-Цитатник

Художник Paul Jackson - (4)

Шикарные акварели. Художник Paul Jackson. Художник Paul Jackson Американский художник акварелис...

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 ЧАСТЬ) - (0)

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) ...

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) - (0)

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) Её (в шутку) назыв...

Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch - (0)

Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch   ...

Мандалы древних религий, стран и народов - (0)

Мандалы древних религий, стран и народов Мандалы известны с древних времён как уникальные граф...

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Photoshop online Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)
  • Перейти к приложению Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги» Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dharma2012

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2010
Записей: 1554
Комментариев: 6986
Написано: 9334


Психология йоги. ч.1.

Вторник, 11 Октября 2011 г. 16:01 + в цитатник

Психология Йоги. ч.1.

Психология йоги — САНКХЬЯ

Из цикла «Расшифровка защифрованных текстов». Оригиналы и комментарии сакральных текстов, трактующих САНКХЬЯ.

Источник - Виртуальная школа йоги  www.yogaold.info

Виды йогиГлава 1. Санкхья и Йога даршаны — введение

Говоря с вами, я пытаюсь переходить к новым темам, иным взглядам, чем вы сможете найти у известных авторов. И еще — я стараюсь сказать нечто новое, а не повторять то, что уже написал. Иногда — наоборот, я повторяюсь, ибо есть места, на которых стоит особенно акцентировать ваше внимание. В прошлых комментариях я неоднократно старался определить йогу все новыми и новыми методами, чтобы показать ее с многих сторон, с разных граней. Теперь придется то же сделать с САНКХЬЕЙ. Вы должны забыть все, что слышали о ней, должны впустить в ум те определения, которые я приведу, постараться опустошить ум, чтобы наполнить тем знанием, которое я предложу. Как в примере с разными сортами вина. Опустошите стакан, чтобы я смог наполнить новым сортом вина — Санкхья Даршаной.

Ситуация, аналогичная йоге. О санкхье писали очень много умнейших людей. У Дайссена, Радхакришнана или Смирнова вы найдете детальную реконструкцию этой системы, объяснение терминов, диалектики развития, перечень текстов… Опять, как с манговой рощей. Детальное описание расположения, количество деревьев, сводки о прошлых урожаях…

Но некоторым из вас интересен лишь Вкус Манго, вам незачем знать количество деревьев или историю манговой рощи. Именно для вас эта моя работа. Я передам вкус, как он открылся мне, передам инструкции, как вам самому попасть в эту заповедную рощу, как САМОМУ ВКУСИТЬ запретный плод.

см. http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post185329362

Что же такое эта Санкхья?

Это некая школа миросозерцания, утверждающая, что можно изменить воззрение (даршану), изменить ментальность, лишь изучив Санкхью, тут нет разговора об упражнениях и медитациях. Знание, путь философии… То, что можно назвать джнана маргой — путем знания.

Санкхья утверждает, что каждый из нас — монада, душа, Пуруша, лишь забывший свое величие и независимость. Пракрити, или субстанция, пленила наши души, заворожила их космическим танцем, сансарой. Аттракцион, назначение которого — развлечение (крида), обернулся кошмаром. Дрема, ставшая сном. Пробудиться можно, вспомнив про сон и ПОЖЕЛАВ пробуждения. Вот так просто. По сути, санкхья утверждает, что душе нечего достигать, она и так обладает атрибутами всезнания, вечности и блаженства. Нужно лишь побороть иллюзию, Майю, проснуться от дремы сансарного бытия.

Первое, что мне пришло в голову, — я еще не встречал вразумительного объяснения парадоксального соотношения Пуруши и Пракрити. Если цель жизни, смысл — в разграничении этих сущностей друг от друга, то повторится ли пленение души силками майи, овладеет ли снова авидья душой? Есть ли какая-нибудь деятельность после окончательного освобождения, или Пуруша, неизменный и пассивный, так и остается в пассивности и неизменности?

Да, такие вопросы нельзя ставить, ибо логике недоступно возвыситься до этих сфер. Ум ограничен, и не может охватить Пурушу, Пракрити, освобождение (мокша).

Но, несмотря на это, я попытаюсь передать некоторые мысли об этом. Сделаю это метафорически, все время отлично помня, что слова и мысли недостаточно вместительны для таких сущностей, как Пуруша, Пракрити, майя и пр.

Санкхья утверждает, что интеллект может возвыситься до той степени, когда он превосходит себя… Вспоминается известная фраза Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Именно так. Санкхья дает знание того, что можно осмыслить, охватить интеллектом, а также показывает ограниченность ума, невозможность для психики охватить метафизические реалии…

Но санкхья, как психология йоги, утверждает, что мысли и логика — это не предел. Что есть возможность сверхсознательного постижения принципов бытия, таттв? Пуруша, или душа, может при помощи медитативного охватывания прямо познавать феномены. Лингам, или психическое тело, адепта может познавать ту или иную таттву в йогическом созерцании.

Не пытайтесь понять, что такое таттва. Это станет возможно лишь в середине книги, когда вы познакомитесь с даршаной более основательно. В двух словах таттва — это уровень, принцип бытия. Есть 25 таттв, от грубых (земля, вода) до тонких (буддхи или ахамкара)…

Цель санкхья даршаны — дать ученику возможность переходить на разные уровни, созерцать эти таттвы непосредственно.

Может быть, вы помните одну из способностей, которую дает практика в сосредоточении и о которой говорили Йога-сутрах? Там утверждалось, что психика адепта становится способной созерцать как тонкие (сукшма) вещи, так и грубые и огромные. Эту шлоку понимают в том контексте, что йогин может видеть как атомы, так и огромные планеты. Я не согласен с такой трактовкой. Сукшма — это тонкость, астральность. Значит, шлоку лучше понимать так — йогин приобретает способность видеть тонкие и грубые вещи, или таттвы. Именно переход ко все более тонким таттвам и есть цель санкхьи, до того, пока ученик не обнаружит самую последнюю и самую неизменную, иную, тонкую таттву — свое истинное Я.

Это и есть кайвалья, нирвана, мокша. Так нужно понимать цель санкхья-йоги. Разграничить свое естество от всего иллюзорного, искаженного, грубого. Обнаружить ту частичку Бога, которую тот вдул в каждого из нас, бессмертную и вечную часть нашей души…

При чтении комментариев к Йога-сутрам, книг, написанных о Раджа-йоге, появляется заблуждение, что Нирвана — некое окончательное самоубийство. Просто обычное самоубийство отвергается, ибо самскары, васаны опять привлекут Пурушу к воплощению. Поэтому существует система «сжигания» этих самскар — семян будущих жизней. Так и достигается Кайвалья — обособленное состояние Пуруши, вне Пракрити, вне субстанции… «В глубину, в бездыханность свою…»

Это пессимистичное понимание нирваны и освобождения. Я даже затрудняюсь определить ЭТУ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ йоги. Мокша, нирвана, кайвалья…

Поговорим об этом. Я постараюсь освободить вас от некоторых стереотипов, распространенных настолько, что даже если вы не считаете так, то хотя бы слышали ТАКУЮ точку зрения.

Итак, в чем цель Санкхья-йоги?

Кайвалья, или обособленность Пуруши от Пракрити, по-моему, неправильно понимается большинством авторов. Это состояние не небытие, не отсутствие чего бы то ни было, КРОМЕ Пуруши. Нет, Пракрити никуда не исчезает. Просто адепт йоги ставит некую ментальную перегородку, называемую вивекой. Вивека Кхьяти — различающее постижение. Иными словами, ученик изменяет свою даршану, воззрение, мироощущение. Ничто не исчезает, все остается. Мир, тело, психика, ложная «Я»-концепция — все это наличествует. Но Пуруша, или истинное «Я» адепта йоги, как бы обособлен от всего этого. Йогин подобен зрителю, который смотрит фильм, но помнит СЕБЯ, не включен в фильм. Обычные люди подобны детям, которые не могут разграничивать себя с героем фильма. Поэтому они волнуются излишне, не получая от фильма наслаждения. Они включены полностью, не могут разграничивать себя от героя фильма. Так происходит на самом деле, дети смотрят фильмы, и трагедия, ужас, бедность — все воспринимается ими слишком эмоционально. Они полностью отождествляют себя с героем фильма. Лишь с годами приходит способность включаться в фильм чуть-чуть, чтобы пощекотать нервы. Чтобы отождествиться с героем не полностью, а чуть-чуть, нужно стать взрослым. И тогда фильмы станут наслаждением. Тогда можно извлекать острые ощущения от любого жанра. Ужас, трагедия — все это становится интересным, и в отличие от детей, взрослые могут регулировать степень ужаса и других отрицательных эмоций, и извлекать из всего этого острые ощущения. Дети могут смотреть лишь те фильмы, в которых положительные эмоции. Они полностью ощущают эмоции главных персонажей, поэтому ужас или трагедия им противопоказаны. Я помню, как сам попал в детстве на фильм ужасов. Бабушка повела на некий фестивальный показ… Это был разовый показ. Одним словом, я, тогда еще маленький, через минуты три категорично попросил бабушку вывести меня из этого кошмара. А взрослые с удовольствием продолжали просмотр…

Вспомните, как это происходит. Вы смотрите фильм, и вы включены в образ главного героя, переживаете вместе с ним, боитесь, страдаете… Вам страшно, вы в отчаянии, ужас вселяется в сердце… Но вы вспоминаете, что лишь смотрите фильм, что непричастны к происходящим на экране событиям. Вот эта полупогруженность в образ героя и есть суть. Именно это и доставляет наслаждение. Просмотр ужаса или трагедии невнимательно, без включенности, теряет смысл. Только эта включенность и обеспечивает остроту ощущений. Одним словом, получать наслаждение от фильма можно в некотором среднем диапазоне включенности, когда субъект то отождествляется с героем фильма, то вспоминает себя, становясь отстраненным зрителем.

Нечто подобное и предлагает Санкхья-йога. Вы сможете познать субъект, Пурушу, ваше истинное «Я» — некоего отстраненного наблюдателя, стоящего над вашей психикой, над всеми пластами сознания, подсознания, сверхсознания… Этот субъект — это не ваше привычное «я», не та личность, которую вы знали до этого. Именно в этом весь секрет. Личность, ваше «я» или эго (ахамкара или асмита), тот, кем вы считаете себя, — это и есть фильм, это и есть представление. Вот что говорит Санкхья, используя непонятные термины. Вы можете погрузиться в глубь себя и обнаружить нечто, стоящее вне вашей личности. Этот свидетель, пассивный наблюдатель, лишь зрит. Решение, самомнение, рассуждение — все это происходит в психике, на разных уровнях. Но от всего отличен некий субъект, который воспринимает все это, словно кино, словно спектакль. Патанджали использует термин Читта Шакти или Энергия Сознания. Этот субъект зрит страсти, мысли, а также он наблюдает динамику всего этого, принимающую форму ложной «Я»-концепции. Именно с ней отождествляют себя обычные люди. Только Санкхья-йога дарует возможность различить субъект и психику. Обычные люди считают собой именно это ложное эго. Они отождествляют себя с главным героем спектакля.

Наши истинные «Я» не включены в процессы психики. Они лишь созерцают бурление в Читте. Каждая вритти или волна в Чите — новая серия фильма. Аханкара или личность — главный герой, с которым отождествляет себя Наблюдатель. Этот наблюдатель — не человек, не тело, не личность. Тело, ум, страсти и воспоминания — все это выдуманный персонаж, некий Боб Синклер, созданный субстанцией для наслаждения своего господина — Наблюдателя, Души. Из инкарнации в инкарнацию, словно из серии в серию перевоплощается личность, блуждая согласно законам кармы. Ведь опыт — это не простой фильм, а нечто ИНОЕ, некий аттракцион, созданный Богом для собственного РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Это и фильм, но и спектакль, и игра, некое казино. Некая космическая виртуальная игра со своими законами.

Но обычные люди неправильно играют в эту игру. Они слишком серьезно относятся к ней, слишком включены. Сон стал явью. Субъект, забывший себя, полностью перенесший себя на место главного героя. Вместо вечного счастья — лишь временные наслаждения, которые могут даровать несовершенные органы чувств. Вместо вечности — отрывки из инкарнации, ибо психика не может помнить вечность, непрерывность существования…

Это состояние — непривычное, в нем ДОЛЖНЫ находиться живые существа. Это отдельно подчеркивается йогическими текстами. И живые существа могут избавиться от этого состояния рабства… вновь вспомнить свое величие, пробудиться от дремы, Майи… Увидеть веревку вместо воображаемой змеи.

Весь секрет в изменении точки отсчета, изменении воззрения, даршаны. Йогин живет проще, чем самый обычный человек, но он наслаждается несравнимо больше, чем любой император. Ибо душа императора подвержена авидье, у него лишь свои несовершенные органы чувств и доставляемое ими наслаждение. А вот йогин не подвержен авидье, он не отождествляет себя с личностью. И его наслаждение — это наслаждение души, частички бесконечного, сознательного всемогущего существа. А вот личность, роль, которую душа лишь наблюдает, не имеет никакого значения. Император он или дровосек, какое все это имеет значение? Смотря фильм, вы же не требуете, чтобы главный герой обязательно был здоровым и богатым? Все зависит от сценария, от жанра. Герой может быть беден, некрасив, неудачлив, но от просмотра фильма зритель может получить огромное наслаждение. Все зависит от жанра.

Теперь мы с вами можем по-иному понять, почему в Гите так странно рисуют образ йогина. Внешне это человек, которому «до лампочки» как великие почести, так и огромное унижение, как счастье, так и горе. Для него без разницы «камень, земля или золото. Враг или друг — ко всему он относится одинаково безразлично».

Почему? Да потому, что вы не видите этого йогина. Та личность, которую вы наблюдаете, — это лишь главный герой, которого он сам считает отличным от себя. В принципе, к вам он относится так же, как и к себе. «Относится к ближнему, как к самому себе», — все мы лишь участники огромного спектакля. Каждый играет отведенную ему роль. И роли чередуются. Это и есть закон Кармы. Если в этой инкарнации вы играли роль того, кто стреляет, то в следующей вы будете тем, в кого стреляют. В этой инкарнации вы помогали, в следующей — помогут вам.

Представьте себе нескольких людей, ради собственного развлечения играющих некие постановки. Они сами и сценаристы, и режиссеры, и исполнители, и зрители. И вот, они чередуют роли, чтобы всякий все перепробовал, все познал, испытал. Один в этот раз играет полицейского, другой — вора. В следующий раз — наоборот. Если при задержании, в прошлый раз, полицейский слишком сильно усердствовал и причинил боль вору, то с большой долей вероятности, в следующий раз, он получит такую же боль, когда будет сам пленен, в образе вора. В следующий раз он опять будет играть полицейского… И так до бесконечности. Пощечина, полученная ранее, опять возвращена… Таковы законы кармы.

Но их легко можно разорвать. Об этом говорили все пророки мира. Нужно лишь прервать цепочку кармы. Нужно не возвращать пощечину. И в будущем ее не будет и для вас. Помните об этом. Мы все в первую очередь СЦЕНАРИСТЫ, а лишь потом — исполнители и зрители этого общего спектакля. Вот у вас есть враг. И вы посвящаете жизнь его поиску. Наконец вы торжествуете, вы победили, вы отомстили.

Теперь уже его очередь. В следующей жизни он найдет вас. И отплатит той же монетой. А потом — опять вы…

Круг можете порвать в любой момент. «Простите должникам вашим», и простят вас. Подставьте вторую щеку, и пощечина исчезнет из реальности.

Христос предложил нам всем изменить сценарий. Ведь это так просто и гениально. Подставляйте щеки, и скоро вообще не останется пощечин. В следующей инкарнации вы обнаружите, что агрессии просто нет. Так можно прервать кармические матрицы, которые преследуют каждого из нас. Это и есть первый шаг. Санкхья тут солидарна с другими этическими или религиозными системами. Победить закон кармы, не возвращая пощечин, ахимсой, невраждением. В мыслях, на словах и на деле адепт этой даршаны культивирует ахимсу, не причиняя вреда ничему живому. Так он изменяет отношение всей субстанции к самому себе. Скоро вся пракрити изменяет отношение к адепту, и вокруг него образовывается защитный кокон, некая аура из саттвы. Так что агрессия угасает, даже враждующие друг с другом животные перестают драться в присутствии такого человека.

Когда некто исключает агрессию из своих действий, он освобождается от кармических пут и может возродиться в условиях, благоприятных для духовного совершенствования.

И это не обязательно будет земля. Есть бесконечные реальности, называемые в йоге ЛОКА. Напоминает «параллельные вселенные» из фантастики. Душа возрождается в тот мир, который ближе к ней. Если некто желает избавиться от агрессии, то он возродится в реальности, где она сведена до минимума.

А другой желает смотреть спектакль о войне, об агрессии и жестокости. Если он владеет Вивека Кхьяти — различающим постижением, то он будет наслаждаться, родившись в мире постоянной войны.

«Он неубиваем и не убивает сам. Атман не может быть ни субъектом, ни объектом убийства», — это уже Гита. Там дана модель того, как может существовать йогин, играющий роль воина, воюющего с собственной родней. Это тема отдельного разговора — санкхья странная даршана. Одно из ее направлений ведет к крайней черствости души («Так он становится крайне черствым человеком» Мокшадхарма), и адепт продолжает жизнь, играя роль воина или любую другую дхарму (революционера, разведчика, члена тайного ордена). Представьте себе такого человека. Он может до бесконечности развивать свое бесстрашие, ибо относится к самому себе, как к персонажу компьютерной игры. Для него космос — некая «стрелялка», где он играет, все время помня о своем отличии от псевдо«Я»-концепции, роль, которую лишь играет. Это направление очень понравилось касте воинов — кшатриям, поэтому санкхья была так популярна в их среде. Воинское сословие в Китае переняло эту даршану, она докатилась до Японии и известна под именем Буси-До, или Путь Воина…

Вспомнил определение, прочитанное в книге о Дзэне, которое, как ничто иное, подходит к теме нашего разговора: «Для Мудреца его личность — словно кисть художника. Его жизненный путь — словно полотно. Просветленный идет по жизни, творя новое произведение…»

Так могли сказать и учителя Санкхьи. Дзен — это лишь иное изложение арийской мысли, сформулированной в ведах и упанишадах.

Но не обязательно адепту Санкхья играть со смертью и творить Великие Дела. Все зависит от кармы. У каждого из нас есть своя дхарма — свой путь, свое прошлое, настоящее… Все это в той или иной мере предопределяет будущее — карму. Смотря что есть ваш долг, к самому себе, родным, друзьям, родине, всему человечеству. Смотря какой касте вы принадлежите. Ну и что, что каст не осталось. Каждый в той или иной мере принадлежит к одной из каст: он или философ, или воин, или бизнесмен, или еще не развился настолько, чтобы принадлежать к этим высшим кастам и вообще не способен самосовершенствоваться. Такие люди или дасью — это большинство. Они не должны слышать ученье санкхьи, ибо поймут ее извращенно. Они понимают то, что на поверхности, привязаны к словам, образам. И они постоянно льют кровь из-за религии, идеи. Именно их массовое бессознательное превратилось в кошмары средневековья, в аутодафе, в истязания и костры, в войны религий и прочее.

Я надеюсь, что сложность предмета, обилие санскритских терминов и отсутствие агрессии сделает мои работы неинтересными для таких людей. Ибо в агамах есть запрет — им не должно перепадать это знание. Это чревато для них самих. Они на другой ступени, им еще нужно дорасти, чтобы понять арийскую мысль.

Говоря АРИЙСКУЮ, я подразумеваю — возвышенную, философскую. Арии — для меня, это не какой-то народ. Нет, это мудрецы прошлого, оставившие свой след в виде бесподобной кладези мудрости не только в Индии, но и во многих других культурах и странах.

Итак, вернемся к теме нашего разговора. Теперь — время бизнеса. Властвует каста вайшьев. В прошлом были иные времена. Сперва властвовали философы. И общество жило, согласно их принципам, жило в золотом веке. Потом к власти пришли воины. Дальше деградация продолжалась, власть перешла к бизнесу… И в 20 веке полземли оказалось под властью шудр (пролетариат)…

Теперь как будто маятник качнулся в обратную сторону. Дай бог, чтобы на всей планете правящей кастой вновь стали люди духа — философы, просветленные учителя…

Но для этого их должно быть больше, чем на сей момент. Это время потому и называется кали-югой, веком незнания. Поэтому самое легкое — избрать ту касту, которая властвует на сегодняшний момент. Станьте вайшьей, бизнесменом или фермером. Одним словом, зарабатывайте на хлеб без агрессии, без риска и экстрима, чем полон путь воина. Имейте некое свое дело и, зарабатывая, отдайте долг тем из родных, кому должны. Именно поэтому нельзя уходить из активного мира. Долг перед предками, перед родителями… У каждого из вас есть некие неоплаченные долги. Следуя пути вайшья, можно их уплатить. Эта ступень жизни называется Ступенью Домохозяина.

Ученик, посвящающий себя самосовершенствованию, должен пройти некие ступени. Сперва до зрелого возраста он Брахмачарин, ученик, изучающий, ищущий путь. Дальше он женится, начинает добывать средства к существованию и отплачивать долг перед родителями. Эта ступень — ступень домохозяина.

Спустя годы, когда ученик почувствует, что созрел, он постепенно доводит свою деятельность до минимума и переезжает в деревню вне города. Берет с собой жену, если та пожелает. На этой, третьей стадии, адепт погружается в мир йоги снова, погружается, как изучил в детстве, как переварил на стадии домохозяина. Он наращивает длительность медитации, отстраняется от мирских дел…

На четвертой стадии ученик становится йогином, изменяя свою даршану полностью. Теперь для него проявленный мир — лишь майя, то, что кажется… Греза.

Но эти стадии имеют свою логику. Трудно перепрыгнуть их. Имея кармические долги, вы не сможете уйти из сансары, не оплатив их, иначе терзания совести не дадут покоя, необходимый для упражнений йоги. Вот какой коварный механизм. Йога — нечто, априори, требующее чистой совести, спокойного существования, времени. Вы должны изменить свою жизнь этап за этапом, прийти к йоге, а не решить все за один день. Вы можете поехать в Индию, заплатить деньги и прожить месяц в ашраме. И они покажут вам несколько асан, пранаям. Но со своей совестью, со своей внутренней дхармой вы один на один. Вы должны изменить свою жизнь, постепенно придя к некому иному способу существования, — вот что такое ЙОГА. Родные, друзья, враги, вообще другие люди — некие мешающие факторы, если вы не сможете смириться со своей дхармой, уплатить свои долги… Поверьте, без этого невозможно самосовершенствоваться. Вы должны как-то объяснить своим близким вашу трансформацию. Объяснить, приоткрыв завесу чуть-чуть. Говорите о здоровье, о самопознании. Не придавайте обмену мнениями форму проповеди или диспута. Вы будете не поняты, если попытаетесь открыть тайны йоги близким. Появится некая агрессия с их стороны. Они не понимают и, соответственно, считают вас психом. Люди не любят, когда нечто вне их логики. Поэтому нужно объяснить ваше увлечение понятным им языком. Йога — путь здоровья и релаксации. Это они поймут. И даже могут начать практиковать одно, два упражнения, асаны или омовение… Главное — дать понятное для них объяснение.

И не дай бог объявить им о Пуруше, о майе и прочем. Родные связаны с вами через тело. Брат или родители — они связаны с вами кровью… Ваше заявление, что тело — лишь иллюзия или автомат для души — все это будет встречено неосознанным страхом вашими родными. Они привязаны к вам, любят вас, поэтому почувствуют инстинктивный страх перед вашим новым увлечением. Йога — то, что разделяет вас с родными, отдаляет — вот что они услышат в ваших объяснениях. Поэтому лучше держать ваши потаенные мысли в себе.

И еще — хотя бы из-за чувства благодарности к древним мудрецам мы все должны придерживаться тех советов, которые они оставили В КАТЕГОРИЧНОЙ ФОРМЕ — каждая упанишада, Гита, Тексты Мокшадхармы заканчиваются правилом распространения этого знания. Есть установка — передавать знание лишь ПОДГОТОВЛЕННЫМ, тем, кто способен его воспринять неискаженным. Обычным людям это знание не должно быть передано. Они поймут его извращенно. Обычные люди не различают высших реалий, и когда Санкхья-йога утверждает, что частичка Абсолюта находится в них, понимают под этим асмиту, свои ЭГО. Упанишады часто возвращаются к этому. Боги и демоны пошли к мудрецу, для знания. «ТЫ и есть АТМАН, сущее», — дал формулу учитель. И, удовлетворенные, обе группы возвратились домой. И демоны стали ублажать свои тела, гоняться за земными радостями. А вот боги стали размышлять — если тела и есть сущее, то почему они не вечны? Тогда они возвратились к учителю, и тот вновь повторил формулу ТАТ ТВАМ АСИ — ты и есть Атман, Сущее. Дальше в текстах описан переход сознания к все более тонким таттвам, на уровень энергии, на уровень органов чувств, на уровень психики — внимания, самомнения… Дальше — к материи сознания, психике в непроявленном аспекте — к авьякте Пракрити… И к Пуруше, который над всем этим, к Атману, Сущему, вечному наблюдателю всего, как тела, так и разных уровней (таттв) бытия, и, наконец, составной части наблюдателя, задающего вопрос.

Я человек, тот, кто спрашивает и наблюдает ответ, наблюдает сам процесс мысли, процесс принятия знания, решений… Кто над памятью, над познанным и непознанным. СУБЪЕКТ.

Вот некие этапы, которые вам необходимы до Начала Упражнений в йоге. Вы должны объяснить это своим близким, но и сделать тайной. Йога происходит в одиночестве. Никто не присутствует при медитации. Групповые медитации или упражнения — это нонсенс. Йога вырабатывает некие условные тончайшие рефлексы в уме, так что ей нужна идеальная изоляция, покой, уединение. Вы должны как-то изменить свою жизнь таким образом, чтобы ежедневно, пару часов, находиться одному, в тихой комнате, желательно там, куда не доходит шум города.

Утром и вечером, примерно по часу — туда не должен заходить никто. Родные должны понимать, что вы упражняетесь, ища здоровья и релаксации. И стиль вашей жизни должен быть как можно спокойнее. Вам лучше быть в полной гармонии со средой обитания, соответствовать дхарме.

Так будет легче заниматься самосовершенствованием. Воину или философу, в том понимании, которое вкладывает в эти термины Санкхья, не просто существовать в нынешнем обществе запада. Поэтому я и советую дхарму вайшьи. Вайшья означает народ. Так называли Ариев, основную часть тех, кто не становился воином или философом и жил, занимаясь неким делом — земледелием, разведением скота, одним словом — бизнесом.

Можно быть простым бизнесменом или фермером. Иметь жену, детей. Игра в вайшью, где Пуруша смотрит спектакль о благополучии. Но и эта игра имеет свои законы, иначе она не была бы интересной. Как в казино, в игре должны быть проигравшие, чтобы выигравшие почувствовали острые ощущения. И из инкарнации в инкарнацию Пуруша играет в эту азартную игру, то становясь бизнесменом, то терпя разорение, вплоть до сумасшествия и самоубийства.

Вот сансара — космический аттракцион. Я не предлагаю уйти из нее. Я предлагаю остаться, исполнять свою дхарму или предназначение. В чем ваша дхарма — этого никто не может сказать. В этом и прелесть, пресловутая «СВОБОДА ВЫБОРА, СВОБОДА ВОЛИ». Вы можете играть в гангстера или в спасителя народов, в ученого или бизнесмена. Все это второстепенно. Как только вы станете йогином и отделитесь от собственной личности, то вы просто отпустите поводья, так, чтобы ваша личность свободно двигалась по путям кармы, к тому, что для нее предопределено. Не забывайте, мы все соавторы, мы вместе ответственны за сценарий. Можем изменить спектакль, играть нечто бесподобное, вместо этого ужаса. Но я понимаю, что ситуация на планете земля, в этой реальности, будет ухудшаться и ухудшаться. Кто откажется от миллиардов? Вы бы отказались? А миллиарды для одного — это тысячи голодных детей в другом месте. Таковы законы. В следующей жизни один из этих голодающих детей примет роль миллионера. А миллионер — роль голодного и бездомного. Ну и что? Такова постановка.

Хотя все это легко можно было бы изменить.

Было время, когда спектакль играли лучше, ибо играли по некому изначальному сценарию, где касты были строго разграничены. Не только в Индии, но и всюду. Духовное сословие было на первом месте. Все слушались их. Это был золотой век, ибо золото еще не стало символом богатства.

Но теперь люди играют в некую иную игру — в железный век. Они стараются сожрать друг друга, если не в прямом, то хотя бы в переносном смысле. Одни хотят управлять другими, без всякой логики, лишь по праву силы или добытого золота.

Раз мы родились в этот железный век, значит, наша карма такова. Санкхья предлагает взглянуть на все ИНАЧЕ, изменив даршану. Вивека Кхьяти, различающее постижение, — некая уникальная способность адептов йоги. Они могут отграничивать себя от своей личности. Вот такой парадоксальный выход из ситуации. Это замечает Элиаде в своей бесподобной работе о йоге. Он восторгается нетрадиционностью способа решения проблемы. Санкхья избавляется от дукхи или Страдания, отстраняясь от реальности, в которой вообще существует страдание. Пуруша имманентен страданию, как и проявленному миру. Вивека — это некое состояние психики, когда «Я» человека отдаляется от личности, способной переживать страдание. Санкхья находит некий центр в уме, отвечающий за чувство «Я», эго. Читта Шакти — вот название на санскрите — энергия сознания. Этот центр изолируется от всего остального, и как бы душа становится стотонним наблюдателем психики…

Вот такое решение проблемы. Подняться над целой психикой, так что переживания остаются где-то там, внизу…

Главное — добиться этой ВИВЕКИ, и все станет интересно. И не будет иметь значения, богаты мы или бедны, красивы или уродливы, здоровы или больны. Ничто не сможет помешать удовольствию ОТ СОЗЕРЦАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Дворник или миллиардер — Пуруша получит одинаковое наслаждение от просмотра жизни обоих. Эта будет постановка разных жанров. Шпион, бизнесмен, революционер, разбогатевший бедняк или политик — есть бесчисленное количество игр. Полная свобода выбора.

У некастовой системы есть свои плюсы. Стань, кем хочешь. И не имеет значения, удастся тебе это или нет. В этой инкарнации может и не удастся, но удавалось в прошлом и удастся в будущем.

Главное — не включаться в роль на все сто. Главное выработать эту Вивеку. И, поверьте мне, в тюрьме вы будете в таком же комфорте, как и на лучших курортах. Просто Пуруша получит наслаждение, в первом случае от постановки на тему тюрьмы, а во втором — на тему фешенебельного отдыха.

То воззрение, о котором я рассказал, является Даршаной. Даршана — модель восприятия мира, миросозерцание, точка зрения. Есть разные даршаны или разные модели Сущего. Например, адвайта, утверждающая, что никакого изменения вообще нет, ибо Единый Абсолют не подвержен изменению… Он ВЕЧЕН. А наша действительность — лишь мгновенный сон, навеянный Абсолютом самому себе. Золотое кольцо переплавляют и делают серьги, но золото изменяет лишь форму, суть остается неизменной — вот пример Шанкары.

Есть даршана Рамануджи, теистический взгляд на мир. Мы — дети бога, и мы обретем счастье в трансцендентальном общении с ним.

Каждая школа читает Шрути (откровение — веды и упанишады) по-своему. Обе школы находят свои аргументы…

Есть ньайя и вайшешика даршаны, но они уже не актуальны в нынешнее время, ибо пытались изучать материю. Их писания звучат по-детски в наше время, когда наука сделала гигантские шаги во всех направлениях…

Или почти во всех направлениях. Человек изучил все, от дальних планет до микроэлементов. Но он так же мало знает себя, как и тысячи лет тому назад. Человечество продвинулось в этом направлении лишь немножко.

По сравнению с научной психологией (осмелюсь высказать свое мнение, суждение человека, имеющего диплом психологии госуниверситета), йогическое знание гораздо обширнее и глубже. Юнг сравнивал современную западную психологию с лепетом новорожденного, в сравнении с йогической мудростью.

Этому есть свое объяснение. В психологии было два подхода. Внешний и внутренний. Кроме эксперимента, тестирования и прочих методов исследований ЧУЖОЙ ПСИХИКИ, применялся т. н. «метод самонаблюдения». Но, увы, самонаблюдение не простая вещь, оно требует навыка. Поэтому этот метод был забыт.

А вот йогическая психология, называемая Санкхьей, изначально основана именно на подобном подходе. Тысячелетиями целая каста занималась самонаблюдением. Знание, накопленное кастой, варной философов, посвящавших самонаблюдению жизни, накопленное из поколения в поколение…

Вот какая кладезь мудрости. Конечно же, современная психология не будет иметь столько терминов, сколько психологических терминов есть в санскрите.

Цель наших бесед — понять, что же такое эти Санкхья и йога, понять на нашем языке, репрезентировав знание в привычных для нас образах и понятиях. Попытаемся это сделать…

Это две стороны единого медальона. Санкхья — теория, йога — праксис.

Я собираюсь, по ходу разговора, предлагать вашему вниманию отрывки из агам, трактующих йога и Санкхья даршаны.

Дукха — страдательное состояние психики. Это — данность, факт. Мы все подвержены этой ДУКХЕ, мы все ощущаем ее. Неудовлетворенность — вот ее приблизительное определение.

Если некто пытается бороться с дукхой, избавиться от этого состояния, сменить дукху на сукху, то у него два пути. Первый — сделать это усилием воли, напряжением сил. Это способ йоги. Второй способ — сделать это, просто надев другие очки, сразу сменив одну даршану на другую. Если дукха, или страдание, — это состояние психики, то ее можно побороть, наполнив психику другой даршаной. Вот и существует Санкхья даршана. Ею можно овладеть одним лишь изучением и культивированием, без всяких упражнений. Это путь философа, путь джнаны или знания.

«Две дороги ведут к совершенству, — говорится в Гите, — путь подвязывающихся (йога) и путь размышляющих (санкхья)».

Настало время познакомить вас с этим путем. Помните, стать просветленным можно сразу. Дукха — результат майи, авидьи — вашего неведения. Вы, ваша личность — это сон, приснившийся некоему Иному Существу, Пуруше, имманентному, вечному, бездеятельному, обладающему всезнанием и блаженством. Для разнообразия он решил поиграть в криду, поиграть с Пракрити, с субстанцией. Пуруша — это некий зритель, а Пракрити подобна танцовщице… Санкхья открывает секрет того, как вернуть себе статус господина, как вернуть материю на свое место — место рабыни.

Легенды говорят об Асуре, от которого идет эта даршана. Асура — это сверхсущество, могущественное, иногда доброе, иногда злое. Для нас Асура как первоизлагатель Санкхьи должен означать следующее — перед нами не ученье, которое нашли некие люди с помощью метода проб и ошибок. Нет, ученье Санкхьи идет сверху, оно даровано людям как Откровение.

Другие предания утверждают, что Санкхью воспринял легендарный Капила от Бога…

Гита, тексты Мокшадхармы, упанишады — текстов Санкхья-йога очень много. Я постараюсь систематизировать их. Дать некоторые, прокомментировать, показать, как комментируют другие…

Главное — чтобы вы начали шифровать их сами. И тогда вы сможете изменять ментальность, лишь опираясь на агамы. Упанишады, аккумулированная в них саттва, начнет изменять вашу психику. Вы обнаружите, что эти тексты, словно музыка. Их нужно слушать, читать снова и снова. И нечто зашевелится в вашей глубине… И спящий станет просыпаться…

Это бесподобный мир психологии, который откроется вам. Знание тонких миров (лока, реальности), как внутри нас, так и в космогоничном масштабе.

Ученье Санкхья, подобно йоге, — это подарок Высшей Воли всему человечеству. Есть склад ума, который не может двигаться, опираясь лишь на веру. Есть люди с развитой долей левого мозга, люди, в жизни которых логика берет верх над эмоциональной стороной. Им невозможно практиковать путь бхакти, уму нужно видеть Истину, ощущать, реализовывать… Опираться на веру они не могут по складу своей натуры. Санкхья — для них.

Санкхья — на санскрите слово имеет несколько значений: счет, рассуждение, анализ. Санкхья вообще не касается вопросов, требующих эмоций, веры, доверия. Санкхья основана на логике. Для освобождения нужно лишь изучить психологию Санкхьи. По утверждению этой даршаны, изучая свое внутреннее устройство по схеме Санкхья, душа получает власть над собой. Знание — сила! Так говорит народная мудрость. Ученик, изучающий таттвы или уровни субстанции, разные принципы бытия, может разграничивать эти уровни в самом себе. И он учится обнаруживать все более тонкие грани своей психики. Пока не сумеет попасть в Вивека Кхьяти — Разграничивающее Постижение, различение двух начал в своем естестве: Пуруши и Пракрити, вечного и изменяющегося, субъекта и объекта, души и материи.

Источник - http://www.yogaold.info/psihologija_jogi_sa/

chakra (576x432, 50Kb)

Рубрики:  Знание/Йога
Литература/Библиотека, книги
Знание/Эзотерика
Всё!/Всё о природе Ума!
Всё!/Всё о Развитии!
Психология
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

dharma2012   обратиться по имени Вторник, 11 Октября 2011 г. 18:15 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
svetikya   обратиться по имени Вторник, 11 Октября 2011 г. 21:49 (ссылка)
Привет!
анимационные картинки Благодарю, открытки Благодарю
Ответить С цитатой В цитатник
dharma2012   обратиться по имени Вторник, 11 Октября 2011 г. 23:53 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
SPACELilium   обратиться по имени Суббота, 15 Октября 2011 г. 05:21 (ссылка)
Очень мудрая статья!!
Ответить С цитатой В цитатник
dharma2012   обратиться по имени Суббота, 15 Октября 2011 г. 15:51 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Domcom   обратиться по имени Среда, 11 Июля 2018 г. 14:28 (ссылка)
стильные самонесущие лестничные ограждения из цельного стекла
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку