-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Буала

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

история россии политика и вообще всё интересное различные направления изобразительного искусства театр

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Царство_Кулинарии Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 49221


Ар-деко в искусстве: история стиля, художники, характерные черты

Среда, 01 Февраля 2023 г. 04:27 + в цитатник

Ар-деко (от французского art déco — «декоративное искусство») — очередной виток развития стиля модерн , обусловленный стремительной промышленной революцией начала XX века.
0 0 (700x525, 447Kb)

Чарльз Лупо, декоративное панно в стиле ар-деко, Франция 1927 год

Для стиля ар-деко характерна обтекаемая геометрия эпохи технического прогресса, чистые и сильные линии, стилизованные мотивы, строгая эстетика новых материалов и механизации, пришедшая на смену замысловатым природным формам и драгоценным материалам ар нуво и модерна. Следуя за археологическими находками своего времени, этот сугубо декоративный стиль также вобрал в себя элементы изобразительного искусства классической античности, Египта и культуры ацтеков.

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом «Бугатти» (фрагмент).

Новый стиль утвердился после Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 года в Париже (фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Выставка была организована ассоциацией французских художников, известной как «La Societe des Artistes Decorateurs» (общество художников-декораторов), во главе с ее основателем Эктором Гимаром (1867−1942).

Jean Dupas

В начале XX века международные выставки часто были организованы как своеобразные городки, состоящие из отдельных зданий национальных павильонов. Ниже мы приводим некоторые фотографии 1925 года, чтобы читатель смог представить себе общую атмосферу экспозиции, давшую начало стилю ар-деко.

Следующие одиннадцать иллюстраций из книги «Доклады о современном положении и тенденциях индустриального искусства, представленном на Международной выставке современного декоративного и индустриального искусства», Париж, 1925, изданной Департаментом внешней торговли Великобритании...

0 0 (700x431, 180Kb)

Бельгийский павильон; архитектор Виктор Орта
0 0 (700x385, 249Kb)

Порт-де-ла-Конкорд и бронзовая скульптура "Добро пожаловать", архитектор Патоут
0 0 . (700x399, 316Kb)

Павильон Королевского Копенгагенского Фарфорового Завода, архитектор Хельмег-Моллер
0 0 (376x414, 122Kb)

Итальянский павильон, архитектор Бразини Гранд Уфф. Армандо
0 0 . (299x448, 92Kb)

Польский павильон; архитектор Иосиф Цайковский
0 0 (700x493, 358Kb)

Павильон Великобритании, архитекторы Истон и Робертсон
0 0 . (430x491, 116Kb)

Павильон Великобритании, внутреннее убранство
0 0 (700x533, 438Kb)

Павильон Великобритании, текстильная секция
0 0 . (700x176, 188Kb)

Декоративный фриз "Империя" Мориса Гриффенхагена, павильон Великобритании
0 0 (700x283, 296Kb)

Аллегорический фриз «Альтруисты» А. К.Лоуренса, павильон Великобритании
0 0 (566x539, 369Kb)

Эдуард Домерг-Лагард, декоративное панно "Pacification-Travail" во французско-африканском павильоне

Любопытно, что сам термин «ар-деко» первоначально был использован в уничижительном смысле, и наиболее преуспел в этом архитектор-модернист Ле Корбюзье. Несмотря на то, что по сравнению с ар нуво новый стиль предполагал более современные и прямолинейные решения, для Ле Корбюзье ар-деко все равно был слишком декоративным, что, по мнению архитектора, было совершенно излишним. В свою очередь, сторонники ар-деко воспринимали его как урезанную, более современную версию модерна. Лишь в конце 1960-х годов, когда интерес к стилю оживился, термин «ар-деко» был использован в положительном контексте британским искусствоведом и критиком Бевисом Хиллиером в его книге «Ар-деко 20-х и 30-х годов» (1968).

Следующие пять изображений павильон «Эспри Нуво» на Международной выставке в Париже, 1925. Архитекторы Ле Корбюзье и Пьер Жаннере. Плакаты, вывешенные в павильоне, гласят: «Призыв к промышленникам»; «Крупная промышленность должна овладеть строительством». Для того, чтобы идея смогла развиться и завоевать общественное мнение, потребовалось 35 лет. А тогда, в 1925-м председатель международного жюри ответил своим иностранным коллегам, потребовавшим присуждения Гран При павильону «Эспри Нуво»: «Здесь нет никакой архитектуры!».
0 0 . (700x487, 248Kb)

Павильон «Эспри Нуво» на Международной выставке в Париже, 1925. Архитекторы Ле Корбюзье и Пьер Жаннере
0 0 (700x481, 215Kb)

Павильон «Эспри Нуво» на Международной выставке в Париже, 1925. Архитекторы Ле Корбюзье и Пьер Жаннере
0 0 . (692x509, 149Kb)

Интерьер в павильоне «Эспри Нуво» на Международной выставке в Париже, 1925. Архитекторы Ле Корбюзье и Пьер Жаннере
0 0 (700x501, 173Kb)

Интерьер в павильоне «Эспри Нуво» на Международной выставке в Париже, 1925.
0 0 . (700x494, 152Kb)

Интерьер в павильоне «Эспри Нуво» на Международной выставке в Париже, 1925.

Изначально стиль ар-деко возник как эстетический ответ искусства на промышленную революцию, которая в 1920-е годы, после окончания Первой мировой войны, стремительно набирала обороты. Стиль был призван украсить жизнь людей, измученных войнами и революциями начала столетия. Международная выставка в Париже не только представила публике произведения в стиле ар-деко, но и поместила их рядом с образцами авангардных картин и скульптур в таких стилях, как кубизм, конструктивизм, баухаус, де стайл и футуризм. Художники ар-деко приняли технологические инновации, современные материалы и механизацию и попытались подчеркнуть их в общей эстетике самого стиля, идя в ногу с перспективами современного авангардного движения.
0 0Р» (700x507, 211Kb)

Лампа, разработанная Рене Лаликом для интерьера парохода "Нормандия" и Люстры и светящиеся колонны для парохода "Нормандия". Рене Лалик
0 0 Выставка арт-деко в Париже 1925 (687x700, 614Kb)

Выставка арт-деко в Париже 1925

В архитектуре и дизайне стали преобладать геометрические фигуры, четкие линии и углы, ступенчатые формы, большую популярность приобрел декор в виде симметричных изгибающихся линий и зигзагов, ромбов, кругов, квадратов. Цветовые решения были построены на принципах контраста. И все это было приправлено роскошными тканями, блестящими металлическими поверхностями, дорогими природными материалами.

"Женщина с мандолиной" Тамара Лемпицка 1929
0 0С‚ (508x700, 408Kb)

Тамара Лемпицка

Стекло, зеркала, металл, натуральная кожа, мрамор, бархат, слоновья кость, нефрит, эбеновое дерево — все это приметы стиля ар-деко. Со временем все больше представителей среднего класса стали отдавать предпочтение его элегантности и функциональности. Чтобы удовлетворить массовые запросы публики, дизайнеры стали использовать более демократичные материалы, такие как хром, стекло, пластик, алюминий.

"Гольф" Чарльз Мартин

США не были представлены на выставке в Париже, однако американская делегация на ней присутствовала. Министр торговли Герберт Гувер считал, что стране определенно надо выработать собственный стиль в дизайне и архитектуре, поэтому в Париж отправили представителей Американского института архитектуры, Метрополитен-музея и The New York Times. Эта культурная «миссия» вызвала почти немедленный бум художественных инноваций в США. В 1926 году по самым крупным городам Америки проехала выставка «Избранная коллекция предметов из международной экспозиции современного, промышленного и декоративного искусства». Новую эстетику горячо приняли в Голливуде, и вскоре ар-деко стало популярным во всей стране. Американский вариант стиля был не таким роскошным, как европейский, и у него была другая задача — показать демократичность общественной жизни через дизайн.

Небоскреб Крайслер билдинг, Нью-Йорк. 1930. Архитектор Уильям ван Ален.
0 0 Ар деко США (564x700, 556Kb)

ар-деко в США
0 0 Ар деко Баухауз Америка (700x493, 190Kb)

Баухауз Америка
0 0 Palais de la porte dorée в Париже (700x428, 418Kb)

Palais de la porte dorée в Париже
0 0 Дженерал электрик Нью орк (501x700, 418Kb)

Дженерал электрик Нью Йорк
0 0Нью орк архитектура арт деко (700x469, 505Kb)

Нью Йорк архитектура арт деко
0 0 Американ рэдиэйтор Билдинг (526x700, 452Kb)

 Американ рэдиэйтор Билдинг, США
0 0 Арт деко (ар-деко) в архитектуре (630x700, 602Kb)

Арт деко (ар-деко) в архитектуре
0 0 Ар деко в архитектуре Нью-орка (700x393, 402Kb)

Ар деко в архитектуре Нью-Йорка
0 0 Архитектура ар деко Литва (700x466, 389Kb)

Архитектура ар деко Литва
0 0 Колоннада рабочий и колхозница (700x466, 218Kb)

"Рабочий и колхозница" арт-деко СССР, РФ
0 0 Библиотека им.Ленина в Москве, архитектор Владимир Гельфрейх (700x403, 311Kb)

 Библиотека им.Ленина в Москве, архитекторы Владимир Гельфрейх и В.А. Щуко.
0 0 Жак Эмиль Рульманн (514x700, 595Kb)

Жак Эмиль Рульманн, интерьеры в стиле ар-деко
0 0 Жак Эмиль Рульманн ар-деко (568x700, 555Kb)

Жак Эмиль Рульманн
0 0 Уолдорф-Астория в Нью-орке (700x464, 422Kb)

 Уолдорф-Астория в Нью-Йорке
0 0 Ар-деко 1930 (700x466, 466Kb)

1930 год, США
0 0 Арт деко 30х (700x525, 470Kb)

Арт-деко 30х годов ХХ века
0 0 (700x662, 224Kb)
Интерьер в стиле ар-нуво 60х годов ХХ века
0 0 Декор стен в стиле арт деко (446x700, 297Kb)
0 0 Лори Моррис дизайнер (466x700, 384Kb)
дизайнер Лори Моррис, современные интерьеры в стиле ар-деко
0 0 New Design porte двери в стиле арт деко (700x437, 303Kb)

New Design porte современный интерьер в стиле арт деко

0 0 (236x213, 40Kb)

Художники, мастера стиля ар-деко

Несмотря на то, что термин «ар-деко» применяют в основном к архитектуре и дизайну, в этом стиле работали многие известные художники своего времени: Тамара Лемпицка, Адольф Жан-Мари Мурон, известный как А.М. Кассандр, Жан Дюпа, Рафаэль Делорм, Жан Габриэль Домерг, керамист Рене Бутхауд, скульптор Пол Маншип. Свой след в стиле ар-деко оставили Андре Лот, Робер Делоне, Фернан Леже. Соня Делоне увлеченно экспериментировала с ар-деко, создавая мебель, текстиль и модные наряды — равно как и Рауль Дюфи, который реализовал стиль в ковроткачестве. Среди ювелиров наиболее выделялись Cartier и Van Cleef & Arpels. Рене Лалик создавал не только замечательные украшения, но и декоративные предметы — вазы, малую скульптурную пластику, флаконы.

"Чувства" Жорж Барбье Рисунки и иллюстрации, 1925
0 0 (379x528, 122Kb)

"Осень" Жорж Барбье Рисунки и иллюстрации, 1925

Аметист. Серия "Драгоценные камни" Роман Петрович Тыртов (Эрте) Графика, 1969

Платье с бахромой. Серия "Американские миллионерши" Роман Петрович Тыртов (Эрте) 

Эскиз костюма сирийского арфиста к балету "Клеопатра" Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) Театрально-декорационное, 1910

Эскиз костюма Орфея к балету Роже-Дюкассе Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) Рисунки и иллюстрации, 1915
0 0 (700x556, 414Kb)

Jean-Gabriel Domergue (French, 1889-1962), "Парижанка"
0 0 Henry Clive (588x700, 450Kb)

"Египетские ночи" Henry Clive
0 0 Эрте 1930 год (540x700, 438Kb)

Эрте, 1930 год
0 0 Эрте (570x700, 273Kb)

Эрте, эскиз рекламного плаката шоу, 1930 год
0 0 . (632x700, 477Kb)

Интерьерная живопись в стиле ар-деко
0 0 Жорж Барбье (700x498, 426Kb)

Жорж Барбье, иллюстрация в журнале
0 0СЂ (570x526, 283Kb)

Реклама губной памады 1927 год
0 0 Реклама пудры (700x700, 553Kb)

Реклама пудры

Северный экспресс. Париж Адольф Мурон Кассандр Плакат, 1927
0 0 Здание энергетической корпорации Ниагара Хадсон, Нью орк 1932 (522x700, 376Kb)

Здание энергетической корпорации Ниагара Хадсон, Нью Йорк 1932
0 0 Постер Нью Йорк ар деко (525x700, 479Kb)

Постер "Нью Йорк" в стиле ар-деко
0 0Р° (551x700, 440Kb)

Рекламный постер
0 0 Реклама 1928 года (495x700, 388Kb)

Реклама 1928 года

Дизайн в стиле ар-деко был ярким сочетанием кубической прямолинейной геометрии. Он использовался для экзотических костюмов балета Сергея Дягилева, в этом стиле одевались звезды американской джазовой культуры. В числе известных дизайнеров ар-деко — Поль Пуаре, а среди известных иллюстраторов — Жорж Барбье, Умберто Брунеллески, Эрте, Чарльз Мартин.

Вазы в стиле ар-деко
0 0 РІ (495x700, 377Kb)
0 0РІРІ (525x700, 307Kb)
0 0РІ (700x700, 188Kb)
0 0РІРІРІ (564x700, 517Kb)
0 0 РІРІ (700x375, 327Kb)
0 0 РІР° (700x667, 300Kb)


0 0 РІ (700x441, 151Kb)

Рене Лалик. «Виктуар». 1928. Украшение для капота автомобиля

Стиль ар-деко, с воодушевлением принятый архитекторами и дизайнерами по всему миру, охватил период «ревущих двадцатых», Великую депрессию начала 30-х годов и годы, предшествовавшие Второй мировой войне. Его популярность снизилась в конце 30-х и начале 40-х годов, когда он стал восприниматься как слишком безвкусный и показной на общем фоне жесткой экономии военного времени и быстро вышел из моды. Повторный всплеск интереса к ар-деко произошел в 1960-х годах, одновременно с началом движения поп-арта, а затем — в 1980-х годах, в соответствии с растущим интересом к графическому дизайну.



0 0 (236x213, 40Kb)

*    *    *    *    *

Рубрики:  Искусство/прикладное искусство
Искусство/графика
Фото
Художники
Интересное
архитектура
живопись
видео
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку