В августе прошлого года я строил прогноз о том, как станут разворачиваться события в России, если, согласно отечественной традиции, нас наконец-то постигнет тяжёлая утрата.
http://www.liveinternet.ru/users/1168521/post396013490
Сейчас интереснее просчитать возможный вариант развития политических событий пред- и послевыборного периода российских президентских выборов в условиях наступившей «Второй Холодной».
***
Итак, представьте себе, что вы идете по весенней степи. Вокруг все цветет, лицо обдувает нежный ветерок, светит солнце, где-то в небе поет жаворонок. Ть-тю-тю-тю-тю. Фьють-фьють-фьють. Жизнь прекрасна, и в сердце крепнет уверенность, что так будет всегда. И вдруг земля разверзается прямо у вас под ногами, вы летите вниз и обнаруживаете себя в глубокой холодной пещере. Вокруг никого, кроме летучих мышей. Темнота.
«Ерунда!», — думаете вы, когда проходит первый шок, — «Где-то здесь наверняка есть выход. Сейчас мы его найдем!». Но выход не находится ни через полчаса, ни через час, ни через пять. Вы бродите в темноте, натыкаясь на стены и спотыкаясь о сталагмиты, и постепенно впадаете в отчаяние. И вдруг — о чудо! Вы видите пятно света. Вон же он, выход, совсем рядом, всего лишь сотня шагов! Вы из последних сил устремляетесь туда — только чтобы увидеть, как в самый последний момент, прямо у вас перед носом, группа хорошо одетых людей в черных галстуках заваливает выход из пещеры гигантской каменной плитой. Свет исчезает. Надежда тоже. Вокруг только темнота, сырость и шуршание перепончатых крыльев.
Примерно в такой ситуации оказались сегодня Путин и его ближайшее окружение.
Закон о санкциях похоронил все надежды на прорыв международной блокады, которые Кремль лелеял с ноября 2016 года. Отдельные прикормленные «аналитики» еще хорохорятся: одни рассказывают, что Запад теряет от санкций столько же или больше России — называются цифры 17, 20, даже 100 миллиардов долларов. Другие — о том, что ЕС сейчас в отместку за «Северный поток» наложит свои санкции уже не на Россию, а на США. Но все эти разговоры — не больше, чем аутотренинг.
Экономика Запада в 35 (тридцать пять) раз больше российской. Для России даже 20 миллиардов долларов — годовой оборонный бюджет. Для Запада даже 100 миллиардов — менее 0,3% его ВВП. Западная экономика последствий санкций даже не заметила. Даже в странах, на которые якобы пришелся самый сильный удар, — Германии и Польше — ВВП сейчас растет быстрее, чем в 2012–2013 годах. В России рост ВВП после 2014 года сменился падением. Не больше смысла и в надежде на санкционную войну ЕС с США из-за российских газопроводов. Во-первых, их взаимный торговый оборот составляет треть от общемирового, и ЕС не станут рвать эти отношения из-за какой-то России. Во-вторых, чтобы наложить на кого-то санкции, ЕС требуется формальное согласие всех его членов. Но в ЕС у «Северного потока — 2» противников не меньше, чем сторонников. Около десятка стран из Восточной Европы и Скандинавии выступают против его строительства и будут только рады, если этот проект провалится.
Даже пропагандисты понимают, что разговоры о скором крахе Запада или разрыве Америки с Европой — полная чушь, и ведут их лишь по инерции. Это просто эмоциональный выхлоп перед принятием неизбежного. Ловушка, которую Путин сам себе смастерил в Крыму и Донбассе, захлопнулась. России официально объявлена новая Холодная война. И в этой Второй холодной войне позиции России куда хуже, чем были в первой. Россия сегодня меньше, беднее и без союзников. Если не случится чего-то неожиданного — например, войны США с Китаем или появления инопланетян, — она наверняка проиграет.
Все, наверное, знают про пять стадий переживания травмы. Россия сейчас как раз выходит из первой — «Отрицание». Осталось четыре: «Гнев», «Торг», «Депрессия» и, наконец, «Принятие». Человек не всегда проходит их все и необязательно именно в этом порядке. Для России следующей стадией, видимо, станет Депрессия. У Путина она, похоже, уже началась: в этот важнейший для страны момент он не стал делать никаких политических заявлений и предпочел уехать от проблем как можно дальше, да еще для надежности спрятаться от них под воду. Но можно быть уверенным, что эта депрессия долго не продлится. Главный вопрос в том, что будет дальше.
Вариантов всего лишь три: