-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rissa71

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Только_для_женщин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.01.2013
Записей: 9566
Комментариев: 259
Написано: 9866


Шуберт от… депрессии

Пятница, 15 Января 2016 г. 19:09 + в цитатник
Цитата сообщения Рудко_Алексей Шуберт от… депрессии


Использование музыки в лечении душевных и физи¬ческих страданий известно по меньшей мере 2500 лет. В Древней Месопотамии, Индии, Китае, Гре¬ции, Риме, средневековой Европе и Азии мелотерапия применялась только эмпирически. Такие фи¬лософы, как Пифагор, Платон, Аристотель, Плу¬тарх, Авиценна, считали, что музыка "очищает душу" и делает человека этичнее и гармоничнее.

В традиционной китайской медицине музыкотерапия применялась и при внутренних болезнях. Каждой ноте, по теории "У-Син", соответ¬ствовал конкретный меридиан и органы: до (в китайской транскрип¬ции "гон") — это селезенка, поджелудочная железа и желудок, ре ("шэн") — легкие и толстый кишечник, ми ("гуо") — печень и желчный пузырь, соль ("чэн") — сердце и тонкая кишка, ля ("ю") — почки и мочевой пузырь.

Каждому больному назначалась определенная музыка, исполнен¬ная на специальных инструментах и воздействующая на конкретную патологию в данное время. В эпоху раннего средневековья метод ле¬чения больных с помощью музыки был предан забвению. Но позже, в XVII—XVIII веках, "ятромузыка" стала широко использоваться в Ни¬дерландах, Англии, Бельгии, Германии, Италии для лечения некото¬рых нервно-психических заболеваний. С XVIII века мелотерапия ста¬ла применяться и русскими врачами и психиатрами.

Недавно было подтверждено экспериментально, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока и что звук частотой 3 Гц оказывает однозначно заживляющее действие на функционально активную ткань почки.

Начиная с XIX века музыкальная психология много внимания ста¬ла уделять особенностям восприятия человеком звуковых компози¬ций. В настоящее же время известны четыре основные модели музыкотерапии.

Музыка воздействует на определенные отделы мозга как особый информационно-эмоциональный код, оказывающий влияние на клет¬ки головного мозга.

Есть некоторые правила, позволяющие дополнительно увеличить эффект лечебных мелодий. Он зависит от уровня вашей музыкаль¬ной культуры. Доказано, что мелотерапия наиболее эффективна при среднем уровне, а при высоком, у профессиональных музыкантов, — намного меньше. Впрочем, как и у людей с низкой музыкальной куль¬турой, которым даже обычные мелодии из классических произведе¬ний антипатичны.

Во-первых, при каждом новом случае применения музыки следует подбирать конкретные произведения согласно "изопринципу", почти по-гомеопатически гласящему: "Подобная эмоция лечится подобной музыкой", то есть при депрессии нельзя сразу назначать мажорную мелодию, а при маниакальном синдроме — минорную.

Во-вторых, необходимо определить индивидуальный курс лечения и тактику после его окончания. Имеют значение количество и про¬должительность сеансов мелотерапии (от 15 до 45 минут), кратность применения в день (1 —7 раз).

И в-третьих, помещение для проведения музыкотерапии должно выглядеть как психотерапевтический кабинет: кресла или стулья дол¬жны быть максимально удобными, а освещение — искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

В-четвертых, желательно использовать инструментальную клас¬сическую и специальную лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную, так как они несут ненужную смысловую нагруз¬ку.
Активная мелотерапия — это исполнение музыкального произве¬дения самим пациентом на каких-либо инструментах, а пассивная — только прослушивание различных звуковых композиций.

Для более прицельного использования музыки российским ученье В.И. Петрушиным в 1997 году была предложена оригинальная клас¬сификация.

Первой черте характера (ипохондрии) соответствует эмоциональ¬ное содержание, например, "Кармен-Сюиты" Визе — Щедрина; Этю¬ды-картины ля минор, до минор, соч. 39, — Рахманинова; Пятой сим¬фонии, третья часть, — Онеггера; Десятой симфонии, первая и вто¬рая части (фрагменты), — Шостаковича.

Депрессию могут исцелить: Чайковский — финал Шестой симфо¬нии; Сибелиус — "Грустный вальс"; Дворжак — "Песня матери"; Сарасате — "Цыганские напевы"; Рахманинов — Музыкальный момент си минор; Шопен — Прелюдия ми минор.

Истерическому человеку поможет, например, Глинка — увертюра к опере "Руслан и Людмила"; Моцарт — первые части симфоний № 3, 36, 40, 41; Россини — увертюры к операм "Сорока-воровка", "Севильский цирюльник"; Рахманинов — Первая симфония, финал; Шо¬пен — Первая баллада; Лист — Венгерская рапсодия № 12.

При психопатиях различного происхождения желательно использовать такие произведения, как Пятая симфония, финал, Бетховен; Чайковский — увертюра "1812 год", "Буря", "Франческа да Римини"; Шостакович — "Праздничная увертюра"; Гайдн — финалы симфоний № 94, 97; Брамс: — финал Третьей симфонии, "Наваждение" Онеггер — Первая симфония, первая часть.

При фригидности (мелочных и неэффективных упрямствах и привыч¬ках) лучше всего применять музыкальные произведения: Лист — "Симфоническая поэма", Прелюдия, финал; Вагнер — "Шествие пилигримов" из оперы "Тайгейзер"; Равель — "Болеро"; Чайковский — Первая симфония, финал; Глиэр — "Гимн великому городу"; Рахманинов — Кон¬церт для ф.-п. с оркестром № 2, Прелюдия си-бемоль мажор.

А для лечения психастеничности (душевной слабости) надо слушать: Чайковский — Симфония N 4, 5, 6, первые части, главные темы; Шостакович — Симфония № 4, вторая и третья части, Симфония № 8, третья часть; Шуман — "Порыв"; Щедрин — "Бассо остинато"; Прокофьев — "Токката"; Скрябин — Этюд № 5 соч. 42.

Уменьшению нежелательных признаков шизоидности (чрезмерной абстрактности и бесчувственности) соответствуют музыкальные произведения: Бах — "Искусство фуги"; Орландо Лассо — Мотеты; Шенберг— Концерты: для ф.-п. с оркестром, для скрипки с оркестром, 5 пьес для оркестра ор. 16; Веберн — Симфония, Вариации для оркестра, квартеты; Берг — Камерный концерт для ф.п., скрипки и 13 духовых инструментов; Шнитке — Симфония №1,4. Концерт для скрипки с оркестром; Штраус — "Так говорил Заратустра"; Щедрин — Концерты для фортепиано.

И наконец, если вам хочется уменьшить "чрезмерную эмоциональность" — маниакальность, необходимо прослушивать: Моцарт "Маленькая ночная серенада", четвертая часть; Бетховен — Рондо "Ярость по поводу потерянного гроша"; Вебер — "Вечное движение"; Чайковский — "Итальянское каприччио"; Штраус — "Полька-пиццикато", галоп "Вечное движение"; Глинка — "Арагонская охота", Лист — Коды венгерских рапсодий № 2, 10, 12; Шостакович — "Праздничная увертюра".

В последние 10 лет интерес к лечебной музыке в нашей стране значительно возрастает. И хотя большинство врачей-психотерапевтов и их пациентов используют ее только для создания эмоционального фона, на котором возможно более глубокое мышечное расслабление в процессе сеанса или какого-либо тренинга, в ближайшее время ситуация, видимо, изменится к лучшему.

С. Шевцов
«Природа и человек» (Свет) № 2 2001 г.

Рубрики:  интересно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку