-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Буала

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

история россии политика и вообще всё интересное различные направления изобразительного искусства театр

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Царство_Кулинарии Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 37636


Русский художник-реалист Александр Иванович Морозов

Понедельник, 06 Мая 2024 г. 19:52 + в цитатник

Александр Иванович Морозов родился в 1835 году в Петербурге в семье художника. Его отец, происходивший из мещан города Суздаля, обучался в Академии художеств. Он писал заказные портреты, иконы, выполнял копии с картин старых мастеров. Первоначальные художественные навыки Морозов получил от отца, с которым был близок.

0 0С… (498x700, 346Kb)

И. Н. Крамской. Портрет А. И. Морозова,. 1868 год. Государственный Русский музей

Отец привил ему любовь к точному рисунку, к детальному изображению окружающей натуры. От него он унаследовал органическую близость к Венецианову и его школе. Здесь не было подражания, многое подсказывал опыт, художественный вкус времени. Простые люди, их повседневная жизнь глубоко интересовали художника. "Пиши то, что видишь" - этот венециановский завет был твёрдо усвоен Морозовым в самом начале творческого пути.

0 0Р¶ (525x700, 316Kb)

Александр Иванович Морозов "Портрет жены"

Условность, аллегория, искажение натуры были ему чужды. Он преклонялся перед К.Брюлловым, с уважением относился к академическим профессорам, но живая жизнь была для него дороже. В Академию художеств Морозов поступает в 1852 году. Занимается успешно, числится учеником А.Т.Маркова, который был прекрасным рисовальщиком. К жанровой живописи Марков относился сочувственно, народные сцены не вызывали с его стороны особых возражений.

Александр Иванович Морозов (1835-1904)«За чаепитием», Бумага, акварель, 40 х 34 Краснодарский краевой художественный музей

Александр Иванович Морозов, «За чаепитием», Бумага, акварель, 40 х 34 Краснодарский краевой художественный музей
0 0РЅ (560x700, 452Kb)

Александр Иванович Морозов (1835-1904) «Перед свадьбой» 1879, холст, масло, 89 x 71 см

На академических выставках работы Морозова появляются с 1854 года. В 1857 году художник имел четыре серебряные медали за портреты.

Непосредственные впечатления от русской деревни легли в основу творческих поисков Морозова. Исторический сюжет был чужд художнику. На золотую медаль он пишет картину "Отдых на сенокосе".

0 0Рѕ (700x513, 482Kb)

"Отдых на сенокосе", 1861, холст, масло, 81 x 110 Государственная Третьяковская галерея
0 0С„ (700x525, 523Kb)

 "Отдых на сенокосе", 1861, фрагмент

С большой тщательностью пишет художник скромный, типично русский пейзаж, лишенный внешних эффектов. В композиции стремится быть естественным. Фигуры крестьян художник выдвигает на первый план. Сцена развертывается возле сарая для просушки сена. Обедать собираются крестьяне вместе. Они устали, каждому хочется скинуть лапти, напиться воды, утолить голод. Сенокос в полном разгаре, вся деревня от мала до велика принимает участие в работе. Пейзаж правдивый и выразительный. Л.М.Тарасов отмечает близость колорита к жанрам Венецианова, он скромен, не блещет эффектами солнечности, но как-то внутренне соподчинен с человеком. Большим душевным теплом проникнута эта картина. Она имеет успех, ей присуждают Вторую золотую медаль на академической выставке 1861 года.

0 0Рї (700x532, 515Kb)

"Отдых на сенокосе", 1860 год, холст, масло, 46 x 63,5, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1863 году Морозов вступил в столкновение с Академией художеств в числе тринадцати человек. В дальнейшем Морозов принимал активное участие в организации Художественной Артели. Репин вспоминал:

"В Артель, как на выставку, шли бесчисленные посетители, все больше молодые художники и любители смотреть новинки ".
0 0 А. . Морозов (третий слева) на фотографии Санкт-Петербургской Артели художников (1863—1864) (574x353, 170Kb)
А. И. Морозов (третий слева) на фотографии Санкт-Петербургской Артели художников, 1863 год

Поленов, вспоминая свои молодые годы, рассказывал, как на выставках увлекали его работы Попова и Морозова. Превосходно исполненные, они поражали свежестью, правдивым выражением чувств.

Заказов было много, но оплачивались они скудно. Морозову приходилось писать до тридцати-сорока портретов в год. Писал он детей в дворянских и купеческих семьях, женские портреты. Местонахождение большинства этих работ в настоящее время неизвестно.

0 0Р¶ (517x700, 382Kb)

"Женский портрет" 1888 год

0 0Рї (591x700, 386Kb)

 "Женский портрет", 1870. год

Портретные работы Морозова имели успех. Крамской нередко говорил, принимая заказы на портреты:

"Но будто только я один могу их сделать? Первый Морозов выполнит их не хуже..."

Крамской писал: "Я устал иметь дело с публикой по заказам... Я сделался портретистом по необходимости, и вследствие того испорчен..."

0 0СЃ (560x700, 388Kb)

"Старик",1889 год, бумага, акварель Государственный Русский музей, Санкт Петербург

Подобные слова мог сказать о себе и Морозов, который работал за гроши, рисовал портреты, постоянно думая о серьезной работе. Приходилось много заниматься иконописной работой.

В 1864 году Морозов закончил картину "Выход из церкви в Пскове". Это было самое совершенное и значительное произведение, которое ему удалось написать в своей жизни. Картина получила высокую оценку, вызвала восхищение своей жизненностью, свежестью восприятия натуры, яркостью колорита. На молодого Репина картина произвела неизгладимое впечатление: "Сколько солнца во всей картинке! Как все это ново, оригинально по пропорциям!"

Морозов одним из первых сумел создать подлинно народную сцену, способную взволновать и порадовать зрителя. Верность натуре в ней не оставляет сомнения.

0 0РІ (700x540, 614Kb)

 «Выход из церкви в Пскове», 1864 год. Холст, масло, 70 × 89 Третьяковская галерея

0 0РІ (700x540, 700Kb)

Фрагмент картины «Выход из церкви в Пскове»

Отошла обедня в летний солнечный день. Из церкви выходит старушка барыня. Её поддерживает под руку молоденькая женщина в модном платье с капризным выражением лица. Барыня проходит, сложа руки, опустив глаза. Она как бы отрешена от мирской суеты, полна молитвенных настроенией, но ей приятны внимание и почтение, которые она вызывает. Чиновник почтительно кланяется, снимая фуражку. Купец оделяет мелочью нищую братию. Надменная приживалка замахивается зонтиком на нищую бабу, перебегающую ей дорогу. Нарядные одежды и жалкие лохмотья, внешнее богатство и вопиющая нищета - на таких жизненных контрастах построена яркая картина. Слева изображены монахи, собирающие подаяния. А справа разместился лоток с прохладительными напитками, с баранками, калачами и яблоками, у которого стоит расфранченный парень, готовый раскошелиться на угощение, и девушка в ярком псковском наряде. Под последние молитвенные возгласы выходит из церкви толпа, женщина торопливо крестится, мужчина надевает на ходу фуражку, девочка с просфорой задержалась на ступеньках. Все эти люди образуют пеструю толпу, которую "каждый видел всякий день" (Стасов).

Прекрасно написаны церковная паперть, часть колокольни, деревянная изгородь, за которой свободно раскинулось дерево. Церковь стоит на возвышенном месте, вниз идут мостики, а за ними раскрывается панорама Пскова с деревянными и каменными домами, со старинной церковью. Правдоподобие в целом и в каждой детали не было ново для русской живописи после венециановцев, но важно более глубокое осиысливание деталей, содержатьность общего.

Художник писал солнечный день. Л.М.Тарасов считает, что в картине Морозов достиг чистоты, свежести и прозрачности красок. Он усвоил всё лучшее, что могла подсказать ему Академия. В знакомой природе художник увидел богатство красок, полюбил чистоту и праздничность цвета. Он нашёл звучные краски для передачи освещенных солнцем стен церкви, для городского пейзажа, для толпы, выходящей на площадь.

Морозов тщательно продумал композицию картины. Группы естественно связаны между собой при полном впечатлении случайности. В картине нет ни одной случайной фигуры, которая не имела бы значения для обстоятельного рассказа.

0 0 Летний день (1878) (700x557, 563Kb)

"Летний день", 1878 год

0 0Рї (700x408, 454Kb)

 "Пейзаж с деревьями", 1893 год

Морозов сумел показать, что академические приемы оправданы, если за основу будут приняты реалистический метод и верное изображение живых людей.

А.Г.Горавский, покупавший в 1867 году по поручению П.М.Третьякова "Выход из церкви в Пскове" писал: "Картину эту, однако же, помнят многие, и вещь действительно достойная внимания... Общество Артели, по-видимому, скорее оставит у себя, но не уступит..."

Горавский настоял на уступке в цене. Морозов за картину "Выход из церкви в Пскове" в 1864 году получил звание академика.

После распада "Артели" возникает более мощная организация - Товарищество передвижных выставок. Однако Морозов остаётся в стороне от этой организации. На академической выставке 1872 года появляются работы Морозова "Сельская бесплатная школа" и "Точильщик", которые были сразу приобретены П.М.Третьяковым.

0 0С€ (700x435, 518Kb)

«Сельская бесплатная школа», 1865 холст, масло, 54,3 x 78,8 см Государственная Третьяковская галерея
0 0фр (635x524, 331Kb)

Фрагмент картины «Сельская бесплатная школа»

Действующими лицами картины "Сельская бесплатная школа" являются передовые русские женщины, готовые посильно служить народу, учить его, облегчать его нужды, и крестьянские дети, жадно стремящиеся к знанию. Морозов писал то, что хорошо знал, чем жила его семья. Среди учителей, занимающихся с детьми, он изображает свою жену, её подруг. Горавский в письме Третьякову пишет о мнении критиков, что картина выполнена с большим вкусом и отменным мастерством, но всё же статична и производит впечатление некоторой угловатости.

0 0С‚ (503x700, 507Kb)

"Точильщик", 1872 год, ГТГ

"Точильщик" прекрасная жанровая сценка. Сценка правдива и незамысловата. Бродячий ремесленник, точильщик, ходит со своим станком по дворам. У Морозова он сохраняет степенный крестьянский облик. Художника интересует положительный образ, в этом отличительная сторона его творчества.

0 0СЃ (545x700, 482Kb)

«Странница с мальчиком»Холст, масло, 49 х 40 Государственная Третьяковская галерея

0 0Р» (700x596, 621Kb)

"Утренняя заря в лесу", 1860-е картон, масло, 73 х 37см

Как пейзажист Морозов не получил должной оценки. Его заслонили Саврасов, Шишкин, Васильев, которые открыли новые стороны в пейзаже. Редкие работы Морозова оставались совершенно незамеченными. Пейзажи его всегда интимны, подкупают прелестью любовно выписанных деталей деревьев, колосьев, земли. Они подлинно реалистичны, скромны и лиричны.

В 1887 году было создано Петербургское общество аквалеристов, где Морозов был действительным членом Общества. Критика отмечала его лучшие акварели на сюжеты из народной жизни.

0 0Р¶ (574x700, 336Kb)

«Портрет графини С. А. Бобринской, урожденной Шереметевой» 1867 год. Бумага, графитный карандаш, акварель, белила, лак, 59 х 44 Государственный Исторический музей
0 0Рј (555x700, 344Kb)

«Портрет неизвестного» 1867 год. Бумага, акварель, итальянский карандаш, сангина, белила, 46,3 х 37 Государственный Исторический музей

0 0Р¶ (559x700, 397Kb)

«Женский портрет» 1866 год. Бумага, акварель, белила, 46,5 х 38,7Государственный Русский музей

0 0 Р¶ (554x700, 470Kb)

«Женский портрет» Бумага на картоне, акварель, белила, 26,8 х 21,2 Рыбинский музей-заповедник

Морозов был основательно забыт ещё при жизни. В конце века, когда началось развитие декадентских школ, его причислили к эпигонам венециановской школы, назвали "запоздалым венециановцем", обошли молчанием все положительные, прогрессивные стороны его деятельности. Сам художник уже давно как будто не существовал.

0 0Рї (700x490, 345Kb)

«Крымское утро», 1880 год
0 0 Стогование сена (1891) (647x433, 209Kb)

 "Стогование сена" 1891 год
0 0Р· (680x447, 669Kb)

"Зимний пейзаж"
0 0 . (640x394, 141Kb)

1900 год
0 0.. (563x456, 221Kb)

 "Хозяйкины заботы", до 1904

Морозов работал до последних дней. Не прекращал он и своей педагогической деятельности. В 1904 году после тяжёлой болезни художник умер. Смерть его прошла совершенно незамеченной. Морозов - скромный, правдивый художник. Творчество его не связано с ведущей линией развития реалистической школы. Он всегда был художником-реалистом. Его лучшие работы прочно вошли в историю русской живописи. Его небольшие картины 60-70-х годов XIX века способствовали развитию русского жанра. В его пейзажах было много жизненной простоты и естественности.

0 0С„ (386x600, 171Kb)

Александр Иванович Морозов (1835 - 1904), фото 1877 года

Источник...

Рубрики:  Старые фотографии/лица из прошлого
Акварель
Художники
ЖЗЛ
живопись
судьбы
пейзаж
портрет
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 19 пользователям

ГалКон   обратиться по имени Понедельник, 06 Мая 2024 г. 21:12 (ссылка)
Добрый вечер, Елена! Спасибо большое! Прекрасный художник, картины и портреты чудесные! С удовольствием цитирую!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Мая 2024 г. 22:39ссылка
Благодарю Галина, за внимание и цитирование!
babeta-liza   обратиться по имени Понедельник, 06 Мая 2024 г. 21:16 (ссылка)
Благодарю!Русская классика!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Мая 2024 г. 21:42ссылка
Спасибо Лиза, за внимание и комментарий!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку