18 июля исполнилось 110 лет со дня рождения самого знаменитого министра иностранных дел СССР – Андрея Громыко, отдавшего защите внешнеполитических интересов нашей страны без малого полвека. Последние 3 года он был формальным главой государства, но вполне мог стать в 1985 году и настоящим советским лидером вместо Горбачева.
Родился будущий глава МИД в 1909 году в деревне Старые Громыки Речковской волости Гомельского уезда Могилёвской губернии – ныне Светиловичского сельсовета Ветковского района Гомельской области Белоруссии.
Хотя в анкетах более позднего времени Андрей Андреевич и позиционировал себя «русским», но, понятно, что жителя белорусской глубинки, и фамилию-то получившего от названия родной деревни, с куда большей вероятностью можно считать именно белорусом. Хотя, по большому счету, какая разница, к какой именно ветви единого российского народа относится тот или иной человек? Главное – его дела…
С пресловутым «происхождением» Громыко тоже далеко не все ясно. Формально оно было самым, что ни на есть, крестьянским: отец будущего министра был крестьянином, успевшим до революции побатрачить и за рубежом. Отчего, собственно, его сын достаточно сносно знал английский уже с раннего детства.
С другой стороны, есть данные, что предки вроде бы крестьянского мальчика Андрюши происходили из рода обедневших шляхтичей. То есть дворян, военно-служивого сословия. Просто последнего на территории Речи Посполитой насчитывалось невероятно много – до пятой части от общей численности населения. Так что неудивительно, что далеко не все из таких «благородных» могли найти «работу по специальности» – немало и «маргинализировалось», теряя прежние привилегии.
Впрочем, привилегии привилегиями, но стремительный карьерный рост юноши из белорусской деревни объяснить ими не получится – для этого однозначно нужен огромный талант. Ведь поступление в 22 года в Белорусский институт народного хозяйства еще можно объяснить положением члена ВКП(б) и секретаря партийной ячейки. И даже назначение спустя всего два года спустя директором школы – нехватка кадров в первые десятилетия Советской власти была немаленькой.
Но вот чтобы в течении всего-то 4 лет с начала обучения в ВУЗе суметь сдать экстерном экзамены за весь курс обучения, поступить в аспирантуру НИИ сельского хозяйства ВАСХНИЛ в Москве, и защитить там «кандидатскую» – это действительно надо суметь. Диссертация, кстати, была не по какой-то дежурно-аграрной теме, но больше по «внешнеэкономической», развитию сельского хозяйства США.
В 1938 году Громыко был уже Ученым секретарем Института экономики Академии наук СССР – это, вообще-то, «третья ступенька» в научной иерархии советских НИИ, после директора и зама по науке. Должность однозначно «профессорская», а порой и «академическая», если учреждение относится в числу крупных и важных.
При этом Андрей Андреевич каким-то «ботаником», «кабинетным ученым» однозначно не был. Несмотря на свой солидный статус, сдал нормативы по стрельбе на «Ворошиловского стрелка», даже пытался поступить учиться на военного летчика. Впрочем, туда его не взяли: все-таки 30 лет для начинающего боевого пилота – уже слишком солидный возраст.