2020-й очевидно запомнится пандемией и обнулением. Но есть у нас и неочевидные повороты. Один из них — это массовый сдвиг от реальности к фантазиям, к политическим сказкам. В свое время Александр Пушкин писал о любви: «Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад». Сегодня стало легко обмануть человека в вопросах политических — и не потому, что он плохо образован, а потому, что красивая сказка ему приятнее унылой действительности.
Еще недавно умные люди гордились тем, что их, мол, на мякине не проведешь. Это путинскому электорату втюхивают всякую лабуду, будто Россия встала с колен. Но мы-то читаем интернет, проверяем факты и знаем, что вовсе страна не вставала, да и на коленях никогда не стояла: лежала, лежит и будет лежать. Как заметил когда-то остроумный фермер Василий Мельниченко, «Россия производит впечатление великой державы, но больше она ничего не производит».
Перемены в настроении «умных людей» можно было ощутить в последние годы по реакции на прогнозы Валерия Соловья. Сначала он сулил революцию, перенося сроки по мере того, как она «запаздывала». Весной уходящего года говорил, что может начаться большая война. А в середине года уверял, будто в ноябре–декабре нам назовут имя преемника Владимира Путина, который должен свой президентский пост покинуть. Попутно Соловей поведал про инсульт у Александра Лукашенко, которого якобы спасли китайские врачи.
Не так важно, что конкретно прогнозирует Соловей. Не думаю, что он сам во все это верит, — он производит впечатление умного человека, а не юродивого, слушающего голоса свыше (от бога, масонов или кремлевской администрации). Важно, что на фоне несбывшихся предсказаний популярность Соловья резко возросла. Потребителю этих прогнозов важно не то, насколько они соответствуют действительности. Важна их психотерапевтическая функция.
В нашей унылой и однообразной жизни, где осторожные политологи говорят о возможности длительного пребывания Путина на президентском посту после обнуления, а осторожные экономисты предрекают длительную хозяйственную стагнацию и снижение реальных доходов, любые слухи о революциях или об отставке главы государства задают «движуху». И поговорить есть о чем, и помечтать. Пусть не сбудется… Но ведь без самообмана можно и до депрессии дойти.
Запрос на правду в современной России снижается, а на сказки — неуклонно растет.