Родилась 29 сентября 1936 года в Москве.
Заслуженная артистка РСФСР (28.12.1973).
Народная артистка РСФСР (19.11.1984).
С раннего детства хотела стать актрисой, участвовала в самодеятельности, играла в школьных спектаклях.
После школы, не пройдя конкурс в Театральное училище им. Б.В. Щукина из-за плохой дикции, поступила на экономический факультет МГУ, который окончила в 1959 году. По окончании Университета стала соискателем ученой степени и начала вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. Еще учась на третьем курсе, пришла в Студенческий театр МГУ.
В 1959 году поступила в Щукинское училище на курс педагога Анны Орочко. Сыграв в 1963 году в дипломном спектакле «Добрый человек из Сезуана» (госпожа Янг) в постановке Юрия Любимова, в 1964 году вошла в труппу созданного Театра на Таганке.
Дебют в кино состоялся в 1957 году в эпизоде в фильме Захара Аграненко «Ленинградская симфония». Первой главной ролью в кино стала роль Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды» в 1966 году. В 1968 году Алла Демидова по итогам опроса журнала «Советский экран» названа самой перспективной актрисой.
С 1968-го года начала играть ведущие роли в постановках Юрия Любимова.
Вместе с Владимиром Высоцким работала над постановками спектаклей «Крик» по Теннесси Уильямсу и «Федра» по Жану Расину. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го года со смертью Высоцкого.
В 70-80-е годы Алла Демидова оставалась одной из самых популярных киноактрис.
В 1988 году Алла Демидова впервые сотрудничала с Романом Виктюком, сыграв роль Федры в одноименном спектакле по пьесе Марины Цветаевой. Одновременно велись переговоры о «Федре» Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции оборвались смертью режиссера в 1990 году.
Ещё считаясь актрисой Театра на Таганке, Алла Демидова в 1993 году создала собственный театр «А» и начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом.
Выступает как автор и исполнитель поэтических программ на телевидении («Воспоминание о серебряном веке», Проект «Уроки русского» И. Бунин «Темные аллеи» 2000 г., «Звезда рождества» 2002 г.) и литературно-музыкальных композиций по поэмам Анны Ахматовой «Реквием» (совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» В. Спивакова) и «Поэме без героя».
Входит в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф».
Алла Демидова автор книг: «Вторая реальность» (1980), «А скажите, Иннокентий Михайлович…» (1988), «Владимир Высоцкий» (1989), «Тени зазеркалья» (1993), «Бегущая строка памяти» (2000), «Ахматовские зеркала» (2004), "Заполняя паузу" (2007).
Люди, как известно, делятся на кошатников и собачников. Закрытых и открытых. Замкнутых и простодушных. В доме у Аллы Сергеевны Демидовой уже много лет уживаются кошки и собаки. А пекинес Микки даже стал киноактером и снимается в фильмах вместе с хозяйкой.
- Алла Сергеевна, так все же: кошки или собаки?
- Вообще-то я кошатница, у нас всегда были коты. Но последние годы у меня появился МММ - рыжий кот Миша, пуделиха Маша и пекинес Микки. Мне очень хотелось персидского котенка, а в Москве их было мало. Приятельница, жившая рядом с Птичьим рынком, постоянно туда наведывалась. И вот однажды звонит: на рынке есть персидский котенок! Я примчалась. Смотрю, в голубой шапке сидит рыжий котенок. Я спрашиваю: "Разве он персидский? Вроде не похож". - "Персидский, персидский. Просто с тонким носом". В общем, купила. Когда он заболел, пришлось вызвать ветеринара. И оказалось, что кот самый обыкновенный, помоечный, да еще и с врожденным ушным клещом и атонией кишечника. Врач сказал, что долго не проживет. Но кот Миша живет у меня уже 18 лет. Он - мышелов, раньше даже в Москве умудрялся поймать мышь, пришедшую из мусоропровода. Следом за ним появилась Маша, пуделиха. Одно время мы с моей приятельницей Ариеллой подбирали бездомных пуделей и пристраивали по знакомым. И вот когда уже всех "опуделили", нашли в гаражах черную собачку, грязную, избитую. Отдать ее было некому. Кот Миша к тому времени вырос, был за старшего. Я боялась оставлять их вместе и стала брать Машу в театр. В то время на "Таганке" шли репетиции "Трех сестер". Маша оставалась в гримерной, слышала мою речь по трансляции, сворачивалась клубочком и засыпала.
- В "Трех сестрах" Вы тоже играли Машу. Пуделиху назвали в честь героини?
- Нет. Честно говоря, не помню, почему. У чеховской Маши не так уж много реплик, и пуделиха, если переставала слышаться мой голос со сцены, начинала скулить. Тогда к ней заходили актеры, успокаивали. А перед премьерой ко мне в гримерку заглянул Любимов и сказал: "Маша на месте - значит, все в порядке".
- Какую Машу он имел в виду?
- Естественно, пуделиху. К ней в театре все привыкли. Однажды она заболела воспалением легких. Уколы пенициллина не помогали, ей становилось все хуже. Мы легли на диван, я обняла ее - она дрожала, хотя была закутана в шерстяные платки. Так мы лежали, и я понимала, что собака умирает. И вдруг она произнесла "А-ах!" и заснула. А после этого выздоровела. Животным в болезни очень нужна ласка, это им помогает больше, чем лекарства. А умерла Маша много лет спустя, неожиданно - вскрикнула и...
- А как появился пекинес Микки - киноактер, герой фильма Киры Муратовой "Настройщик"?
- Мы как-то вместе с Маквалой Касрашвили возвращались из Ялты. Я лежу, читаю, а Маквала бродит по вагону. И вдруг приходит, а на ладошке у нее - серый комочек. Говорит: "Алла, это Вам подарок!" Выяснилось, что в соседнем купе в Москву на продажу везут выводок пекинессов. Так у меня появился Микки. Он снялся в фильме Валерия Грамматикова "Маленькая принцесса", а потом у Киры Муратовой в "Настройщике" - его имя есть даже в титрах. Когда я прочитала сценарий, подумала, что такие бытовые характеры почти не играла, мне надо чем-то закрыться. И сказала Кире, что буду сниматься с собакой. Она не сразу согласилась, но потом вдруг позвонила и сказала: "Я придумала - Вы будете постоянно носить ее на руках!" Сниматься Микки полюбил. Пекинесы ведь императорские собачки (до конца XIX века они могли быть только у императоров), избалованные, капризные. Это сплошной комок шерсти. Хвост - хризантема, шерсть свисает до полу. Где ноги, где туловище - непонятно. И мой Микки был таким, но потом стал лысеть и теперь ходит только в попонках. Он - модник: у него есть зимняя шуба, отороченная мехом, осенний плащ и несколько летних попонок.
- А как складывались его отношения с двумя другими "М"? Он ведь попал к Вам последним...
- Пекинесы очень смелые и независимые. Микки бросается меня защищать даже от овчарки. Единственный его комплекс - человеческие ноги. Еще маленьким как-то на даче лежал среди грядок, а я случайно на него наступила. Не сильно, но он испугался. И теперь, чем лучше туфли у приходящих ко мне в дом, тем он крепче кусает их за ноги. В компании Маши и Миши он, конечно, верховодил. Не подпускал никого к своей миске. Теперь, когда Маши не стало, кот подъедает все за Микки. Оба спят у меня в ногах, обнявшись, но это не значит, что очень дружат. Случаются параксизмы нежности, особенно перед утренней кормежкой. Когда я им готовлю, то Микки от возбуждения начинает скакать и целовать кота, которому это совсем не нравится. А вот когда они спят рядом, Микки сквозь сон вдруг чувствует запах кошки и издает дикий рык, и кот с криком бежит в другую комнату...
Я заметила разницу между кошачьей и собачьей любовью. Вот кто-то с Микки идет гулять. Пока его собирают, кот делает вид, что ему все безразлично. Но Микки ушел, и кот мается у входной двери, даже постанывает. Ждет. Наконец, открывается дверь, вбегает Микки - никакого на него внимания. И кот - хвост трубой - бежит в сторону: мол, ты мне тоже - тьфу. Это кошачья любовь - закрытая, вся в себе, а на самом деле, очень глубокая. Любовь собак - открытая, бескорыстная.
- Так кого все-таки вы больше любите?..
- Сейчас, наверное, собак. Но Вы ведь понимаете, что это все меняется. Звери так не похожи друг на друга - у каждого свой характер.
- После съемок у Муратовой про вас с Микки даже появился анекдот.
- Это не анекдот. Мне как-то позвонила приятельница Нея Марковна Зоркая и сказала, что увидела в газете заметочку: "Кира Муратова пригласила в свой новый фильм пекинеса Микки. На съемки в Одессу он выехал в сопровождении Аллы Демидовой".
Беседовала Алла Шендерова
1961 Девять дней одного года :: студентка
(нет в титрах)
1957 Ленинградская симфония :: студентка на лекции
1964 Что такое теория относительности (короткометражный) :: ученый-физик :: главная роль
1966 Дневные звезды :: Ольга Берггольц :: главная роль
1967 Стюардесса (короткометражный) :: Ольга Ивановна :: главная роль - бортпроводница
1968 Живой труп :: Лиза Протасова
1968 Служили два товарища :: комиссар
1968 Степень риска :: Женя Кириллова :: главная роль
1968 Шестое июля :: Мария Александровна Спиридонова :: главная роль - лидер партии левых эсеров
1968 Времена года (киноальманах) :: Елена Ивановна
воспитательница в детском саду
1968 Четвертый папа
1968 Щит и меч :: Ангелика Бюхер
1969 Чайковский :: Юлия фон-Мекк
1970 Чайка :: Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса :: главная роль
1971 Вся королевская рать :: Анна Стентон
1971 Возмездие (фильм-спектакль)
1971 Иду к тебе... :: Леся Украинка :: главная роль
Лариса Петровна Косач
1971 Ты и я :: Катя :: главная роль
1972 Стихи о Прекрасной даме (фильм-спектакль)
1972 Визит вежливости :: Нина Сергеевна
актриса театра
1974 Зеркало :: Елизавета Павловна
работала в типографии на Серпуховке с матерью
1974 Выбор цели :: Джейн
возлюбленная Оппенгеймера
1975 Бегство мистера Мак-Кинли :: Потаскушка :: главная роль
Лауреат Государственной премии СССР за исполнение роли (1977)
1976 Всегда со мною... :: Елена Игнатьевна Смысловская
Искусствовед отдела Эрмитажа в блокадном Ленинграде
1976 Повесть о неизвестном актёре :: Светильникова Ольга Сергеевна
1976 Легенда о Тиле :: Катлина
мать Неле
1977 Аленький цветочек :: Волшебница
1977 Любовь Яровая (фильм-спектакль) :: Павла Петровна Панова :: главная роль
1978 Отец Сергий :: Пашенька
Прасковья Михайловна
1979 Стакан воды :: герцогиня Мальборо :: главная роль
1981 Звездопад :: мать Лиды :: главная роль
1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона :: Лора Лайнс
1982 Пиковая дама :: ведущая от автора
1984 Время отдыха с субботы до понедельника :: Анна :: главная роль
1985 Воскресные прогулки (киноальманах) :: Елена
мать - Испытатель
1985 Дети солнца :: Елена Николаевна Протасова :: главная роль
жена Павла Фёдоровича