-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183646


Великий русский композитор Сергей Прокофьев (1891-1953)

Вторник, 23 Апреля 2013 г. 22:46 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


    Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы... Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом.

С. Прокофьев


Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Бетховена.    

  Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 году Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Глиэра. В 1904-14 годы Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова (инструментовка), Витолса (музыкальная форма), Лядова (композиция),  Есиповой (фортепиано). На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии имени Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.


 

  В 1918 году Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам — Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения — оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927); балеты «Стальной скок» (1925, навеян революционными событиями в России), «Блудный сын», (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.

  В начале 1927 и в конце 1929 года Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. ...Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», — писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 года Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.

 


  С середины 30-х годов творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров — балет «Ромео и Джульетта» по  Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья», по Шеридану — 1940); кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка» (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты:  Голованов, Гилельс, Софроницкий, Рихтер, Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Улановой. Летом 1941 на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета балет-сказку «Золушка». 

 


  Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943), с режиссером Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».

  В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-х начало 50-х были омрачены шумными кампаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных "формалистов" в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 году еще более ухудшило состояние здоровья композитора.
   Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения «упрощенческой концепции» — увертюра «Встреча Волги с Доном» (1951), оратория «На страже мира» (1950), сюита «Зимний Костер» (1950), некоторые страницы балета «Сказ о каменном цветке» (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами великого вождя народов.

  Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает четыре с половиной десятилетия бурного XX века, претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века —  Дебюсси. Бартоком, Скрябиным, Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции Мусоргского, Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как «варварство» («Наваждение» и Токката для фортепиано, «Сарказмы»; симфоническая «Скифская сюита» по балету «Ала и Лоллий»; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича», — отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности — он застенчив, нежен, деликатен («Мимолетности», «Сказки старой бабушки» для фортепиано).

  Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке Гоцци («бокал шампанского», по определению Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1-ой части, проникновенным лиризмом одной из вариаций 2-ой части (1917-21); напряженность сильных эмоций «Огненного ангела» (по роману Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); «кубистический» урбанизм «Стального скока»; лирическая интроспекция «Мыслей» (1934) и «Вещей в себе» (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х годах отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

Прокофьев оставил огромное творческое наследие — 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в том числе «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», два «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; две сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова Ахматовой, Бальмонта, Пушкина)

  Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.

http://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/prokofiev.jpg



Рубрики:  музыка
Метки:  

Процитировано 39 раз
Понравилось: 27 пользователям

alibaba49   обратиться по имени ... поблагодарим Томаовсяку за прекрасный материал ... спасибо Прокофьеву С.С. !!! ..АП Среда, 24 Апреля 2013 г. 08:06 (ссылка)
... с удовольствием посмотрел и послушал ролики "Абсолютный слух " ... А.П.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
EVA_L   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 08:13 (ссылка)
Томаовсянка, Благодарю за интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо! Среда, 24 Апреля 2013 г. 08:59 (ссылка)

Ответ на комментарий alibaba49

Я очень люблю "Абсолютный слух": содержательно, кратко, жизнерадостно!
Ответить С цитатой В цитатник
alibaba49   обратиться по имени Спасибо про J искусство и Томаовсянка за классику...АП Среда, 24 Апреля 2013 г. 09:14 (ссылка)
... получил большое удовольствие от Прокофьева
хороший материал ... , буду много раз заглядывать
к вам ... , если можно подавайте классику в MP -3
формате . аудио ...
Крепко вас целую и обнимаю ... !!! ... А.П.
alibaba49
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 09:24 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 10:08 (ссылка)

Ответ на комментарий EVA_L

И я Вам благодарна за то, что откликнулись: нашла у Вас в дневнике интерес для себя!
Ответить С цитатой В цитатник
Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 11:58 (ссылка)
Сердечно благодарю Вас а пост об удивительном человеке!
Ответить С цитатой В цитатник
Aliziya   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 14:23 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Amalia_2012   обратиться по имени Большое спасибо! Среда, 24 Апреля 2013 г. 14:35 (ссылка)
Мой дорогой, любимейший Прокофьев! Спасибо за сообщение об этом прекрасном композиторе!
Ответить С цитатой В цитатник
TATIANA_36   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 14:35 (ссылка)
Спасибо, очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Avi-Tal   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 14:37 (ссылка)
Благодарю!Ромашковое-утро (500x330, 190Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
первоклассник   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 14:40 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 14:50 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛГП

.
благодарюза (300x300, 80Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 14:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Amalia_2012

Спасибо, Амалия, за соЧувствие! Радости и успехов!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 15:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Avi-Tal

Спасибо за дивный букет!
птичкарябина (699x437, 152Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 15:02 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 15:04 (ссылка)

Ответ на комментарий TATIANA_36

Спасибо, Татьяна за интерес!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 15:07 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 15:09 (ссылка)

Ответ на комментарий Sergey_Tashebsky

Спасибо, Сергей, за сердечную благодарность!
Ответить С цитатой В цитатник
balini   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 15:54 (ссылка)
Сердечно благодарю Вас за пост !!!
Ответить С цитатой В цитатник
лорик3   обратиться по имени ЛОРИК3 Среда, 24 Апреля 2013 г. 15:57 (ссылка)
Какой чудесный пост !!! Спасибо !!!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо! Среда, 24 Апреля 2013 г. 17:27 (ссылка)

Ответ на комментарий balini

Очень рада, что Вам понравилась подборка материалов о Прокофьеве
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 17:28 (ссылка)

Ответ на комментарий лорик3

Здравствуйте, Лариса! Рада Вашему интересу
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила37   обратиться по имени Многие мелодий из симфоний,балетов и опер Прокофьева звучат изнутри повседневно Среда, 24 Апреля 2013 г. 21:14 (ссылка)
Один из любимейших композиторов. Мы росли под его музыку.
Ответить С цитатой В цитатник
лорик3   обратиться по имени ЛОРИК3 Среда, 24 Апреля 2013 г. 21:54 (ссылка)
Спасибо Вам за доставленное удовольствие !!!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Четверг, 25 Апреля 2013 г. 05:05 (ссылка)
С удовольствием все слушала. С удовольствием цитирую. И благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 25 Апреля 2013 г. 06:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Людмила37

Спасибо, Людмила, за отзыв! Вы добрый человек, раз внутри Вас музыка!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 25 Апреля 2013 г. 07:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Валентина-л

Спасибо за Ваше умение жить с удовольствием в удловольствие другим! Тамара
берёза (507x338, 46Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку