Цель позитивно мыслящих родителей – развить в детях дух сотрудничества, а не покорности!
Чем отличается сотрудничество от послушания? При сотрудничестве ребенок имеет право выражать свое отношение к тому, что от него просят. Это не значит, что он не выполнит ваше указание, нет! Но возмущаться, сказать, что ему не нравится и он не хотел бы этого делать, он может.
Учитывая его желания, не каждый раз, но иногда, вы будете пересматривать ваши указания, но почти всегда вы будете настаивать на своем. Его желания и чувства будут услышаны – очень часто уже этого достаточно, чтобы дети стали с удовольствием сотрудничать с вами. Смысл заключается в том, что при таком подходе ребенок учится корректировать свои действия в соответствии с требованиями взрослых и начинает понимать, что хозяева положения – родители. Папа и мама главные. Когда ребенку предлагается широкий выбор возможностей, он теряется, мечется из стороны в сторону, не знает, что делать с этой неограниченной властью, и в результате вырастает неуверенным в себе, взбалмошным человеком.
Итак, в современном обществе ценится не послушание, а воля. Для воспитания волевого человека, позитивно мыслящего, уверенного в себе не годятся методы, основанные на страхе, как наказание и угроза, основанные на чувстве вины, как критика и неодобрение и осуждение. Они стали нецелесообразны. Нужны новые методы. Можно сказать, они еще в стадии разработке, но кое-что уже можно предложить.
Вместо наказания и угрозы наказания – поощрение и обещание поощрения
Современных детей можно и нужно мотивировать не наказанием, а поощрением. Вместо того чтобы сосредотачиваться на последствиях негативного поведения, позитивное воспитание обращается к последствиям позитивного поведения.
Нет нужды рассказывать много и подробно о том, сколь пагубно отражается на формировании личности использование критики и страха. С точки зрения позитивного воспитания, они не только нецелесообразны, но и просто недопустимы!
Еще хуже обстоят дела, когда родители кричат на ребенка. Мало того, что родитель критикует, угрожает и унижает, но еще и показывает отрицательный пример общения.
Избавьтесь от крика, используя технику позитивных учреждений, и взаимоотношения у вас тут же изменятся. Помните: кричать – бесполезно и вредно! Но если вы сорвались, ничего страшного. Совершать ошибки – нормально! Детям нужны не безупречные родители, а любящие и стремящиеся стать лучше! Просто извинитесь, когда успокоитесь, и все.
Нет более сильного мотива, чем внутреннее стремление ребенка ладить с вами и желание получить награду. В предвкушение награды любой ребенок становится более податливым! Обещание награды вдохновляют к сотрудничеству всех - и старых и малых! А родители все еще сомневаются: «А не подкупаем ли мы детей таким образом, и хорошо ли это?» Но заставлять детей вести себя хорошо при помощи наказаний и угроз, разве мы не используем негативную форму подкупа?
Искать и находить подходящие формы поощрения нужно самим, в зависимости от возраста, интересов и увлечений вашего ребенка и ваших возможностей. Поощрения могут быть такими: мы с ходим с тобой в кафе, музей, в кино, мы устроим чаепитие, поиграем, полепим и тд. Размер поощрения должен соответствовать размеру просьбы. Чем труднее выполнить ребенку вашу просьбу, тем серьезнее награда!
Вместо наказания и угроз – время для «остывания»
В западной литературе вместо наказания предлагается отправить ребенка в свою комнату, чтобы он выпустил пар. Это что-то вроде того, как нас ставили в угол в детском саду или дома. Принципиальное отличие в том, что в первом случае не оценивается поведение ребенка, а констатируется факт, что ситуация вышла из-под контроля, что и родитель, и ребенок в стрессовом состоянии, а в стрессовом состоянии вопрос решать нельзя! Когда переполняют чувства, лучше всего взять тайм-аут и остыть всем: и родителям, и ребенку. Длительность тайм-аута будет зависеть от возраста: по одной минуте, на каждый год, прожитый ребенком.
Важный момент! Когда ребенок впервые оказывается за закрытой дверью, ему кажется, что все его покинули, он попытается выйти, поэтому родителям нужно запереть дверь и не уходить, стоять за дверью. Позже ребенок привыкнет и не будет страдать оттого, что остался один.
Нужно помнить6 тайм-ауты не работают, когда ребенок с удовольствием уходит в свою комнату, играет там или слушает музыку. В таких случаях для обдумывания поступка надо выделить другое помещение.
Вместо критики - признание достижений и успехов
Критикуя ребенка, вы фокусируетесь на его недостатках и плохих поступках. Когда вы сосредотачиваетесь на плохом, хорошее не получает возможности проявится. Пока вы беспрестанно осыпаете ребенка негативными замечаниями, он лишен возможности стать лучше!
Помните:
1. Критика еще никого не сделала лучше!
2. Критика только настраивает детей против родителей и побуждает их к бунту!
Используйте позитивные утверждения, если вы постоянно раздражаетесь, замечая недостатки вашего ребенка:
· Совершать ошибки – нормально! Ошибки бывают у всех.
· Быть не таким, как все – нормально!
· Быть непохожим на других – нормально!
Признавая успехи и достижения вашего ребенка, вы сосредотачиваетесь на положительном. Если вы поощряете его за позитивное поведение, он начинает чаще вести себя соответствующим образом!
Вместо того, чтобы выискивать ошибки и обращать внимание на них, старайтесь ловить моменты, когда ребенок делает что-то хорошее.
Вместо негативных замечаний (возмущения )- активное слушание
Психологи придумали очень эффективный метод воспитания – активное слушание. В чем его суть?
Если ребенок не выполняет вашу просьбу и плохо себя ведет, значит, на глубинном уровне не удовлетворяются его основные потребности. Это напоминает ситуацию, когда у взрослого нет настроения, значит, у него не удовлетворена потребность в любви и признании. Активное слушание направлено на выяснение этой самой неудовлетворенной потребности: не путем расспросов, а очень непривычным для нас способом. Нужно ваши догадки произносить в утвердительной форме, при этом обозначив чувства ребенка. Например, малыш не выполняет просьбу мамы убрать разбросанные игрушки. Мама говорит без всяких вопросительных интонаций: «Тебе не хочется убирать сейчас игрушки, потому что ты устал и хочешь спать. Тебе кажется, что это трудно». Вы не поверите, но эти простые слова могут иметь магическое действие. Ребенок тут же займется уборкой. Почему? Да просто ему оказалось достаточно того, что мама заметила, что он устал и ему не хочется этого делать. Мама проявила участие. Значит, она не равнодушна к нему, любит его, что и требовалось доказать. Убедившись в этом, можно и выполнить просьбу – ведь это не так уж и сложно.
Если ребенок никак не реагирует на утверждение, мама, скорее всего, не угадала причину непослушания. Выдержав паузу, ровным, спокойным голосом нужно выдвинуть следующую версию: «Тебе обидно, что я попросила убрать игрушки тебя, а играли вы вдвоем с братом».
Активное слушание – это не средство заставить ребенка выполнить вашу волю, это способ выяснить неудовлетворенную потребность для последующего удовлетворения. А возникшая готовность выполнить просьбу родителя – это благодарность ребенка за то, что его поняли.
Этот метод очень эффективный, особенно в работе с детьми от 3 до 9 лет.
Вместо приказа – просьба
Позитивное воспитание предполагает просьбы к детям, а не приказы. День ребенка полон приказаний: сделай, не делай, посиди, попиши и т.д. «Сделай, пожалуйста!», «Перестань, пожалуйста!» – старайтесь формулировать просьбы в позитивные предложения.
Откажитесь от объяснений в тот момент, когда вы что-то просите. Только просьба, и все. Почему? Да потому, что ребенок наверняка знает, почему надо делать это сейчас или почему нельзя. Просьба теряет силу, если родитель начинает пространно объяснять, зачем это нужно. И последнее. Возмущаться и сопротивляться можно, но выполнение обязательно, ибо родители – главные.
Приказ как утверждение родительской власти
И все-таки в одном случае приказ необходим – если ребенок упорно не приступает к выполнению вашей просьбы.
Команда должна быть произнесена твердо, но спокойно. Приказывайте так, будто вы генерал и ваш приказ беспрекословно выполнит армия. Приказывайте тоном, не допускающим возражений. После того, как вы использовали командный голос, нужно твердо стоять на своем. Эмоции, объяснения, аргументы, обвинения и угрозы только ослабляют вашу позицию. Вы таким образом только даете ребенку понять, что вы чувствуете себя неуверенно в роли главного, то есть родителя. Ему необходим сильный руководитель. Без всяких эмоций повторяйте приказ до тех пор, пока не добьетесь выполнения. Возможно, ребенок будет возмущаться, даже обзывать вас, и вам захочется ответить или даже шлепнуть его, но надо сдержать себя. Как робот, ровным голосом повторяйте одно и тоже предложение – ваш приказ. Командуйте с уверенностью, что ребенок сейчас уступит. В конце концов, он подчинится вашей воле.
Не думайте, что после этого ребенок будет к вам хуже относится. Скорее всего, наоборот, он вас начнет уважать больше.
На первый взгляд, кажется, что приказ как метод не соответствует требованиям позитивного воспитания. Но это только на первый взгляд. Мы, родители, создаем условия для роста и развития наших детей, мы удовлетворяем все их потребности. Пока они не выросли и не ушли в самостоятельную жизнь, мы в ответе за них, значит, все должно быть под нашим контролем. Это становится возможным благодаря такому способу как приказ.
Последовательность применения новых методов, для того чтобы ребенок выполнил вашу волю
Чтобы ребенок выполнил вашу волю, нужно действовать последовательно, шаг за шагом. Некоторые родители очень часто сразу применяют приказ. Зачем, если достаточно было бы и просьбы? Или просьбы и активного слушания? Нам не нужна покорность ребенка! Нам нужно его умение организовывать свое поведение в соответствии со своими желаниями, чувствами и требованиями родителей. Итак, 5 методов в той последовательности, в какой их нужно применять.
1. Просьба
2. Активное слушание
3. Награда или обещание награды
4. Приказ
5. Тайм-аут
Применяя новые методы, мы сможем без наказания и угроз держать ситуацию под контролем.