“Мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. ... Русский должен, по крайней мере, знать цену свою.”
Дипломат Сергей Корицкий, проработавший в Турции более шести лет, задался вопросом: что знают и думают турки о России и русских? В течение месяца сотрудник МИДа, по совместительству являющийся фотографом-любителем, снимал жителей Антальи и задавал им один и тот же вопрос: «Какие первые три слова, фразы, ассоциации приходят вам на ум, когда вы слышите о России?» Среди собеседников Корицкого — предприниматели и официанты, таксисты и полицейские, художники, студенты и многие другие. Услышанные им ответы были как привычными, так и неожиданными и интересными.
— Москва. Очень холодно. Туристы. — Туристы из России ковры покупают? — Практически нет… — Хочешь, вышлю фотографии по электронной почте? — У меня нет адреса электронной почты. (Доган Тудун, продавец в ковровом магазине, 19 лет)
Один из главных праздников в США называется День благодарения. Случилось так, что часть высадившихся на американском континенте первых переселенцев погибла от голода в первую же зиму, а остальным помогли выжить индейцы, принёсшие в подарок индеек и научившие пришельцев из Европы добывать еду в непривычных условиях. Следующей осенью, собрав богатый урожай, первопоселенцы Плимутской колонии отпраздновали счастливое избавление от смерти совместным обедом с индейцами. А уже через 60 лет из 13 тысяч индейцев, живших в окрестностях этого поселения, в живых осталось 400 человек. Остальные были уничтожены в ходе кровопролитной войны за обладание английскими переселенцами территорией нынешнего штата Массачусетс. Этот эпизод был не первым в череде насилия в истории Соединённых Штатов, но он служит ярким примером того, как зарождающееся американское общество решало свои проблемы силой оружия.
Подавляющее большинство сограждан считает, что Украинский кризис начался с Майдана (т.н. «патриотическая версия») или же с возвращения Крыма (версия заукраинская). Представляем вашему вниманию статью генерал-майора авиации, Героя Советского Союза Александра Руцкого об Украине, датированную 1992 годом. Несмотря на давность в 23 года, текст читается так, как будто был написан вчера — что неопровержимо доказывает, что нынешний Украинский кризис не есть следствие какого-то отклонения или рокового стечения обстоятельств, но закономерный итог развития тенденций, начавшихся при получении УССР независимости.
Текст статьи впервые опубликован в федеральном выпуске «Российской газеты» №114 за 20 мая 1992 г.
Ослепление
Вице-президент России Александр Руцкой: Я с горечью и тревогой смотрю на действия украинских политиков
Когда-нибудь происходящее сегодня на просторах страны, называвшейся совсем недавно Советским Союзом, будет оценено людьми как массовое умопомрачение. Судорожные попытки государственного оградостроительства, воспроизведение в бесчисленных копиях самого худшего из всего набора общечеловеческих взаимоотношений...
Просто даже перечислять страшно. Раскол, начавшийся между политиками и столицами, охватил регионы, города, села, семьи, наконец. Люди, десятилетиями не вспоминавшие о своей национальности, вдруг стали подозрительно вглядываться в соседа: а что у него там, в печально знаменитой пятой графе? Страна всем своим гигантским избитым телом с каждым днем ощущает раны все в больших количествах и разных регионах. Заработали маховики политической стихии, в условиях которой судьба человека действительно уподобляется песчинке в ревущем горном потоке.
При каждодневности миллионов человеческих трагедий ocoбую значимость приобретает процесс российско-украинского непонимания.
Фотопроект «Иностранцы о России», в котором узнаем, что думают жители других государств о нашей стране. На этот раз назвать три ассоциации, которые приходят на ум, когда речь заходит о России и русских, «Моя Планета» попросила жителей Египта. Чем был для Египта СССР, хорошо помнят старожилы. Чем является Россия для египтян сейчас — видит и понимает молодежь. Но и тем и другим нашлось что сказать, хотя большинство из них никогда не было в «далекой холодной стране, которой правит Путин и где красивые девушки, самый лучший в мире балет и самое страшное оружие, которая является другом Египта и врагом США». Так говорят они сами. Но многих собеседниц сфотографировать не удалось, несмотря на все уговоры, — культура и обычаи семьи не позволили «красоваться» перед камерой. Поэтому что-то осталось за кадром, что-то было опущено ввиду массовых повторов и стереотипов, но при этом и обнажилось что-то такое, о чем, может быть, не знают даже сами русские.
— Россия для меня — это не просто ассоциация, а Юношеские игры в Москве 1998 года. Я тогда впервые попал в Россию и был впечатлен! Одна Красная площадь чего стоит. Что еще? Ваша страна у меня ассоциируется с Гамалем Абделем Насером (президент Египта, стоявший во главе антимонархической революции 1952 года и затем возглавлявший страну в период с 1956 по 1970 год. — Прим. ред.): мы тогда поднимали свою страну, и СССР нам очень помогал, был с нами. Россия = социализм. Война 1973 года (арабо-израильская война. — Прим. ред.). Тогда Садат (Анвар Садат — президент Египта с 1970 по 1981 год. — Прим. ред.) попросил оружие у СССР, но получил отказ. После этого в наших отношениях начались большие проблемы, но это уже другая история. (Наиль Заки, тренер по фитнесу)
— Для меня Россия — не просто название страны еще с 1956 года, когда произошла Тройственная агрессия (Великобритании, Франции и Израиля) против Египта после национализации Суэцкого канала и СССР помог «раздавить» страны, посягнувшие на наш канал и наш суверенитет. Я сам из семьи военных, сам служил многие годы, затем 36 лет преподавал в профессиональной технической школе для девочек. Поэтому, когда речь заходит о России, у меня в голове сразу всплывают ассоциации с Высотной Асуанской плотиной, алюминиевым комбинатом в Наг-Хаммади, металлургическим предприятием в Хелуане — все это построил для нас Союз, и мы это хорошо помним. Я очень люблю Путина, я рад, что он к нам приехал, я тогда всем своим ученикам шоколадки подарил в знак своего уважения к России и вашему президенту. Честно, мне было очень горько, когда Садат в свое время выгнал всех русских специалистов. Я как военный был тоже задействован в той кампании. И вот что я вам еще скажу: я предпочитаю русских учеников, веду уроки и в Каире, и Шарм-эш-Шейхе и прекрасно вижу, что они лучше, искреннее и отзывчивее других. (Сафуат, тренер по плаванию)
Комсомольская бригада М. Лушкиной из колхоза им. Сталина на строительстве газопровода «Саратов-Москва». 1945 г. Фото А. Головачёва.
История российского «большого газа» начиналась в самый разгар Великой Отечественной
Июль 1942 года. Угольный Донбасс оккупирован гитлеровскими войсками. Немецкие танки стремительно продвигаются в сторону Сталинграда – крупного транспортного узла и промышленного центра. Второй клин фашистских армий «разрезает» Кавказ, стремясь захватить нефтеносные недра Баку. Военным заводам, предприятиям, работающим на фронт, начинает остро не хватать топлива – угля, поставляемого шахтами Урала и Кузбасса.
Топливные затруднения начались и в Саратовской области – в то время крупнейшем промышленном регионе юго-востока страны. Именно здесь было размещено свыше 50 крупных эвакуированных предприятий, выпускающих продукцию для фронта. Заводы нуждались в топливе и электроэнергии, но в Саратов перестал поступать не только донецкий уголь, но и мазут из южных нефтяных районов СССР. Топлива остро не хватало и на Саратовской ГРЭС. Было необходимо искать иные источники энергии. В ход пошли дрова, горючие сланцы, даже лузга от семечек...
К 100-летию легендарного подвига защитников русской крепости Осовец
История России знает множество примеров неустрашимости, презрения к смерти и торжества русского духа. Шла Первая мировая война… В 1915 году мир с восхищением взирал на оборону героического Осовца – небольшой русской крепости, построенной в 1882–1884 годах в 50 км от г. Белостока, взятие которой открывало немцам кратчайший путь в Россию – на Вильно, Гродно, Минск и Брест. «Бессмертный гарнизон» Осовца 190 дней держал осаду многократно превосходящих войск противника, проявляя чудеса мужества, стойкости и героизма.
Против защитников крепости немцы применили все свои новейшие достижения. Доставили знаменитые «Большие Берты» 420-мм калибра и другие мощные осадные орудия, всего 17 батарей. Мощные калибры осадной артиллерии должны были раздавить «игрушечную крепость» бомбардировкой и принудить обескровленный и измученный русский гарнизон к сдаче. С 25 февраля по 3 марта 1915 года по крепости было выпущено 200–250 тысяч только тяжёлых снарядов. А всего за время осады – до 400 тысяч. Вместе с артиллерией крепость бомбили с воздуха немецкие аэропланы.
Чтобы сохранить яблоки на зиму, готовим из них разнообразные напитки.
Яблочный год – это всегда испытание. Ведь дачникам приходится обработать десятки килограммов этих фруктов, которые идут на варенье, оладьи, соусы, засушку… продолжать можно бесконечно. Мы же не будем распыляться и в этот раз поговорим лишь о напитках из яблок.
Для вина или же сока потребуется довольно много яблок, а делать эти напитки не слишком сложно. Особенно, если дома имеется производительная соковыжималка и хороший кухонный комбайн. Начнём же мы с компота…
«Моя планета» в трех словах просит рассказать иностранцев, что они думают о России и русских.
— Матрешки, огромная территория, пилотка. Пилотку мы видели в каком-то фильме — запомнилась форма. А матрешки очень милые! (Такако и Аюми, официантки в кофейне)
Российские министры, политики и дипломаты, которые писали стихи
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров опубликовал три своих стихотворения в номере журнала «Русский пионер», посвященном загранице. Лавров на дипломатической службе с начала 1970-х, с 2004 года возглавляет министерство, а для печати предоставил написанные им в разные годы произведения. Одно из них — «Посошок» — он в 1989 году посвятил своему другу, который отправлялся в командировку в постпредство СССР при ООН, второе — «Посошок-2» — отклик на возвращение этого человека обратно в Россию в 1996-м, а третье — «Эмигранты последней волны» — поэтический отклик дипломата на политические события 1995 года.
Новгородская область по площади равна Хорватии или двум Македониям, она больше Дании и Швейцарии, она — эталон всего русского. «Моя Планета» путешествует по Новгородской области.
Новгородские земли избежали монгольского разорения в XIII веке. И сохранили не только население и дома, но и культуру, а также исконный русский язык. То есть Великий Новгород — это своего рода эталон всего русского. Неслучайно академик Дмитрий Лихачев писал: «На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы — русские». Вот за этим ощущением прикосновения к великой истории нашего народа и стоит отправиться в Великий Новгород.
Бывший председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов о том, как можно было повернуть перестройку и спасти СССР
Тридцать лет назад, в марте 1985 года, к власти в СССР пришел Михаил Горбачев. Спустя месяц после назначения на пост генерального секретаря он, подражая Владимиру Ленину, озвучил знаменитые «апрельские тезисы», от которых принято вести начало перестройки. Заведующий кафедрой мировой экономики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, бывший председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов рассказал «Ленте.ру», как сегодня видит перестройку, почему развалился СССР и как следом чуть не развалилась Россия.
Когда в стране объявили перестройку, вы преподавали в Московском институте народного хозяйства имени Плеханова. Расскажите, как вы ее встретили?
Хасбулатов: Как и большинство наших интеллектуалов, я встретил ее с восторгом. Много приходилось ездить за границу по линии молодежного «Спутника» и общества «Дружбы». А АПН (Агентство печати «Новости»), публиковало мои брошюры о горбачевской перестройке. Они были изданы на всех европейских языках и пользовались популярностью. Весь мир тогда объездил, везде встречали хорошо, Горбачев вселял за границей надежду на прекращение противоречий с Западом, установление гармоничных отношений. Люди радовались нашей перестройке, были большие ожидания, что будет лучше с экономикой, свободой, будет открытое общество, восторжествуют общечеловеческие ценности, о которых много и хорошо говорил Горбачев.
Бывший председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов об истоках перестройки и причинах провала реформ
Тридцать лет назад, в марте 1985 года, к власти в СССР пришел Михаил Горбачев. Спустя месяц после своего назначения на пост генерального секретаря он, подражая Ленину, озвучил знаменитые «Апрельские тезисы», от которых принято вести начало перестройки. Свой взгляд на события 30-летней давности высказал Ленте.ру доктор юридических наук Анатолий Иванович Лукьянов. В 1987–1988 годах он занимал пост секретаря ЦК КПСС, в 1988–1989 годах был кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, в 1990–1991 годах – председателем Верховного Совета СССР.
– Какое у вас отношение к перестройке спустя годы?
– Так называемая перестройка открыла путь к капитализму. Ей занималась не партия, а группа людей вокруг Горбачева. Главной фигурой в этой группе был Александр Яковлев – заведующий отделом пропаганды ЦК, секретарь ЦК и член Политбюро. Без него Горбачев шагу не делал. Именно в кругу Яковлева начали говорить, что нам нужен иной социализм. А на самом деле главная цель у них была – уйти от социализма совсем. Это были мечты появившейся в СССР мелкой буржуазии и интеллигентиков.
– Почему «так называемая»?
– Этот термин использовался и до Горбачева, например, во времена Хрущева, когда он расправлялся с наследием Сталина. Когда я этот термин услышал, я задался вопросом: перестройка чего? Реформы – это одно, а реставрация капитализма – совсем другое. Ведь перестройка в ее настоящем смысле была замыслом Андропова и, конечно, не подразумевала удара по советскому строю и советской системе управления. Перестройка обернулась враждебным нападением на позиции Андропова, а он был до мозга костей человеком марксистских убеждений, сторонником Советов, очень интересовался историей этого вопроса. Если смотреть спустя годы, то хорошо видно, как расходились слова, которые произносил Горбачев, с делами.
25 лет назад, 24 июля 1990 года, у здания Киевского горсовета впервые был поднят сине-желтый флаг - символ независимой Украины. События этого дня отразили всю последующую историю страны, замечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
Совершенно буднично проходит в Киеве день 24 июля. Политики, как обычно, азартно выясняют, кто у кого дубинку украл. Народ безо всякого интереса наблюдает за этим изрядно надоевшим за два с половиной десятилетия шоу, а средства массовой информации разрываются между попытками найти убедительные доказательства "самообстрелов" ополчения (причем с украинских позиций) и небескорыстным желанием угадать, как разложится политико-олигархический пасьянс в ближайшее время (чтобы вовремя примкнуть к команде будущего победителя).