-Метки

акварели акварель астрология безрукавка бохо стиль великие художники вышивка крестом вязание вязание крючком вязание спицами готовим готовим быстро для души добрые советы желет женщина живопись жилет журнал по вязанию заготовки здоровье кабачки комнатные растения корейская кухня котлетки кружево куклы куриная грудка куриные котлеты лекарственные растения лирика лоскутное шитье музыка мясо натюрморт овощное блюдо пастель печень печенье пироги плед плед крючком пледы повязка на голову подушка подушки поэзия приправа прогноз пуловер спицами пэчворк рисуем рисунок рыба салаты салфетка салфетки современная живопись соль адыгейская стил сумки сумочка крючком суп супы топ крючком топ спицами торт без выпечки тунисское вязание узоры крючком узоры спицами уроки рисования фитнес художник художники современные шаль шаль крючком шьем шьем платье

 -Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

Ковёр 2. Вышивка крестом. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.

Без заголовка - (0)

Вяжем детям спицами   ЗАБАВНАЯ...

Салфетки. Крючок. - (0)

Салфетки. Крючок.                   ...

Морской свитер. Автор Юко Симидзу - (0)

Морской свитер. Автор Юко Симидзу

ХРУПКИЕ ЧАРЫ ПАСТЕЛИ. ХУДОЖНИК ОЛЬГА АБРАМОВА. - (0)

ХРУПКИЕ ЧАРЫ ПАСТЕЛИ. ХУДОЖНИК ОЛЬГА АБРАМОВА. ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в AZADA

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 48) Темы_и_схемы про_искусство Рецепты_домохозяек Live_Memory Мир_моих_увлечений Вышивка_крестиком Аудиокниги вязалочки О_женщинах_и_для_женщин _В_И_Н_Т_А_Ж_ Дачные_дела Планета_Фотошопа БУДЬ_ЗДОРОВ Царство_Кулинарии Всё_для_блога КЛУБ_РУКОДЕЛЬНИЦ Вяжем_спицами_и_крючком Энциклопедия_красоты ХоЧуНиМаГУ Секреты_здоровья Перекресток_желаний РЫЖИЙ_КОНЬ ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интерьер ЛиРу НАШ_САД Smart_girls A_Propos Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club СДЕЛАНО_С_ЛЮБОВЬЮ Прогулки_по_планете Питер СТРОЙНЕЕМ_С_УДОВОЛЬСТВИЕМ Я_-_МАСТЕРИЦА Вяжем_вместе ЯРМАРКА_РУКОДЕЛИЯ Моя_кулинарная_книга Мировая_Кулинария Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Шедевры_от_Маришки Говорим_пишем_спорим ЗНАМЕНИЯ_АЛЛАХА Только_для_женщин Книга-лучший_друг Клуб_Фотопутешествий
Читатель сообществ (Всего в списке: 12) АРТ_АРТель ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Служба_изменения_кадров Тайны_нашего_времени Учим_итальянский Mimi_Kids Релакс_и_вдохновение Триплет_Душ tzxmanga WiseAdvice О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.12.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 31898


ЭЛЕН ФИСЕЛЬ. Микеланджело Буонарроти. Часть 9

Вторник, 18 Февраля 2020 г. 15:03 + в цитатник
Цитата сообщения stewardess0202 ЭЛЕН ФИСЕЛЬ. Микеланджело Буонарроти. Часть 9

Глава 17

Последние годы жизни

Опять грязная политика

Следует отметить, что с возрастом жизнь Микеланджело полностью изменилась. После 1535 года он стал центром притяжения для группы юных флорентийских республиканцев, которые собирались в его мастерской на Мачелло деи Корви, продумывая детали заговора против Алессандро де Медичи, могущественного хозяина Флоренции.

Allessandro-the-moor (350x450, 23Kb)

Алессандро стал правителем Флоренции в 1531 году, когда ему было всего девятнадцать лет. Император Карл V даровал ему наследственный титул герцога, и это было воспринято как конец Флорентийской республики. Более того, поддерживая Алессандро в его борьбе с флорентийскими свободами, Карл выдал за него свою внебрачную дочь Маргариту, рожденную от любовницы-фламандки Иоганны ван дер Гейнст.

Поначалу этот страшный человек был поставлен во главе Флоренции вместе с таким же подростком – Ипполито де Медичи, единственным сыном Джулиано де Медичи, герцога Немурского и внуком Лоренцо Великолепного. Его отец умер в 1516 году, и мальчика воспитывали его дяди – папа Лев X и Джулио де Медичи, будущий папа Климент VII. Но получилось так, что тираническое правление Алессандро было таким непопулярным, что флорентийцы выбрали Ипполито своим послом и отправили с петицией к Карлу V, прося о смещении Мавра. По слухам, герцог Алессандро, узнав об этом, решил не медлить – и Ипполито «неожиданно» умер 10 августа 1535 года. Естественно, тут же пошли слухи об отравлении. Более того, нашелся и исполнитель – некий Джованни Андреа. Он был арестован и позже признался во всем. А кто заказчик? Как говорится, не пойман – не вор, но все были уверены, что Ипполито убили по приказу Алессандро де Медичи, считавшего его своим соперником.

Заговор, в который был вовлечен Микеланджело, не сложился. В январе 1537 года Алессандро был убит собственным кузеном из младшей ветви Медичи Лоренцино, прозванным «Лорензаччо». Говорят, что Лорензаччо выманил жертву на свидание со своей сестрой, прекрасной вдовой Лодомией. По одной из версий, он пошел на убийство именно за посягательство Мавра на Лодомию. Когда дело было сделано, тело герцога завернули в ковер и тайно захоронили на кладбище Сан-Лоренцо. А в обращении к народу, опубликованном позднее, Лоренцино заявил, что убийство Алессандро совершено на благо республики. Впрочем, это ему не помогло – он оказался вынужден бежать в Венецию, где в 1548 году умер – тоже от рук убийц.

После этого титул герцога Флоренции наследовал его молодой дядя Козимо, сын Джованни делле Банде Нерее и Марии Сальвиати, по материнской линии внучки Лоренцо Великолепного. Таким образом он стал первым из представителей боковой линии Медичи во главе Флоренции, и в момент принятия титула ему было всего семнадцать лет. Однако очень скоро его стали звать Козимо Великий из-за страха, который он успел всем внушить.

Главный архитектор собора Святого Петра

А в августе 1546 года скончался Антонио да Сангалло, который после смерти Рафаэля много лет был главным архитектором собора Святого Петра в Риме. После этого на его место назначили Микеланджело.

Когда папа Павел III объявил ему об этом, Микеланджело принялся ворчать по поводу своего преклонного возраста, но тем не менее тут же принялся за работу, заявив при этом ошеломленному понтифику:

– Ваше святейшество, я отказываюсь от платы. Я буду работать, руководствуясь духовными соображениями.

А Бартоломео Ферранти, канонику собора Святого Петра, он вдруг произнес настоящую речь в защиту того, кого всегда так ненавидел, – Донато Браманте! О нем Микеланджело вдруг сказал, что это был архитектор «из числа самых благородных со времен Античности». Более того, он написал, что «тот, кто отклоняется от замысла Браманте, отклоняется от истины»230. (Официальной датой закладки нового собора считается 18 апреля 1506 года – именно в этот день Донато Браманте приступил к работе. Он руководил строительством до самой своей смерти в 1514 году. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек.)

Продолжение этого письма, касающееся бесконечных галерей Сангалло, вызывает улыбку:

«У него между верхом и низом столько темных закоулков, представляющих великие удобства для всевозможных бесчинств: например, для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь. По вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для поиска спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы лишь с трудом»231.

В результате Микеланджело постепенно разрушил конструкцию Сангалло, чтобы вернуться к первоначальному замыслу Браманте, который положил в основу своего плана равноконечный греческий крест, в углах которого должны были располагаться четыре купольные капеллы, а по углам внешнего объема – четыре колокольни.

Естественно, подобное решение спровоцировало вопли негодования со стороны «бывших дружков и приближенных» Сангалло. Но новый папа Юлий III232, поддерживавший Микеланджело несмотря ни на что, дал ему полный карт-бланш.

Как пишет Надин Сотель, «Микеланджело, полный ревностного отношения к своей «монополии», не пожалел ничего: ни планы базилики, ни ее макеты, ни макеты купола, строительство которого в результате начнется лишь за четыре года до его смерти, то есть в 1560 году»233.

Но силы у Микеланджело уже были не те. «Мой разум и моя память покинули меня, что ждет меня дальше?»234 – вопрошал он на восьмидесятом году жизни. У него не было никакого проекта фасада. Но он представлял себе здание в целом, и это придавало особый стиль всем последовавшим перестройкам. Однако работа Джакомо делла Порта235, ученика Микеланджело, которому помогал советами верный Томмазо деи Кавальери, будет перечеркнута абсурдным решением очередного папы Павла V, который в 1607 году прикажет вновь вернуться к плану «латинского креста»236.

Представлял ли себе старик, каким образом будет переработано его произведение? Без всякого сомнения, ведь он писал:

«Если я покину Рим, немало найдется негодяев, которые будут радоваться этому; это разрушит все, что было сделано, это станет огромным стыдом для меня, а для моей души – огромным грехом»237.

Но Микеланджело и здесь нашел способ отомстить. Когда он проектировал огромный купол нового собора Святого Петра, он ориентировался на свой любимый Пантеон, «храм всех богов», усыпальницу великих, построенную при императоре Адриане в 115–125 годах. Естественно, он предложил папе скопировать проект купола Пантеона и накрыть таким же куполом новый храм. Но папа ответил, что купол Адриана был языческим, а собор в Ватикане должен иметь купол, выглядящий по-христиански, как, например, купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, спроектированный Филиппо Брунеллески.

В результате раздосадованный Микеланджело спроектировал известный теперь всему миру купол яйцевидной формы, но с одной небольшой деталью, о которой известно немногим. Вот что пишут об этом Блеч и Долинер:

«Согласно католической традиции, купол главного городского собора должен быть самым широким, а сам собор – самым высоким в городе зданием, что говорило бы о его особой важности. Когда Микеланджело скончался в возрасте восьмидесяти девяти лет, огромная основа для купола, по форме напоминающая барабан (tamburro), была уже готова. Разумеется, строительство было приостановлено на несколько недель. Любой строитель или инженер подтвердит, что, если строительство какого-либо объекта приостанавливается, очень важно еще раз замерить все параметры, так как в здании возможны сдвиги, сжатие или, наоборот, расширение. Когда сделали повторные замеры основы для купола Микеланджело, выяснилось, что великий мастер вновь перехитрил Ватикан. Оказалось, что диаметр купола был на целых полтора фута уже купола Пантеона238. Ничего нельзя было сделать, только установить купол и надеяться, что никто этого не заметит. До сих пор главный купол Ватикана – лишь второй по ширине купол в Риме»239.

i_059 (482x700, 99Kb)

«Исправление» шедевра Микеланджело

Павел IV – кардинал Джанпьетро Караффа, бывший инквизитор, ставший папой в мае 1555 года, – «замазал» фрески Сикстинской капеллы. Призванный для этого художник Даниэле да Вольтерра вынужден был пририсовать персонажам Микеланджело набедренные повязки и нижние юбки, за что навеки получил прозвище «исподнишник».

Надо сказать, что Павел IV был настоящим чудовищем. Он издал перечень недозволенных книг, запретил женщинам появляться в Ватикане, велел римским евреям жить в гетто, публично сжигал обвиненных в гомосексуализме, а также запретил употребление картофеля, назвав его «фруктом Сатаны». Произвол этого папы обрушился и на Сикстинскую капеллу. Он выбранил престарелого Микеланджело и приказал ему дорисовать одежду на обнаженных фигурах «Страшного суда».

При этом он сказал:

– Фреска должна быть подходящей для папской капеллы.

На это Микеланджело с вызовом ответил:

– Сначала пусть ваше святейшество сделает этот мир «подходящим» местом, а потом и фреска станет «подходящей».

Это был его последний разговор с Павлом IV. Папа в ярости вызвал к себе ученика и помощника Микеланджело Даниэле да Вольтерра и поставил его перед жестоким выбором: или стать свидетелем полного уничтожения шедевра, или самому «исправить» его.

У Бенджамина Блеча и Роя Долинера по этому поводу можно прочесть вот что:

«С тяжелым сердцем Даниэле принялся за страшный и унизительный труд – он дорисовал набедренные повязки и ткани на тех образах шедевра своего учителя, которые считались непристойными. С этого момента началось «сокрытие» секретных посланий, которые Микеланджело оставил миру. Уже всемирно известная к тому времени роспись потолка Сикстинской капеллы тоже оказалась под угрозой изменения и уничтожения – она осталась нетронутой лишь по одной причине. Ни один человек не мог восстановить леса, сконструированные когда-то самим Микеланджело и представлявшие собой своеобразный футуристический «летающий мост», без которых работать с росписью на потолке, не закрывая капеллу для посетителей и не приостанавливая там службы на несколько лет, было просто невозможно. Шедевр Микеланджело был, таким образом, спасен благодаря неординарному инженерному таланту его создателя»240.

Несчастный Вольтерра! Совсем не так он мечтал войти в историю.

Несчастный Микеланджело! Он был вынужден смотреть, не имея возможности вмешаться, на то, как его собственный ученик закрашивал чудесные обнаженные тела персонажей его фрески. Как пишет Марсель Брион, «можно себе представить горькую усмешку, с которой он созерцал это осквернение, – усмешку человека с содранной кожей, чьи муки еще не кончились, и понимающего, что его ждут еще многие страдания из-за глупости и злобности людей»241.

В сложившихся обстоятельствах, закрывшись у себя в доме на Мачелло деи Корви, Микеланджело плакал от бессилия. Именно в те дни он дрожащей рукой написал:

Мир – в слепоте: постыдного урока

Из власти зла не извлекает зрак,

Надежды нет, и все объемлет мрак,

И ложь царит, и правда прячет око242.

Смерть Микеланджело

Все его друзья умерли: Франческо Граначчи, друг детства Балдуччи, верный слуга Пьетро Урбино, отец и братья, дорогая его сердцу Виттория Колонна. А Томмазо деи Кавальери женился и стал отцом семейства.

Микеланджело в задумчивости поднялся, нужно было найти эскизы для площади Капитолия, для дворца Фарнезе, для церкви Сан-Джованни, для часовни Сфорца. Его отец скончался на девяностом году жизни, а значит, и ему оставалось жить лет пять, не больше.

Он рассыпал эскизы на своем рабочем столе: картинки, ворох иллюзий. За неимением детей он оставил на земле лишь каменные изваяния, похожие на него самого. Он взял несколько рисунков и бросил их в печь, затем еще и еще. Наконец Микеланджело с остервенением принялся охапками бросать в огонь свои поэмы.

После этого он оседлал коня и направился к маленькой церкви Санта-Мария дельи Анджели. В сумке у него были молоток и резец: он хотел еще поработать над тамошней «Мадонной»243, сделать ее такой же совершенной, как произведения самого Господа.

В церкви Микеланджело упал, потеряв сознание. Пришел в себя он лишь на рассвете следующего дня. После этого он кое-как добрался до дома, лег, дрожа от лихорадки, на кровать и попросил перепуганную служанку:

– Позовите Томмазо!

Вслед за этим он потребовал, чтобы ему принесли бумагу и перо, а потом в трех словах набросал завещание: он оставляет свою душу Богу, свое тело – земле, а имущество – племяннику Лионардо.

– Томмазо! Я хочу быть похороненным в церкви Санта-Кроче, рядом со своими.

Помешать стремительному ходу болезни было невозможно. Лихорадка и прожитые годы сломили отважного борца, и он перестал сопротивляться, отдавшись воле Божьей. Что же касается незаконченных произведений – да какое теперь все это имело значение.

Томмазо деи Кавальери тихо прикрыл глаза своего старого друга – необыкновенно красивого с этой своей густой сетью морщин, говоривших о сомнениях и страданиях его жизни. Пробило пять часов. Уже наступило 18 февраля 1564 года.

Как пишет Марсель Брион, «божественный покой воцарился на его лице и теле. Что же до его души, то она соединилась с предназначением, дарованным ей милосердием Божьим. Больше никакой борьбы, никаких сражений. Одно лишь великое упокоение смерти, которая расшнуровывает кирасу воина и нежно ласкает его усталые члены. Для этого так много страдавшего человека смерть, возможно, была наименее мучительным моментом его жизни»244.

Тело Микеланджело было перевезено во Флоренцию, как он того и хотел, но при весьма неординарных обстоятельствах. Почему «неординарных»? Да потому, что похищение трупов – это уже что-то запредельное. С другой стороны, ведь это был вызов для Флоренции – организация похорон Микеланджело в римской церкви Святых Апостолов, построенной по заказу Сикста IV архитектором Баккио Понтелли, по проекту которого, кстати, и по заказу того же папы была сооружена Сикстинская капелла. Ведь это оскорбление – решение хоронить скульптора в Риме, в городе, где, как отмечает известный живописец Ренато Гуттузо, Микеланджело «замкнулся в своем пессимизме, отягощенном накопившейся горечью, страданиями и страшным зрелищем краха всего того, во что он верил»245. Ведь это было неуважение памяти великого художника – не посчитать его достойным упокоиться в самом Ватикане или даже в Пантеоне, где был похоронен тот же Рафаэль.

Во Флоренции люди, почувствовавшие наконец культурный и духовный долг перед своим великим гражданином, не смогли вытерпеть такого отношения. Они поспешно собрали средства, чтобы оплатить услуги лучших воров во всей Тоскане. И вот два «специалиста» отправились в Рим. Там, после захода солнца, они проникли в церковь, выкрали тело Микеланджело, обмотали его веревками и замаскировали под груду тряпья. Затем они положили его в телегу и во весь дух пустились обратно во Флоренцию, прибыв туда к рассвету.

Таким образом, как пишет Марсель Брион, «Флоренция силой завладела тем, в чем ей было отказано Римом»246.

А потом все флорентийские художники, скульпторы и архитекторы, знавшие Микеланджело, собрались перед его гробом, установленным на носилках и покрытым покрывалом, расшитым золотом. На покрывале лежало лишь простое распятие. В полночь самые старшие взяли в руки факелы, а более молодые подняли носилки. Толпа была так велика, что счастливыми считались те, кто мог, как Бенвенуто Челлини и Джорджо Вазари, «восславить себя, неся останки самого великого человека, которого когда-либо знало искусство»247.

Микеланджело был похоронен в церкви Санта-Кроче, расположенной в самом центре города. Там его могила находится и по сей день. Гробница, кстати, сделана по проекту Джорджо Вазари: над саркофагом установлен бюст Микеланджело, а в нижней части расположены три аллегорические фигуры.

1024px-Michelangelo_Buonarroti_tomb (700x680, 111Kb)

17 (700x646, 37Kb)

Tomba_michelangelo,_Pittura_di_Battista_Lorenzi (527x700, 72Kb)

«Муза Скульптуры». (Валерио Чоли)

Tomba_michelangelo,_scultura_di_valerio_cioli (337x700, 41Kb)

«Муза Живописи». (Джованни Баттиста Лоренци)

Tomba_michelangelo,_architettura_di_giovanni_dell'opera (389x700, 51Kb)

«Муза Архитектуры». (Джованни Баттиста Лоренци)

Отметим, что в Санта-Кроче Микеланджело покоится рядом со многими великими людьми: с Галилео Галилеем, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини, Энрико Ферми и другими. Не правда ли, не самая плохая компания?..

«Микеланджело жил бурно и страстно, хотя и провел жизнь в одиночестве, – пишет итальянский живописец Ренато Гуттузо. – Его надежды терпели крах. Однако как истинный боец, пусть даже предававшийся порой унынию и отчаянию, он всегда был готов вновь воспрянуть духом, гордо снося удары, наносимые судьбой. Так жил и творил Микеланджело Буонарроти. Он вынес на собственных плечах всю тяжесть своего «железного» века»248.

Вспомним еще раз его стихи:

О, в этот век преступный и постыдный

Не жить, не чувствовать – удел завидный…

Отрадно спать – отрадней камнем быть.

Но он не стал «камнем». Он жил и чувствовал, и своему «преступному и постыдному» веку он ответил великими творениями, которые, как совершенно верно отмечают специалисты, являются «высочайшим проявлением заложенных в человеке созидательных сил»249. Не даром же личность Микеланджело, создателя великих творений, несмотря на все ее противоречия, продолжает волновать людей и через четыре с половиной столетия после его смерти.

0_5bf0c_ced22e5e_XXL (420x42, 4Kb)

Приложения

Основные даты, связанные с жизнью Микеланджело

1475 год, 6 марта: Рождение Микеланджело Буонарроти в городке Капрезе, что в Тоскане. Он второй сын Лодовико Буонарроти, городского главы Кьюзи и Капрезе. Микеланджело отдан кормилице, жене каменотеса по имени Тополино.

1478 год: Заговор Франческо Пацци.

1478 год, 26 апреля: Во время богослужения заговорщиками убит Джулиано де Медичи, брат Лоренцо Великолепного. Совершено покушение на самого Лоренцо. Все заговорщики арестованы.

1481 год: Смерть матери, Франчески ди Нери, не выдержавшей пятой беременности. У Микеланджело четыре брата: Лионардо (старший), Сиджисмондо, Джовансимоне и Буонаррото.

1484 год, 12 августа: Смерть папы Сикста IV (в миру Франческо делла Ровере).

1484 год, 29 августа: Избрание папой Иннокентия VIII (в миру Джамбаттиста Чибо).

1485 год: Микеланджело возвращается в дом отца и начинает учиться в школе.

1488 год, 1 апреля: Микеланджело поступает учеником в мастерскую художника Доменико Гирландайо. Он копирует фрески Джотто и Мазаччо, изучает скульптуры Донателло, участвует в росписи церкви Санта-Мария Новелла. Начало дружбы с Франческо Граначчи, учеником Гирландайо.

1489 год: Микеланджело вызван во дворец Медичи. Лоренцо Великолепный покровительствует ему и воспитывает его вместе со своими детьми и племянником Джулио (будущим папой Климентом VII). Микеланджело становится учеником скульптора Бертольдо ди Джованни, активно участвует в работе Платоновской академии вместе с Марсилио Фичино, Полициано и Пико делла Мирандола.

1491 год: Савонарола избран настоятелем монастыря Сан-Марко. Брат Микеланджело Лионардо становится монахом.

1491 год: Микеланджело создает барельеф «Мадонна у лестницы».

1491 год, 28 декабря: Смерть Бертольдо ди Джованни.

1492 год, 8 апреля: Смерть Лоренцо де Медичи Великолепного. Его место во главе Флоренции занимает его старший сын Пьеро ди Лоренцо де Медичи по прозвищу Глупый. После смерти Лоренцо Великолепного Микеланджело возвращается домой к отцу и снова начинает работать в мастерской Гирландайо.

1492 год: Микеланджело исполняет для Пьеро Глупого мраморную статую «Геркулес» (позже она была утрачена).

1492 год, 25 июля: Смерть папы Иннокентия VIII.

1492 год, 12 августа: Избрание папой Александра VI (в миру Родриго Борджиа или де Борха-и-Борха).

1492 год: Микеланджело создает рельеф «Битва кентавров».

1494 год, 11 января: Смерть Доменико Гирландайо.

1494 год, август: Король Франции Карл VIII с армией переходит через Альпы и занимает Неаполь. Пьетро ди Лоренцо де Медичи пытается сохранить нейтралитет, но Карл VIII уже готовит вторжение. Во Флоренции в это время активно проповедует Джироламо Савонарола, который своими гневными религиозными речами настраивает народ против Медичи. В результате Пьетро де Медичи изгнан, а его фамильный дворец разграблен. Фактическим правителем Флоренции становится Савонарола. Восстановлена республиканская конституция.

1494 год, 24 сентября: Смерть Полициано, придворного поэта и друга Лоренцо Великолепного.

1494 год, октябрь: Побег Микеланджело из Флоренции в Венецию. Затем он оказывается в Болонье, где пользуется покровительством господина Альдобранди. Там он исполняет мраморные статуи святого Прокла и святого Петрония, а также коленопреклоненного ангела для церкви Сан-Доменико.

1494 год, 17 ноября: Смерть графа Пико делла Мирандола.

1496 год: Кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает его для работы в Рим.

1496 год: Поездка Микеланджело в Рим. Создание статуи «Вакх».

1497 год: Флоренция раскололась на сторонников Савонаролы и его противников. На площади Синьории предаются огню музыкальные инструменты, живописные полотна и книги; в пламени костра погибают бесценные шедевры флорентийских мастеров. Папа объявляет проповеди Савонаролы еретическими и требует его выдачи.

1498 год, 7 апреля: Смерть короля Франции Карла VIII.

1498 год, 23 мая: Казнь Джироламо Савонаролы; по приговору Синьории он повешен, а его труп сожжен.

1498 год, 27 августа: Микеланджело заключает контракт на создание скульптурной композиции «Пьета» для собора Святого Петра.

1499 год, 1 октября: Смерть Марсилио Фичино.

1500 год, 3 ноября: Родился Бенвенуто Челлини, будущий великий скульптор и живописец.

1501 год, май: Микеланджело возвращается во Флоренцию.

1501 год, 16 августа: Микеланджело получает заказ на создание пятиметровой мраморной статуи «Давид», ставшей на многие века эталоном изображения человеческого тела. Он дает обязательство закончить работу в течение двух лет.

1502 год: Во Флоренции проведена реформа системы управления. Должность гонфалоньера стала пожизненной.

1502 год, 1 ноября: Гонфалоньером республики избран Пьеро Содерини, советником которого стал Никколо Макиавелли.

1503 год, 18 августа: Смерть папы Александра VI.

1503 год, 22 сентября: Избрание папой Пия III (в миру Франческо Нанни Тодескини-Пикколомини).

1503 год, 18 октября: Смерть папы Пия III.

1503 год, 31 октября: Избрание папой Юлия II (в миру Джулиано делла Ровере).

1503 год, 28 декабря: Пьеро ди Лоренцо де Медичи, сын Лоренцо де Медичи Великолепного, утонул во время битвы при реке Гарильяно.

1504 год: Микеланджело и Леонардо да Винчи получают заказ на роспись стен в Зале заседаний Синьории.

1505 год, март: Микеланджело приглашен в Рим папой Юлием II для создания монументальной усыпальницы. Художник отправляется в Каррару наблюдать за добычей мрамора для этого памятника.

1505 год, декабрь: Папа отказывается от заказа надгробия, боясь дурного предзнаменования.

1506 год, 17 апреля: Оскорбленный Микеланджело бежит во Флоренцию.

1506 год, ноябрь: Примирение Юлия II и Микеланджело в Болонье.

1508 год, апрель: Микеланджело возвращается в Рим и получает от папы заказ на роспись свода Сикстинской капеллы.

1508 год, 10 мая: Микеланджело начал работы в Сикстинской капелле. Он будет работать над этим проектом до октября 1512 года.

1511 год: Папа Юлий II создает Священную Лигу против Франции.

1511 год, 30 июля:Родился Джорджо Вазари, будущий друг и биограф Микеланджело.

1512 год: Войска антифранцузской коалиции полностью изгоняют французов из Италии. Во Флоренцию вновь возвращаются представители клана Медичи. Народное собрание избирает Комитет Сорока пяти, большинство в котором принадлежит сторонникам Медичи. Возглавляет Комитет кардинал Джованни де Медичи, сын Лоренцо Великолепного.

1512 год, 31 октября: Открытие фрески на потолке Сикстинской капеллы для обозрения.

1513 год, 21 февраля: Смерть папы Юлия II.

1513 год, 11 марта: Избрание папой Льва X (в миру Джованни де Медичи). После этого Флоренция становится придатком папского государства и полностью подчиняется интересам Рима. Номинально правителем Флоренции объявлен брат папы Льва X Джулиано де Медичи, однако фактически управление республикой продолжает оставаться в руках Льва X. Папа поручает Микеланджело украсить фасад церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

1513 год, 6 мая: Наследники Юлия II подписывают с Микеланджело второй контракт на его надгробие. Скульптор создает статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб».

1514 год, 11 марта: Смерть Донато Браманте.

1513–1515 годы: Микеланджело создает мраморную статую «Моисей», занимающую центральное место в гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро ин Винколи.

1515 год, 1 января: Смерть короля Франции Людовика XII.

1516–1517 годы: Микеланджело пребывает в Карраре, потом в 1518–1519 годах – в Пьетрасанте, добывая мрамор для фасада церкви Сан-Лоренцо.

1517 год: Закладка фундамента фасада церкви Сан-Лоренцо.

1519 год: Микеланджело возобновляет работы над гробницей Юлия II.

1519 год: После смерти Лоренцо Урбинского Флорентийская республика передана под управление кардинала Джулио де Медичи, незаконного сына Джулиано де Медичи.

1519 год, 2 мая: Смерть Леонардо да Винчи.

1520 год, 20 марта: Микеланджело отстраняется от работы над фасадом церкви Сан-Лоренцо.

1520 год, 6 апреля: Смерть Рафаэля.

1520 год, ноябрь: Микеланджело поручено создание усыпальницы Медичи во Флоренции. Он начинает создавать проект этой погребальной композиции и скульптур к ней.

1521 год, 3 января: Папа Лев X отлучает от церкви Мартина Лютера.

1521 год, 1 декабря: Смерть папы Льва X.

1522 год, 9 января: Избрание папой Адриана VI (в миру Адриан Флоренсзоон Буйенс).

1522 год, 13 июня: Смерть гонфалоньера Флоренции Пьетро Содерини.

1523 год, 14 сентября: Смерть папы Адриана VI.

1523 год, 19 ноября: Избрание папой Климента VII (в миру Джулио де Медичи). Формальными правителями Флорентийской республики сделаны несовершеннолетние Ипполито и Алессандро де Медичи, незаконнорожденные сыновья Джулиано и Лоренцо де Медичи, однако главные рычаги власти остаются в руках у папы.

1524 год: Строительство Библиотеки Лауренциана в честь Лоренцо де Медичи во Флоренции.

1527 год, 6 мая: Наемники императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга взяли штурмом и разграбили Рим. Папа Климент VII бежал.

1527 год, 16 мая: Восстание во Флоренции. Флорентийцы во второй раз изгоняют семейство Медичи и восстанавливают республику.

1527 год, 31 мая: Гонфалоньером Флоренции избран Никколо Каппони, представляющий интересы умеренных республиканцев.

1527 год, 21 июня: Смерть Никколо Макиавелли.

1528 год, август: Смерть Пьетро Торриджиано.

1529 год, 24 октября: Начало осады Флоренции войсками папы и императора Карла V. Микеланджело становится военным инженером республики.

1530 год, 13 августа: Капитуляция Флоренции. После этого многие республиканцы казнены, а Флорентийская республика упразднена. К власти вновь приходит Алессандро де Медичи. Микеланджело прячется в башне Дуомо.

1532 год, август: Микеланджело прощен папой и приезжает в Рим.

1532 год: Микеланджело знакомится с юным римским дворянином Томмазо деи Кавальери, с которым свяжет себя страстной дружбой вплоть до своей смерти.

1533 год: Микеланджело получает заказ от папы Климента VII на фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле.

1534 год, 25 сентября: Смерть папы Климента VII.

1534 год, 13 октября: Избрание папой Павла III (в миру Алессандро Фарнезе).

1534–1541 годы: Микеланджело работает над созданием для папы Павла III полной драматизма фрески «Страшный суд».

1535 год: Встреча Микеланджело с Витторией Колонна, которая стала для него добрым другом.

1537 год, 6 января: Убийство во Флоренции Алессандро де Медичи (Александра Мавра).

1541 год, осень: Открытие фрески «Страшный суд».

1542 год, 21 июля: Папа Павел III официально утвердил Римскую инквизицию и распространил ее власть на весь христианский мир.

1543 год, 30 ноября: Смерть Франческо Граначчи, друга детства Микеланджело.

1546 год, 3 августа: Смерть Антонио да Сангалло. Микеланджело назначен вместо него на должность главного архитектора собора Святого Петра в Ватикане.

1547 год, 31 марта: Смерть короля Франции Франциска I.

1546–1550 годы: Микеланджело работает над фресками «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра» в Ватикане, завершает дворец Фарнезе.

1549 год, 10 ноября: Смерть папы Павла III.

1550 год, 7 февраля: Избрание папой Юлия III (в миру Джованни Мария Чокки дель Монте).

1550-е годы: Микеланджело работает над созданием архитектурного ансамбля площади Капитолия.

1555 год, 23 марта: Смерть папы Юлия III.

1555 год, 9 апреля: Избрание папой Марцелла II (в миру Марчелло Червини).

1555 год, 30 апреля: Смерть папы Марцелла II.

1555 год, 23 мая: Избрание папой Павла IV (в миру Джанпьетро Караффа).

1559 год: Микеланджело проектирует церкви Сан-Джованни и Санта-Мария дельи Анджели.

1559 год, 18 августа: Смерть папы Павла IV.

1559 год, 25 декабря: Избрание папой Пия IV (в миру Джованни Анджело де Медичи).

1561–1564 годы: Микеланджело работает над проектами Порта Пиа и капеллы Сфорца.

1564 год, 18 февраля. Микеланджело умирает в Риме. Он погребен в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он диктует завещание следующего содержания: «Я отдаю душу Богу, тело – земле, а имущество – родным».

Основные произведения Микеланджело и места их хранения

Ватикан

«Страшный суд». Фреска. Сикстинская капелла, Ватикан.

«Пьета». Статуя из мрамора, 1,74 х 1,95 м. Собор Святого Петра, Ватикан.

Роспись свода Сикстинской капеллы. Фреска, Ватикан.

«Обращение Святого Павла». Фреска, 6,25 х 6,61 м. Часовня Паулина, Ватикан.

«Распятие Святого Петра». Фреска, 6,25 х 6,61 м. Часовня Паулина, Ватикан.

Деревянный макет купола собора Святого Петра. Собор Святого Петра, Ватикан.

Флоренция

«Мадонна у лестницы». Барельеф из мрамора, 55.5 х 40 см. Музей Буонарроти, Флоренция (Италия).

«Битва кентавров». Барельеф из мрамора, 84.5 х 90,5 см. Музей Буонарроти, Флоренция (Италия).

Распятие. Образ, вырезанный из дерева. Музей Буонарроти, Флоренция (Италия).

«Бахус». Статуя из мрамора, высота 2 м. Национальный музей Барджелло, Флоренция (Италия).

«Брут». Бюст из мрамора. Национальный музей Барджелло, Флоренция (Италия).

«Давид». Статуя из мрамора, высота 4,1 м. Академия изящных искусств, Флоренция (Италия).

«Мадонна Питти». Барельеф из мрамора, диаметр 82 см. Национальный музей Барджелло, Флоренция (Италия).

«Мадонна Дони». Живопись темперой, 91 х 80 см. Галерея Уффици, Флоренция (Италия).

«Святой Матфей». Незаконченная статуя из мрамора. Академия изящных искусств, Флоренция (Италия).

Проект фасада церкви Сан-Лоренцо. Рисунок сангиной и углем, 14 х 18 см. Музей Буонарроти, Флоренция (Италия).

Деревянный макет фасада церкви Сан-Лоренцо. Музей Буонарроти, Флоренция (Италия).

Капелла Медичи. Церковь Сан-Лоренцо, Флоренция (Италия).

Гробницы Медичи. Мрамор. Церковь Сан-Лоренцо, Флоренция (Италия).

Библиотека Лауренциана. Флоренция (Италия).

«Победа». Статуя из мрамора, высота 2,61 м. Палаццо Веккьо, Флоренция (Италия).

Эскиз фортификационных укреплений Флоренции. Рисунок пером, акварелью, сангиной, 41 х 57 см. Музей Буонарроти, Флоренция (Италия).

«Аполлон, достающий стрелу из колчана». Статуя из мрамора, высота 1,46 м. Национальный музей Барджелло, Флоренция (Италия).

План церкви Сан-Джованни. Музей Буонарроти, Флоренция (Италия).

Рим

«Моисей». Скульптура из мрамора, высота 2,35 м. Гробница папы Юлия II, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим (Италия).

«Христос, несущий крест». Статуя из мрамора, высота 2,5 м. Церковь Санта-Мария Сопра Минерва, Рим (Италия).

«Рахиль». Статуя из мрамора, высота 1,97 м. Гробница папы Юлия II, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим (Италия).

«Лия». Статуя из мрамора, высота 2,09 м. Гробница папы Юлия II, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим (Италия).

Болонья

«Святой Прокл». Статуя из мрамора, высота 58,5 см. Церковь Сан-Доменико, Болонья (Италия).

«Святой Петроний». Статуя из мрамора, высота 63,5 см. Церковь Сан-Доменико, Болонья (Италия).

«Ангел с подсвечником». Скульптура из мрамора, высота 63,5 см. Церковь Сан-Доменико, Болонья (Италия).

Милан

«Мадонна с младенцем», или «Пьета Ронданини». Незаконченная скульптура из мрамора. Музей замка Сфорца, Милан (Италия).

Сиена

«Апостолы Петр и Павел». Скульптуры из мрамора. Кафедральный собор, Сиена (Италия).

Великобритания

«Падение Фаэтона». Рисунок углем, 41,3 х 23,5 см. Королевская библиотека, Виндзорский замок (Великобритания).

«Мадонна Таддеи». Барельеф из мрамора, диаметр 1,25 м. Королевская академия искусств, Лондон (Великобритания).

«Манчестерская Мадонна». Панно, написанное темперой, 105 х 76 см. Национальная галерея, Лондон (Великобритания).

Этюд младенца и правой руки Ливийской сивиллы с наброском гробницы папы Юлия II. Рисунок сангиной и пером, 28,5 х 19,5 см. Музей Ашмола, Оксфорд, (Великобритания).

«Мужской профиль». Рисунок, 20,5 х 16,5 см. Музей Ашмола, Оксфорд, (Великобритания).

«Философ». Рисунок пером. Британский музей, Лондон (Великобритания).

Франция

Этюд «Давида». Рисунок пером, 26,5 х 18,7 см. Лувр, Париж (Франция).

Фигура к «Битве при Кашине». Рисунок карандашом, пером и чернилами, 25 х 9,6 см. Лувр, Париж (Франция).

Этюд фигуры к «Битве при Кашине». Рисунок карандашом, 28,2 х 20,3 см. Лувр, Париж (Франция).

Гробница папы Юлия II. Рисунок карандашом, пером и чернилами, 24 x 8,2 см. Лувр, Париж (Франция).

Этюд статуи раба. Рисунок карандашом, пером и сангиной, 36,8 х 23,5 см. Лувр, Париж (Франция).

Эскиз ignudo, расположенного над пророком Исайей. Рисунок карандашом и пером, растушевка, 30.7 х 20,7 см. Лувр, Париж (Франция).

Голова и правая рука ignudoи левой руки пророка Исайи. Рисунок карандашом с белыми бликами, 30.7 х 20,7 см. Лувр, Париж (Франция).

«Восставший раб». Скульптура из мрамора, высота 2.15 м. Лувр, Париж (Франция).

«Умирающий раб». Скульптура из мрамора, высота 2.15 м. Лувр, Париж (Франция).

Копия двух фигур из композиции Джотто. Рисунок пером. Лувр, Париж (Франция).

США

Этюд «Ливийской сивиллы». Рисунок сангиной, 28,5 х 20,5 см. Музей искусства, Нью-Йорк (США).

«Мальчик-лучник». Скульптура из мрамора. Центр культурных связей при посольстве Франции, Нью-Йорк (США).

Австрия

Рисунок к «Битве при Кашине». Рисунок углем и пером. Графическое собрание Альбертина, Вена (Австрия).

Копия фигуры с несохранившейся фрески Мазаччо. Рисунок пером. Графическое собрание Альбертина, Вена (Австрия).

Бельгия

«Мадонна из Брюгге». Статуя из мрамора, высота 1,28 м. Собор Богоматери, Брюгге (Бельгия).

Генеалогическое древо семейства Медичи

i_001 (600x378, 86Kb)

(Продолжение следует)

_________________________________________________________________________________________________________________

Примечания

230 Нардини Б. Жизнь Леонардо / Пер. с ит. Л. А. Вершинина. – М.: Планета, 1978.

231 Sautel N. Michel-Ange. – Paris: Gallimard, 2006.

232 Павел III умер 10 ноября 1549 года, и его место в Ватикане занял Юлий III (в миру Джованни-Мария Чокки дель Монте).

233 Sautel N. Michel-Ange. – Paris: Gallimard, 2006.

234 Ibid.

235 Джакомо делла Порта (1533–1602) – итальянский архитектор, учившийся у Микеланджело. После смерти последнего Джакомо пришлось заканчивать некоторые его работы. В частности, он изменил пропорции купола собора Святого Петра в проекте Микеланджело.

236 Папа Павел V приказал разобрать остатки древней базилики, снести недостроенный фасад и видоизменить неф. Таким образом, в основе плана собора опять оказался латинский крест. Греческий равносторонний крест – символ христианской церкви. Латинский крест, в котором продольная перекладина длиннее поперечной, – это символ Христа, его страстей и искупления.

237 Sautel N. Michel-Ange. – Paris: Gallimard, 2006.

238 Пантеон имеет купол диаметром свыше 43 метров, купол собора Святого Петра имеет внутри высоту 119 метров и диаметр «всего» 42 метра. Кстати сказать, купол собора Санта-Мария дель Фьоре также составляет в диаметре 42 метра.

239 Блеч Б., Долинер Р. Загадка Микеланджело. – М.: Эксмо, 2009.

240 Там же.

241 Брион М. Микеланджело // Серия «Жизнь замечательных людей». – М.: Молодая гвардия, 2002.

242 Перевод А. М. Эфроса.

243 Над этой скульптурой, которая называется «Пьета Ронданини», Микеланджело работал с 1547 года, но она так и осталась незавершенной.

244 Брион М. Микеланджело // Серия «Жизнь замечательных людей». – М.: Молодая гвардия, 2002.

245 Гуттузо Р. Предисловие // Кристофанелли Р. Дневник Микеланджело Неистового / Пер. с ит. А. Б. Махова. – М.: Прогресс, 1980.

246 Брион М. Микеланджело // Серия «Жизнь замечательных людей». – М.: Молодая гвардия, 2002.

247 Sautel N. Michel-Ange. – Paris: Gallimard, 2006.

248 Гуттузо Р. Предисловие // Кристофанелли Р. Дневник Микеланджело Неистового / Пер. с ит. А. Б. Махова. – М.: Прогресс, 1980.

249 Кристофанелли Р. Дневник Микеланджело Неистового. – М.: Прогресс, 1980.

0_5bf0c_ced22e5e_XXL (420x42, 4Kb)

Рубрики:  а-ЖИВОПИСЬ, АНТИКВАРИАТ /Гениальные мастера
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку