
Коллективное бессознательное, генетическая память, родовые воспоминания - красивые идеи, овладевшие умами ученых еще с конца 19-го века. В наши дни этими словами пользуются не только психологи и психотерапевты, но и широкий круг специалистов, не связанных с консультированием больных людей, - культурологи, рекламисты, политтехнологи, историки.
Казалось бы, об этой зоне психики известно все. Однако когда я разговариваю об этом с кем-либо, нередко выясняется, что разговор между мною и моими собеседниками нет полного понимания. Особенно много споров возникает относительно материала, анализ которого позволяет делать вывод о влиянии на него коллективного бессознательного. Решив еще раз вернуться к этой теме, я обратился к статье К.Юнга "Концепция коллективного бессознательного", опубликованной в 1961г. в знаменитом сборнике "Человек и его символы", призванном популяризировать юнгианскую психологию.
Безусловно, сны являются самым доступным материалом, предоставляющим исследователю информацию о ситуации, сложившейся в бессознательных областях души. Юнг в очередной раз акцентирует на этом внимание: "Основным источником такой информации являются сновидения, которые обладают тем преимуществом, что, будучи непроизвольными, спонтанными творениями бессознательной психики, представляют, следовательно, явления природы в чистом виде, не фальсифицированные с какой-либо сознательной целью".
Не менее любопытная информация может быть получена в результате изучения человеческих фантазий. Швейцарский психиатр пишет об этом так: "Другим источником необходимого нам материала, может служить "активное воображение", под которым я подразумеваю последовательность фантазий, вызванных намеренной концентрацией. Я установил, что наличие нереализованных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность сновидений, при осознании фантазий, сновидения меняют свой характер, становятся слабее и появляются реже".
Определенную ценность в этом плане представлют особые состояния, которые менее доступны для исследователя. По словам создателя аналитической психологии, "очень интересные источники архетипических материалов могут быть обнаружены в заблуждениях параноиков, фантазиях, наблюдаемых в состоянии транса и сновидениях раннего детства: с трех до пяти лет".
В последнем случае предлагается проводить парралели между такими эксклюзивными продуктами человеческого ума и определенного рода общественными феноменами. В этой рекомендации проглядывается главный момент юнгианского подхода. Юнг отмечает: "Такой материал имеется в избытке, но он не будет иметь ценности, если исследователь не сможет найти убедительные мифологические параллели. Естественно, что недостаточно просто увязать сновидение о змее с соответствующим мифологическим примером, так как никто не может гарантировать, что функциональное значение змеи в сновидении является тем же, что и в мифе. Для того, чтобы провести обоснованную параллель, необходимо определить функциональный смысл индивидуального символа, а затем выяснить, имеет ли внешне параллельный мифологический символ одинаковый контекст и, следовательно, одинаковое функциональное значение".
Мой опыт публикаций на эту тему показывает, что, почему-то, именно методика проведения мифологических параллелей вызывает особое сопротивление со стороны технократически ориентированных оппонентов. При этом меня зачастую обвиняют в некомпетентности, а психоанализ фактически объявляют лженаукой. Честно признаюсь, я уже устал спорить по этому поводу. Хотя, убежден, в этой части рассуждений Юнга все наиболее убедительно и чисто с методологической точки зрения.
Как бы то ни было, определение нужного материала для исследований, его выделение из общей массы душевных флюктуаций граждан - весьма непростое, но вместе с тем важное занятие. Правильно организовав этот этап исследования, можно многое узнать о себе и других.
Сергей Выгонский, психиатр
PS: Думаю, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что все тексты, публикуемые в психоаналитическом блоге, принадлежат автору блога. Однако в чисто технических целях, поскольку некоторые материалы целиком переносяться на другие ресурсы без соглашения автора, крупные материалы, в отличие от небольших заметок, автором подписываются.