Спартак , кровь арена и толпа:))) Фильм 300, это было нечто очень графическое, чу...
Van Canto - Wishmaster - (0)Van Canto - Wishmaster Можно быть одновременно и романтиком и насмешником. Весельчаки из &qu...
Eluveitie-Omnos - (0)Eluveitie-Omnos Eluveitie (произносится как Эл-вэй-ти МФА: /ɛlveɪti/) — ф...
Аркона - Покровы Бессмертного Старца - (0)Аркона - Покровы Бессмертного Старца Поверни-ка лик ты на свет, Видишь зарево канувших лет? Дла...
Novembers Doom "Rain" - (0)Novembers Doom "Rain" видео коллекция Fierwind*
Картинки для троллинга хiхляди (Зрада-перемога и абберация сознания) - (0)
http://dark-world.ru/ Вечно молодой, вечно тяжелый, вечно брутальный, heavy metal! - (0)
Война на Юго-Востоке Онлайн 26.10.2014 Хроника событий - (0)
Война на Юго-Востоке Онлайн 19.10.2014 Хроника событий - (0)
Война на Юго-Востоке Онлайн 08.10.2014 Хроника событий - (0)
РОССИЯ - ГОЛЛАНДИЯ 3 - 1. ОРАНЖЕВЫЙ ВЕРБЛЮД ИЗДОХ... |
Вот Вам за сыр голландский раз, вот Вам за зеленый лист канабиса два, вот Вам за «красные фонари» Амстердама три! Это Вам не на коньках кататься! И, верили ли Вы, селяне, в такое Чудо? Я, думаю, умом-разумом нет, может быть там, в глубинах сердца. И это случилось! Словно Тунгусский метеорит вонзился в зеленые лужайки Австрии и Швейцарии. «Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевый верблюд» - пелось в забытой песни детства. Вжик, и солнце это погасло, вырубленное рукой опытного электрика, хлоп, и небо стало бело-сине-красным, бац, и, откормленный верблюд враз издох, не выдержав бешенной скачки. Что ж, туда ему болезному, и дорога !..... Даже оранжевых верблюдов когда-нибудь пристреливают. Двухглавый орел парит над футбольной Европой, выискивая новую сытную жертву. Следующим номером нашей программы: отправка в родную Иберию, к Хуану, как его там, Карлосу, славных сынов Дон-Кихота и Санчо Пансы. Засиделись они в Венах, да Бернах, нах. Пора возвращаться пасти коз на солнечных склонах Пиренеев и собирать оливки – новый урожай давно поспел. Заходи на эстакаду Испания!
А, мы будем надеяться, что снаряд дважды в одну воронку не падает. И, мудрый Гус отучил наших молодце наступать на одни и те же грабли. Дай, Бог! Все так и случиться! Гредет полуфинал! Вперед, Россия!
Метки: голландия футбол россия полуфинал испания победа чемпионат европы |
РОССИЯ - ШВЕЦИЯ. В ОДНОМ ШАГЕ ОТ... |
Ждете? Предвкушаете? Надеетесь? «Томитесь, как наложница в гареме» (В.С.Высоцкий). Наконец-то, пришел день и час футбольного Рагнарека. Момента истины для наших виртуозов кожаного мяча. Грядет грандиозное побоище жовтоблокитных «Тре крунур» и Двуглавого Российского Орла. Дежа вю, господа и граждане россияне. Нас снова, опять и вновь приперли вилами к стенке. Ах, как мы это любим: ходить ухарем с гармошкой по краю пропасти, съезжать голой задницей по лезвию бритвы, ходить в рукопашную на танки, бросаться грудью на амбразуры и ложиться головой на рельсы. Ни шагу назад! Позади Москва! Победа или смерть! За Волгой для нас земли нет! Кто к нам с мячом придет – от мяча и погибнет! Впечатляет! Воодушевляет! Умиляет до слез и дрожи! Что ж, господа заморские, да мы такие! И, в этом наша сермяжная сила! Дай нам только Бог ее с умом использовать! И, не отвернись от нас, изменчивая и ветреная, футбольная Фортуна! Ждем! Надеемся! Верим! Вперед, Россия!
Метки: россия швеция футбол вперед верим ждем надеемся |
ПРИРОДА ЗЕМЛИ РУССКОЙ - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
РОССИЯ - ГРЕЦИЯ 1-0. |
Метки: россия греция футбол победа |
РОССИЯ - ИСПАНИЯ 1-4. ИЛИ ЧИТАЙТЕ ДАЛЯ |
Метки: чемпионат европы футбол россия испания |
О-ПА! О-ПА! ФУТБОЛ! ЕВРОПА! |
Метки: футбол ЧЕМПИОНАТ европы 2008 |
СЛОВО. МАДОННА |
Метки: любовь мудрость мой ангел мадонна свет слово демьян полупьянофф |
ИЗ СТАРЫХ ТЕТРАДЕЙ... |
Метки: сплин суицид грусть осень демьян полупьянофф |
ДРУЗЬЯ ПО ЛОПАТЕ И ПО ЖИЗНИ - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
ДРУЗЬЯ ПО ЛОПАТЕ И ПО ЖИЗНИ - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
ИЗ АРХИВА... |
|
РОССИЯ - КАНАДА 5 - 4 !!! ПОБЕДА!!! |
Метки: канада хоккей россия победа чемпионы |
О ЛЮБВИ ПРОСТЫЕ СТРОКИ... |
Метки: демьян полупьянофф любовь |
ЗЕНИТ-ГЛАЗГО РЕЙНДЖЕРС 2-О. КУБОК УЕФА НАШ!!! |
Метки: футбол зенит россия победа кубок уефа |
ДЕНЬ ПОБЕДЫ.САЛЮТ. ВОРОНЕЖ.9 МАЯ 2008. - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
ДЕНЬ ПОБЕДЫ.САЛЮТ. ВОРОНЕЖ.9 МАЯ 2008. - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
“ДЕМЬЯНКИ-ПОЛУПЬЯНКИ” |
Метки: демьян полупьянофф демьянки-полупьянки |
ЗЕНИТ - БАВАРИЯ. С немцами произошла авария!!! |
Метки: зенит |
ОБОСТРЕНИЕ ВЕСНЫ. |
Метки: обострение весны сердце шаги демьян полупьянофф |
Расставание... |
Метки: закат время поцелуй слова роза расставание миг демьян полупьянофф |
ПРИРОДА ЗЕМЛИ РУССКОЙ - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
Весна! |
Метки: весна ЛЮБИТЬ демьян полупьянофф челн |
Имя твое – любовь. |
Метки: демьян полупьянофф любовь поцелуй юность |
В черном бархате ночи... |
Метки: звезда судьба душа демьян полупьянофф |
МИЛАЯ. |
Метки: люблю милая демьян полупьянофф |
АРХЕОЛОГИЯ – НАУКА СЕРЬЕЗНАЯ! |
|
ПИЛИГРИМ. |
Метки: Пилигрим демьян полупьянофф вокзал свечи |
Объяснительная грамота. |
Метки: демьян полупьянофф |
Да гунны мы, да азиаты мы! - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
ВЕЧЕР СПОРТИВНОГО ОРГАЗМА: БАЙЕР - ЗЕНИТ 1-4. БАСКЕТБОЛЬНЫЙ ЦСКА НАДРАЛ ОЛИМПИАКОС. |
Метки: байер зенит цска олимпиакос футбол баскетбол |
ДЕМЬЯНКИ ПО ПУТИ НА РАБОТУ. |
|
Что творится в душе... |
Метки: душа тайна. любовь бег летать вопрос предназначение ЛиК навек любящих жизнь |
БУРАТИНО. 1-апреля |
Метки: буратино первое апреля демьян полупьянофф |
КРОВАВАЯ БОЙНЯ БРОНЗОВОГО ВЕКА. |
Ознакомившись с данной статьей Вы не только узнаете о жизни в далеком от нас бронзовом веке, но еще раз убедитесь, что за тысячи лет HOMO S. совсем не изменились...
П.Ф. Кузнецов
ПЕПКИНСКИИ КУРГАН
КАК ОТРАЖЕНИЕ КОНФРОНТАЦИИ
В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ
НОВОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
БРОНЗОВОГО ВЕКА ЕВРОПЫ
Начало профессиональной исследовательской деятельности Г.И. Матвеевой связано с изучением памятников Южного Урала. Одной из первых и наиболее ярких страниц научной биографии Галины Ивановны может быть признано открытие в 1962 г. Нижне-Чуракаевского курганного могильника - первого достоверного погребального памятника абашевской культуры на Урале. До этого только в Среднем Поволжье были открыты представительные ансамбли аба-шевских курганов.
Подобные полевые открытия во многом привели к переосмыслению масштабов культурно-исторических процессов бронзового века в Восточной Европе. 1960-е гг. были и периодом интенсивных раскопок абашевских памятников, и временем выхода первых обобщающих работ по абашевской культуре.
Исключительное значение для всестороннего рассмотрения абашевской проблематики имеет открытие в 1960 г. Пепкинского кургана (Халиков и др., 1966). Со времени* исследования экспедицией под руководством А.Х.Халикова этой «братской могилы» подобные комплексы не обнаружены. Под насыпью кургана находились три захоронения. Одно - коллективное мужское. Оно содержало 27 костяков и два отдельных черепа (погр. 1). Параллельно этой коллективной могиле были сооружены две отдельные ямы, в которых совершены индивидуальные женские захоронения (погр. 2 и 3).
Несомненно, что в коллективную яму были помещены тела погибших мужчин. У десяти костяков отсутствовали черепа, а два черепа были положены отдельно. Поэтому установить точное число погребенных людей затруднительно, приблизительно 29-27 мужчин. У погребенных в коллективной могиле зафиксированы следы незаживших травматических повреждений, особенно точно фиксируемых на костях черепа. Они имеются на пяти черепах. У одиннадцати погребенных черепа отсутствовали.
В монографическом исследовании А.Х.Халикова, Г.ВЛебединской и М.М.Гера-симовой подробно описан погребальный обряд Пепкинского кургана, инвентарь погребений, следы травм (Халиков и др., 1966). Авторами книги высказаны и некоторые гипотезы относительно картины гибели абашевцев, очерчен круг вероятных противников.
По прошествии времени в связи с накоплением новых данных материалы Пепкинского кургана неоднократно привлекались в исследованиях по проблематике бронзового века Восточной Европы. Однако детальной реконструкции исторически значимого события, которое и привело к появлению столь неординарного некрополя, более не предпринималось. Попытаемся восполнить этот пробел, тем более, что такое рассмотрение позволит приблизиться к ответу о вероятных противниках людей, погребенных под курганом у с. Пепкино, а опубликованные материалы являются полноценным источником, дающим такую возможность.
Приведем выборку описания только следов травматических повреждений.
Костяк 1. Череп, имеющий тяжелые травмы на правом виске, лежал в стороне от шейных позвонков. Под правым плечевым суставом - кремневый наконечник стрелы с обломанным черешком, острием направленный в кость руки (Халиков и др., 1966, стр. 10).
Костяк 3. В середину восьмого снизу позвонка спереди впился наконечник стрелы, черешок которого сломан.
Костяк 4. Голова погребенного, проломленная тяжелым предметом, вероятно, была отрублена и положена на грудь челюстью вверх. На месте черепа — миниатюрный острореберный сосуд.
Костяк 5. На затылке разрушенного черепа — следы пробитого отверстия диаметром в 2,5 см. Между ребрами в области сердца торчит стрела с наконечником из серого кремня, черешок которого обломан. Стрела вошла в тело со спины.
Костяк 6. Между четвертым и пятым поясничными позвонками торчит кремневый наконечник стрелы с отломанным черешком.
Костяк 7. Текстовое описание местоположения наконечника стрелы отсутствует. Судя по плану погребения 1, наконечник лежал в области грудной клетки костяка 7. Направление наконечника позволяет предполагать, что он вошел в тело человека со спины в области правой стороны грудной клетки.
Костяк 8. Под левой стороной грудной клетки (в области сердца) острием вверх торчал кремневый наконечник стрелы, пронзивший погребенного сзади.
На правой теменной кости имеется щелевидный дефект костной ткани. Разруб может быть идентифицирован с рубящим орудием с острым лезвием. Ширина лезвия была не менее 32 мм (Халиков и др., 1966, с.44).
Костяк 10. Под поясничной частью позвоночного столба острием вверх лежал кремневый наконечник стрелы, впившийся сзади. Черешок сломан.
Костяк 12. Череп имеет два равных пролома в области левого виска [Указ. соч., с. 11]. Дефект костной ткани имеет размер 54 мм на 39 мм. Задний угол повреждения имеет П-образную форму. Характер повреждений позволяет предполагать нанесение ударов рубящим орудием с тонким лезвием. П-об-разная форма заднего угла могла образоваться в результате нанесения удара пяткой топора. Вероятно, пострадавшему было нанесено два удара топором по голове: один — косо сверху вниз и спереди справа, другой — перпендикулярно первому и так лее сверху вниз (Халиков и др., 1966, с. 45).
Отдельные черепа (№13а и 136). Обнаружены на стопах костяка 11. Два черепа имеют рваные проломы (пробоины) с правой стороны. Наиболее отчетливо выражен характер проломов у черепа 136. На его левой теменной кости обнаружен дефект костной ткани, имеющей округлю форму размерами 23 мм на 20 мм. На правой теменной кости имеются царапина и насечка треугольной формы. Пробоины на черепах, вероятно, были нанесены топором, а царапина и насечка на черепе 136 образовались в результате извлечения орудия (топора), который застрял в кости.
Костяк 14. Череп в районе левого виска пробит ударом топора. На левой теменной кости имеются множественные повреждения острым рубящим орудием (с.45).
Костяк 16. Между правой рукой и грудной клеткой лежал кремневый наконечник стрелы острием вверх. Его местоположение позволяет предполагать, что он вошел в тело со спины.
Костяк 18. В нижней части грудной клетки — наконечник, вонзившийся спереди. Черешок его сломан.
Костяк 19. Между вторым и третьим шейными позвонками — наконечник стрелы, вонзившийся со спины.
Костяк 21. Череп в области левой височной кости имеет небольшую пробоину, вероятно, образовавшуюся от попадания стрелы в голову.
Костяк 24. Под ребрами левой стороны грудной клетки (в области сердца) найден кремневый наконечник стрелы. Вошел в тело со спины.
Костяк 26. Под поясничными позвонками найден кремневый наконечник стрелы, воткнувшийся со спины.
Костяк 27. В области правой стороны грудной клетки находился наконечник стрелы, направленный острием вверх. Это позволяет предполагать, что стрела вонзилась со спины.
Этим исчерпывается описание следов травматических повреждений и оружия, использованного против людей, погребенных в Пепкинском кургане.
По прошествии времени пепкинская антропологическая коллекция была вновь исследована. Результаты этой работы опубликованы М.Б.Медниковой и Г.В.Лебединской (Медникова, Лебединская, 1999). Важно отметить выводы исследователей о том, что на черепах имеются следы надрезов, которые интерпретированы как результат скальпирования, а также как извлечение костных фрагментов для их использования в качестве амулетов (Медникова, Лебединская, 1999, с.215, 216). Это исследование в дополнение к первой публикации антропологических характеристик позволяет более строго разграничить боевые травмы и травмы посмертные. Последние были результатом ритуальных действий, которые могли исполняться как родственниками, так и врагами погибших людей. Антропологи внесли и существенные уточнения в характеристику отдельных травматических повреждений. В контексте нашей работы принципиальное значение имеет вывод о том, что черепная травма погребенного 4 имеет не боевой характер. Ее особенности в большей степени соответствуют посмертной трепанации (Медникова, Лебединская, 1999, с.203).
Детальное описание, сконцентрированное только на следах травматических повреждений, полученных при боевом столкновении, позволяет сделать несколько принципиально важных наблюдений. Травмы были нанесены стрелами, боевыми топорами и ножами. В этот список возможно внести и такое оружие, как кельт. Обращает на себя внимание тот факт, что у 13 погребенных между костями обнаружены кремневые наконечники стрел. При этом 9 наконечников стрел вошли в тела людей со спины (костяки 5, 7, 8, 10, 16, 19, 24, 26, 27); два наконечника вошли спереди (костяки 3, 18); область вхождения в тела двух наконечников точно установить невозможно (костяки 1, 6). Большинство стрел обнаружены в районе грудной клетки (Халиков и др., 1966, с.17). Травмы черепов, которые могли быть нанесены непосредственно в боевой обстановке, обнаружены на костяках 1, 5, 8, 12, 21. Необходимо отметить, что все эти травмы являются незажившими. Следует особо выделить, что погребенные 1, 5, 8 имеют наконечники стрел в костях и травматические повреждения черепов. Местоположение стрел позволяет предполагать, что погибшие люди первоначально получили стреляные ранения, а непосредственной причиной их гибели стали черепные травмы от тяжелых ударов.
Детальное описание травматических повреждений и местоположение стрел в костяках погребенных дают возможность для реконструкции картины боевого столкновения и установление причины гибели людей.
Авторы публикации Пепкинского кургана предполагали, что люди погибли или на ночлеге, или попали в засаду (Халиков и др., 1966, с.17). Второе предположение представляется более правдоподобным в силу того, что зафиксировано именно прицельное попадание стрел. Неожиданное появление перед группой абашевцев позволило их противнику поразить несколько человек спереди (костяки 3 и 18). Затем, вероятно, было преследование, сопровождавшееся прицельным расстрелом людей из луков в спину и добивание раненых. Одержав победу, противник не препятствовал созданию ритуального подкурганного захоронения, соответствующего главным характеристикам аба-шевской археологической культуры. Такое поведение победившей группы свидетельствует о ее пришлом характере и об абсолютной чужеродности территории. При этом вполне логичным представляется, что в засаду попал отряд непрофессиональных воинов. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что у погибших людей нет заживших травматических повреждений, полученных ранее. В погребальном инвентаре отсутствуют символы воинской атрибутики, но есть литейная форма, плавильная чаша и заготовки костяных изделий (рис. 1; 4-6, 13-16, 19-22). Эти артефакты свидетельствуют о ремесленной специализации некоторых из погибших людей. Вероятно, против абашевского отряда была высокопрофессионально организована засада. План противника удался. В результате погибла абашевская группа, которая была или непрофессиональным воинским ополчением, или экспедицией ремесленников, погибших на маршруте передвижения.
Каков мог быть круг этих победителей? Бесспорно, наиболее информативными при решении этого вопроса являются кремневые наконечники стрел. А.Х.Халиков на основе сопоставления этих наконечников, предполагал что противниками абашевцев могли быть как носители чирковско-сейминских, так и балановских традиций (Халиков и др., 1966, с.24). В дальнейшем А.Х.Халиков и А.Д.Пряхин более определенно указывали на балановскую культуру, которая вступила в противоборство с абашевским населением (Халиков, Пряхин, 1987, с.130]. Эта гипотеза соответствует представлению авторов о приходе абашевцев на территорию Среднего Поволжья из районов Верхнего Подонья и Волго-Донского междуречья.
Другая версия была предложена О.В.Кузьминой. Она провела детальный параметрический анализ черешковых наконечников культур бронзового века Среднего Поволжья и пришла к однозначному выводу о том, что балановские и чирковско—сеймин-ские наконечники существенно отличаются от тех, которые обнаружены в костяках убитых абашевцев (Кузьмина, 1992, с.71). Появление таких погребений О.В.Кузьмина считает отражением внутриабашевских конфликтов. Вместе с тем она отмечает, что абашевские наконечники и наконечники из Турбинского могильника абсолютно идентичны. Но абсолютное преобладание стрел других типов привело исследовательницу к выводу о том, что в Турбинском могильнике представлены два типичных черешковых наконечника абашевской культуры (Кузьмина, 1992, с.70, 71). Действительно, соотношение 189 бесчерешковых наконечников к 2 черешковым из Турбинского могильника
весьма впечатляет. Однако в Сейминском могильнике из 30 наконечников уже 15 экземпляров имеют выделенный черешок (Ба-дер, 1970, с. 121). В Ростовкинском могильнике, находящемся на значительном территориальном удалении, обнаружено 68 наконечников, из которых 7 имеют черешок (Матющенко, Синицына, 1988, с.82). Это свидетельствует о том, что стрелы с черешковыми наконечниками были восприняты в сей-минско-турбинской культурной среде как эффективный тип оружия. Включение специфических абашевских типов изделий, в целом, характерно для сеймо-турбинцев. Ранее, Е.Н.Черных и С.В.Кузьминых отмечали, что люди создавшие сейминско-турбинские некрополи активно воспринимали и адаптировали важнейшие типы изделий культур Восточной Европы (Черных, Кузьминых, 1989, с.274). В полной мере это суждение может быть распространено и на черешковые наконечники стрел.
В итоге вполне реальной является гипотеза о том, что абашевцы погибли в результате столкновения с сейминско-турбинским воинским отрядом. В этом отношении исключительное значение представляет собой наконечник, обнаруженный в костях пеп-кинского погребенного 19 (рис.2, 22). Острие наконечника имеет асимметричную форму, что абсолютно несвойственно для других изделий. Такая форма характерна для массивных сейминско-турбинских кремневых ножей. Этот наконечник мог быть сделан из обломка такого ножа. Почему нет стрел другого типа в телах погребенных? По-видимому, у победителей было время извлечь бесчерешковые наконечники. А черешковые, имеющие два выраженных жала на концах перьев, являются трудноизвлекаемыми. Собственно, техника создания черешкового наконечника, изначально и была ориентирована именно на реализацию этой идеи. Попадая в цель, черешок у наконечника обламывался, что создавало дополнительные трудности при попытке извлечь стрелу. Вполне возможно, что сейминско-турбинекие воины восприняли от абашевцев и адаптировали этот тип наконечников эффективного поражения, обратив его против самих создателей.
Картирование абашевских и сейминско-турбинских памятников показывает, что их ареалы находятся на сопредельных территориях и частично накладываются (рис.4). При этом обращает на себя внимание существенный территориальный разрыв между абашевскими памятниками Приуралья и Волжского правобережья. На этой территории в пределах современного левобережья Татарстана обнаружены сейминско-турбин-кие некрополи. Особенно важно отметить, что в непосредственной близости от Пепкинско-го кургана на противоположной стороне р.Волги в 2001 г. были найдены остатки разрушенного Юринского (Усть-Ветлужского) могильника сейминско-турбинского типа (Соловьев, 2003, с.50-72).
Черешковые наконечники стрел широко представлены и в наборах вооружений синташтинско-потаповских погребальных комплексов. Учтено около 60 таких наконечников. Они имеют некоторые, весьма существенные особенности. Наиболее значимым является оформление черешка. У абашевских и сейминско-турбинских черешок имеет правильную треугольную форму. У синташтинско-потаповских наконечников черешок оканчивается закруглением, полученным в результате специальной его доработки. Один короткий потаповский наконечник имеет черешок трапециевидной формы (рис.3). Эти особенности свидетельствуют о дополнительной технологической операции. Тем самым уменьшалось число случаев обламывания черешков при ударе. Другой важной особенностью потаповских и синташ-тинских наконечников является общая конфигурация пера. Для абашевских и сейминско-турбинских наконечников характерна треугольная форма, при которой ширина основания пера превышает ширину граней. Синташтинско-потаповские, напротив, имеют ширину основания, меньшую, чем ширина граней. Очевидно, эти наконечники представляют собой существенную модификацию, соединившую признаки черешковых абашевских и бесчерешковых турбинских наконечников стрел. В дальнейшем наблюдается тенденция к уменьшению размеров всех типов наконечников, включая и черешковые, которые обнаружены в погребениях срубной культуры лесостепного Поволжья.
Примечания
Бадер О.Н. Древнейшие металлурги Приуралья. М, 1964.
Бадер О.Н. Бассейн Оки в эпоху бронзы. М, 1970.
Генинг Г.Б., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта. Челябинск, 1992.
Кузьмина О.В. Абашевская культура в лесостепном Волго-Уралье. Самара, 1992.
В.И.Матющенко, Г.В.Синицына. Могильник у д. -Ростовка вблизи Омска. Томск, 1988.
Медникова М.В., Лебединская Г.В. Пепкинский курган: данные антропологии к интерпретации погребений//Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация идеологических представлений. М., 1999.
Пряхин А.Д., Халиков А.Х. Абашевская культура //Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы. М., 1987.
Соловьев B.C. Юринский (Усть-Ветлужский) могильник (по раскопкам 2001 года) // Новые археологические исследования в Поволжье. Чебоксары, 2003.
Халиков А.Х., Лебединская Г.В., Герасимова М.М. Пепкинский курган. Абашевский человек. Труды МАЭ, т. III. M. - Йошкар-Ола, 1966.
Черных Е.Н., Кузьминых СВ. Памятники сейминско-турбинского типа в Евразии // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы. М., 1987.
Черных Е.Н., Кузьминых СВ. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско — турбинский феномен). М., 1989.
Метки: бронзовый век археология бойня кровавая травмы удары стрелы наконечники засада черепа кости ранения гибель тело |
ЖИВОЕ ПИВО И МЕРТВАЯ ВОДКА... (Демьянки-полупьянки) |
Метки: пиво водка версаче живанши дефлорация пейзажи пленэр |
РУМЫНИЯ - РОССИЯ 3-0. ИЛИ МУТУ ПРОТИВ ЛИЛИПУТУ. |
Метки: россия румыния футбол муту березуцкие |
“ПОЛЕТ СТРЕЛЫ” |
|
Так, просто, фразы... |
Ночью чуда не случилось…
Если ты хочешь заказать время, помни, что время может заказать тебя!
Местами она благоухала нафталином…
Метки: время она чудо ночью помни |
Кто мы... |
* * *
Кто мы без близких?
Крона без корней!
Кто без любимых?
Небеса без птиц!
* * *
Тесные стены квартир,
Узкий мирок бытия,
Смотрим в окно на мир –
Что это? Жизнь твоя!
Метки: жизнь мир любимые стены кто окно небеса близкие |
ЧТО ПОВЕДАЛИ НАМ ДРЕВНИЕ МОГИЛЫ или ПОЧЕМУ ТЕТИ С ДЯДЯМИ ЛЕЖАТ... |
На днях ознакомился, рекомендую...
Клейн Л.С. Смысловая интерпретация совместных погребений в степных курганах бронзового века // Проблемы эпохи бронзы Юга Восточной Европы: Тезисы докладов конференции. - Донецк, 1979. - С. 18 - 20.
Известно умерщвление жен или наложниц на похоронах знатных мужчин (скифские цари, африканские властители и др.). Такие аналогии издавна служат основанием для интерпретации совместных погребений бронзового века в курганах понто-каспийских степей (мужчина с одной или несколькими женщинами). Женщина приравнивается сопроводительному погребальному инвентарю и как бы включается в него: вместе с вещами она должна служить покойному в загробном мире, как служила при жизни. Вот и основа для реконструкции социальных отношений (патриархат, полигамия).
В некоторых из таких погребений мужские и женские скелеты лежат в позах, характерных для полового акта, - в объятиях, лицом друг другу. В этом видели подтверждение интерпретации. Однако в ряде культурных С. 19. групп в таких погребениях мужчина оказывался систематически оказывался на втором месте, за спиной женщины (Hausler, 1974), что нельзя увязать ни с указанной интерпретацией, ни с реконструированной социальной системой.
Для более убедительной интерпретации необходим не произвольный, а продуктивный выбор этно-исторических параллелей. Если исходить из того, что индо-иранцы (арии) прибыли не позднее сер. II тыс. до н. э. в Индию и Иран как выходцы с севера, из культурного мира понто-каспийского степного бронзового века, то именно в древней индо-иранской идеологии правомерно искать ближайшие параллели нашим археологически зафиксированным обрядам первой половины II тыс. до н. э.
В Индии и Иране второй половины I тыс. до н.э. - I половины I тыс. н. э. существовали письменные руководства по половым сношениям ("Камасутра" и "Цветок персика"). В числе способов полового акта там указано, кроме принятого ныне у ряда европейских народов, также: a posteriori, с двумя женщинами и др. (иногда и специфичность для местности или народа). В этом свете и те совместные погребения, которые не трактовались как имитация полового акта, могут претендовать на такую трактовку (исключая лишь могилы со скелетами, лежащими порознь или рядом навзничь). Способы расположения покойников в могилах сгруппированы покультурно и порегионно: в ямных погребениях - лицом к лицу, в катакомбных Донца и Дона - мужчина за спиной женщины и т. д.
Имитация полового акта в могиле не вяжется с трактовкой женщины как части сопроводительного инвентаря: вещи в могиле (пища, посуда, оружие), обычно оказываются не как бы в состоянии непосредственного использования, а заготовленными впрок. Обычай "сати" (самосожжение вдовы) в Индии возник поздно: ни в Ведах, ни даже в законах Ману (II в. до н. э. - II в н. э.) еще нет санкций на него. Вдове рекомендовалось вторично выйти замуж. Значит, утвердившаяся интерпретация смысла совместных погребений не верна.
По представлениям древних Ариев, дух покойника недолго пребывает на небе, а затем вселяется в новорожденное живое существо. Чтобы обеспечить благое перевоплощение, потомки должны совершить жертвоприношения по обряду "шраддха". Более сильно действующим считался обряд "дикша", по которому человек еще при жизни завещал свое тело в жертву всем богам. "Дикшу" рассматривали как "второе рождение", и для завершения этого обряда жертвующий производил ритуальный половой акт, как бы зачиная самого себя.
Прижизненный обряд "дикши" из-за сложности и дороговизны был не всем доступен, его могли и не успеть совершить. Возможно, в С. 20. до-ведический период родные покойного нередко стремились воспроизвести "дикшу" посмертно, для чего жертвовали женщину или девочку (или несколько) и имитировали в могиле половой акт. Эта реконструкция находит два подтверждения. Во-первых, именно самые богатые катакомбные могилы Донца не содержат совместных погребений (Klein, 1967) - видимо, из-за прижизненного выполнения "дикши". Во-вторых, на похоронах знатного руса, по Ибн-Фадлану, участники похорон совершали половой акт с умерщвляемой женщиной, приговаривая, что делают это "за господина".
Такая интерпретация требует пересмотра некоторых социально-исторических реконструкций. Кроме того, она представляет возможность сопоставления и генетической увязки культур по одной из наиболее интимных и консервативных бытовых традиций. Получают объяснения и смежные феномены: возможно, что женские скелеты при детских принадлежат не матерям, а предложенным духу ребенка наложницам в соответствии с обрядом "дикши" и особой опасностью, приписывавшейся духу детей. (см. Hausler, 1968).
|
Снегопад. |
Снегопад
Снег скрывает следы,
Дней прошедших,
Ветер – голос беды,
Поминание ушедших.
На оконном стекле,
Чей-то облик застыл,
Тех, кто жил на земле,
Тех, кто свято любил.
А метель все поет,
О тебе, обо мне,
Да о том, кто падет,
На далекой войне.
Все равно. Ждет нас всех,
Белый саван зимы,
С неба падает снег,
На просторы страны.
Метки: война беда зима голос ветер Снегопад саван |
МИМИХОДОМ... |
Вчера мимиходом нахлынуло...
Душа стареет, как фасад старинный,
С годами становясь мудрей,
Приумножая список длинный,
Из книги жизни вымаранных дней.
Метки: душа |
НА ЗЛОБУ ДНЯ: |
Метки: путин медведев дам ввп лилипуты |
ДРУЗЬЯМ И НЕ ТОЛЬКО... |
МИЛИТАРИСТ
Если ты видишь штаны цвета хаки,
Майку “оранж”, на ней – “ОГБэ”,
Прячься буржуй! Дрожи во мраке!
Это пришел пиздец и к тебе!
Видишь, во тьме блестит портупея,
Стекла пенсне, “волына” и нож,
А между ног знамя алееет –
Знай иноземец, вперед не пройдешь!
Слышишь замолкли по селам собаки,
Повешен на елке за яйца маньяк,
Помни, крадется ниндзей во мраке,
Страшный вояка – Диман Решетняк!
ПРО ЖЕНСКОЕ БЕЛЬЕ И НЕ ТОЛЬКО…
Трусики цветастые, волосы волной,
Девочка грудастая, видная собой,
Звать ее Алиною, и ценят ее все,
Прославилась блядиною, во всей своей красе!
МОИСЕЙ МЕЗОЛИТА
Он мудр, задумчив, как библейский Моисей,
И, мир цветущий превратит в пустыню,
Он русский, не узбек и не еврей,
И каждому, по-русски, разукрасит “дыню”.
Он в мезолите царь и бог,
И гений в камне или где-то рядом,
Он любит “поле”, водку, грог,
Слои и женщин он пронзает взглядом¬.
Красив и строен наш эртильский Аполлон,
Де Ниро отдыхает вместе с Клуни,
Его я имя назову, под чарок звон –
Запомни! Вот Иван Федюнин!
ВЕСНА РАЗВЕДЧИКА
(Юрке-Президенту посвящаю...)
“Штирлиц шел по весенней улице, и увидел сосульки. Пососут, подумал Штирлиц. Пососешь, сказали украинские разведчицы Сосульки падая штандартенфюреру на голову. Вот же проклятые бендеровцы, возмущался позже Максим Максимович Исаев по дороге из реанимации в морг…
|
МАРСЕЛЬ-ЗЕНИТ 3-1. ОТМАРСЕЛЬЕЗИЛИ... |
Сегодня ночью не спал, вытаращив глаза в стеклянный глаз говорящего ящика под названием телевизор. Ждал. Чего? Ну, конечно футбола. И, дождался! Дождался очередного шоу кривоногих клоунов (простите, в сердцах). И, в очередной раз не понял, что же им, болезным мешает - ноги, голова или яйца? Причем не зависимо от клуба, города и даже национальности, если ты играешь за наши сермяжные команды! И, подумалось, может здесь воздух такой, вода, не пригодные для слабых и хилых ростков футбольного таланта?
"Былинка"
Отмарсельезили богатыря ЗЕНИТУШКУ лягушатники поганые,
Отмарсельезили , да вдоволь покуражились!
Ах, покуражились, да имя не спросили,
А повернули и немного наклонили!
Да если б только лишь гостей из Питера,
Пожрала чернота французская,
А то ведь и столичных ухарей,
Отмарсельезили, отмарсельезили...
Метки: футбол зенит марсель |
Сердце грустью опечалено... |
Сердце грустью опечалено...
* * *
Раннее утро,
Снег и следы по нему -
Знаки в пути…
* * *
Чудесным цветком
Бабочка расцветает,
Подует ветер,
И вдруг исчезнет она –
Вот так мимолетна жизнь…
* * *
Друзья, не рыдайте,
не плачьте,
а смейтесь,
когда моя лодка,
закончит свой путь,
стекло Вы бокалов,
на тыщу осколков,
разбейте,
а мне на могилке,
оставьте,
грамм двести хлебнуть!
|
Да гунны мы, да азиаты мы! - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
ДЕМЬЯНКИ-ПОЛУПЬЯНКИ РАЗМОРОЖЕННЫЕ. |
Как сказала любимая собака академика Павлова: “Хорошее забывается, а плохое никогда!”
Потеснитесь, пожалуйста, на одного человечка, а то еще пятеро войти не могут!
Подключил себе тарифный план “Актив”? Если, да, ищи скорей “Пассив”!
Вся сермяжная правда о России обнажается с весенним половодьем – и что только не валяется на наших просторах…
Если ты отстал от поезда под названием “Жизнь” – не стоит ложиться на рельсы!
Наши друзья, вирусы и порносайты, не дремлют, они только ждут момента нашей слабости!
Метки: собака академик павлов человек тарифный план актив пассив правда жизнь рельсы поезд вирусы порносайты |