Дикие для нас вещи, которые были "нормальными" в Золотой Орде |
Несмотря на бытующие стереотипы о том, что монголы Орды были дикими и отсталыми, это не соответствует действительности.
На самом деле многие вещи, которые сейчас нам кажутся дикими, для своего времени были настолько смелыми и прогрессивными, что никакая просвещенная Европа и рядом не стояла.
Свод законов Ясы, по которому жила Орда, был разработан Чингисханом и принят на курултае (аналог парламента либо Верховного совета) в 1206 году. Несмотря на кажущуюся кровожадность и дикость, при внимательном рассмотрении именно эти законы делали монголов самой честной и порядочной народностью в мире, а такое понятие, например, как конокрадство, в Орде вообще отсутствовало с принципе. Вместе с тем, конечно, многие законы на самом деле выглядят более чем дикими.
Например, за убийство посла Орды смертью отвечало все племя либо весь город или любой населенный пункт, где было совершено убийство. Во время походов те города и государства, которые сдавались монголам добровольно, подлежали пощаде.
Во внутренних отношениях достаточно незначительная часть преступлений каралась телесными наказаниями. По законам Орды считалось недостойным физически увечить человека. Основными видами наказаний были три – презрение (за мелкие проступки), изгнание (за более серьезны) и смерть. Смертью карались убийство, трусость, грабеж, предательство, колдовство, скупка краденого и даже неуважение к старшим и нищим.
Не церемонились в Орде с неверными женами и мужьями, шпионами, лжесвидетелями и даже теми, кто позволял себе допускать оскорбления в адрес других. Другими словами, все пороки карались смертью, причем вне зависимости от статуса и положения.
Во время боевых действий карались смертью невыполнение приказа, неявка к хану, потеря оружия и неоказание помощи товарищу. Удивительно, но если кто-то встревал между спорщиками либо за кем-то подсматривал, то таких нарушителей также приговаривали к смертной казни. Особенно жестоко монголы наказывали за кражу коня либо даже конской упряжи.
Приведение приговоров в исполнение также выглядит для современного человека диким. Во-первых, любой, кто уличал преступника, обязан был его покарать. А само уклонение от покарания приравнивалось к преступлению.
В некоторых случаях было разрешено откупаться от наказания, но такое себе могли позволить толь ко достаточно обеспеченные монголы. Откуп стоил сорок золотых монет, для китайца – один осел, а за кражу коня или вообще кражу можно было избежать наказания, вернув пострадавшему десятикратную стоимость. Если денег не хватало, можно было откупаться детьми. Если же у преступника не было и детей, то его просто резали на месте без каких-либо церемоний.
Опять же, сегодня покажется диким, но "высшей мерой" каралось любое осквернение источника воды, даже если вода проточная. Это связано, что вполне понятно, с очень бережливым отношением степняков к воде, которая часто имела цену дороже золота.
От воды у монголов зависело все, да и не только у монголов. Поэтому наказывали за стирку в проточной воде одежды, отправление в воду естественных надобностей.
Кстати, многие законы, на первый взгляд довольно жестокие, на самом деле были направлены на сохранение здоровья и жизни подданных Орды. Нельзя было во время грозы ни купаться, ни стирать белье в проточной воде, также категорически запрещалось черпать воду рукой (это, понятное дело, способствовало снижению распространения различных заболеваний).
О безопасности своих войск Яса заботилась категорично, запрещая принимать из рук незнакомого пищу, пока тот сам ее не вкусил, что было вполне естественным и объяснимым. Наконец, до достижения сорокалетия было в принципе запрещено употребление крепких алкогольных напитков.
Для многих сегодня, по вполне понятным причинам, покажется диким закон о всеобщей воинской обязанности. Уклонение от призыва каралось смертью. Если же мужчина по каким-то причинам не мог отдать воинский долг, он был обязан отработать на Орду некоторое время бесплатно.
Кстати, за мародерство наказание следовало также одно – смерть. Войска имели право делить добычу после боя, причем Яса даже четко расписывала, какой процент идет в государственную казну, какой – военачальникам и сколько остается обычным воинам. Фактически в Орде было запрещено обогащаться за счет добычи больше, чем другие сослуживцы.
И, несмотря на кажущуюся дикость, следующие положения законов Орды на самом деле свидетельствовали больше о невероятном развитии во всех смыслах. Запрещалось о чем-то говорить, что эта вещь или эта работа нечиста, потому что все чисто одинаково, вне зависимости от способа получения или существования.
Одним из самых поразительных был закон о неуспешных торговцах. Если «коммерсант» того времени трижды покупал товар и трижды банкротился, то его приговаривали к "высшей мере". С одной стороны, это дико, а с другой – как бы работали руководители десятков банков, которые оставили своих вкладчиков без средств?
Кстати, именно монголы в Орде впервые ввели прогрессивную шкалу налогообложения. Налог брался не фиксированный, а в процентах. То есть каждый платил налог соразмерно собственному достатку в размере одной десятой. При этом от уплаты налога были освобождены служители всех религиозных культов, врачи, ученые, законодатели, омыватели тел покойных. Соответственно, от налога были освобождены все храмы, опять же вне зависимости от того, какому богу они посвящены.
Что касается семьи и гостеприимства, то опять же, многие нормальные и обычные в то время вещи для нас кажутся невероятными или даже дикими. Например, если всадник проезжал мим тех, кто обедает, он был обязан спешиться и приступить к трапезе, независимо от желания тех, кто трапезничал. Также запрещалось категорически потреблять пишу в одиночестве, есть больше других и приступать к трапезе, не пригласив к ней тех, кто находился рядом.
Категорично монголы в Орде относились и к семейным отношениям. Любой мужчина был обязан вступить в брак. При этом запрещалось сочетаться браком лицам первой и второй линии родства. При этом даже дети, рожденные от рабынь, получали все права гражданина Орды, и считались законными наследниками. После смерти главы семьи старший сын, как старший наследник, получал в полное владение всех жен и сам решал, что с ними делать – или жениться, или выдать замуж.
Здесь, что вполне естественно, законодательно были закреплены и интересы самого императора. Все подданные должны были раз в год привезти своих дочерей на выданье, чтобы император мог выбрать понравившуюся в собственный гарем.
Интересно, что и сегодня вызывает ужас у юристов то, как в Орде регламентировалось владение имуществом усопшего. Было запрещено постороннему лицу вообще прикасаться к чему-любо под страхом смертной казни. Все имущество по старшинству распределялось между наследниками. Если таковых не было, то оно отходило тем, кто ухаживал за покойным. И что самое невероятное – в доход государства имущество умершего не изымалось никогда и ни под каким предлогом!
Так одевалась знать Золотой Орды в XIII веке
И несмотря на кажущуюся жестокость и дикость многих законов Золотой Орды, даже современники во многом восхищались той четкой системой, которая была выстроена. Так, арабский историк Ибн Баттута писал об Орде так: «Между ними не было ссор. Друг к другу они относились дружески, а потому тяжбы между ними были редкостью. Жены их были целомудренны. Грабежи и воровство среди них неизвестны»
Рубрики: | История/свидетельства Иллюстрации Интересное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |