Братья Коровины - две противоположности, два разных мировоззрения, две непохожих судьбы |
История искусства, замешанная на человеческом факторе, всегда была полна различных загадок и парадоксальных явлений. К примеру, в истории русского изобразительного искусства было два живописца, два родных брата, которые одновременно учились и окончили Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Однако их творчество и мировоззрение были совсем разными, впрочем, как и они сами, были диаметрально-противоположными и по характеру и по судьбе. Речь пойдет о братьях Коровиных - Константине и Сергее.
«Между родными братьями...да и между их талантами больше было черт противоположных, чем общих»,- писал П. Эттингер. А разница между ними в годах - всего лишь три года.
Сергей и Константин в детстве
Оба брата родились в Москве, в зажиточной купеческой семье старообрядцев. С детских лет, сколько себя помнили, в доме их отца постоянными гостями были художники И.М. Прянишников и Л.Л. Каменев. Да и сами родители мальчиков были творческими людьми: Алексей Михайлович увлекался литературой, мама - музыкой и рисованием. Родители всячески поощряли в своих детях стремление к творчеству, и судьба братьев Коровиных была предопределена еще с ранних лет. Планы родителей не поменялись даже тогда, когда отца постигло катастрофическое разорение, которое привело к значительному ухудшению материального положения семьи.
Алексей Михайлович Коровин - отец, 1865 год
Однако, невзирая на финансовые трудности, в 1876 году, когда Сергею было 17 лет, а Константину - 14, братья стали учащимися художественного училища. Изначальную подготовку по рисунку Коровины прошли дома под руководством матери и художника Пряшникова.
Старший Сергей сразу начал изучать живопись, а меньший - архитектуру. Однако Костя уже через год поменял факультет, и заканчивал училище на живописном отделении в классе Алексея Саврасова и Василия Поленова, которые и привили страсть к яркому колориту талантливому ученику. Сергей же, занимаясь в натурном классе, всей душой прикипел к Василию Перову и его творчеству. Оба брата считались самыми одаренными учениками на курсе. И так как во время учебы семья Коровиных уже жила в большой нужде, то братьям пришлось подрабатывать уроками рисования. По окончании училища дороги братьев разошлись. Выбор направления жанра в живописи во многом предопределил их судьбу. Со слов С. Д. Милорадовича: «Для Сергея искусство было целью жизни, а для Константина — средством».
С Московским училищем живописи Коровин старший связал всю свою дальнейшую судьбу. Почти целое десятилетие он был здесь учеником, а получив диплом, стал преподавателем, где и проработал до самой смерти.
Автопортрет, Сергей Коровин
В своем творчестве Сергей шел по стопам передвижников. Сюжеты его полотен были назидательны и нравоучительны, а образцом для подражания конечно же был Василий Перов.
«Перед наказанием». Автор: Сергей Коровин.
Потребность в собственном творчестве в Сергее Коровине была так высока, что как только начинались каникулы он уезжал в Подмосковье и сразу же окунался в крестьянский быт."Многочисленные холсты и листы бумаги покрывались этюдами характерных голов, фигур, деревенских изб, сараев, телег, улиц. А возвратившись осенью в свою мастерскую, художник на основе своих впечатлений и этюдного материала создавал картины",- из воспоминаний Константина. Сергей Алексеевич открывал новые грани тяжкой крестьянской жизни, и проникал в эту среду глубже многих других своих современников, изображая самые мрачные стороны бытия русского крестьянства.
«На миру». Автор: Сергей Коровин. (На полотне изображен сельский сход, где представленный хозяевами дворов крестьянский совет разбирает тяжбу между крестьянином и кулаком. «Мир» послушен кулаку, поэтому несправедливо решает конфликт в его пользу. Бедняк, потерявший основной источник жизни — земельный надел, доведен до отчаяния, а толпа хохочет и издевается над ним.
В 25-летнем возрасте Сергей женился на девушке из крестьянской семьи. Их быт был весьма скромен. Одна из 2-х комнат, которые они снимали, была мастерской для художника, а в другой его супруга занималась шитьем. Жили бедно, но дружно.
Портрет Сергея Коровина, В. Е. Маковский
Сергей Алексеевич - как преподаватель пользовался уважением, но одновременно и грустной славой "запоздавшего чудака". Хотя преподавателем он был от Бога: умел выходить из официального тона учителя и заражать учеников своей восторженностью и вдохновением. И параллельно сам создавал свои полотна, пропитанные сочувствием к простому народу. А ведь в то время жестокой политической реакции совсем немногие художники имели мужество затрагивать серьезные социальные пороки.
"К Троице" (1902), Сергей Коровин
«Серёжа талантливее меня, — неоднократно говаривал Константин Алексеевич, — но как печальна его муза!» И этим было сказано все.
Нужда, а вслед за ней болезнь помешали Коровину осуществить многие свои интереснейшие творческие замыслы. Он умер от паралича сердца и был похоронен в Москве на кладбище Покровского монастыря.
Костя по своей натуре был жизнерадостным и лучезарным творцом, мечтающим передать всю красоту и радость окружающего мира при помощи своих красок. В отличие от старшего брата, полотна Константина кипели жизнью, играли цветом, и хотя и были иногда без сюжетными, зато приносили зрителю наслаждение красотой.
Портрет Константина Коровина (1891), Валентин Серо
"Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира".- и этим все сказано.
Натюрморт с розами, Константин Коровин
Константин, окончив Московское училище, отправился в Петербург и стал студентом Академии художеств. Но совсем скоро, разочаровавшись в академических методах преподавания, через три месяца оставляет учебу. Его яркая и свободная колористика, "радостная" манера живописи, условность деталей шли вразрез с академической точностью.
Портрет Федора Шаляпина, Константин Коровин
Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж, куда художник ездил на протяжении всей своей жизни. И куда в итоге эмигрировал, и где нашел свое последнее пристанище. Один из любимых городов художника показан с удивительным восторгом и трепетом человека, очарованного его чудной красотой.
"У окна", Константин Коровин
Имя Константина Коровина известно не только как русского импрессиониста, писавшего завораживающие северные и южные пейзажи, романтичные виды Парижа, интересные натюрморты и отличные портреты, но и как театрального художника, профессионального декоратора, мастера промышленного рисунка.
Портрет Ивана Абрамовича Морозова (1903), Константин Коровин
Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович (1880), Константин Коровин
"Северная идиллия" 1886, Константин Коровин
"Хозяйка" 1896, Константин Коровин
Константин Алексеевич Коровин, 1897 год
Эскиз костюма князя Игоря для постановки оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре, 1909 год
Константин Коровин, "Святки"
"Зимний день", Константин Коровин
«Пионы», 1913 год
Плакат «Жертвуйте жертвам войны. Дмитрий Донской», 1914 год
После революции в России Коровин активно боролся за сохранение памятников искусства, организовывал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, много сотрудничал с театрами. С 1918 года художник жил в имении и преподавал в свободных государственных художественных мастерских. По совету Луночарского в 1922 году художник был вынужден выехать за границу и поселиться во Франции.
Константин Коровин, "Ночной Париж"
Константин Коровин, "Бульвар капуцинок"
Константин Коровин, "Ночной Париж"
Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Так вышло, что полная утрата зрения вынудила художника отказаться от живописи, однако Константин Алексеевич, не падая духом, начал писать рассказы. Художник скончался в Париже осенью 1939 года.
Такими вот разным были и творчество, и жизнь, и судьба родных братьев Коровиных, каждый из которых оставил в истории живописи свой бесценный вклад.
Рубрики: | Старые фотографии/лица из прошлого Художники Российская Империя живопись судьбы Творчество портрет |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |