Это - особый Шаббат, предшествующий Песаху, - Великая Суббота.

Шабат «hа-Гадоль» перед праздником Песах
Ближайший шабат – это шабат перед праздником Песах, один из тех шаббатон года, который имеет специальное собственное имя «Шабат hа-гадоль». Есть множество объяснений, почему он называется именем «гадоль», почему это «великий шабат». Самое простое техническое объяснение такое, что почти всегда особое имя для шабата связывают с тем, что говорится в hафтаре. Глава из Пророков, которая читается в этот шабат, – это программный отрывок из книги Мелахим, в котором говорится, что «наступает великий день» – день открытия Божественного присутствия в этом мире – «Йом hа-гадоль», и с этим связано это название. Есть разные объяснения, начиная с ришоним и дальше. Остановимся сейчас на одном объяснении, которое мы последовательно не обсуждали, а поскольку есть такой принцип, что не бывает, чтобы евреи собрались обсуждать Тору, и не смогли понять что-то новое, то стоит это понять.
Так вот, классическое объяснение говорит, что особая роль, связанная с этим днём, с шабатом перед праздником Песах, связана с тем, что в Египте была дана заповедь десятого числа месяца Нисана взять ягнёнка, ввести его в дом и хранить его до четырнадцатого числа, когда его зарежут, и кровь можно помазать на косяки и т.д. Понятно, что этот поступок выходит за рамки чисто технической инструкции – взять ягнёнка и ввести в дом. Это требовало большой смелости и преодоления страха раба перед хозяевами, поскольку ягнёнок являлся божеством для египтян, то у них на глазах ввести его и объяснить, что мы зарежем ваше божество, это требовало сильного преодоления рабской стороны в себе. Понятно поэтому, что такой день выделен, но вопрос остаётся: почему выделен шабат, а не десятое число месяца Нисана? Объясняют это по-разному. Одно из объяснений, довольно странное на первый взгляд, что если бы это событие увековечили, связав с числом месяца, а не с субботним днём, то мы могли бы подумать, что это связано с десятым Нисана через сорок лет после Исхода, потому что известно из книги Йеhошуа, что перешли Йордан десятого Нисана. Тогда можно было бы подумать, что десятое Нисана выделено в связи именно с эти важным событием, когда они вошли в землю Израиля. Безусловно и неоспоримо, что переход через Йарден и вход в канаанскую землю является событием чрезвычайной важности. Однако, можно понять и объяснить таким образом, что в самом Исходе из Египта содержится, уже заложено, событие, связанное с переходом Йардена. Поэтому, по-видимому, важно подчеркнуть именно связь Исхода с шабатом, с субботним днём. Технически это связано с тем, что если бы мы не в субботний день, а в будний брали этого ягнёнка, то это не вызывало бы такого удивления.
Малоизвестные обычаи праздника Песах