День Святой Троицы ,Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
Православная церковь отмечает Троицу на 49 день после Пасхи, в воскресенье. В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье.
У русских на Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.
Абакумов Михаил Георгиевич . На Троицу
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.
Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»:
« В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…»
Также у Сергея Есенина:
« Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…»
Троицын день. Село Коломенское.
В. В. Верещагин. Холст, масло.
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки
Троицын день.
Куcтодиев Борис Михайлович. 1920 г.
Саратовский государственный художественный музей
Троицын день в Красном селе близ Москвы.
Неизвестный художник середины XIX века. 1840-е.
Изображено народное гулянье в Красном селе, еще в XVIII веке вошедшем в состав Москвы. В XVII—XVIII веках там был царский Красносельский дворец. К юго-западу от села находился Красный, или Великий, пруд, один из древнейших в Москве. Сохранилась церковь Покрова, построенная в XVIII веке. Картина заполнена бытовыми фигурами и сценами: здесь и веселая пляска в кругу зрителей, и мальчонка, залезающий в телегу, и подвыпившие мужики, и крестьянка, ведущая под уздцы выпряженную лошадь. Художник старательно строит перспективу улицы, тщательно выписывает стоящие в одну линию избы, не забывает показать бродящую по дороге живность — петуха с курами, бегущую собаку, свинью с целым выводком поросят.
Деревенское гулянье (Праздник в деревне летом).
Алексей Николаевич Третьяков (1873-?). До 1918 г.
Троицын день.1884 г.
Суходольский Петр Александрович
Хоровод.
Михаил Боскин. 1910-е
Троицын день.
Нестеров Михаил Васильевич. 1881 г. Бумага на картоне, масло. 21,6×37,4.
Эскиз неосуществленной картины
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дар автора в 1927 г.
К Троице
Коровин Сергей Алексеевич
Хоровод
Степанов Алексей Степанович
Ф.Сычков.Сбор трав на Троицын день
Серебренникова Лариса. На Троицын день
Куcтодиев Борис Михайлович.Сельский праздник. 1919
Куcтодиев Борис Михайлович.Летний день
Куcтодиев Борис Михайлович.1915. Крестный ход
Иван Степанов. Троицын день
Троицын день
Благость Божия незримо
К миру дольнему сошла,
И земля неизъяснимо –
Благолепна, весела:
Праздник светлый,
праздник новый
Дивно зиждется на ней;
Облеклась она в покровы –
В зелень рощ, узор полей.
Вся природа,
встретив лето,
Гимны радости поет;
Небо яхонтом одето,
Жарко вызолочен свод.
И на нем горит великий,
Немерцающий алмаз,
Будто вечного Владыки
Неусыпно-бдящий глаз.
Неба горния селенья
Торжеством озарены:
Там, у трона Провиденья,
Плещут светлые чины;
Трисвятаго именуют
И поют пред высотой,
Где, слиясь в одно, ликуют
Сын, Отец и Дух Святой.
Перед сонмищем нетленным
Распустился Божий сад,
И жильцам присноблаженным
Спеет райский виноград.
Вьются радостные кущи
Под сиянием венцов:
Их поставил Всемогущий
Для веселия духов.
И ко смертным от эфира
Торжество перенеслось,
Эхом благости и мира
На земле отозвалось.
И земля, пируя свято,
Клонит Господу чело:
Все мольбой
на ней объято,
Благочестием светло.
И залог небесной славы,
Откровения печать,
На Апостольские главы
Сходит Духа благодать…
И постигли чин великий
Вдохновенные сердца,
И влекут они языки
К разумению Творца!
1840
Милькеев Евгений Лукич
Поэт-самоучка,родился и жил в Тобольске,служил мелким чиновником;в 1837 г. показал свои стихи В. А. Жуковскому,который заинтересовался им,помог устроиться на службу в Петербурге,затем в Москве.
Сначала он привлекал к себе внимание литераторов,его стихи неумеренно хвалили,затем мода на него спала.