Усадьба Веневитиновых-Чоколовых. Село Горожанка. Рамонский район. Воронежская область. |
Село имеет название в честь некоего крестьянина, Олега Горожанкина, который основал здесь первое поселение. Усадьба же принадлежала известной дворянской семье Веневитиновых. Они приобрели это имение в конце XVII начале XVIII в. Кроме этого им принадлежали две усадьбы в сёлах Староживотинном и Новоживотинном.
Этот некогда прекрасный дворец выдержанный в традициях классицистической школы Джакомо Кваренги был построен в конце XVIII в.
Вот так эта усадьба выглядела раньше.. Это был прекраснейший дворец. При усадьбе был парк, свой конезавод, школа, мастерская по изготовлению ковров, мебели и керамики.
Общий вид на дореволюционную усадьбу, фото сделано с церковной колокольни.
Здешние земли принадлежали правнуку Антона Веневитинова - Алексею Анкиндиновичу Веневитинову. Вообще, род Веневитиновых весьма древний и пошёл ещё с атамана Веневской крепости Терентия. Нетрудно догадаться, что от названия крепости и произошла его фамилия. Тереха прибыл на строительство Воронежа в 1585 году атаманом детей боярских. Службу нёс усердно, а потому в 1622 году был жалован землями севернее Воронежа. Это и было сельцо Животинное. Много поколений Веневитиновых минуло до 1805 года, когда наконец родился будущий поэт, прозаик и философ Дмитрий Владимирович Веневитинов. Его отец Владимир Петрович построил усадьбу в Новоживотинном, а в Горожанке его двоюродный дядя Александр Алексеевич.
Вместо трехэтажных интернатовских корпусов по обе стороны от дома - флигели, на переднем плане - часть амбара. Большой двор был ограждён каменной оградой с тремя воротами. Через южные шла дорога в село и дальше в город, с этой стороны к усадьбе примыкало кладбище с церковью. Северные ворота вели на скотный двор, где стояли конюшня, коровник, сарай (на заднем плане). А напротив дома стояли третьи ворота, которые вели в липовую аллею и сад.
В "Описании Воронежской губернии" 1909 года говорится: "В Горожанке мужики занимаются производством резной и гнутой мебели из лозы, а женщины ткут ковры, приготавливают вышивки и кружева". То бишь супруги Чоколовы развели в тут бурную хозяйственную деятельность. Была открыта школа-мастерская под названием "Мебель, ковры, вышивка и кружева". Горожанские ковры пользовались постоянным спросом на московских ярмарках, а один ковер "Адам и Ева" даже был куплен во Францию в музей. Изготовили его две молодые девушки. За свою работу рукодельницы получили по паре золотых сережек.
После смерти Александра Алексеевича с 1831 по 1860 год усадьбой управляет его вдова Екатерина Николаевна. Далее в наследство вступает их сын Николай Александрович, но и сам умирает буквально через 6 лет. Между тем, Коля оказался последним наследником мужского рода. Таким образом из внушительного списка владельцев имения в Горожанке навсегда исчезает фамилия "Веневитинов".
Фамилия владельцев усадьбы сменилась, когда её хозяйка Екатерина Веневитинова вышла замуж за инженера-путейца Семена Чоколова, жившего в Москве.
В 1910 году имение Чоколовых перешло к их зятю Василию Михайловичу Михайловскому, который служил в военно-инженерных войсках царской армии. Он закрыл прежние производства, построил винокуренный завод и разместил пасеку. Когда началась революция, Михайловский не сбежал заранее как многие помещики, а дождался прихода красноармейцев. Василий Михайлович попросил у новой власти оставить ему дом и сад, но был приговорён к полной конфискации имущества и заперт на третьем этаже особняка. Ночью, спустившись по простыням, Михайловский сбежал. Дальнейшая его судьба неизвестна, но ходит легенда, что в годы Великой Отечественной войны, когда немцы стояли на правом берегу Дона, кто-то из крестьян узнал в одном из немцев старого барина. Даже смотрели в бинокль, чтобы подтвердить свое предположение. Говорят, оберегал барин дом, потому и не стреляли по зданию. Тут возникает резонный вопрос, почему же сейчас особняк в таком плачевном состоянии, будто бы попал под обстрел? Но "бомбили" его местные жители. Еще в конце девяностых на фасаде дома находилось необычное панно с изображением синих павлинов. Подобных павлинов можно было увидеть и внутри, роспись по побелке над окном. Аборигены называли их "райскими птицами". Они не уцелели. Панно находится в воронежской реставрационной мастерской, а "внутренние" павлины исчезли навсегда. Кто-то тщательно поработал над ними ломом. Да и остальные стены заодно поковыряли, видимо пытались искать клады.
Над окнами усадьбы располагались майоликовые панно, ныне утрачены навсегда...
В советское время усадьба постепенно начала терять архитектурные элементы.
Так выглядит усадебный дом сейчас.
Сегодня не уцелело почти ничего.
Примерно в конце 80-х годов начался ремонт усадебного дома. который закончился ничем.
Во дворе дома сохранился фонтан начала ХХ века. ч/б фото сделано в 1991 году.
Современная фотография фонтана.
После революции "дворец" заняла коммуна беспризорников. Позже, в 30-х годах, здесь устроили дом отдыха Сахаротреста. В 1944 году усадьбу отдали под спецдетдом. В 1959-1961 детский дом реорганизовали в школу-интернат. Особняк мало изменился, но рядом с ним построили новые крупные корпуса. Учебный корпус видно на фото. Спальный, внешне такой же серый и безликий, с другой стороны.
Фасад дома со стороны реки пока ещё цел.
Так он выглядел после войны.
В 1787 году Алексей Анкиндинович Веневитинов строит покровскую церковь.
Здание это напоминает корабль, если смотреть сверху.
В 30-е годы храм закрыли. Сначала был клуб, затем в 70-е годы отдали под жильё. Особенностью этого церковного здания является то, что около 40 последних лет оно служило жилым домом, а колокольня - водонапорной башней. Но дом и квартиры пользовались дурной славой.... Вот что говорили в интервью местные жители. "Нам с мужем, как молодым специалистам, пришлось одно время пожить в том доме. У нас были не потолки, а церковные своды над головами. Шторы пришлось шить длиной 3,5 метра. Невыносимо тягостное было ощущение. Просто не хотелось идти домой. Мы сделали всё, чтобы поскорее переселиться в другое место..." В 2012-13 годах жильцы постепенно начали съезжать отсюда....
Интерьеры, вернее то, что от них осталось.
От былого величия усадьбы сохранилось несколько реликтовых сосен, посаженных Веневитиновыми.
Стоят руины русской усадьбы, только вот ива выросла, да заборы поставили, да охранник злобный постоянно выбегает, не давая снимать руины этого памятника архитектуры. Кричит мол, смотреть и фотографировать нечего здесь, и здание это не историческое вовсе, а постройки 50-х годов прошлого века.
___________________
Портретов и фотографий хозяев усадьбы к сожалению не найдено.
Источники:
https://muph.livejournal.com/290940.html
https://zen.yandex.ru/media/mulder/nashli-ruiny-us...ejalo-5e543bbf6e1cd54e7a5d4396
Рубрики: | История/Усадьбы России Культура Фото Россия Старые фотографии Российская Империя архитектура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |