-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sv-online

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) novate pravoslavie Sacrament The_Best_in_Internet Work_of_art

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5057




Психология, социальная психология, психоанализ, культурология, литература, фильмы, media, Интернет, киберпсихология, футурология - темы этого блога. Размещенные в нем материалы являются авторскими и написаны Сергеем Выгонским - психиатром, психотерапевтом, психоаналитиком, членом Союза журналистов России. Авторская страница "Сергей Выгонский: общество глазами психоаналитика" Републикация материалов возможна только при условии указания автора и ссылки на первоисточник.

© Выгонский С.И., 2007-2012г.





Книга автора «Как выжить в эпоху Интернета: социальный психоанализ для непосвященных»



---NEW!!--Читаем, обсуждаем мои последние статьи:
"Компьюрерра: Насколько сексуален Линукс? Мнение фрейдиста".
"Kino-teatr.ru: Бессознательная алхимия кино: распад и гниение"
"Kino-teatr.ru: Бессознательная алхимия кино: поиск и триумф"
"hpsy.ru: Административная деятельность глазами экзистенциалиста"

Лучшие записи блога:

ЛИТЕРАТУРА: Бог как PR-технология (читая Пелевина) Кто они - дети из камеры хранения (читая Рю Мураками)? Гуманиды третьего тысячелетия (читая повесть Сергея Минаева "Media Sapiens") Психопатология и искусство: будущее глазами Стругацких Книга "iКона: Стив Джобс" Книга М.Кундеры "Невыносимая легкость бытия" После прочтения книги Джеффа Нуна "Нимфармация"

КИНО: Так ли уж хорош доктор Хаус? Фильм Ларса фон Триера "Антихрист" Фильм Н.Михалкова "Двенадцать" глазами психотерапевта Тема "ветхости бытия" в фильмах А.Тарковского Фильм "Жара" как источник интеллектуальных прозрений Как выглядит ипохондрический ад (фильм "Сны Акиры Куросавы") Фильм А.Звягинцева "Изгнание" " Фильм "Тупой жирный заяц" Фильм Сергея Лобана "Шапито-шоу". фильм "Опасный метод" (Фрейд против Юнга. Борьба за Сабину Шпильрайн) Фильм Сокурова "Фауст" Фильм "Полночь в Париже"

МАСС-МЕДИА Революция как гомосексуальная фантазия (читая Ульянова) Некрофилия как мировоззрение (читая Ульянова) Архетипы в программах политиков Тайные стороны рекламы: символ и суггестия Маркетинговые войны: религия против Дарвина? Психопатология современных масс-медиа www.liveinternet.ru/users/sv-online Упадническое искусство, шаманская наследственность и психиатрия

ФУТУРОЛОГИЯ: Возникнет ли искусственный разум? Время скоро остановится? Планете угрожают климатические войны? Ожидают ли человечество генетические войны? Будущее Интернета (исследование ресурса Netfuture.ru) Будущее Интернета: кирилические доменные имена Лысый и сумасшедший - человек далекого будущего? Ожидается мировой голод?

СНОВИДЕНИЯ: Толкование снов: прогулка по берегу реки Сон про сходку правых и левых сил Сон про гардеробную и снег Толкование снов: универсальные схемы или индивидуальные объяснения? Сон о превращении воды в вино (почти евангелический сюжет) Сон про мертвых политиков Сон о кладбище Сон об умершем любимом Сон про двух ангелов Сон про город Овод как предвестник проблем Девушка из криминального района Бегство от маньяка . Бегство от собаки-монстра К чему снятся мертвые? "Сны Родиона Раскольникова Плоды и матери видят одинаковые сны

ПСИХОЛОГИЯ: Что означают аватары Популярная литература по психоанализу Почему мужчинам нравятся блондинки? Что такое глубинная психология Что такое коллективное бессознательное? Где искать коллективное бессознательное (читая К.Юнга) Заметки психотерапевта: медитация о вечном С каких книг следует начать изучение теорий К.Юнга? Что в России боятся больше всего?

ПРАКТИКУМ: Психотренинг: остановить время Психотренинг: Что я делаю в этом мире Городской сталкинг: измени свое восприятия Политический психотренинг:Как убедить Красную Шапочку? Как в медитации выглядит внутренний учитель? Эффективная жизнь: что лучше - расшифровка снов или самовнушение? Что такое медитация? Медитация как устройство для пилотируемых полетов Медиация - путь к себе? Ведение дневника как метод психотерапии Возвращаясь к блоготерапии Каков рейтинг специалиста?


ИНТЕРЕСНО ВАШЕ МНЕНИЕ: Библиотерапия в Интернете: опрос
Вопрос к тем, кто практикует контроль над сновидениями


Желающие могут ответить на анкету "Ваше отношение к киберпсихологии"




Здесь и сейчас

Вторник, 24 Июля 2007 г. 20:36 + в цитатник
В конце концов неважно  как ты живешь - правильно или нет. Важно то, что ты живешь здесь и сейчас. 
И на этом надо сосредоточить все свое внимание. Именно в этом решение всех проблем.

Метки:  


Процитировано 2 раз

Имена великих

Воскресенье, 22 Июля 2007 г. 13:55 + в цитатник

И опять поговорим о темах психоаналитического блога. На  этот раз речь пойдет о великих. Писать о них одно удовольствие.

Харуки Мураками, Рю Мураками, Виктор Пелевин, Герман Гессе, Станислав Лем, Аркадий и Борис Стругацкие, Андрей Тарковский, Фредерико Феллини, Эмир Кустурица, Питер Гринуэй, Зигмунд Фрейд, Густав Юнг, Альфред Адлер - герои авторских рассуждений. И даже Достоевский и Гарри Поттер. И если о них еще не говорили в блоге, то это вовсе не означает, что им не будут посвящены посты в будущем.

Честно говоря, в такой компании, пусть даже и виртуальной поневоле зауважаешь и самого себя. Пожелайте же мне удачи в этом нелегком деле.


Эти непростые слова

Воскресенье, 22 Июля 2007 г. 13:50 + в цитатник

Темы этого блога - психология,  социальная психология,  психоанализ, общество, культура, культурология, литература, фильмы, media, масс-медиа, реклама, журналистика, творчество, образ, символ, метафора, миф, воображение, фантазия, Интернет,  киберпсихология,  футурология, гендер, экзистенциализм, а также интерпретации сновидений.

Ну и автор, скажут читатели. Накидал в пост ключевых слов и думает, что мы, то есть читатели, будет все это читать.

Будьде же снисходительны к автору, уважаемые читатели. Клбчевые слова тоже нужны. Они приведут в блог новых читателей.


Тема "ветхости бытия" в фильмах А.Тарковского

Воскресенье, 22 Июля 2007 г. 10:34 + в цитатник
 (197x248, 14Kb)

Признаюсь, фильмы Андрея Тарковского всегда были для меня неким эталоном сложности человека. После таких видеосессий не так-то просто было переключаться на суетную повседневную действительность. И вот однажды я нашел интереснейшее объяснение притягательности этих кинолент. Приведу здесь некоторые выдержки из статьи И.И. Евлампиева, опубликованной в одном из сборников "Фигуры Танатоса":
 
"Если бы мировое бытие, важнейшим измерением» которого является человек, было бы по-настоящему цельным, абсолютным, то в мире и человеке не было бы раздробленности, зла и смерти. Но бытие предстает пораженным какой-то метафизической ущербностью», оно является ветхим, распадающимся бытием. Тема ветхого бытия особенно наглядно выступает в «Сталкере» и «Ностальгии» (мир загадочной Зоны в «Сталкере» и мир странного дома полусумасшедшего героя «Ностальгии» - Доменико). Единство человека с этим ветхим бытием приводит к тому, что человек оказывается нецельным, слабым и смертным. Но в том и состоит его значение перед лицом ветхого бытия, что он способен сделать свою слабость и свою смертность основой преодоления метафизической ущербности бытия. Недаром герои, обладающие даром провидения, способные указать в чем спасение от грядущей катастрофы - это люди внешне слабые, юродивые», безумные в глазах «мира сего» (Сталкер, Доменико из «Ностальгии», гн Александр из «Жертвоприношения»).

Смерть как мера бытия, страх смерти как чувство, измеряющее окружающий мир и позволяющее ориентироваться в нем, метафизика повседневности как высшее эстетическое чувство - не правда ли, во всем этом видна некая высшая точка отсчета, наделяющая жизнь человека смыслом? И далее:

"В этом контексте смерть приобретает двойной значение. С одной стороны, это есть проявление нашего единства с ветхим бытием - единство в ущербности и ограниченности. Но, с другой стороны, смерть оказывается чем-то бесконечно большим, чем просто ограниченность нашего бытия. Смерть выступает как преодоление ограниченности, как преодоление смерти. Для обретения этого второго значения необходимо, чтобы она стала сознательным и добровольным актом самопожертвования, актом, вносящим дополнительный смысл в мир. Смерть из разрыва» бытия превращается при этом в связь элементов бытия. Именно такова смерть Доменико и Андрея Горчакова в «Ностальгии». От огня, в котором нелепо и бессмысленно (на первый взгляд) сгорает Доменико, зажигается свеча Андрея. Пройдя с этой свечой через странный бассейн, словно олицетворяющий ветхое бытие, совершив свой «нелепый» поступок, Андрей умирает. Но этим поступком и этой смертью он вносит в бытие непререкаемый элемент связности и цельности; последние символические кадры фильма показывают обновленный мир, в котором сходятся, наконец, те полюса личного бытия (родной дом Андрея и культура чужой для него страны), которые не могли сойтись в эмпирической жизни героя. Такое же значение имеет добровольный уход в безумие (в духовную смерть) гна Александра из «Жертвоприношения». Вопреки всякой логике и рациональности эта жертва оказывается достаточной для восстановления разрушенной целостности бытия, для удержания мира на самом краю гибели".

Конечно, обсуждаемый очерк не написан простым языком, понятным каждому. Безусловно, цитаты неимоверно затянуты. И тем не менее тот повседневный экзистенциализм, который определяет порядок  и направленность этих размышлений, дает нам возможность вернуться обратно в глубь нашей культурной истории и увидеть ее по-новому.


Сергей Выгонский, психиатр

При републикации необходимо размещать ссылку на блог
http://www.liveinternet.ru/users/sv-online/

Источник: И.И.Евлампиев. Смерть как преодоление и как испытание: событие смерти в фильмах А. Тарковского и А. Сокурова. В сб. Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995.


Метки:  


Процитировано 2 раз

Психопатология современных масс-медиа

Суббота, 21 Июля 2007 г. 08:40 + в цитатник
 (259x187, 11Kb)
Любой, кому обращает внимание на состояние современной информационной культуры, согласится с тем, что последняя переживает далеко не лучшие времена. Думаю, будет поддержано и мнение о том, что ее развитие носит болезненный характер. Культурное пространство, пребывая в упадническом состоянии, фактически становится угрозой для психики человека. Этой теме посвящена статья Безносюк Е.В., Князевой М.Л. "Психопатология современной культуры". Несмотря на то, что с момента ее издания прошло несколько лет, выводы, сделанные исследователями, своей актуальности не потеряли. Я обнаружил в ней немало мыслей, созвучных моим собственным умозаключениям.

Так, авторы статьи считают, что нынешние масс-медиа "фокусируются на деструктивных событиях насилия и разрушения. В результате создается ложная стрессовая реальность, виртуальный трагический мир который насыщен опасностью, угрозой, агрессией. Эмоциональный спектр у человека складывается из ощущений угрозы, тревоги, страха, обиды, недоумения, бессилия, разочарование, и зависти провоцируемой скандальными сведениями о жизни сильных мира сего. Все это приводит к торможению интеллектуальной, творческой, нравственной, активности человека, замедляют или искажает его личностный рост и формирование независимой индивидуальности. Таким образом, выполняется заказ на человека потребительской цивилизации – «невротизированного» человека, тревожного, постоянно чем-то неудовлетворенного, разбалансированного, завидующего и алчущего, - для того, чтобы он постоянно искал способы купирования духовной неустойчивости, которая в нем должна поддерживаться".

Исследователи выделяют несколько характеристик, усиливающих разрушительный потенциал современной культуры. В числе таких эффектов - "разрушение естественной эмоциональности человека", развитие у человека "эмоционального шока", изменение характера медийного вещания, при котором "объектами воспроизведения оказываются маргинальные, криминальные или патологические обстоятельства: акты насилия, кровь, трупы — все эти зоны боли и смерти", перенос акцента на "патологическое воображение, болезненное видение", "разрыв связи между поколениями". Для масс-медиа характерно "отсутствие сокровенных вещей", их деятельность строится на "принципиальном отсутствии низшего и высшего, отсутствии или извращении высших ценностей", ориентирована на "механистичность" в творчестве, а также на "принцип тотального отторжения, дисгармонии: человека с человеком, человека с миром и человека с самим собой".

Такое положение дел не может никого оставить равнодушным. Думаю, мы еще не раз вернемся к этой теме.

Сергей Выгонский, психиатр

При републикации необходимо указывать ссылку на блог
http://www.liveinternet.ru/users/sv-online/

Обсуждаемую статью можно прочитать здесь:
http://www.ipr.by/ru/articles/2004/article_2.html

Метки:  

Новые психоаналитические публикации в сети

Среда, 18 Июля 2007 г. 20:09 + в цитатник
 (214x219, 12Kb)
В сети размещены републикации авторских материалов, ранее опубликованных в Вебпланете и Псипортале. Вот некоторые из этих ссылок.

На Arifis.ru размещен цикл очерков "Самопознание психотерапевта". В основе цикла положены психологические интерпретации небольших текстов, написанных автором в молодости. На этом примере читатели не только смогут познакомиться с психоаналитическим истолковыванием художественного произведения как методом, но и побывать в роли того, кто пытается познать самого себя.

"Символика вечности".
http://arifis.ru/artic.php?block=article&action=view&id=15

"Доказательство вины".
http://arifis.ru/artic.php?block=article&block=article&action=view&id=26

"Величие и нищета страха".
http://arifis.ru/artic.php?block=article&action=view&id=27

На Humans.ru начата публикация цикла "Психологический лексикон геймера". Компьютерная игра приравнивается к сновидению, а ее образы подвергаются психологическому анализу. Опубликован первый очерк (всего их два), носящий название "Пространство силы".
http://www.humans.ru/humans/28388

Автор приглашает к обсуждению этих публикаций всех заинтересованных читателей. Интересное рядом с нами. Оно вторгается в нашу жизнь. Оно создает вокруг нас новую реальность. И потому надо уметь понимать его, замечать связанные с ним проявления.

Метки:  

Готов ли ты?

Вторник, 17 Июля 2007 г. 23:46 + в цитатник
Готов ли ты? И если да, то к чему? - уже много лет я задаю себе эти вопросы. Но так до сих пор и не знаю правильного ответа на них.

Метки:  

Эмир Кустурица снимет в России фильм?

Воскресенье, 15 Июля 2007 г. 09:40 + в цитатник
 (179x179, 4Kb)

Совсем недавно телеканал "Россия" в утреннем новостном блоке транслировал интервью с Эмиром Кустурицей. Надо сказать, известный боснийский режиссер держался весьма свободно. Да и легкая недельной давности щетина подчеркивала богемность (читай - свободу) мировосприятия. Комплименты, которые были им сказаны в адрес представителей нашего государства и кинематографической общественности страны, прозвучали искренне. Главной же интригой интервью стало то, что Кустурица подвердил свое желание получить поддержку и снять фильм в России.

Думается, что наша страна и ее граждане являются заинтересованными потребителями кинематографической продукции Кустурицы. Ее основные элементы: природный, сельский или приближенный к такому фон (многие россияне хорошо помнят свои общинные корни и традиции ментальности), преобладание "народного" типажа актеров, нередко - непрофессиональных (что делает его картины более убедительными), абсурдность ситуаций (для нас потребность в именно таком типе творчества вообще следует считать базовой - вспомните Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, Булгакова, а из более современных  - Сорокина, Пелевина), оппозиционность любым политическим манипуляциям (стоит ли говорить о том, как это близко почитателям Высоцкого, Галича, Солженицина, Войновича).

Эти особенности делают создателя "Черной кошки, белого кота" похожим на одного из ярких представителей европейского экспрессионизма, создателя литературы абсурда - Франца Кафку. И оттого еще более привлекательным для российской аудитории. Напомню, что все перечисленное легло в основу успеха фильма "Особенности национальной охоты" и его продолжений. На мой взгляд, успех этого фильма есть событие знаковое, отражающее глубинные процессы, протекающие в российской коллективной душе. И вот теперь в ряду таких кинолент, возможно, появится творение Кустурицы. Да и сама фигура мэтра, ассоциирующаяся со столь неоднозначным для российской исторической памяти местом - Балканами - придает этому событию определенную пикантность.

Ну, что же, пожелаем от всей души успеха Эмиру Кустурице! Пусть кто-нибудь из наших топ-менеждеров забудет на минуту о своих повседневных бизнес-заботах и проникнется исторической значимостью момента.

Сергей Выгонский, психиатр

При републикации необходимо разместить ссылку на блог
http://www.liveinternet.ru/users/sv-online/


Метки:  

Назад во времена Generation "P" (читая Пелевина)

Суббота, 14 Июля 2007 г. 07:42 + в цитатник
 (226x180, 15Kb)

Совсем недавно в новостных программах телевидения прошло сообщение о том, что в следующем году россияне смогут увидеть экранизацию бессмертного пелевинского творения  - романа "Generation "P". Эта лексическая конструкция, по убеждению нового русского классика, стала главным брэндом суровых 90-х. Именно тогда на пике своих карьерных, профессиональных и творческих возможностей выплыло "поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу - и выбрало "Пепси" еще в далекие советские времена.

Чтобы понять, какого уровня кинематографическое событие ожидает нас в будущем, вспомним текст, в котором в 1998г. воплотилось мирощущение эпохи. Безусловно, жизнеописание рекламиста Вавилена Татарского - это типичный образец сюрреалистической прозы, кича, изящного надругательства над главными культурологическими знаками современности. В этом контексте реклама фактически превращается в зеркало, отражающее дух времени. 

В его произведениях всегда присутствует немного политики, а также прослеживается  историческая преемственность.  Вот пример:

" - Просто потрясающе, - сказал он. - Как вписывается, а?
  - А ты думал. Чему удивляться? Знаешь, как по-испански "реклама"? - Ханин  икнул.  - "Пропаганда". Мы ведь с тобой идеологические работники, если ты еще не понял. Пропагандисты и агитаторы. Я, кстати, и  раньше  в идеологии  работал.  На уровне ЦК ВЛКСМ. Все друзья теперь банкиры, один я... Так я тебе скажу, что мне и перестраиваться не  надо  было.  Раньше было:  "Единица  - ничто, а коллектив - все", а теперь - "Имидж - ничто, жажда - все". Агитпроп бессмертен. Меняются только слова".

Некоторые фрагменты книги носят откровенно постмодернистский характер. В этом случае речь идет об одной из характеристик постмодерна - "текст-в-тексте". В романе мы сталкиваемся с этим явлением, в основном, в виде концепций рекламных кампаний, создаваемых нашим героем: 

"Татарский сделал успокаивающий жест,  раскрыл  последнюю  страницу, куда он сбрасывал все малофункциональное, и дописал:

Вещизм. Как ныне  сбирается Вещий Олег  - то есть  за вещами в Царьград.  Первый барахольщик (еще  и бандит - наехал на  хазаров). Возможен клип для чартерных рейсов и шоп-туров в Стамбул:
Дамы и Господа! На том стояла и стоит земля Русская! Вариант - "Вернуться к Истоку".

Некоторые фрагменты пронизаны атмосферой духовных исканий. Правда, такие рефлексии во многом определяются практикой масс-медиа и потребительским поведением. Но, в конце концов, именно такой симбиоз и создает своеобразный облик современной культуры: 

"-  Есть  три буддийских способа смотреть телевизор. В сущности, это один и тот же способ,  но  на  разных  стадиях  тренировки  он  выглядит по-разному. Сначала ты смотришь телевизор с выключенным звуком. Примерно полчаса в день, свои любимые передачи. Когда  возникает  мысль,  что  по телевизору  говорят что-то важное и интересное, ты осознаешь ее в момент появления и тем  самым  нейтрализуешь.  Сперва  ты  будешь  срываться  и включать  звук,  но  постепенно  привыкнешь. Главное, чтобы не возникало
чувства вины, когда не можешь удержаться. Сначала так со  всеми  бывает, даже  с  ламами.  Потом  ты  начинаешь  смотреть  телевизор с включенным звуком, но  отключенным  изображением.  И  наконец,  начинаешь  смотреть выключенный  телевизор. Это, собственно, главная техника, а первые две - подготовительные".

Так что ждем экранизацию самого интересного, на мой взгляд, произведения Пелевина.

                                                                    Сергей Выгонский, психиатр, член Союза журналистов России

   Для републикаций необходимо указать ссылку на блог:  http://www.internet.ru/users/sv-online/                                                                 


Метки:  


Процитировано 1 раз

Почти по Ф.Кафке: продолжается запись в друзья

Четверг, 12 Июля 2007 г. 21:51 + в цитатник
 (250x187, 8Kb)

Знаете, как в известном романе Ф.Кафки. Объявление сюрреалистического Оклахомского летнего театра:

 "Только сегодня, только один раз! Кто думает о своем будущем - наш человек! Приглашаются все! Кто хочет стать артистом - спеши записаться! В нашем театре всем найдется дело - каждому на своем месте! Решайтесь - мы уже сейчас поздравляем вас с удачным выбором!"

Одним словом продолжается прием в друзей психоаналитического блога. Но в час "х" прием будет закончен. Раз и навсегда. Поздравляем вновь принятых! 


Символика ворот (читая Ф.Кафку)

Вторник, 10 Июля 2007 г. 23:51 + в цитатник
Ворота 6 (184x138, 17Kb)

Ворота - символ перемен, который достаточно часто встречается нам в сновидениях или посещает нас в фантазиях. Тот, кто проходит это место, обретает душевную гармонию. Одновременно с этим такой образ заставляет остановиться и обдумать
происходящее с тобой.

Чтобы лучше понять этот символ, стоит вспомнить притчу из романа Франца Кафки "Процесс". Главный герой рома К., узнав, что он обвиняется неведомой инстанцией, и это обвинение незримо сопровождает его повсюду, пускается на поиски истины.

Он обсуждает эту проблему со многими людьми, получает от них противоречивые советы. И уже ближе к концу священник рассказывает ему притчу о селянине, который пришел к Закону и пытается пройти в Ворота. Но путь ему преграждает грозный страж, который запугивает его опасностями, таящимися внутри Закона.

Селянин терпеливо ожидает, когда страж смилостивится. Наконец приходит его смертный час. В это мгновение К. задает вопрос стражу: "А для кого предназначались эти Ворота? Ведь пока я находился здесь, никто не пытался пройти через них". Его собеседник отвечает: "Они предназначались только для тебя. Пойду-ка я запру их".

Думаю, читатели блога найдут для себя личные толкования этой притчи.


Метки:  

Посвящение в друзья

Понедельник, 09 Июля 2007 г. 01:00 + в цитатник
Закончилась первая неделя работы психоаналитического блога в новом качестве. Поэтому я решил сделать своими друзьями (в лирушном понимании этого слова) тех, кто заинтесрсовался блогом. Ну, по крайней мере, тех кому уже есть 16 лет.

Метки:  

Может ли компьютер выступать в роли целителя?

Воскресенье, 08 Июля 2007 г. 10:18 + в цитатник
 (136x152, 11Kb) Конечно, посредством интеллектуального программного интерфейса. Этот вопрос задает сетевой      психоаналитик Сергей Выгонский в своей статье "Компьютер в роли психотерапевта?", размещенной около года назад в Internet.ru. И сам же на       него отвечает - пожалуй, нет. Хотя предпосылок для этого более, чем  достаточно.
      
Вспоминается эксперимент, проведенный на заре  информационной эры в Массачусетсском технологическом институте. Программа "Элиза" имитировала диалог, в котором выступала в роли психиатра. В некоторых случаях впечатление того, что собеседник разговаривает с врачом, было полное.
      
Исследователь весьма скептично отзывается о психотерапевтических возможностях нынешних программ, претендующих на то, чтобы их называли
"искусственным интеллектом".  В одном из таких диалогов на просьбу экспериментатора "Поговори со мной, мне плохо" программа отвечает "А мне то что!"
      
Тем не менее сегодня существуют вполне профессиональные электронные версии наиболее известных психологических тестов. Например, таких как вопросник MMPI, состоящий из 550 каверзных пунктов, или тест Люшера, определяющие цветовые предпочтения человека. Эти программы уже сейчас
достаточно широко используются психологами и психотерапевтами в качестве дополнительного инструмента.
      
Статью можно прочиать на авторской странице по ссылке
http://sv-psycho.narod.ru/comp_psyhoterp.html

Метки:  

Тайные стороны рекламы: символ и суггестия

Суббота, 07 Июля 2007 г. 08:50 + в цитатник
Reclama (182x136, 16Kb)

Два основных аспекта рекламы - это символические образы и суггестия. Поговорим о последнем.

Суггестия - это внушение, введение человека в состояние повышенной восприимчивости. Прием, напоминающий гипноз. Что способствует этому? Сам  девиз рекламы (слоган), который можно рассматрвиать как формулу внушения, а также ее ритмическое повторение.

Другой суггестивный прием - использование "сноподобного" эффекта, который особенно отчетлив в психоделическом или сюрреалистическом искусстве. Подобную атмосферу погружения в сон наяву  мы достаточно часто наблюдаем в различных рекламных клипах.
      
Кроме того, в рекламе широко используются символические образы,  у которых есть "изнанка" или "обратная сторона". Этой "изнанкой" образа является содержание, которое скрыто в подсознании.  Поэтому, исследуя рекламные образы, прежде всего необходимо найти их психологический смысл. При этом следует помнить,  что символы - это язык, на котором подсознание разговаривает  со  своим хозяином.  Стихия  этих скрытых областей психики - это мифологическая история человечества.
знать психологические элементы этой стороны
человеческой  духовной жизни - моя задача как глубинного исследователя.
      
      Разновидностей рекламного символизма может быть несколько. Это:

      стороны  пространства  (топографический символизм).  Здесь учитывается значение "верха-низа", "правое-левое", "центр".

      Формальная сторона (геометрический символизм):  круг,  квадрат, тройная или четверичная структура. Такие структуры могут быть рассшифрованы с помощью психологической нумерологии.

      Смысловая сторона (семантический символизм):  "раскручивается"  сюжет,  понимаемый как метафора или миф. Здесь необходимо сравнивать сюжет с первоисточником, пытаясь таким способом понять его скрытое значение.


Метки:  

Кто они - дети из камеры хранения (читая Рю Мураками)?

Среда, 04 Июля 2007 г. 20:36 + в цитатник

Роман Рю Мураками "Дети из камеры хранения" чем-то напоминает большое сновидение. Внешне бессвязное, таинственное, пугающее. Название этого произведение связано с главной интригой сюжета, в центре которого жизнь человека, брошенного сразу после рождения. Его временным пристанищем оказалась вокзальная камера хранения. 

Ключевым к пониманию этого произведения является, по-видимому, фрагмент, описывающий фантазию главного героя книги по отношению к камере хранения: "Кику представил, как Отец Небесный с картины в молельне раскладывает по ячейкам в камере хранения большие, скользкие яйца. Нет, видимо, все происходило совсем по-другому. Яйца, скорее всего, откладывают женщины, а Отец Небесный приносит в жертву вылупившихся из них детей".

В этом небольшом отрывке переплелись разнообразные бессознательные мотивы - архетипические (яйцо - символ недостижимой внутренней гармонии, рождения мира и т.д.), фрейдистские (камера хранения - женские гениталии), экзистенциальные (чувство заброшенности в мир, вины и наказания). В этой мозаике образов также присутствует фигура высшего судии, который вершит судьбами людей.

В некоторых местах романа ощущение фантасмагоричности и абсурдности всего происходящего усиливается. Подобным образом автор выражает свою убежденность том, что человек - существо зависимое и управляемое высшими силами.  В этом плане показателен следующий фрагмент:
  "Они отчетливо расслышали разговор между Миэко и бородачом.
— В последнее время самая модная игра — марионетка. Глотают капсулу, внутри которой свернута хирургическая нить; спускаясь по желудку, нить раскручивается, и после клизмы конец нити появляется в анальном отверстии. Говорят, семи метров вполне достаточно. На конец нити прикрепляют треугольную пробку. Французские девицы, у которых тренированная прямая кишка, — теннисный мячик. Ну вот, и когда дергают за торчащую изо рта нить, из-за нестерпимого возбуждения в прямой кишке девушка начинает прыгать". 

После прочтения этого текста тебя очень не покидает чувство того, что этот мрачный сон не закончится никогда.


Метки:  

Кисловодск: сила исскуства

Вторник, 03 Июля 2007 г. 21:34 + в цитатник
Год назад:   Рассматриваю граффити на смотровой площадке в Кисловодске. Такое впечатление, словно подростки писали на стенах не красками, а своими гормонами.
      
      Такова сила искусства.

Метки:  

Пятигорск: Фантазии журналиста

Понедельник, 02 Июля 2007 г. 21:41 + в цитатник

Год назад:

Я нахожусь в номере с высоким потолком, расположенном в старинном здании с 
фасадом из серо-коричневого кирпича. Эта комната, в которой ничего нет 
кроме двух кроватей, шкафа и кой-какой мелкой мебели, выходит на красивый 
бульвар. Приоткрыв дверь, которая должна вести на балкон (его на самом 
деле нет, а есть лишь ограда в дверном проеме), я вдыхаю благоухающий 
ночной воздух. 
       
Кажется, что нахожусь в Париже, где я, безызвестный писатель, работаю над 
книгой, которая должна принести мне успех. Впрочем, это всего лишь 
фантазия. Я действительно пишу, но не роман, а научно-популярные статьи по 
психологии, предназначенные для Интернет-изданий. Впрочем, это 
обстоятельство никак не влияет на мое настроение. Оно великолепное. И эти 
мгновения я буду помнить долго.
       
В руках у меня маленький стаканчик красного вина Изабелла. Я вновь 
выглядываю на ночной бульвар. В эту минуту я и впрямь ощущаю себя 
безвестным писателем, приехавшим в Париж в надежде на благосклонность 
фортуны. Однако, увидев лежащий на кровати микрокомпьютер, понимаю, что 
сейчас не 20-е годы прошлого столетия и это вовсе не Париж, а я - не 
начинающий литератор-авангардист, ищущий признания. Увы, это всего лишь 
фантазия. Хотя и весьма привлекательная.


Метки:  

Съедобно ли искусство (читая Павича)?

Воскресенье, 01 Июля 2007 г. 17:54 + в цитатник
В романе М.Павича "Пейзаж, нарисованный чаем" есть целый ряд очень интересных, на мой взгляд, зарисовок. Вот одна из них:

"Архитектор пользовался, вне всякого сомнения, кисточкой из иголок ежа; воду в реке он изобразил, окуная ее в «тропанас» – темный фруктовый чай, который он смешивал с бледно-розовым апельсиновым чаем и с ярко-красным ибискусом Виноградники нарисованы густым оттенком лилового «исопа» с ромашкой – так он добился так называемого цвета «послеполуденной зелени». Небо писалось кисточкой из телячьего уха, которая окуналась в слегка разведенный чай сорта «соучунг», собранный в мае, смешанный с быстро высушенным зеленым. Дом и постройки нарисованы чаем из лотоса, а берег написан русским чаем, тем, что подается к соленому маслу, и китайским, собранным на высоте двух тысяч метров над уровнем моря. Камни обозначены так называемым «чайным шампанским» -знаменитым чаем «дарджиллинг»".

И если в обычной жизни (по крайней мере, в исторической перспективе) красящие вещества зачастую не просто не съедобны, но даже и ядовиты, то в обсуждаемом романе мы, напротив, видим пример изобразительного творчества, напрямую связанного с пищевым инстинктом человека. Другими словами, это тот образ, который человек может поглотить не только в переносном, но и в прямом смысле.

Конечно, я несколько утрирую. Мне могут ответить, что, по крайней мере, бумага, на которую наносились изображения, в пищевом отношении нейтральна. И тем не менее... Если это метафора, то ее необходимо расшифровывать. А что может быть в этом случае более очевидным, чем символ красоты, входящей в рацион питания человека?

Изящные образы, дающие человеку жизнь.

Метки:  

Социальный психоанализ: версия Сергея Выгонского

Воскресенье, 01 Июля 2007 г. 00:29 + в цитатник
Что же предлагает сей блог своим читателям? В нем будут размещаться комментарии автора - психиатра, психотерапевта, психоаналитика. Немного об авторе. Член Союза журналистов России с 2000г., исследователь, работающий вне рамок академической ситемы. С 1998г. активно публикуется в региональных СМИ, с 2002г. - в Интернет-изданиях. Темы блога - психология, социальная психология, психоанализ, культурология, литература, фильмы, media, Интернет, киберпсихология, футурология.
----------------------------------------
Авторская страница "Общество глазами психоаналитика"
http://sv-psycho.narod.ru

Авторская рассылка
http://subscribe.ru/catalog/psychology.svpsychology
----------------------------------------
Архив психоаналитического блога
http://www.liveinternet.ru/users/press-news
----------------------------------------

Метки:  

Психологический кинотест

Четверг, 01 Января 1970 г. 03:00 + в цитатник

На сайте Film.ru можно пройти интересный психологичнеский тест. Конечно, к нему нельзя относится серьезно. Но вдруг кто-то увидит в предлагаемом описании нечто важное для себя в психологическом отношении?

Вот этот тест Твой злой близнец



Поиск сообщений в sv-online
Страницы: 44 ..
.. 3 2 [1] Календарь