Цитата сообщения the_swan
Урок обучения грамоте 1 класс Тема урока: Буквы Е, Ё после согласных
Цели урока:
-
учить читать слова с буквами Е и Ё после согласных
-
сформировать представление, что после согласных эти буквы смягчают предыдущий согласный и обозначают звуки (Э) и (О) соответственно
Универсальные учебные действия
Познавательные:
-
выделение и формулирование с помощью учителя познавательной цели
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
-
анализ объектов с целью выделения признаков
-
сравнение объектов
-
умение работать со схемой: заполнять ее и пользоваться ее сведениями
Регулятивные
-
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
-
умение сохранять заданную цель
Коммуникативные:
-
уметь формулировать собственное мнение
Ход урока
-
Актуализация знаний.
Начнем мы наш сегодняшний урок с небольшой разминки для ума – с загадки.
Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот - ... ЕНОТ
-
Сколько букв в этом слове?
-
А сколько звуков?
-
Почему так получилось?
-
В каком еще случае буква Е обозначает два звука?
-
Какую еще такую же хитрую букву вы знаете?
-
Какие звуки она обозначает?
-
Когда?
2. Создание проблемной ситуации
Молодцы, вот вам тогда вторая загадка.
Как по полю черному
Белый зайчик скачет
Учит неученого
Как решать задачу.
Это МЕЛ.
-
Составим звуко-буквенную схему этого слова. Те, кому трудно могут пользоваться схемой-опорой.
-
Я запишу это слово вот так: МЭЛ
-
Правильно?
-
В чем ошибка?(1 звук получился твердый, а у нас мягкий)
-
Как же обозначить мягкость? (буквой Е)
-
Но ведь мы только что говорили, что она обозначает два звука, а в этом слове мы не слышим Й.
-
Обратимся к памятке, когда хитрые буквы обозначают два звука?
-
А в слове МЕЛ в каком месте стоит наша Е?
3. Постановка цели
-
Кто может сказать, чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (Читать слова, в которых буквы Е и Ё стоят после согласной)
-
А какая тема нашего урока?
-
А чтобы достичь нашей цели мы будем решать свои учебные задачи:
учиться:
-
наблюдать
-
сравнивать
-
работать со схемой
4. Открытие нового знания
Итак, давайте понаблюдаем, что обозначают буквы Е и Ё, когда они стоят после согласных, и какую работу они выполняют.
На доске слова: ЛЁН, ОВЁС, СЕЕТ,
-
Все ли слова вам понятны?
-
Что такое ЛЁН, ПОЛЕ? (вывешиваются картинки)
-
Какое слово здесь лишнее? Почему?(СЕЕТ, уберем его)
-
Составим звуко-буквенную схему этих слов.
-
Сколько звуков в слове ЛЁН, ПОЛЕ?
-
Перед вами маленькие карточки, на которых уже есть заготовки для схем. Работаем с ними. (Дети делают звуко-буквенный анализ)
-
Какой вывод мы можем сделать?
-
Совпадает ли количество звуков и букв?
-
Какую работу выполняют эти буквы?
-
Какие звуки обозначают?
-
Запишем эти новые знания в свою схему-помощницу
Чему мы с вами сейчас учились? (наблюдать, сравнивать, работать со схемой)
ФИЗМИНУТКА
5. Первичное закрепление. Работа с тестом
-
Посмотрим, помогут ли эти умения при работе с текстом.
-
Как называется текст?
-
Что такое село? (картинка)
-
Читаем первые 4 строки с объяснением незнакомых слов.
Село стоит у реки. В селе мельница, дома, церковь. Около села поле. В поле мужик сеет овес, а баба сеет лен. Поспеет лен и овес – вот сыну рубашка и кашка.
-
Что мы сейчас прочитали? (предложения)
-
Связаны ли они по смыслу?
-
Как мы можем назвать эти предложения? (текст) Если ответ – мы прочитали текст - докажите, что это так.
-
Есть ли в тексте незнакомые слова? (церковь, около, мельница, поспеет, овес)
Церковь – храм, место, где люди собираются и молятся Богу.
Мельница – здание. Приспособленное для размола, измельчения зерна, превращения его в муку.
Овес – растение, из зерен которого делают крупу, хлопья.
Поспеет – станет готовым, спелым
Около – рядом, вблизи
-
Сколько в тексте предложений? (5)
-
Как вы узнали?
-
Найдите слова, в которых есть хитрые буквы.
-
Будем делить их на две группы. Какие? (Дети выбирают слова, рассказывая о работе букв, учитель прикрепляет их к доске, разделяя на 2 группы)
село сеет
реки поспеет
поле
сеет
овес
лен
поспеет
-
А знаете ли вы, как связаны слова мел и мельница? Мел – готовят из измельченного известняка. Так что эти слова – родственники.
6. Рефлексия
-
Какая цель стояла перед нами на уроке?
-
Достигли ли мы ее?
-
Что мы узнали на уроке нового?
-
Какие учебные задачи мы выполняли?
-
Перед вами листок бумаги с тремя отрезками. На первом отрезке оцените, достигли ли вы цель , на втором – свою активность, на третьем – свое настроение.
Всем спасибо!!!!