил прежнее название: Шаолинь-сы, что означает "монастырь, стоящий на редколесье". Иногда название переводят как "молодой лес", вкладывая в это традиционное представление о жизненности и непобедимости всего гибкого, нового, растущего.
Монастырь в прошлом - признанный центр боевых искусств - ушу, а также родина чань (яп. дзэн) - буддизма.
Изображение Бодхидхармы:        
Смысл учения Бодхидхармы заключался в необходимости обретения "внутреннего просветления", а не в следовании внешним формам и ритуалам. После этого Бодхидхарма удалился в пещеру, где просидел, по преданию, девять лет, уставившись в стену. Такая практика концентрированной внутренней работы и освобождения от всех понятийных представлений и конвенциальных установок явилась основой созданной им системы чань (яп. дзэн) - буддизма ("чань" - медитация, размышление). Однако в процессе развития и становления чань-буддизма медитация становится не единственным средством чаньского психфизического трениига, а дополняется также многими другими методами воздействия на психическое и соматическое состояние человека (физический труд, дыхательные и гимнастические упражнения, занятия боевыми искусствами, диета, приемы массажа и самомассажа, сигнальной рефлексотерапии, парадоксальные диалоги и загадки).

 

Приблизительно с XVII века возникает разделение школ на «внутренние» (нэй цзя) и «внешние» (вай цзя), хотя сегодня мы не можем с уверенностью сказать, каково было действительное содержание этих понятий три столетия тому назад. С конца XIX века «внутренними» школами стали называть классические даосские школы ушу — Тайцзицюань, Синъицюань, Багуачжан.
 

Разумеется, в Китае имеется и много других школ кулачного искусства. Обычно китайцы говорят, что их насчитывается более трех сотен. Большинство этих школ носят названия зверей или птиц: например, школы Журавля, Собаки, Богомола, Обезьяны, Орла. Школы такого рода распространены главным образом в Южном Китае и в большинстве своем восходят к традиции кулачного искусства Шаолиня. Обычно подобные стили носят сугубо локальный характер и лишены того солидного теоретического фундамента, которым обладают классические «внутренние» школы.

Немало школ называют себя по именам различных мифологических или исторических лиц, а также по качеству воспитываемого ими духовного состояния — к примеру, школы Пьяного кулака, Естественности, Беспредельного и т. д.

Если «внутренние» школы распространены в основном на севере Китая, то в Южном Китае доминируют стили кулачного искусства, восходящие к шаолиньской технике. Именно такие стили послужили прототипами для каратэ и других форм спортивной борьбы в Японии и Корее.

 

Ушу - «внутренние» стили

 
В XVII веке мастера некоторых стилей ушу осознали, что помимо чисто физических, мышечных усилий, с рукопашным боем связаны еще и различные феномены ментального плана. Те стили, где произошло это осознание, где стали сочетать внешнюю (физическую) проработку с проработкой внутренней (умственной), стали называть «внутренними», чтобы отличить их от прочих (<<внешних>> ).

Первоначально такими стилями были только багуачжан, синъицюань и тайцзицюань (по традиции именно их продолжают именовать «внутренними стилями»), однако впоследствии подобную эволюцию прошли практически все китайские единоборства. Поэтому в наше время любой стиль ушу, чья история превышает 100—150 лет, может быть отнесен к внутренним.

Теория и практика внутренних стилей показали единение методов боя с особым типом мироощущения. Классические формы (таолу) становятся своего рода воплощением единого ритма человека и Космоса. Мастера внутренних стилей рассказывают, что в процессе занятий у них наступает своеобразное ощущение пульсации: окружающая обстановка то становится ярче, то вновь тускнеет, пространство то сужается, то расширяется перед глазами. Это и есть открытая и закрытая фаза самого человека, обнаружение вселенского ритма внутри себя.

Форма движений тела (мышц) может считаться истинной, если имеет своим истоком внутреннее движение. Без этого ушу превращается в обычную оздоровительную гимнастику. Но внутреннее и внешнее соотносятся между собой не только как сущность и ее символ, но прежде всего как зеркальное отображение друг друга. Например, когда руки поднимаются вверх, ци опускается вниз. При движении корпусом и рукой впереди ци одновременно идет назад, таким образом, создается внешне-внутренняя «распорка». Это и позволяет быть «снаружи мягким как вата, а внутри жестким как сталь». В тайцзицюань подобная разнонаправленность выражена еще лучше: «внутри ваты таится игла». Создается особое внутреннее натяжение, по своей сути отличное от обычного натяжения мышц. Оно ощущается как разматывание и сматывание клубка нити тутового шелкопряда — упругой шелковой нити.

Благодаря этому рождение одного начала не просто влечет за собой рождение другого (инь отнюдь не «порождает» ян), но означает их моментальное и единовременное появление — «парное рождение». Поэтому и говорится, что смысл внутренних стилей заключается в обретении Единого через порождение изменений. Каждое изменение означает появление своей зеркальной противоположности.

Именно в этом заключается смысл многих сентенций из канонов внутренних стилей: «если появилось левое, тотчас появилось правое», «как только появляется верх, тотчас появляется низ», «лишь абсолютное напряжение может родить абсолютное расслабление». Подобные формулы соответствуют известной философской концепции, гласящей, что переход противоположностей, их зеркальное переворачивание, возможен лишь в предельный момент существования, и абсолютный миг сознания этой сущности есть «великий предел» (тайцзи).

В любом движении, сколь быстро или незначительно оно бы ни было, необходима работа сознания. Эта работа ни в коем случае не должна превращаться в напряженное «мудрствование» или в какую-то особую сосредоточенность, например на биологически активных точках или на самих движениях. Наоборот, это свободное проистечение мысли, актуализация творческой воли (китайцы говорят о «небесной» воле «И») в любом движении. По сути, это и есть вечно бодрствующее сознание в состоянии не-деяния, то, что буддисты называют «не-разум», «не-сознание» (Усин).

Большинство внутренних стилей строит свое обучение на осознании космической сферы, или «великой окружности». в некоторых стилях, например в тайцзицюань и багуачжан, это выражается в круговых движениях руками или в передвижениях по кругу, в синъицюань — в осознании самого себя находящимся внутри космической сферы.


Окружность является не только абстрактным символом великого предела, но также имеет вполне конкретное значение — как сфера жизнедеятельности и восприятия человека. Грань сферы — это прежде всего оптимальная дистанция, как в прямом, так и в переносном смысле слова. Человек, понявший диаметр собственной сферы, позволяет каждой точке внешнего пространства, каждому предмету соотноситься с собой и в то же время оставаться удаленным от него на желаемое расстояние. Это касается и физических предметов, и духовных феноменов. Именно такой подход позволяет свободно и безбоязненно общаться с миром в любой ситуации, в том числе в ситуации рукопашного боя.

Понимание собственной сферы как чисто духовного феномена начинается в ушу с вполне конкретных и физически осязаемых способов. Подавляющее большинство движений в ушу (особенно защитных) строится на описывании дуги либо полной окружности. В традиционном ушу нет норматива, указывающего, насколько велик должен быть радиус описываемой окружности, это индивидуально-психологический момент. Как в области межчеловеческой коммуникации, так и в ушу окружность не может быть ни слишком малой, ни слишком большой — и то и другое чревато потерей возможности адекватной защиты.

Например, рука никогда не должна разгибаться в локте до конца, так как она может выйти за грань сферы. Выброс внутреннего усилия происходит именно на грани сферы, таким образом именно здесь наносится самый сильный удар. Нельзя впускать конечность противника внутрь сферы, так как это значительно ослабляет защиту. Мастера багуачжан, регулируя ученикам диаметр их личной сферы, требовали от них по несколько тысяч раз в день выполнять базовое круговое обращение ладонью. В синъицюань базовая позиция саньтиши («позиция трех начал») должна идеально вписываться в круг.

В момент полного внутреннего расслабления грань сферы устанавливается абсолютно естественно и наступает равновесие между внутренним и внешним миром. Грань сферы — это также всегда грань соприкосновения с противником. Сфера может описываться всем телом во время вращений или только конечностями. Окружность может лишь подразумеваться или «предчувствоваться», как в синъицюань и в юнчунь, где наносятся в основном прямые удары. Тем не менее, боец должен сохранять ошушение сферы, внутрь которой нельзя пропускать соперника. Поэтому и в синъицюань и в юнчунь следует уходить от ударов разворотом всего тела, как бы убирая свою «сферу жизни» из-под атаки.

Как бы быстро ни двигался соперник, мастер внутреннего стиля (отнюдь не рядовой ученик) все равно опередит его — но опередит не быстротой реакции, не скоростью движений. Он просто знает обо всем раньше самого наподающего. Он существует и мыслит прежде него. В этом заключен великий парадокс внутренних стилей — мастер не опережает противника и не превосходит своей техникой. Он просто предваряет всякое действие и всякое усилие.

Понятие усилия (цзин) отнюдь не связано с внешней силой. Наоборот, оно скорее противоположно мускульной силе. Например, характерными типами такого внутреннего усилия для внутренних стилей были усилие слышания (тинцзин) и усилие понимания (дунцзин). Оба этих усилия представляет собой особое (порой сверхъестественное) чувствование противника как самого себя, словно мастер видит своего соперника как бы изнутри него самого.

Овладение обоими типами усилия требовало прежде всего определенной работы сознания, основанной как бы на отказе от всякой работы, от всякого помысла или даже действия. Например, для достижения усилия слышания следовало «прежде всего изгнать из тела всякую грубую силу, расслабить ноги и поясницу, успокоить сердце и упростить мысли, дабы вдыхаемое ци и сгустившийся дух пришли в состояние слышания».

Усилие слышания — «это особое чувствование кожей и внутрителесное ощущение, которое позволяет понять сильные и слабые места противника, его положительные и отрицательные качества, направление его движения».

Усилие слышания позволяет путем легких прикосновений к сопернику «услышать» его движение, причем не только физическое, но даже движение мысли, понять по малейшим пульсациям тела противника его замыслы. Еще выше стоит усилие понимания, заключающееся в том, чтобы даже вне прикосновения к противнику уловить его замыслы, «приклеиться» к нему и следовать за каждым его жестом, за каждым помыслом.

Усилие понимания долгое время оставалось великой тайной внутренних стилей. Одним из первых о нем рассказал великий теоретик тайцзицюань Ван Цзунъюэ в «Рассуждениях о тайцзи-цюань»: «Тот, кто стремится познать инь и ян, приклеивается [к противнику] и следует за ним, следует [за противником] и приклеивается к нему. Ян неотделимо от инь, инь неотделимо от ян, и таким образом инь и ян вспомошествуют друг другу. Это и есть усилие понимания».

Так во внутренних стилях сформировались важнейшие понятия: «прилипание» или «приклеивание» (те), и «следование» (цзо, шунь). Боец учится откликаться на малейшее движение противника, подстраиваться под его ритмы. При этом следовало избегать трех недостатков — грубой силы, переполнения в груди ци (т.е. глубокого дыхания) и прерывистых, не связанных между собой движений
. Человек должен войти в резонанс со вселенскими ритмами и благодаря этому «услышать» своего противника, следовать за ним неотступно. Атаки как таковой не существует — она заменена «следованием».

Практически все виды внутреннего усилия направлены именно на это космическое ощущение. Например, вопрошающее усилие (вэньцзин) — это умение понять замыслы противника, ставя ему некие ловушки — «вопросы». Всего же существует несколько десятков типов внутреннего усилия — усилие статичности, трущее усилие, переменчивое усилие, буравящее усилие, усилие арбалетного заряда, усилие соположения и т.п. Таким образом, изучение внутренних стилей базируется не столько на изучении техники и даже не на какой-то «внутренней энергии», сколько на овладении этими типами внутреннего усилия.


Стили «внутренней семьи» зачастую называют «мягкими». Но во внутренних стилях мягкость отнюдь не равнозначна расслабленности, а жесткость — напряжению. Бойцы внутренних стилей учились понимать бином мягкое-жесткое как выражение извечного перехода «инь—ян». Мягкость и жесткость зависят от умения включить в удар все сочленения тела и особым образом распределить усилие.

Во внутренних стилях боец не размышляет над тем, как построить бой, какую тактику избрать, он лишь следует саморазвертыванию поединка, как мудрец безотчетно следует Дао, не потакая и не противореча ему. Безошибочность проистекает здесь из интуиции, т.е. от «слышания» и «следования».
 
 
 

 

 

 

И сейчас в Китае известны сотни сильнейших в недавнем прошлом стилей, каждый из которых имеет свою собственную, порой весьма драматичную историю. Однако абсолютное большинство этих заявляющих о себе стилей и школ ушу утратило свое внутреннее содержание и трансформировалось в некое подобие гимнастики, лишенной воинского духа и наполненности боевыми приемами. Среди причин, объективно способствующих упадку китайских боевых искусств за последние десятилетия, следует назвать прежде всего масштабность социальных потрясений и общегосударственную политику, проводимую властями КНР до 1987 г. в отношении народных, "негосударственных" фамильных, клановых и монастырских школ ушу. Храмы и монастыри разрушались, их обитатели подвергались репрессиям, уцелевшие после гражданской и мировой войны мастера традиционного ушу, те, кому не удалось перебраться на Запад, вынуждены были заняться "общественно- полезным трудом" и пропали в "лагерях для перевоспитания".
И все же способность выживать в самые тяжкие времена, характерная для школ народного ушу, всегда находившихся под неусыпным оком властей и рассматривавших эти школы как очаги смуты и неблагонадежности, их закрытый фамильный уклад и передача секретов традиции самым верным преемникам и ближайшим родственникам, позволили и на этот раз некоторым из них уцелеть. В новых условиях с общей демократизацией жизни в КНР и желанием властей восстановить традиции ушу эти школы (вернее, их сохранившиеся представители) выходят из подполья и начинают развивать заново свое искусство.
Однако новые времена принесли свои не менее тяжелые испытания. На волне всеобщего увлечения боевыми искусствами в странах дальневосточного региона, в том числе и в КНР, стала налаживаться индустрия экспорта самых "великих стилей и школ боевых искусств" на любой вкус, что стало важной статьей дохода этих стран. Этот "ширпотреб" самого низкого уровня даже не смог противостоять в спортивных поединках западным спортивным единоборствам: кикбоксингу, фулл-контакту и др. С другой стороны, сами правила спортивных поединков, градации, весовые категории и т.п. в значительной мере нивелировали боевые искусства, низведя их до уровня зрелищного спорта.
 

 

 

 

http://budoarts.ru/article3125.php.htm

http://chenjiye.narod.ru/ChenJiYe_files/Classics.html

http://www.battlespirit.ru/content/view/127/55/
 

ushu (440x384, 60Kb)

Серия сообщений "Буддизм":
Часть 1 - Япония. Духовные школы.Сингон-Сю.
Часть 2 - Мудрость . Далай - Лама.
...
Часть 7 - Дзен. Стихи.
Часть 8 - Притчи. Чашка кофе.
Часть 9 - Боевые искусства. Внутренний и внешний стиль.
Часть 10 - Всё о природе ума.
Часть 11 - Йонги Мингьюр Ринпоче о Счастьи.
...
Часть 29 - Геше Джампа Тинлей. Тела Будды.
Часть 30 - Тибетский буддизм и современная физика. Вик Мэнсфилд.
Часть 31 - О счастьи, любви к себе и сострадании.

Серия сообщений "Дзен":
Часть 1 - Фильмы Дзен.
Часть 2 - Дзен. Медитация.&quot; Муха&quot;.
...
Часть 9 - Дзен. Стихи.
Часть 10 - Фильм Дзен. "Барака".
Часть 11 - Боевые искусства. Внутренний и внешний стиль.
Часть 12 - Алан В.Уотс. "Путь Дзен".
Часть 13 - Практика Дзен. Просветление.

Рубрики:  Знание/Духовное развитие
Знание/Эзотерика
Загадки, тайны, чудеса, непознанное!
Метки:  

Процитировано 3 раз

SPACELilium   обратиться по имени Суббота, 03 Сентября 2011 г. 20:39 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
dharma2012   обратиться по имени Суббота, 03 Сентября 2011 г. 22:21 (ссылка)
Спасибо, прекрасная SPACELilium! Это- очень красиво!!!:give_hear
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку