-Метки

акварели акварель астрология безрукавка бохо стиль великие художники вышивка крестом вязание вязание для детей вязание крючком вязание спицами готовим готовим быстро для души добрые советы желет женщина живопись жилет журнал по вязанию заготовки здоровье кабачки комнатные растения корейская кухня котлетки кружево куклы куриная грудка куриные котлеты лекарственные растения лирика лоскутное шитье музыка мясо натюрморт овощное блюдо пастель печень печенье пироги плед плед крючком пледы повязка на голову подушка подушки поэзия приправа прогноз пуловер спицами пэчворк рисуем рисунок рыба салаты салфетка салфетки современная живопись соль адыгейская стил сумки сумочка крючком супы топ крючком топ спицами торт без выпечки тунисское вязание узоры крючком узоры спицами уроки рисования фитнес художник художники современные шаль шаль крючком шьем шьем платье

 -Рубрики

 -Цитатник

игрушки - (0)

Слоник По данному описанию вы можете связать слона в штанах крючком. Для вязания амигуруми ...

Летняя кофточка из буретного шёлка. Автор Ирина Горбачева. - (0)

Летняя кофточка из буретного шёлка. Автор Ирина Горбачева.

Tiffany's стиль - (0)

Tiffany's стиль   1. 2. 3. 4. 5. 6. ...

Сумка Клеопатра. - (0)

Сумка Клеопатра. Автор @shining_knitting

Калиновская Екатерина Михайловна - (0)

Калиновская Екатерина Михайловна/3 "Ландыши" "Первоцветы" ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в AZADA

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 48) Темы_и_схемы про_искусство Рецепты_домохозяек Live_Memory Мир_моих_увлечений Вышивка_крестиком Аудиокниги вязалочки О_женщинах_и_для_женщин _В_И_Н_Т_А_Ж_ Дачные_дела Планета_Фотошопа БУДЬ_ЗДОРОВ Царство_Кулинарии Всё_для_блога КЛУБ_РУКОДЕЛЬНИЦ Вяжем_спицами_и_крючком Энциклопедия_красоты ХоЧуНиМаГУ Секреты_здоровья Перекресток_желаний РЫЖИЙ_КОНЬ ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интерьер ЛиРу НАШ_САД Smart_girls A_Propos Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club СДЕЛАНО_С_ЛЮБОВЬЮ Прогулки_по_планете Питер СТРОЙНЕЕМ_С_УДОВОЛЬСТВИЕМ Я_-_МАСТЕРИЦА Вяжем_вместе ЯРМАРКА_РУКОДЕЛИЯ Моя_кулинарная_книга Мировая_Кулинария Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Шедевры_от_Маришки Говорим_пишем_спорим ЗНАМЕНИЯ_АЛЛАХА Только_для_женщин Книга-лучший_друг Клуб_Фотопутешествий
Читатель сообществ (Всего в списке: 12) АРТ_АРТель ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Служба_изменения_кадров Тайны_нашего_времени Учим_итальянский Mimi_Kids Релакс_и_вдохновение Триплет_Душ tzxmanga WiseAdvice О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.12.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 31906


Путешествуем по России. Город Свияжск.

Среда, 12 Декабря 2012 г. 05:48 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Путешествуем по России. Город Свияжск.

44315c02d8 (240x160, 8Kb)
Сегодня случайно на глаза попалась удивительная история бывшего уездного города, а ныне села Свияжск....



Что в ней удивительного - спросите вы? Так слушайте:

В середине 16 века царь Иван Грозный много раз пытался покорить Казанское ханство, отступая с войском после очередной неудачи царь увидал холм, стоящий в месте слияния Свияги и Волги. Холм был трех сторон окружен водой, а в половодье и вовсе превращался в остров. Вот бы построить здесь всего в 30 км от Казанского ханства крепость. Поставив форпост на расстоянии одного дневного перехода от Казани, войска смогли бы вести длительную осаду города. Но как сохранить строительство в тайне от врага? И тогда Грозный решил начать стройку совсем в другом месте. В верховьях Волги, за тысячу километров от Казани недалеко от города Мышкин за несколько месяцев вырос деревянный кремль с башнями, церквами и даже царскими хоромами. Строители пометили каждое бревно, разобрали постройки и погрузили их на суда.



Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Ровно четыре недели вниз по Волге двигался караван плотов и кораблей. Как только они причалили к подножию круглой горы, несколько тысяч мастеров дружно взялись за дело.

И за месяц на пустом месте вырос город. Казанский хан пришёл в ужас, обнаружив на подступах к своей столице крепость, превосходящую по размерам московский кремль.

Круглая гора была обнесена стеной в 1200 сажен. В стене было устроено 7 ворот. Для тайных вылазок во время военных действий пробили в земле 3 тайника: 2 к реке Свияге и 1 к реке Щуке. В стенах располагалось много башен и стрельниц. Некоторые носили особые названия: стрельница Кривая, Круглая, Грановитая, Коробоватая. Главными воротами считались Рождественские. С внешней стороны висела икона Алексея Чудотворца. На всех воротах висели образы определённых святых. В сторону Свияги и Щуки город имел самые мощные укрепления. Пушки, стоявшие в воротах имели особые названия: Змей, Дракон, граф Свистун и другие. Самыми крупными воротами выделяли Рождественские с пушкой «Девкина голова». В гарнизоне насчитывалось 417 стрельников, 20 пушкарей и их начальники.

Крепость, которую назвали Ивангород, закончили в конце июня. Название, даденное царем, не прижилось. Уже через пару лет крепость в бумагах именуют Новый Город Свияжск, а с 1560-х годов – просто Свияжск. Крепость получилась огромной – больше Новгорода, больше даже Московского Кремля.

Вскоре неприступная доселе Казань была взята.

После взятия Казани обширная территория ханства была разделена на 2 уезда – Казанский, левобережный, и Свияжский, правобережный, с образованием Царства Казанского, управляемого из Москвы Приказом Казанского дворца. С исчезновением ханства свияжская крепость утратила своё главное предназначение опорной базы. В крае не затухали восстания, и город-крепость превращается в постоянный форпост колонизации и христианизации на Волге, надёжную базу Московского государства.
Верхушку служебной пирамиды занимал Большой воевода. Он считался наместником царя в городе и уезде, правил всем и всеми, исключая духовенство. В городе было всего 9 улиц. Для спуска из города имелось 16 лестниц. У Рождественских ворот раскинулась площадь, где находились 2 тюрьмы и царская светлица, на случай приезда Великого князя московского, и дьячья изба. Внутри города-крепости жили не только высокопоставленные чиновники и духовенство, но и служилый люд рангом ниже.
С северо-востока и юго-востока крепость окружал посад. На посаде выделялась царская светлица с тремя дворами. На одном останавливались царские воеводы, на другом – городские таможенники, на третьем делали ямчугу и селитру. Посад делился на 9 улиц. Город и посад были перенасыщены ремеслом и торговлей, покупательский спрос заметно отставал от предложения. Вскоре коммерческие страсти переместились в Казань.

После победы над татарами Свияжск стал мирным городом. Крепостную стену за ненадобностью вскоре разобрали. Многие годы здесь был главный православный центр Поволжья. В Свияжские монастыри и храмы шли паломники со всей России.

Остров-град Свияжск
Формирование населения Свияжска было долгим и сложным процессом. Значительная часть жителей – выходцы из Рязанской земли. Уже в первые годы появились татары. Оставили свой след стрельцы из немцев и поляков. Не обошлось без чувашей и мари. Этот пёстрый конгломерат переварился в конце-концов в общем котле. В социальном отношении жители Свияжска делились на три категории: государевы служащие, духовенство и обитатели посада – самое многочисленное пёстрое податное сословие. Грамотой Ивана 4 свияжским духовным пастырям, возглавляемым святителем Германом, архимандритом Успено-Богородицкого монастыря, был дарован статус неподсудности светским властям. Всех жителей Свияжска в пору его взлёта насчитывалось более 4000 человек. Это две трети Казани того времени. Военно-административный городок на холме всё заметнее превращался в центр православной колонизации Среднего Поволжья, распространения христианской культуры.


Свияжский Богородицкий Успенский монастырь основан в 1555 году. Он должен был стать подобным собору Успения Божией Матери в Киево-Печёрской лавре. Вскоре была заложена и освящена церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Успенский собор был освящён позднее. Вторая половина 16 века – расцвет монастыря. Платили из государственной казны, были подарены земли с крестьянами. Площадь их простиралась от Свияжска до города Мамадыша на Вятке. В 1774 году при Екатерине 2 , последовала секуляризация церковного имущества. При Павле Петровиче состояние монастыря улучшилось.
Успенский Богородицкий первоклассный мужской монастырь занимал 7 место в списке 1105 монастырей Российской империи.


Успенский собор в Свято-Успенском монастыре. Свияжск






В крае на протяжении многих лет 16 века полыхали восстания. 1606 год особенно памятен в свияжской истории. В пределах Казанского Поволжья появился некто Илейка Горчаков – беглый холоп свияжского стрелецкого головы. Возле Вязовых он собрал до 4000 гулящих людей и объявил себя царевичем Петром, племянником царя Фёдора, и что идёт он к дяде Дмитрию. Однако, узнав о гибели Лжедмитрия, проскользнул мимо Казани в низовье.
Брожение умов на холме возрастало. В конце года вспыхнул мятеж. Свияжане изменили царю Василию Шуйскому и присягнули «тушинскому вору». Но восстание было всё же подавлено. Дважды, в 1610-11 годах город осаждали восставшие чуваши и черемисы – взять не смогли. Свияжане осаду выдержали, запершись в крепости. После бурных потрясений смутной поры в край пришло умиротворение. Селения отстроились и раздались, появились новые починки. Воцарение мира и спокойствия в Поволжье делали её дальнейшее существование бессмысленным. Укрепления разрушались от времени, их не восстанавливали. В 1565 году там насчитывалось 744 двора стрельников, а в 1646 году их было уже 265. Сравнительная статистика дополнительно подтверждает уменьшение простого люда и его явное разорение.

В 1708 году Свияжск с губернией вошёл в состав Казанской губернии. К этому времени крепости уже не было, – разобрали из-за ветхости. Из старых строений сохранились две башни, к ним был пристроен острог.

В 1781 году уездный Свияжск удостоился своего герба с изображением плавучей крепости на ладьях, у стен плескалась река и плавали рыбы. К концу столетия город на холме, хотя и утратил былую славу, но всё ещё оставался заметным торговым перекрёстком. Здесь действовали таможня, царская изба, кабацкая контора.


18 век характерен для Свияжска церковным строительством. Было возведено несколько новых храмов, отреставрированы старые. Многие монастыри преобразованы в училищные. Туда принудительно собирали детей для подготовки мелких церковных служащих. Учителями состояли монастырские старцы. Учились дети татар, чувашей, мари, мордвы, удмуртов и русских. В 1734 году в Свияжске была учреждена новокрещенская школа. Ученики набирались тоже «неволею». От трудности семилетнего учения тупели, от плохого питания, антисанитарных условий болели, умирали. В 1754 году школу перевели в Казань, а в 1800 году – закрыли совсем.
24 мая 1798 года побывал в Свияжске проездом Павел 1 с сыновьями Александром и Константином.



Упадок Свияжска становится особенно заметным после открытия в 1893 году движения по участку железной дороги, проложенному в 10-12 км от города Свияжска.
Наиболее доходным для жителей было рыболовство и охота, плетение сетей, а также продажа в аренду сенокосных угодий в окрестностях города. Промышленность в Свияжске почти не развивалась.



Более всего Свияжск привлекал монастырями, став центром духовно-нравственного и религиозного совершенствования человека. Сюда приезжали люди поклониться святым иконам Святой Троицы, Сергия Радонежского, Николы Можайского, чудотворному образу первосвятителя земли свияжской, -- архиепископа Гермогена.
Град Свияжск в годы революции и войны
Мирная жизнь уездного городка была нарушена уже летом 1917 года. Митинги, стихийно возникавшие в городах и посёлках России по поводу и без, докатились и сюда. Начались перебои с транспортными судами под Свияжском – невесть откуда появлялись агитаторы, желавшие толпы.
Крупный митинг состоялся в дни Первомая. Осенью того же года брожение усилилось. Шла долгая забастовка. Перестали ходить суда, торговцы и купцы несли убытки. Передел собственности иногда доходил до вооружённых драк.

В августе 1918 года восставшие чехи разогнали Казанский Совдеп. Известие о том, что в Казанском банке (где ещё с 1914 года был, ввиду военного положения, сосредоточен золотой запас России) хозяйничают белочехи, повергло Москву в шок. Именно обладание этим золотом открывало путь к власти партии Ленина. Под Казань срочно направляется большевик №2 после Ленина – Лев Троцкий. Для взятия Казани он прибыл в Свияжск. В этом городе и окрестных деревнях спешно провели мобилизацию взрослого населения в Красную Армию. Но так как созданное таким образом войско оказалось непригодным, то взятие Казани закончилось для Троцкого неудачей.
После этого под Свияжском Троцкий ввёл первые заградительные отряды, позже успешно использованные Сталиным. Тогда же наркомвоенмор осуществил первую децимацию – расстрел каждого десятого бойца вместе с командирами. В ночь на 29 августа 1918 года вновь не удалась попытка отобрать у белочехов Казань. Разъярённый Троцкий приказал расстрелять командующих. В три приёма расстреляли 41 человека. Несчастных хоронили монахи на монастырском кладбище успенского монастыря.
Фронт прошёл через уездный город в считанные дни и откатился далеко на восток. В городе остались только раненые и тяжелобольные. Среди прочих больных командиров выделялся один – Иосип Броз Тито, будущий маршал, президент СФРЮ и генсек Союза коммунистов Югославии. Здесь в Свияжске, он наскоро женился, оставив на руках молодой жены сына, о котором, впрочем, не забывал всю жизнь.
Казалось, городок вновь обрёл тишину и покой. Но затишье оказалось временным. Новая власть несла городу новые порядки.



Открытие памятника Иуде Искариоту

В полдень к острову подошёл катер Троцкого. Забравшись на легковой автомобиль (невиданную в этих местах роскошь) он сказал речь: «Граждане Свободной России! Сегодня на этом острове, где попы и эксплуататоры всех мастей веками морочили голову трудовому народу, мы открываем памятник первому в истории бунтарю, первому революционному протестанту – Иуде Искариоту…» Народ начинал роптать, старухи крестились…

Существуют противоречивые свидетельства о воздвижении памятников Иуде на территории РСФСР (и, в частности, в Свияжске) в первые годы Советской власти.

В 1917-1923 гг об установке памятников Иуде в Советской России писали некоторые белогвардейские и эмигрантские газеты. В те же годы об установке памятника Иуде в Свияжске писали в своих воспоминаниях датский дипломат Хеннинг Келер и писатель-эмигрант А. Вараксин, которые, согласно их текстам, были свидетелями установки памятника Иуде в Свияжске в августе 1918 г. Выдержки из книги Х.Келера (о памятнике Иуде в Свияжске) были опубликованы в 1920-х годах в английских и французских газетах — и ни Лев Троцкий, ни Всеволод Вишневский, ни Демьян Бедный (бывшие в августе 1918г. в Свияжске) эти публикации не опровергали.

30 июля 1918 года Ленин подписал постановление Совнаркома (правительства) об установке в Советской России «памятников великих деятелей социализма, революции и проч.». Ленинский план монументальной пропаганды был дополнен Пролеткультом, который включил в список новых монументов и памятник Иуде как “борцу с христианством”. Революционные памятники начали устанавливаться большевиками в августе 1918 года в соответствии с этим постановлением Совнаркома и планом. Памятник Иуде Искариоту в Свияжске был установлен, если верить Х. Келеру и А.Вараксину, 11 августа 1918 г., – через 12 дней после подписания В.Лениным этого постановления Совнаркома, и на следующий день день после убийства большевиками настоятеля Свято-Успенского Свияжского монастыря священномученика епископа Амвросия.


Постановлением Президиума ВЦИК от 1 февраля 1932 года город Свияжск был преобразован в сельский населённый пункт.

В 1957 году в результате наполнения Куйбышевского водохранилища Свияжск оказался на острове.

В 2008 году открылась дамба с автодорогой, связывающей Свияжск с левым берегом Свияги, объединив Свияжск с островами Татарская Грива (эти острова отделены от берега протокой и связаны с берегом мостом).



В мае 2011 года Свияжск вновь оказался на острове — транспортная дамба рассечена каналом, через канал проложен мост.

Достопримечательности

Свияжск — один из популярнейших туристических объектов Татарстана, имеющий целый комплекс достопримечательностей:
- Богородице-Успенский мужской монастырь
- Успенский собор (1556—1561)
- Колокольня Никольской церкви (1556)
- Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь
- Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости (1898—1906)
- Сергиевская церковь (конец XVI — начало XVII века)
- Свияжский Троице-Сергиевский монастырь (недействующий)
- деревянная Троицкая церковь (1551 год)
- Церковь Константина и Елены (XVI—XVIII века)
- Монастырь Макарьевской пустыни Свияжского заповедника на другом берегу Волги







план острова-града

вид на берег с пристанью

улочка к Иоанно-Предтеченскому монастырю

улочка к Богородице-Успенскому монастырю

улочка со старинной больницей

улочка с обелиском воинской славы

Троицкая церковь в Иоанно-Предтеченском монастыре

Троицкая церковь – древнейшая постройка Свияжска, построенная из тех самых бревен, что сплавили из Мышкина.

В 2002 году церковь подвергли реставрации, в результате чего она полностью утратила свой облик: стены обшили тесом, положили металлическую кровлю, ликвидировали шатер. В общем, постарались...

Интерьер Троицкой церкви.

В сенях – древняя могильная плита, найденная при раскопках.

Бабушка-служительница гордо сообщила нам, что изучать надписи приезжали "специалисты из Москвы". О результатах исследования она, к сожалению, не смогла нам поведать.

Роспись стен Троицкой церкви.


В центре монастыря возвышается огромный краснокирпичный собор иконы Всех Скорбящих Радости, построенный в 1896–1906 годах архитектором Малиновским. Именно этот храм так хорошо виден с Волги при подходе к Свияжску.

Росписи собора иконы Всех Скорбящих Радости.

Лестница в небо.

росписи Собора Богоматери в Иоанно-Предтеченском монастыре


храмы Богородице-Успенском монастыря

Никольская колокольня в Богородице-Успенском монастыре

Успенский собор в Богородице-Успенском монастыре

Константиновская церковь


В наши дни Свияжск полон благости и умиротворения. Открылся краеведческий музей, возрождаются монастыри и реставрируются храмы. Правда от крепости Ивана Грозного остался только земляной вал. Зато сохранилась церковь, в которой царь молился о взятии Казани. С берега открывается потрясающий вид на Волгу. Веет ветерок, раздолье и тишина. На сказочном острове тесно переплелись расцвет и запустение. Сюда стоит приехать, чтобы ощутить атмосферу многовековой истории, увидеть уникальные памятники, отдохнуть душой и вдоволь надышаться чистейшим воздухом.




Источники:
http://forum.durdom.in.ua/
http://archeologia.narod.ru/
http://www.budj-zdorov.ru/
http://mos-holidays.ru/
http://ru.wikipedia.org/



Сергиевская церковь (XVII век) была возведена псковскими зодчими.
Рубрики:  РОССИЯ/Наша история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку