Музыка семнадцатого века. Джузеппе Торелли |
Джузеппе Торелли (22.04.1658, Верона - 8.02.1709, Болонья) - итальянский скрипач и композитор. Учился игре на скрипке в Болонье. Служил альтистом в церковной капелле в Болонье, играл при немецких дворах.
Значительная роль в развитии скрипичных жанров, особенно сольного концерта, принадлежит Джузеппе Торелли. Он родился в Вероне, обучался игре на скрипке. В 1684 году принят в Академию филармоников. Работал виолистом (альтистом) в капелле базилики Сан-Петронио. После турне по Германии два года служил руководителем капеллы маркграфа Бранденбургского в Ансбахе , затем в Вене, где создал ораторию. В 1701 году возвратился вновь в Болонью, в капеллу Сан-Петронио, которой руководил его учитель Перти.
Обычно отмечается, что именно Торелли является создателем жанра concerto grosso. Представляется, что это все же не так. Аналогичные сочинения Корелли писались, а частично исполнялись еще до выхода концертов Торелли. Менее выявленной оказалась роль Торелли в формировании сольного скрипичного концерта, образцы которого были созданы им до Вивальди.Не все сочинения Торелли опубликованы.
В скрипичных сочинениях болонских мастеров шел интенсивный поиск скрипичного концертного выразительного стиля, процесс кристаллизации новых форм воплощения инструментальных замыслов на основе сочетания достижений и ансамблевого музицирования, и оперы. Все более полно реализуются кантиленные возможности скрипки, ее виртуозные ресурсы.
Скрипичный концерт in F Major op.8 №11
Основное внимание направляется на достижение максимального инструментального блеска, яркости, характерности с целью выражения состояний человека, его связей с миром. Не случайно общими для видных скрипачей-композиторов болонской школы чертами стиля стали возросшая эмоциональность выражения, лиризм, простота и ясность изложения и формы.
Концерт для скрипки in E minor op.8.
Заслугой болонской скрипичной школы является создание значительного количества скрипичных сочинений — концертов, сонат, сюит, частично сохранивших свое художественное значение до наших дней и создавших благотворную почву для расцвета творчества.
Концерт для 4 скрипок in A Minor.
Торелли внес существенный вклад в развитие жанров итальянской музыки - трио-сонаты и сольного скрипичного концерта. Наряду с А. Страделлой Торелли одним из первых обратился к жанру concerto grosso (его concerti grossi выявляют концертирующие возможности двух скрипок, составляющих группу concertino). Созданные им concerti grossi с участием одного или двух духовых инструментов в известной мере послужили прообразом ранней симфонии. Он способствовал также зарождению жанра квартета, введя альт в партитуру концертов. Значительно расширил возможности сольного использования скрипки. Его сольные концерты- это в основном 3-частные композиции, средняя медленная часть которых образует яркий контраст с двумя быстрыми крайними частями.
Концерт для 2 скрипок.
Смелая для своего времени трактовка скрипки и как кантабильного (он часто поручает ей выразительные певучие темы и развернутые лирические эпизоды), и как виртуозного инструмента позволяет считать Торелли одним из создателей жанра итальянского скрипичного концерта, окончательно сложившегося в творчестве А. Вивальди. При жизни Торелли в Болонье изданы многие его произведения. В рукописи остались 30 "симфоний" для духовых и смычковых инструментов, 3 concerti grossi, "симфония" для скрипки и виолончели, соната для скрипки с basso contmuo, соната для виолончели с basso continuo.
Концерт для трубы.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |