Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...
Весь мир - в тебе! Художник Лисет Виссер (Elisabeth Visser) - (0)Весь мир - в тебе! Художник Лисет Виссер (Elisabeth Visser) В тебе, Единственная Женщи...
АРХИТЕКТУРНАЯ АЗБУКА часть 2: учимся "читать" здания - (0)АРХИТЕКТУРНАЯ АЗБУКА часть 2: учимся "читать" здания Продолжаю рассказывать о различных архите...
"ЭЛИКСИР ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ": от инков, ацтеков, древних ариев и славян - (0)"ЭЛИКСИР ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ": от инков, ацтеков, древних ариев и славян Думаю, многие из нас не ...
Художник Проселкова Екатерина Максимовна - (0)Проселкова Екатерина Максимовна: молодой талант &nbs...
Миниатюрные миры от Gen Masunaga: вся красота живой природы в одной бусинке. |
Сегодня обратимся к удивительному творчеству японского художника Gen Masunaga.
Японцы вообще великие мастера по части всего миниатюрного – видимо, это связано с крайне ограниченным пространством для жизни. А еще они давно славятся своим почтением к красоте естественных природных форм и сюжетов, которые они, в отличие от более агрессивной западной цивилизации, практически никогда не пытались загнать в строгие рамки и ограничить.
Вполне закономерно, что именно здесь появился такой феномен, как маленькие стеклянные бусинки Gen Masunaga. Страстный поклонник живой природы, по совместительству профессор философии, фотограф и художник Masunaga всегда относился к естественной красоте с истинно японским почтением и восхищением. Посвятив часть жизни изучению и защите жизни на коралловых рифах, он достаточно быстро понял, насколько хрупкой и уязвимой является величественная красота морских обитателей.
Первоначально он стремился сохранить эту красоту, запечатлев ее с помощью фотографии. Но в этом виде она получалась несколько статичной, теряла свою динамику и изменчивость. А что еще более важно – фотографии, даже цифровые, обладают крайне ограниченным ресурсом хранения – их легко уничтожить, и легко повредить. Со временем отпечатанные экземпляры утратят краски, а электронные версии – устареют и станут недоступными для воспроизведения или разрушаться.
Ему же очень хотелось сохранить живую, настоящую красоту морских обитателей для потомков именно в том виде, в котором мы пока еще можем их наблюдать. Gen Masunaga вполне реалистично смотрит на вещи: долгая работа по изучению морской природы закономерно привела его к пониманию того, что при современном темпе жизни, очень скоро эта часть мира останется лишь ярким воспоминанием. И надо во что бы то ни стало найти способ запечатлеть ее во всей красе.
Таким способом, как ни странно, стал для него один из самых хрупких материалов – стекло. Свою роль здесь сыграли два фактора: во-первых, исключительная пластичность, благодаря которой этот материал так полюбился самому сложному и вычурному художественному стилю – модерну. А во-вторых – долговечность маленьких стеклянных шедевров: в частности, до сих пор мы можем любоваться стеклянными бусинами, которым уже несколько тысяч лет.
Согласитесь, подобная стойкость – очень хорошая рекомендация, как для материала, так и для самой техники, в которой создавались такие бусинки.
Gen Masunaga в своем творчестве использует старинную технологию изготовления стеклянных изделий - лэмпворк (Lampworking, с англ. «работа с лампой»
В основе ее – использование горелки или лампы (первоначально – масляной, которая и дала название технике) для придания стеклу желаемой формы. Сейчас, как и раньше, этот способ чаще всего применяют для изготовления бусин, кулонов и других декоративных элементов для бижутерии, правда традиционных масляных ламп уже никто не использует, предпочитая более безопасные и мощные лампы на пропане, природном газе или на кислороде в качестве окислителя - они дают более горячую температуру пламени и легче поддаются контролю мастера.
Данный вид творчества очень древний, ему уже около 30 тысяч лет. Но вряд ли кто-то когда-то использовал его так, как это сейчас делает Masunaga. В каждую бусинку он помещает маленький кусочек природы, часто воссоздавая целую экосистему - отдельный мир или вселенную со всем многообразием существующих в ней живых организмов.
При этом каждое живое существо он стремится запечатлеть с максимальной точностью. Например, в одной из самых красивых, созданных им серий стеклянных бусинок, безраздельно царят невесомые, полупрозрачные медузы, которые ничем не отличаются от своих живых, настоящих сородичей: все изгибы, все щупальца, их количество и пластика движений переданы с изумительной точностью и грацией.
Благодаря такой педантичности маленькие стеклянные сферы Masunaga производят невероятный эффект: создается впечатление странной, волшебной иллюзии, как будь то кто-то взмахом волшебной палочки заточил в маленькой стеклянной капельке кусочек настоящей жизни.
Загадочные тритоны, медлительные улитки, маленькие грибы и кораллы, изящные медузы и яркие рыбки живут в шедеврах Masunaga своей обычной, настоящей жизнью. Благодаря пластичности и прозрачности стекла, которое ведет сложную игру со светом, маленькие морские обитатели, кажется, даже двигаются и изменяются.
Конечно, подобным эффектом обладают многие стеклянные шедевры куда более именитых мастеров (здесь опять вспоминается великолепный модерн), но миры Masunaga, помимо их потрясающего натурализма и точности, отличает еще и миниатюрный размер: каждая бусинка – отдельная вселенная, заключенная в сферу диаметром от 2,6 до 5 см.
Как художнику удается в таких крайне ограниченных рамках запечатлеть всю многогранную красоту живой природы, сохранить очарование ее динамики, воплотить ее эфемерность – для меня лично большая загадка. Я даже боюсь представить, насколько это скрупулёзная работа, сколько сил и внимания она требует. Учитывая это, разве не достойны крохотные шедевры Masunaga места в одном ряду с величайшими творениями человеческого гения?
Увы и ах, сейчас они являются предметом гордости лишь нескольких ценителей, да ограниченного круга любителей-коллекционеров. И хотя Masunaga провел уже несколько выставок, получил некоторые награды и известность, большинство о его творчестве даже не слышали.
Возможно, в этом сказывается двойственность и некая ограниченность нашей, человеческой природы – нам не очень интересно то, что мы можем увидеть и так. Не случайно большинство «ценителей» прекрасного сейчас предпочитают отдавать бешеные деньги за сомнительные воплощения безумных фантазий современных художников-однодневок. Ведь природа, ее изменчивая и живительная красота вместе с населяющими ее яркими и удивительными обитателями пока еще остаются частью нашей реальности.
Хорошо бы, чтобы так было и в будущем, ведь, согласитесь есть что-то грустное, почти трагичное в осознании того, что через некоторое время единственным кусочком некогда великой, таинственной, почти космической красоты морской стихии, будут лишь маленькие стеклянные бусинки…
Тогда, возможно, шедевры Masunaga получат заслуженное признание, ведь наконец-то воплотиться в жизнь главная идея этого художника, благодаря которой они создавались: их обитатели, все также безраздельно царящие в своих маленьких мирках, все также радующие своей красотой и изяществом даже спустя тысячи лет, все еще будут доступны. Вот только они скорее всего будут уже не произведением искусства, а немым укором – хрупким воспоминанием о чем-то прекрасном и навсегда утраченном…
Рубрики: | искусство/прикладное искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |