-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Буала

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

история россии политика и вообще всё интересное различные направления изобразительного искусства театр

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Царство_Кулинарии Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 37662


Исчезающие народы России: чулымцы

Пятница, 02 Февраля 2024 г. 15:58 + в цитатник

Чулымцы это коренной малочисленный народ России тюркского происхождения. Численность – 365 человек (по переписи 2010 года). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), в среднем и нижнем течении которой они и проживают. Самоназвание пистин кижи "наш человек".

0 0 (700x700, 586Kb)

Большая часть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в селах Пасечное и Чиндат.
Официально власть признала чулымцев, как этнос лишь 5 марта 2001 года. И в переписи населения, которая прошла в 2002 году, чулымцы впервые назвали себя чулымцами. До этого чулымцев причисляли к хакасам. До сих пор некоторая часть чулымцев продолжает идентифицировать себя с хакасами… однако большая часть, особенно дети из двуязычных семей, определяют себя как русские.

Коренной чулымец Василий Габов сегодня в Тегульдетском районе единственный, кто еще помнит родной язык. Чулымский язык – бесписьменный, его никогда не преподавали в школе, использовали лишь в быту. Василий Михайлович мечтает открыть собственную школу и учить чулымскому всех желающих, но пока, кроме лингвистов (в том числе наших коллег из института языкознания РАН и некоторых студентов нашей кафедры), в сохранении языка никто особо не заинтересован, поэтому Габов обучает сыновей и внуков. Он старается понять значение исторических артефактов, хранящихся в Тегульдетском районном музее, записывает на кириллице стихи и рассказы.

Недавно Василий Михайлович занялся составлением летописи чулымского народа. Его вторая, чулымская фамилия – Тарлаганов, что в переводе означает "кто таскал на себе мешок". По его словам, род получал фамилию, связанную с характером занятий своего предка.

этнос сложился на территории Причулымья за счёт постепенной тюркизации местного дотюркского населения – трёх кетоязычных народностей: ассанов, пумпоколов, аринов.
Заселение Нижнего Чулыма тюрками произошло не позднее XV в., заселение же верховьев Чулыма относится к VII – VIII вв.

0 0- (700x616, 616Kb)

В прежние времена летом чулымцы на обласках (небольших лодках, выдолбленных из ствола осины или тополя) занимались рыболовством. В зимнее время года переселялись на охотничьи стойбища. К XX веку развили пушное направление в торговле. Чулымцы были далеки от типового ведения домашнего хозяйства и скотоводства. Отдавали предпочтение собирательству лечебных трав и ягод. Важное место в хозяйстве занимали пасеки. Наряду с этим занимались ткачеством, кожевенным делом, плотницкими работами. Специализировались на изготовлении веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетеной), лодок, лыж, нарт.
Традиционные поселки были застроены землянками и чумами с открытыми глиняными печурками, многочисленными лавками и сундуками. Чулымцы обычно носили простую холщовую одежду, платья, кафтаны, украшали себя бусами, серьгами и перстнями. Зимой переобувались в унты или охотничьи сапоги. В еде отдавали предпочтение мясу, вяленой рыбе, мёду и чаю из трав.

0 0 - (534x640, 424Kb)

Чулымцы приняли православие в XVII–XVIII веках, однако сохранили и некоторые традиции шаманизма. Наряду с именами, данными при крещении, детям давали и традиционные имена. Магическими атрибутами считались белый головной платок, ожерелье из белых бус, погремушка, ложка для кормления духов. Изначально было распространено поклонение духам – родовым, семейным или личным покровителям (у женщин чаще всего в образе птицы, у мужчин – в виде заячьей шкурки). Почитали леших и домовых.
Большая часть современных чулымцев занята в сельском хозяйстве и лесной промышленности, а также на пасеках.

0 0СЃ (700x371, 331Kb)

Чулымцы бережно относятся к природе и имеют даже собственную разработку в отношении всевозможных природоохранных мер,стараются правильно утилизировать все, что может нанести вред окружающей среде. Специальный "экомобиль" принимает у жителей района отслужившую бытовую технику, сгоревшие лампочки и пр.
В Пасечном ежегодно проводится чулымский осенний праздник "Тумпайрам". По традиции гостей потчуют глухарем в сметане и царской стерляжьей ухой. Заправляет торжеством чулымский рыбак Александр Федорович Кондияков. Большой популярностью пользуются гонки на обласках по реке Чиндат. Наряду с мужчинами соревнуются и женщины.

0 0, (700x525, 524Kb)

в последние годы историческое самосознание чулымцев начало пробуждаться. Люди стали вспоминать, изучать и пытаться сохранить свои традиции. Удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи. Немаловажную роль в сохранении народности играет целевая программа, принятая Законодательным собранием Красноярского края в 2005 году, создаются благоприятные условия для жизни чулымцев, оказывается большая финансовая помощь местному населению, продолжающему вести традиционный образ жизни.

0 0С‚ (700x525, 515Kb)

Андрея Медонос (Чернецов) – основатель и хозяин музея мёда и этнографии – он и его жена преуспели в деле сохранения и популяризации чулымских традиций. Алёна Хозяйка Тайги (Чернецова) является носителем чулымского языка. В музее собраны национальные чулымские инструменты, предметы быта, стены расписаны замысловатыми шаманскими рисунками, а также вкусно пахнет мёдом и травами.

Группа Андрея и Алёны играет этническую музыку, песни пишутся на чулымском языке, а клипы снимаются в волшебной дикой тайге.

разделитель с л (500x23, 8Kb)

Источник...

Рубрики:  Культура
Фото
Россия
Традиции
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 15 пользователям

babeta-liza   обратиться по имени Пятница, 02 Февраля 2024 г. 17:27 (ссылка)
Благодарю, Лена! Еще один исчкзающий народ...Фенотип схож с таджикским...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 02 Февраля 2024 г. 20:29ссылка
Пожалуйста!
А мне казалось, что таджики совсем другие.
ГалКон   обратиться по имени Пятница, 02 Февраля 2024 г. 21:20 (ссылка)
Спасибо, Елена!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 02 Февраля 2024 г. 22:40ссылка
Пожалуйста, Галина!
Благодарю за интерес и внимание!
Good-nature   обратиться по имени Пятница, 02 Февраля 2024 г. 22:30 (ссылка)
Буала, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 02 Февраля 2024 г. 22:39ссылка
Пожалуйста!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку