В колонках играет - Death/Symbolic"Возраст находки сколько–нибудь точно установить не удалось, однако ясно было, что этот садок был заложен задолго до Великой Генетической Революции, то есть еще в те времена, когда каждый тагорянин в своем развитии проходил стадию личинки…"
(Стругацкие, "Жук в муравейнике")
В теперь уже невозвратно далёком советском 1962 году был снят занятный фильм "Грешный ангел". Десталинизация, тема невинно репрессированных звучит во весь голос (действие фильма происходит в 1952 году), Хрущёв над вишнями гудэ, крестовый поход атеистов против религии, вот это вот всё -- и вдруг такое название. В центре сюжета -- девочка-подросток, потерявшая родителей, осуждённых по ложному доносу, сама угодившая в колонию как дочь врагов народа, сбежавшая оттуда, чтобы добраться до Москвы в поисках правды, но отправленная неравнодушными гражданами... нет, не обратно, а в интернат (похоже, где-то в Крыму). Девочка Вера (кстати, тот ещё юный тролль, способный спросить у директора интерната:
"А Вы -- коммунист или член партии?") понемногу вливается в коллектив и находит общий язык с учителями, но главное, о чём она мечтает -- снова встретиться с родителями, сколько бы лет ни прошло. В какой-то мере достаточно острый фильм получился: тут и разный подход к трудовому воспитанию детей (каковое нынче практически упразднено и заменено бессмысленной, хотя и весёлой игрой), и разные взгляды на
первородный грех априорную вину "яблочка от яблоньки" и на необходимость суровой, а подчас и жестокой ПравдыЪ любой ценой, и формирование личности ребёнка, да и много любопытного в т.ч. для родителей.
Собственно, тема первородного греха в какой-то мере тоже поднимается, т.к. далеко не случаен встречающийся Вере странноватый старичок (сектант?), вещающий о том, что человек изначально должен быть ангелом, но в результате греха в мире царит всеподавляющая Сила и Ложь -- в т.ч. и та, которая разлучила девочку с родителями, и невозможно бороться с этой Силой
князя мира сего, можно лишь в меру сил заниматься личным спасением где-нить в монастыре, например. Лично мне показалось, что этот старичок -- отсидевший в своё время за религиозную пропаганду, а теперь скитающийся по стране священник, своим примером в т.ч. отвлекающий широкие народные массы от строительства светлого будущего здесь и сейчас и увлекающий их в некое бегство от реальности. И когда он, говоря Вере (символичненькое имя, да?) о необоримости Силы, предлагает ей спасаться и благословляет ея крестным знамением, девочка отшатывается от него,
как чёрт от ладана, и бежит обратно в интернат к нормальным людям, не желающим странного. В лучших традициях советской антирелигиозной пропаганды, да. 8-)
В общем, если кто не смотрел, весьма рекомендую. Много колоритных персонажей, в т.ч. эпизодических вроде милиционера Ставриди или бывшего вора Филина. А вот цитату из Стругацких я привёл не случайно, т.к. директор интерната говорит нечто вроде: ты ж ещё не человек, а
личинка черновик человека, но когда-нибудь ты придёшь и скажешь, что до сих пор вообще ничего не понимала, а сейчас знаешь ещё меньше -- и тогда скоро будешь иметь право называть себя Человеком. 8-)