-Метки

israel broytman Достоевский ЖЗЛ аполлинер арсений тарковский ахматова барды биографии бродский ван гог весна визбор врубель гении гоголь графика гумилев дао детские книги джаз дзен дзен и искусство дзен и любовь дон кихот есенин живопись здоровье иллюстраторы иллюстрация иосиф бродский калмаков карикатура клара цеткин книжная графика коты лариса миллер легенды лиру личности любовь маврина маленький принц марк шагал марсель пруст мой любимый город море музыка музыка слов музыканты и музыкальные инструменты наркотики насвай нико пиросмани новелла матвеева новый год о женщинах обри бердслей огюст роден окуджава орхан памук осень ошо павич полезное полезные онлайн сервисы поль элюар португалия праздники притчи притчи брейгеля просто так психология путешествия рецепты рукоделие руми русское саксофон символы скульпторы скульптура сон стамбул старые книги сумасшедшие суфизм суфии тайцзи тициан фото халиль джебран хокусай цветы ци бай ши чюрленис шагал щедровицкий эшер юмор япония японская гравюра

 -Настольные игры онлайн

Место
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
Очки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Under_the_Light

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.07.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 1321


Он памятник воздвиг (А.М.Опекушин)

Понедельник, 01 Декабря 2008 г. 22:24 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija Он памятник воздвиг (А.М.Опекушин)



170 лет назад 28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика родился Александр Михайлович Опекушин. Большинство знает о творчестве Опекушина лишь по памятникам Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Но как странно устроена судьба человека в России: крепостной, сын крепостного, Александр Михайлович своим трудом смог выбиться в люди и стать всемирно известным скульптором - Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей... и... умер 4 марта 1923 года совершенно забытый всеми в ужасающей нищете. Так советская власть отблагодарила скульптора за его А.С.Пушкина и за памятники царям России... Парадоксально? 

 

Опекушин А.М. Памятник А.С.Пушкину в Москве

Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян  уезда, где родился Александр Михайлович Опекушин.  Талантливым лепщиком был отец Александра – Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу.

Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б.Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.

По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 руб. 20 марта 1859 получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. Как ученик академика Д. И. Иенсена в 1859—62 продолжил обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств, руководимом Давидом Ивановичем. 1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.

Виллевальде Б. Открытие памятника Тысячелетие России в Новгороде в 1862 г.

По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. В его создании участвовали академик Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры – Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.

Микешин М.О. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.

Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I выполнена скульптором Опекушиным А.М.

В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создается известный дореволюционный памятник русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве.  

 

 Опекушин А.М. Памятник русскому адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве. 

Город Николаев. В 1873 году на пересечении Адмиральской и Соборной улиц был воздвигнут величественный монумент адмиралу Грейгу работы М.О.Микешина и А.М.Опекушина. Деньги на его строительство были собраны моряками и жителями Николаева. В 1922 году памятник сняли, а на его место поставили памятник вождю революции. Плиты с надписями были сброшены в Ингул, якоря и трофейные пушки переданы в Историко-археологический музей.

Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников – Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова – трудится Опекушин.

Памятник Екатерине II. Санкт-Петербург. Фото 1890 гг.

В 1862 году исполнилось сто лет со дня восшествия на престол императрицы Екатерины II. В ознаменование этого события по эскизу художника М. Микешина, на Александровском заводе в Петербурге была отлита скульптура императрицы. Работа Микешина была удачной: скульптура удостоилась медали на Всемирной выставке в Лондоне и понравилась императору Александру II. По первоначальному замыслу памятник Екатерине II предполагали установить в Царском селе. Но Городская дума обратилась с ходатайством о том, чтобы перенести памятник в Петербург, для него даже стразу же выбрали место - сквер перед Александринским театром

Фрагменты памятника Екатерине II. Санкт-Петербург. Фигуры выполнены скульптором Опекушиным А.М.

Памятник Екатерине II. Санкт-Петербург

 Монумент был открыт 24 ноября 1873 года в обстановке особой торжественности - по периметру площади установили почетный караул, от Казанского собора к памятнику направился крестный ход, был отслужен молебен, прогремел салют, вечером устроили иллюминацию. На церемонии открытия памятника присутствовала вся царская семья.

Опекушин А.М. Пётр I  около 1872 г.
(Омский музей)

Опекушин А.М. Скульптурный бюст «Петр I» 1872 г.

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и так далее. По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов.

Опекушин А.М. Памятник А.П. Волынскому, А.Ф. Хрущову, П.М. Еропкину. Санкт-Петербург

Опекушин А.М. Памятник М.Ю.Лермонтову. Пятигорск

16 августа 1889 года был открыт памятник М.Ю.Лермонтову, первый в России. Этому событию предшествовали долгие 18 лет, в течение которых по всей стране продолжался сбор средств для его создания. Статуя отлита в Петербурге из бронзы. 

1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве – первого в России памятника великому русскому поэту – вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек – вот и все", – писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура-победителя немедленно освободить мастерскую.

Александр Михайлович вспоминал: "В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, "вековечного памятника".

Неизвестный художник. Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г.

Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи – Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).

Памятник Александру II в Кремле. Москва

Заложен в 1883 году
Освящен и открыт в 1898 году
Фигура царя-освободителя сброшена в 1918 году
Сень и галлерея окончательно разобраны в 1928 году
 

Но наиболее важна для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе.  «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса».

Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из них был неповторим; очень красив и изящен, например, был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения.

Молебен перед открытием памятника Александру III

 

Опекушин А.М. Памятник Александру III

Памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году

С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.

Опекушин А.М. Екатерина II

Скульптура чудом уцелела в советское время. Из неё должны были изготовить 40 бюстов Карла Маркса. Спас ее скульптор Меркулов.

1917 год… Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Много унижений пережил и Владимир Александрович Опекушин, сын скульптора, чиновник при канцелярии московского генерал-губернатора. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день. Его имя даже не было упомянуто в многотомной "Истории русского искусства", хотя памятник великому поэту до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Москвы.

Под угрозой голодной смерти Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников: "Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду".

 

Опекушин А.М.

В 1919 году опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи. "Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками, – холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание – как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М.Опекушина. Кто чем может, помогите ему!", – приводила 8 марта 1923 года ярославская газета "Крестьянский кооператор" свидетельство местного краеведа А.И.Скребкова.

4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней. В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственники. "Совершенно забыты всеми!!!", – с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина.

Мемориальный дом-музей скульптора А.М. Опекушина - памятник деревянной архитектуры начала XX века.
Музей открыт в 1988 г. в с. Рыбницы Ярославской области. 

 

 Могила Скульптора Опекушина А.М.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку