Без заголовка |
Философия жизни: от атеиста к иудею
Философы — люди, которые ищут истину и верят, как правило, только в нее. Ну хорошо, и еще в науку. Таким был и один из наиболее цитируемых американских философов современности Хилари Патнэм, профессор Гарвардского университета, в чьей деятельности виртуозно сочеталось увлечение наукой сознания, математикой и лингвистикой.
Хилари Патнэм родился в Чикаго в 1926 году. Отец ученого, Самуель Патнэм, работал переводчиком и журналистом в газете американских коммунистов, а мать Рива занималась стенографией. Родители хоть и были еврейской крови, но придерживались коммунистических взглядов, были атеистами и воспитывали сына в том же мировоззрении.
Наряду с успешным занятием наукой, в ранней юности в соответствии с семейной традицией Хилари увлекался политикой. В 60-70 годы, преподавая в Гарварде, Патнэм стал ярым сторонником американского движения за гражданские права и со всем жаром выступал против войны во Вьетнаме. К своей общественной деятельности он активно привлекал студентов, воодушевленно читал лекции по марксизму и стал активным членом Прогрессивной рабочей партии. Но к началу 70-х Патнэм разочаровался в социалистической политической идеологии, которая тогда уж в слишком удалилась от морали.
Примерно в это же время у Хилари проявляется постоянный — как профессиональный, так и личный — интерес к своим еврейским корням. В 1962 году он повторно женился, и его второй супругой стала Рут Анна Якобс из семьи немецких ученых — тоже еврейка по крови, но атеистка по убеждениям. Но шли годы, и атеизм в их жизни стал уступать религии предков.
В научных взглядах Хилари как человек самокритичный и склонный к самоанализу часто пересматривал свои позиции. Его научные концепции постоянно эволюционировали. Скорость, с которой Патнэм менял свои философские убеждения, даже вдохновила его коллег на создание шутливого термина «хилари». Он означал короткий, но значимый период в науке.
Постоянные поиски истины привели Хилари к убеждению в том, что главное призвание философии — нести свет морали. «Человеческий дух может и должен вести светский мир к ясным идеям», — считал он. Это личное открытие совпало с решением философа принять иудаизм. Все сошлось, хотя не очень быстро. В 1994 году отметил свое запоздалое религиозное совершеннолетие — бар-мицву. А в 2016 году Патнэма не стало.
Правоверный иудей из «Хизбаллы»
Ибрагим Ясин, который родился в 1962 году в Ливане у сирийской границы в традиционной арабской семье, был правоверным мусульманином. Но война все изменила.
Юность Ясина припала на сложные для Ливана времена: палестинская проблема расколола страну, и это привело к появлению радикальной группировки шиитов «Хизбалла» и произраильской Армии Южного Ливана. Шииты из «Хизбаллы», которые пришли в родную деревню Ибрагима, грабили дома, насиловали женщин и убивали мужчин. В числе жертв этой беспредельной жестокости оказался и родной брат Ибрагима. Эта семейная трагедия буквально перевернула его мир.
Во время очередной израильской операции против шиитов Ибрагим впервые познакомился с настоящими израильскими солдатами — те вели себя настолько человечно и так искренне помогали, что Ясин понял: он хочет быть в их рядах. Так началось сотрудничество Ясина с израильской разведкой. Тогда ему было 19 лет. Ибрагима призвали на службу «Хизбалла», через год он женился и у него родился сын. А еще через 9 месяцев его арестовали, заподозрив в сотрудничестве с Израилем. Ясина жестоко пытали, прямо на глазах убили крошечного сына, а потом приговорили к расстрелу. Но во время исполнения приговора пистолет два раза дал осечку.
Всевышний был на стороне арестанта, это поняли даже террористы. Именно в тот момент Ибрагим впервые подумал о переходе в иудаизм.
После освобождения из плена Ибрагим прошел военный курс в Израиле и вернулся в Ливан профессиональным агентом. Он принимал участие в секретных спецоперациях с сотрудниками Моссада и считался одним из лучших в своем деле. После уничтожения главарей террористов и серии взрывов на их территории в спецслужбе «Хизбаллы» окончательно поняли, что Ибрагим Ясин работает на израильтян. В 1997 году, не ожидая неминуемого ареста, Ибрагим с женой сбежал в Израиль.
Супруги поселились в городе Цфат. Там вскоре после переезда Ибрагиму приснился сон: они с женой входят в дом, где за столом сидят три раввина, один из которых приветствует вошедших. Ибрагим почувствовал, что сон — пророческий, и еще крепче утвердился в желании перейти в иудаизм. Через несколько дней, гуляя по городу, он зашел в синагогу и увидел раввина из своего сна. Все встало на свои места, он прошел гиюр и взял имя Авраам Синай.
У соблюдающего иудея Авраама родилось семеро детей, он написал книгу «Мученик из Ливана: жизнь в тени опасности» и считает, что главное в иудаизме — умение нести сочувствие и милосердие даже во время войны.
Иудей Дани Бун — сын мусульманина и католички
Известный французский комик, актер театра и кино, режиссер и сценарист Дани Бун (Даниэль Амиду) появился на свет 26 июня 1966 года в кантоне Армантьер на севере Франции. Он очень популярен у себя на родине и не только — фильмы с его участием («Бобро пожаловать», «Дублер») уже стали классикой современной французской комедии. По итогам 2008 года Бун был признан самым высокооплачиваемым актером за всю историю европейского кино — его гонорары в сумме составили около 33 миллионов долларов.
Кто бы мог подумать, что у такого успешного и лучезарного человека было очень непростое детство. История любви его родителей — это история современных Ромео и Джульетты. Его мать, католичка Даниэла Дакател, забеременела в 17 лет от своего парня, Ахмеда Хамиду — алжирца из Кабилии, которому на тот момент было 36. В прошлом он был боксером, а теперь работал водителем грузовика. Этот брак не приняли ни родители «невесты», ни мусульманские родственники «жениха». Первое время влюбленные жили в грузовике Ахмеда.
Годы шли, но отношения с родственником не потеплели. Даниэла страдала от невозможности общаться со своими родными, а Дани и его младшие братья очень переживали за маму. Старший сын все время пытался ее рассмешить, и, возможно, это и заложило первые кирпичики в его карьеру комика. Некоторые детские воспоминания врезались в его память навсегда:
… мне было 5-6 лет, мама сидела в комнате и плакала навзрыд. Оказалось, женится ее брат, наш дядя, и из-за старой семейной ссоры мы не могли пойти на свадьбу.
… мне лет 14 лет, хочу познакомиться с дедом, прихожу к дому, где он живет. Усталый больной старик встает со стула, идет к двери и захлопывает ее прямо перед моим носом. Я понял, что старик продолжает злиться на дочь и принимать внуков не собирается.
У Дани Буна есть внебрачный сын, сын от первой жены и трое детей во втором браке с еврейкой Яэль Харрис. Ради этого брака с Яэль Дани принял иудаизм.
Буну нравиться, что став иудеем, он может обращаться к Богу напрямую, ему важен Йом-Кипур и близко учение о душе «как субстрате творческих сил человека». Сегодня в атмосфере доброты, всеприятия и простоты он растит и своих детей, залечивая свои детские душевные раны.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |