Для плохо разбирающихся в советской терминологии необходимо пояснить, что «блатные должности» не те, на которые назначали выходцев из криминального мира, а наиболее выгодные, удобные, в основном полученные по блату (то есть по знакомству или за личные заслуги перед начальством) места службы.
В Советской Армии контрактников не было, только сверхсрочники (которые оставались служить по доброй воле) а основную массу солдат составляли призывники, которые этой воли были лишены. Служба в армии была безусловно почетной, но общий престиж этого занятия постепенно падал. Особенно начиная с 70-х годов.
Вот и относились многие к своему пребыванию в вооруженных силах, как к двухлетней повинности. Которую нужно отбыть, но лучше в хороших условиях. А такие условия для безыдейных солдат можно описать одной фразой: «солдат спит - служба идет». И появилась мода на так называемые «блатные должности».
Писари
Отсидеться писарем при штабе мечтали многие. И иногда об этой «профессии» в части банально договаривались. Заранее. Но в основном писарями назначали солдат с образованием. Мол, на полигоне от него все-равно мало толку, а почерк знатный. Да и привык к бумажной работе. Проблема в том, что умных с почерком было много, а должность одна.
Хотя нет, как минимум три. Писарь во взводе, в роте и при штабе части. Если кто-то считает что такая служба была совсем уж безоблачной, то ошибается. Писарей не любили и даже презирали. И не столько за легкие условия, сколько за близость к начальству. Активистов при руководстве в обществе не любят. Такие понятия.
Хотя преимущества для нежелающих нести полноценную службу было много. Не нужно было находиться на грязном полигоне. В принципе, забыть о таком занятии, как строевая подготовка (главное, чтобы буквы в строю стояли ровно и правильно, иначе можно было впасть в немилость у начальства). «Заслужить» лишнюю увольнительную. Но главное - получить освобождение от ненавистного кросса.
Художники
Штатных скульпторов в Советской Армии не было (непонятно почему?), а вот художники водились. Они выполняли важную боевую задачу - оформляли агитплакаты и стенгазеты. Работы было много, но не тяжелой. Плакаты рисовались, служба шла, да и презрения среди рядовых было поменьше. Поскольку находились художники в подсобном помещении, а не в кабинете командира. А это важно.
Кроме того, художник стоял на ступеньку выше писаря в солдатской иерархии еще и потому, что мог потребоваться его талант. Например, чтобы «как положено» расписать дембельский альбом. А это в Советской Армии, не просто набор фотографий. Это верный знак приближающейся демобилизации.
Каптёрщик
Здесь требуется еще одно пояснение. Это незаменимые (причем для всех, бывает и такое) люди в армии, которым командование доверило держать контроль над имущественным складом. У него по знакомству можно было поменять сапоги и внепланово получить новый ремень с блестящей бляхой, а это заслужить мог не каждый.
Кроме того, у каптерщиков был доступ к чаю и тушенке. А это почти политика. Такой «боец» находился в каптерке (даже слово звучало, как музыка), а значит к нему приходили в гости. В основном старослужащие и вели длинные разговоры о женщинах, тяготах военной службы и сладостных картинах неизбежного дембеля.
Повара
Должность почетная, хлебная (во всех смыслах) и постоянно напоминала о доме. Но условия службы (вопреки сложившимся стереотипам) были не из легких. Ранние подъемы, монотонный и напряженный труд, постоянная жара и сильные запахи. Кроме того, от них постоянно всем было чего-то надо. Но все трудности можно было «заесть» внеплановым обедом или деликатесом в виде неуставной жареной картошки.
Кочегары
Казалось, что у них был какой-то негласный договор со всей частью. Их ничего не касалось и они с удовольствием тоже ничего не касались. Кроме лопаты с углем и постоянно горячей кружки чая.