-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Буала

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

история россии политика и вообще всё интересное различные направления изобразительного искусства театр

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Царство_Кулинарии Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 38049


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ЧАСТЬ 1

Вторник, 07 Мая 2024 г. 03:05 + в цитатник

В конце XIX, начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов.

0 0Р± (700x166, 117Kb)

В 1913 году поступления по всем благотворительным учреждениям одного только Санкт-Петербурга составили около 8 миллионов рублей. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей.

Собственными домами располагало 1941 благотворительное заведение, землями 240 заведений, особенно богадельни, детские приюты, дома дешевых и бесплатных квартир. Общая стоимость домов этих составила 90941434 руб., а стоимость земли 4679525 руб. Капиталами располагали 2446 заведений, к 1902 г. сумма капиталов составила 128751982 руб. Наибольшие суммы принадлежали: богадельням — 52 млн. руб., воспитательным домам — 30 млн. руб., детским приютам — 14 млн. руб.

Благотворительность в России приобрела широкий размах и самобытные формы. В 1909 г. образовался «Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению». Он стал инициатором двух общероссийских съездов деятелей благотворительности в 1910 и 1914 гг.

0 0Р± (700x418, 305Kb)

Начало Дня Белой ромашки в С-Петербурге: шествие сборщиц по Театральной улице. 1911год.

На собранные в Петербурге 20 апреля 1911 года средства (53 751 руб. 16 коп.) в течение года обеспечивалось содержание 40 больных детей в санатории в Териоках, был оборудован санаторий для взрослых на Крестовском острове, расширена амбулатория для лечения туберкулезных больных в Петербурге, розданы пособия на еду, жилье и лекарства больным чахоткой беднякам, переданы средства на подготовку медицинских сестер для работы с туберкулезными больными, отложен капитал на приобретение цветов в будущем.

0 0Р±- (700x435, 222Kb)

День Белой ромашки  – один из массовых благотворительных сборов в России начала XX века. Целью Дня белой ромашки был сбор средств и распространение медицинских знаний для борьбы с туберкулезом.

0 0Рґ (700x485, 291Kb)

Дети Николая II так же участвовали в движении "Белый цветок", Крым, Ливадия 1910 год

Белая ромашка являлась символом дня.

В 1910 году была основана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Деятели лиги – врачи, родные больных и умерших, журналисты – стремились «заставить каждого вспомнить о существовании постоянного страшного, хотя и невидимого врага всего человечества – туберкулеза и призвать каждого вносить свою лепту на общее дело борьбы с ним»

0 0СЃ (584x700, 409Kb)
Сборщики пожертвований на борьбу с туберкулезом в День Белой ромашки в Москве. 1912 год

С 1910 года День Белой ромашки проводился по всей России ежегодно.  Уже в первый год в акции приняли участие 104 города и было собрано около полумиллиона рублей. В День белой ромашки врачи читали лекции по гигиене и борьбе с туберкулезом, активисты ходили по улицам, собирая взносы в обмен на белые искусственные цветы, устраивались медицинские выставки. В ряде городов для акции бесплатно предоставлялись здания коммерческих собраний и городских театров.
Подобные акции случались в начале прошлого века довольно часто. Некоторые из них проходили по всей России. Зачастую им придумывали символическое название - "День белого цветка", "День колоса ржи", "День розового цветка", "День вереска".

0 0Рѕ (461x700, 183Kb)

Благотворительная открытка нач. ХХ века

0 0С‡ (700x482, 249Kb)

"День белого цветка" — сбор средств на борьбу с чахоткой. Санкт-Петербург. 20 апреля 1911 г. Фото ателье К. К. Буллы

0 0Р· (700x504, 261Kb)

Сборщики сдают кружки с пожертвованиями в пользу бесприютных детей, собранными в День Розового цветка, в помещении канцелярии Совета Общества попечения о бесприютных детях. Санкт-Петербург. 26 апреля 1912 г. Фото ателье К. К. Буллы

0 0СЃ (700x523, 307Kb)

Участники сбора средств на постройку дома для больных детей рабочего района получают кружки и жетоны на квартире одного из организаторов Дня вереска. Санкт-Петербург. 15 сентября 1912 г. Фото ателье К. К. Буллы

0 0СЃ (700x466, 240Kb)

Сборщики средств в пользу голодающих у здания Городской думы в День колоса ржи. Санкт-Петербург. 22 февраля 1912 г. Фото ателье К. К. Буллы

 

        Праздник Белой Ромашки в Ярославле. 1911 год
Во второй половине XIX - начале XX веков частная благотворительность, например в Ярославле, выглядела так. В 1866 году был открыт Ольгинский детский приют на 45 человек. Ярославские купцы Н. А. Друженков и К. М. Огнянов обязались ежегодно вносить по 1 200 рублей на две стипендии для двух девочек приюта, а купец А. А. Топыньков обещал вносить по 2 000 рублей ежегодно на стипендии для мальчиков.

0 0Рї (700x401, 373Kb)

                         Ярославль. Николаевский детский приют. Открытка 1900 года

Согласно Высочайшему соизволению, 17 апреля 1858 г. в Ярославле был открыт Николаевский детский приют — второе, после Ольгинского детского приюта, заведение подобного рода в городе. Попечительницей учреждения была назначена супруга губернатора О. П. Бутурлина, директором — купец А. И. Трунов.
В выписке из журнала думы от 27 сентября 1873 г. говорилось: "Николаевский детский приют в Ярославле был основан в 1858 г. потомственным почетным гражданином Алексеем Ивановичем Труновым, который и содержал его до настоящего года на свой счет, но в настоящее время, по изменившимся обстоятельствам в средствах ...он отказался от дальнейшего его содержания на свой счет..."
В заявлении в Ярославскую городскую думу от директора общественного банка, ярославского купца 1-й гильдии А. Д. Топленинова указывалось:
"Вследствие затруднений, встреченных по содержанию Николаевского детского приюта, собрание городской думы, чрез городского голову...удостоило меня предложением о вспомоществовании...Благодарю собрание думы, предоставившее мне случай сделать еще одно доброе дело. Предложение собрания я принимаю, и на содержание Николаевского детского приюта жертвую в основной капитал банка 10 тысяч с тем...чтобы жертвуемый мною капитал ...именовался "капиталом детского приюта имени в Бозе почившего наследника Цесаревича Николая Александровича пожертвованным Топлениновым..."

Директором приюта был врач Александр Александрович Виноградов, оставивший о себе добрую память на многие годы.

0 0Р· (454x700, 305Kb)
Фрагмент заявления купца А. Д. Топленинова в Ярославскую городскую думу о согласии пожертвовать капитал на содержание Николаевского детского приюта, 1873 год

После смерти А. Д. Топленинова, попечителем стал Леонид Николаевич Пастухов, сын известного Николая Петровича Пастухова, основателя знаменитого Пастуховского училища.

0 0СЏ (700x663, 583Kb)

Илл. 5. Из перечня приютов г. Ярославля, 1916 г. Путеводитель-справочник по Ярославлю на 1917 г. Составитель П. Критский. Ярославль, 1916. С. 49-50.

0 0РІ (700x439, 360Kb)

"Базановский воспитательный дом", открытка нач. ХХ века

Например в Иркутске был открыт детский приют, так называемый "Базановский воспитательный дом" (также известен как Базановский сиропитательный приют). Открыт 7 октября 1893 (каменное здание, родовспомогательное отделение).
Был основан на средства иркутского золотопромышленника И.И. Базанова для призрения детей. В воспитательный дом принимались дети не старше одного года, в большинстве подкидыши, а иногда от неимущих родителей. Детей выкармливали и передавали на воспитание благонадёжным людям. До восьмилетнего возраста воспитательный дом следил за судьбой свих питомцев. В первые годы своего существования воспитательный дом принимал за год до двухсот младенцев.
Все принятые в приют дети получали фамилию Базановы. Мальчиков в приюте учили сапожному делу, давали конторское образование. Девочки становились белошвейками, сестрами милосердия, словом, все получали профессию, и многие всю жизнь носили Фамилию Ивана и Матрены Базановых.
После смерти И.И. Базанова его благородное дело продолжили его родственники — невестка Ю.И. Базанова и внучка В.П. Кельх со своим мужем.

С принятием нового законодательства (середина XIX в.) в стране резко увеличивается число пожертвований и возникает множество благотворительных обществ, открываемых частными лицами. По газетным сведениям, только с 1889 по 1898 год было открыто несколько сотен благотворительных заведений, а по данным министерства внутренних дел было зарегистрировано 74 устава частных заведений.

0 0Р¶ (700x574, 262Kb)

"Медицинский осмотр в русской богадельне". Шанкс Эмилия, 1880 -1900 годы.

Из Указа Императрицы Анны Иоанновны от 1730 года:

«Усмотрели Мы, что нищие прямые, престарелые, дряхлые и весьма больные без всякого презрения по улицам валяются, а иные бродят; с другой стороны Нам известно, что в богадельни, вместо прямых нищих, записывают таких, которые могут работой питаться, а иные в богадельнях не живут, но одно жалование получают, и не без греха, что бедные без презрения страждут, а вместо них тунеядцы хлеб похищают, поэтому ПОВЕЛЕВАЕМ непременно тунеядцев из богаделен выслать, или определить на работу, а прямых нищих ним в богадельню ввесть; помещичьи отдать помещикам, посадских – в посады для пропитания; малолетних мужского пола определить в гарнизонные школы, чтобы выросли, годились на службу вместо рекрутов, девочек – на фабрики, или кто захочет их взять на воспитание и в услужение». 

При Екатерине II (1762–1796) возникли новые богадельни. В Петербурге – Волковская (1777, на 250 коек) и городские богадельни (1781, отделения в разных частях города, всего на 2 958 коек). В Москве в 1771 году устроены старообрядческие богаделенные дома: Рогожский (на 890 человек) и Преображенский (на 400 человек). В 1775 году – Городской императорский Екатерининский богаделенный дом (Матросская богадельня).

Именной указ Павла I от 12 января 1801 года.

"О подтверждении, чтобы нищие по улицам не шатались, а содержаны были за счет селений и помещиков"

"Его Императорское Высочество по случаю того, что нищий Калужской губернии Жиздринской округи, экономический крестьянин Лукин, шедший для испрошения милостыни, утонул в пруду Брянской округи в Деревне Дятковой, Высочайше УКАЗАТЬ ИЗВОЛИЛ: на основании узаконений подтвердить повсеместно, чтобы нищие городские от города, а из казенных селений на счет сих селений, а помещичьи от помещиков содержаны были, а отнюдь бы нигде не шатались".

В XIX веке богадельни возникают повсеместно. Для их устройства передаются благотворительные капиталы и каменные дома от представителей всех сословий – дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. Многие богадельни получают семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных.

0 0Р± (700x304, 139Kb)

Богадельня при фабрике Рябушинских в селе Заворово Тверской губернии. Начало ХХ века.

0 0РїСЂ (700x490, 276Kb)           Призреваемые богадельни в Симбирске. Конец XIX века

На рубеже XIX–ХХ веков богадельни составляли почти половину всех благотворительных заведений России для взрослых (по данным 1902 года, 2 083 из 4 382 заведений). Количество обитателей и материальное обеспечение в них различалось. К примеру, устройство московского «Убежища имени Степана и Анны Тарасовых для бедных престарелых лиц» на 150 человек, открытого в 1911 году, обошлось в 900 тыс. руб. Здание было столь добротным и представительным, что ныне в нем располагается Пенсионный фонд Российской Федерации (Шаболовка, дом 4). Некоторые одинокие призреваемые даже могли иметь в богадельне прислугу.

0 0Рє (700x481, 226Kb)

           Комната в женской богадельне. Конец ХIХ века

В 1901 году в богадельнях России проживало около 670 тыс. человек. В 1906 году богадельни располагали собственной недвижимостью на 41 млн руб. и капиталами в 53 млн руб.

0 0Р± (700x403, 209Kb)

Попечители и призреваемые у здания Дома призрения престарелых бедных женщин в память графа Г. А. Кушелева-Безбородко и К. К. Злобина Императорского человеколюбивого общества. Санкт-Петербург. 1913.

Дом призрения престарелых бедных женщин (Малоохтинская богадельня) был создан в 1857. В 1859 граф Г. А. Кушелев-Безбородко, член-благотворитель Санкт-Петербургского о бедных комитета, обязался за себя и своих наследников вносить на содержание Дома по 11 000 руб. в год. Обязательство обеспечивалось имениями графа. Одно из отделений Дома носило имя благотворителя К. К. Злобина, также завещавшего ему часть доходов от своего имения.

0 0Сѓ (479x333, 84Kb)

Воспитанницы женского ремесленного убежища для слепых графини М.Д . Апраксиной во время занятий музыкой. Санкт-Петербургская губ., дер. Мурзинка. 1914 год

0 0Рї (700x502, 236Kb)

Воспитанницы женского ремесленного убежища для слепых графини М.Д . Апраксиной во время занятий в ткацкой мастерской. Санкт-Петербургская губ., дер. Мурзинка. 1914 год

"Женское ремесленное убежище графини М. Д. Апраксиной… открыто в 1911 г. Устроено на 50 учащихся, в настоящее время обучается 27. Принимаются трудоспособные слепые девушки в возрасте от 16 до 25 лет со всех местностей Империи, предпочтительно же местные слепые. Они пользуются бесплатно полным призрением и обучаются ткацкому мастерству и грамоте. Курс учения трехлетний, по окончании же его слепых возвращают на родину, чтобы жить своим трудом. Со временем предполагается ввести обучение башмачному мастерству". (Из книги "Благотворительные учреждения для слепых в России". 1912).

0 0СЃ (578x396, 271Kb)

Воспитанницы женского ремесленного убежища для слепых им. графини Апраксиной во время урока музыки. Фотограф К.К. Булла 1914 год.

0 0Сѓ (439x302, 87Kb)

Группа мальчиков за работой в мастерской приюта для умственно отсталых детей и детей эпилептиков. Фотограф К.К. Булла. 1907 год

0 0Рї (700x463, 222Kb)

                    Мебельная мастерская Рукавишниковского приюта. Москва,1900 год.

В 1864 владелец металлургических предприятий и золотых приисков К. В. Рукавишников открыл в Москве на свои средства приют для подростков, осужденных за уголовные преступления. Приют отличался от тюрьмы не только благоустроенным бытом и хорошим питанием: юношам здесь давали образование, обучали профессии. В мастерских приюта делали мебель, шили обувь и одежду. Изделия шли на продажу, причем 2/3 вырученных денег поступали на счет воспитанника и вручались ему по окончании содержания. По образцу Рукавишниковского приюта в России было открыто около 20 воспитательных учреждений.

0 0СЃСЃ (700x515, 168Kb)  Осиротевшие дети в сельском воспитательном доме. 1910-е годы.

Гатчинский Николаевский Сиротский Институт

В 1803 императрица Мария Федоровна основала в Гатчине сельский воспитательный дом на 600 детей обоего пола, принимавшихся с 7 лет. Заведение служило отделением Санкт-Петербургского воспитательного дома. Воспитанники получали элементарные знания и ремесленные навыки, после чего юношей уже с 10 лет размещали по вольным мастерам и в Александровскую мануфактуру, девиц – гувернантками в семейства. Лучших переводили в Санкт-Петербургский Воспитательный дом для дальнейшего образования. В 1817 Гатчинский воспитательный дом получил самостоятельный статус, в 1823 для него было построено новое здание по проекту архитектора Д. И. Квадри на Большом пр. Гатчины (ныне пр. 25 Октября, 2). К 1828 число воспитанников достигло 1 000 человек.

В 1891—1892 годах в России разразился голод, охвативший осенью 1891 — летом 1892 годов основную часть Черноземья и Среднего Поволжья (17 губерний с населением 36 млн человек).
Страдания голодающих вызвали большое сочувствие в образованной части общества, в деревню устремился поток интеллигентных добровольцев, стремящихся организовать помощь крестьянам. Государство, пытаясь контролировать этот процесс, организовало систему официальных благотворительных учреждений и попыталось наладить сотрудничество с добровольцами, привлекая их к составлению и проверке списков получателей помощи. Наиболее эффективной формой общественной помощи крестьянам оказались благотворительные столовые.

0 0СЃ (700x572, 238Kb)

Детская столовая в школе села Черновского. Село Черновское, Нижегородская губерния, Сергачский уезд. Фото Дмитриева М. П. 1892 г.

0 0РЅ (700x510, 231Kb)

Народная столовая общественного питания. 1891-1892 гг. с. Большой Муром, Нижегородская губерния, Княгининский уезд.

18 ноября 1891 года был создан «Особый комитет наследника цесаревича Николая Александровича» (официально именовавшийся «Особый комитет по оказанию помощи населению губерний, пострадавших от неурожая»). Комитет являлся официальным учреждением при Министерстве внутренних дел. Задачами комитета были накопление пожертвований и согласование различных видов благотворительной помощи. Комитет, действовавший до марта 1893 года, собрал и распределил 4,5 млн рублей пожертвований, а также провёл две благотворительные лотереи, давшие 8,7 млн рублей прибыли.

В январе 1892 года в 14 губерниях были организованы единые официальные губернские благотворительные комитеты, а в 4 губерниях — образованы особые совещания под председательством губернаторов. Эти новые органы вобрали в себя уже действующие разрозненные благотворительные учреждения.
За время голода через всю официальную благотворительную систему (включая Комитет наследника цесаревича) было распределено пожертвований деньгами и хлебом на сумму 19,7 млн рублей, то есть около 13 % от размера казённой помощи нуждающимся.
Множество книг выходило с объявлениями о передаче вырученных от продажи средств в пользу голодающих. В данном случае инициатор акции редакция либерально-народнического журнала «Русская мысль».

0 0Рі (448x700, 352Kb)

Деятельность официальных благотворительных комитетов была более широкой, чем пособия земств хлебом: кроме обычного пайка крестьяне получали пособия на прокорм скота, было куплено и роздано крестьянам (по льготной цене и с оплатой в рассрочку) 42 тыс. лошадей. Губернские комитеты не только сами организовывали помощь на местах, но и оказывали пособия частным лицам и организациям, выступавшим с различными благотворительными инициативами.

0 0СЂ (700x504, 348Kb)

Раздача крестьянам хлеба в ссуду в гор. Княгинино, Нижегородская губерния. 1891-1892 гг. М.Д.Дмитриев, 1892 год.

0 0СЂС… (700x467, 238Kb)

Раздача хлеба голодным детям священником Модератовым. 1891-1892 гг. Лукояновский уезд, с. Протасово. Фото М.Д.Дмитриева, 1892 год

Необычной формой помощи было командирование в губернии уполномоченных Комитета, обычно высокопоставленных чиновников МВД или чинов двора; предполагалось, что их высокий статус поможет преодолеть бюрократическую инерцию на местах. Комитет принимал и целевые пожертвования, направляя их по прямым распоряжениям благотворителей, и общие пожертвования; для распределения последних были составлены специальные списки, учитывавшие конкретные нужды голодающих. В числе удачных мероприятий Комитета было прикрепление губерний-доноров материальной помощи к определённым пострадавшим территориям, что позволяло оптимизировать логистику перевозок хлеба.
Комитет оказывал помощь также мелким землевладельцам (например, обедневшим мелкопоместным дворянам), которые в хозяйственном смысле не отличались от крестьян и так же бедствовали, но не принадлежали к крестьянскому сословию и не имели права на казённую помощь, на эти цели было израсходовано 6,5 млн рублей.
Среди крупных жертвователей Комитета были княгиня З. Н. Юсупова, внёсшая 100 тыс. рублей, бухарский эмир Сеид-Абдул-Ахад-Хан (100 тыс. рублей), граф А. Д. Шереметев (50 тыс. рублей), великие князья Сергей Михайлович, Георгий Михайлович и Александр Михайлович (35 тыс. рублей каждый), великий князь Георгий Александрович (30 тыс. рублей), будущий премьер-министр Столыпин (10 тыс. руб)

Ведомство учреждений императрицы Марии (сокращенно: ВУИМ) занимало выдающееся место среди благотворительных учреждений России как по числу состоящих в его ведении благотворительных заведений, так и по размерам капиталов, доходов и расходов самого ведомства и его составных частей.
0 0СЌ (549x353, 110Kb)

  Эмблема ведомства Императрицы Марии. В геральдике пеликан, кормящий птенцов своей  кровью, означает как любовь родителей к детям, так и попечение государя о своём народе.

Деятельность ВУИМ началась с 1763 г. с открытием по замыслу Екатерины II Московского Воспитательного дома. Благотворительная деятельность ВУИМ распространялась на нуждающихся всех возрастов, на здоровых, больных и страдающих различными физическими недостатками. Помощь осуществлялась предоставлением пропитания, проживания, обучения или принимала форму денежного пособия, которое выдавалось на руки или передавалось в различные заведения в виде платы за обучение, призрение, лечение.

0 0Рґ (700x472, 208Kb)
Занятия гимнастикой воспитанниц приюта имени вел. кн. Марии Николаевны Общества попечения о бесприютных детях. Петербург, 1913 год. 

В приюте общества призревалось 750 девочек и мальчиков в возрасте от 1 до 8 лет. Старшие дети переводились в училища или отдавались для обучения ремеслам в мастерские общества: для девочек — трикотажно-вязальные, ткацкие и художественного корзиноплетения, для мальчиков — столярную, сапожную, переплетную, а также школу садоводства и огородничества с обучением куроводству и кролиководству.

0 0С‡ (690x493, 222Kb)

Воспитанники приюта имени вел. кн. Марии Николаевны во время урока чтения. 1915-1916. Фотоателье К.К. Буллы.

0 0РІ (700x473, 221Kb)

Выставка изделий художественного корзиноплетения воспитанников приюта имени вел. кн. Марии Николаевны.

В конце XIX века только Ведомству учреждений императрицы Марии помимо двух воспитательных домов в Москве и Петербурге принадлежало более 300 приютов, яслей и школ, около 150 заведений учебного характера и 4 учебно-лечебных заведения.

0 0РІ (700x476, 331Kb)

Воспитанники за обедом в столовой Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в С-Петербург. Начало 1900-х гг.

0 0Р¶ (700x494, 277Kb)

Страница из журнала посвященному торжественному открытию Владимирского детского приюта в Томске. 1882 год

0 0РїСЂ (700x353, 269Kb)

Здание Владимирского детсклгл приюта в Томске, нач. ХХ века

0 0РїСЂ (494x700, 369Kb)

    Преподаватели детских приютов Ведомства Учреждений Императрицы Марии. 1907 год.

В воспитательных домах в 1904 г. призревалось 59337 младенцев, частью в самих воспитательных домах, частью с отдачей в чужие семьи и матерям. Для призрения детей школьного возраста (более 23 тыс. чел.) действовало 329 приютов. Для обучения детей и взрослых действовало 75 средних (26235 чел.), 63 низших (4655 чел.) учебных заведения, а также 148 сельских школ для питомцев воспитательных домов и 44 школы для слепых и глухонемых, 2 высших и 4 учебно-лечебных заведения (в обоих более 1800 учащихся).

Для призрения взрослых действовало 55 домов призрения (4259 престарелых), а также 16 домов призрения для дряхлых, увечных, слепых и глухонемых.

Для оказания лечебной помощи — 47 больниц и лечебниц с 3374 кроватями, и 17 лечебниц для слепых и глухонемых.

Также в ведении ВУИМ действовало 30 благотворительных обществ и «Дом Анатолия Демидова» (в Петербурге, осуществлявший широкую благотворительную помощь).

После октябрьской революции, в 1918 году ведомство было упразднено, а его имущество и капиталы национализированы.

0 0Рґ (700x478, 239Kb)

Воспитанницы женской профессиональной школы Императорского человеколюбивого общества в гостиной у начальницы мастерской дамских нарядов.С-Петербург. 1900-е.

Женская профессиональная школа Императорского Человеколюбивого Общества, рассчитанная на 150 человек (80 живущих и 70 приходящих) открылась в 1864 г. как девичья школа. В 1892 г. преобразована в профессиональную школу, где девочек обучали по программе двухклассных сельских училищ и приобщали к ремеслам — портняжному и белошвейному (курс 4 года). Бесплатно принимались девочки из приютов ИЧО, пансионерками — дети христианских вероисповеданий 12–16 лет.

(Продолжение следует)

0 0 Р± (700x92, 71Kb)

Источник...

 

Рубрики:  История/документы
Старые фотографии/лица из прошлого
История/свидетельства
История/история России
Российская Империя
Традиции
Общество
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям

babeta-liza   обратиться по имени Вторник, 07 Мая 2024 г. 11:42 (ссылка)
Удивительно, какой размах благотворительности был в те годы в России ! Сейчас тоже благотворительность частных лиц есть , но конечно не такого размаха.
Благодарю, Лена за интересный пост, жду продолжения.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 07 Мая 2024 г. 14:58ссылка
Спасибо Лиза, за внимание и комментарий!
Да, вся страна была задействована в процессе благотворительности, не только очень богатые люди.
Соборность всегда была свойственна русским.
А сейчас проблемы другие. Нет всё же голода от неурожая, опять же государство устроено по другому.
ГалКон   обратиться по имени Среда, 08 Мая 2024 г. 21:00 (ссылка)
Спасибо большое, Елена, за интересный исторический пост о благотворительности в России. Удивительно, но создается впечатление, что благотворительностью занимались до революции почти все богатые граждане страны.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 08 Мая 2024 г. 23:59ссылка
Благотворительностью занимались все, не только богатые. Выпускали марки, открытки, календари которые покупали все люди, а выручка за это шла на благотворительность. Постоянно проходили благотворительные базары, где продавались всякие вещи и поделки, которые люди с удовольствием покупали, а деньги тоже собирали и перечисляли на благотворительность. Большинство ремесленников изготавливая какие-то изделия, из десяти созданных например горшков, один откладывали на благотворительность. А милостыня даваемая нищему, это ведь тоже благотворительность. Много благотворили монастыри и обычные православные приходы. Так что каждый человек, так или иначе, участвовал в этом процессе.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку