Один из самых известных, крупных и богатых храмов Индии – храмовый комплекс в Мадурае, часто называемый храмом Минакши. Мадурай – город в штате Тамил Наду, древняя столица царства Пандьев. Минакши означает «рыбоглазая», и хотя такое сравнение для нас звучит не лестно, в древней Индии форма рыбы считалась для женских глаз самой прекрасной.
Давным-давно, а когда, уже и самые старые и мудрые садху не помнят… на этом самом месте тоже был стольный град древнего народа, что жил тут до тамилов. И была у местного царя дочь по прозвищу Минакши, что значит «рыбьеокая».
И у нее и впрямь были некрасивые круглые «рыбьи» очи, да и сама она пахла рыбою (минтаем), а еще у нее было три груди. Словом – дева «Минтай-око» (Минакши), «красавица и чудовище» в одном теле.
За что такое несчастье свалилось на семью раджи, никто не ведал. Может, царевна тоже прогнала от ворот замка какую неузнанную богиню, или царь не пустил в замок нищенку с розой… Но, думаю, без проклятия Лакшми и здесь не обошлось, ибо снять проклятие с царевны мог только поцелуй того, кто воистину в нее влюбится…
Влюбился же в нее брахман по имени Сундарешвар, что значит «государь красоты» (имя можно прочесть и по-русски: «сударьчик»). Сей брахман не только объявил Минакши красавицей, но и внушил всем, что прекрасней ее нет никого на всем свете.
Ее признали воплощением самой богини Парвати, а Сундарешвару признали воплощением Шивы. Затем, женившись на Минакше, сей брахман сам стал великим царем.
И так, согласно местным легендам, сам бог Шива в облике Сундарешвары начал править всей Южной Индией. Потому, как свято верят индуисты, по сию пору он и правит из своего храма, воплотясь уже в лингам бога Шивы-Сундарешвары.
А история столицы Мадурая и строительства самого храма такова.
После той мифической допотопной истории, весьма напоминающей историю Велеса и «Царевны-лягушки», прошли тысячи лет, целые эпохи.
В память о том давнем событии в сих джунглях остался лишь лингам бога Шивы (в который воплотился тот «сударьчик»). Его здесь и нашел бог Индра при завоевании Индостана ариями. Тут он и учредил поклонение лингаму и заложил первый храм-виману.
Наверное, с тех пор история эта повторялась неоднократно. У местных царей то и дело рождались некрасивые принцессы, а не слишком брезгливые брахманы женились на них и делали на сем себе карьеру, храм же от сего богател и богател.
Уже в VII в. н.?э. историк Наянара упоминает этот храм как храм бога Шивы. Известно, что в XIII веке начали строить и сам храм, посвященный Минакши.
В XVII веке храмовый комплекс приобрел тот вид, в котором он и предстал перед нами. Хотя он продолжал достраиваться и перестраиваться вплоть до прошлого века. А недавно, после референдума, он был и вновь покрашен.
Сейчас он занимает 6 гектаров, состоит из 2 главных храмов – Минакши и Шивы-Сундарешвары, примыкающих к ним других храмов, многочисленных галерей, залов. По четырем сторонам света он окружен высокими стенами и четырьмя громадными надвратными башнями – гопурами.
В центре храмового комплекса можно видеть священный пруд Золотого лотоса… правда, надо сказать, несколько запущенный и мутноватый…(снимки вверху поста)
Слон в храме Минакши
Наконец, мы вошли в храм… Вот они – знаменитые галереи храма с тысячами фигур, среди коих нет ни одной одинаковой. По галереям водят слона. С ним можно сфотографироваться и на нем можно покататься…А рядом проходит служба, надо полагать, не самая важная, потому менее торжественная и формальная, чем та, что видела в гостинице…Прошли брахманы, разбрасывая зерно и неся какие-то огни. Потом статую Ганеши облили маслом и увешали гирляндами цветов…
Мы также справили обряд, – обошли статуи священной коровы Сурабхи и девяти богов планет и светил. Обошли хороводом, как и положено, 9 раз. Это древняя планетарная мистерия.Мы в тот день долго бродили по храму. Площадь огромная… Это и музей, и библиотека (древние рукописи хранятся у всех на виду в открытых шкафах, рядом со статуями богов), а также рынок, где продают всякую всячину.
Заходили в храм и вечером, когда он особо красив, загадочен, даже несколько зловещ во тьме – мощь тысяч богов, как бы сходящих с темных небес, пугает…Но сами врата-гопуры освещены очень хорошо… Это и есть путь через Навь, мимо стражей врат, в… Маду-Рай…
Считается, что храм был построен еще до н.э. В 1310 году мусульманские завоеватели его практически полностью разрушили, но лет через 80 храм восстановили в первозданном виде. Потом на протяжении столетий он дострааивался, вплоть до XIX века.
Этот вид из Terkku Vasal.
Комплекс окружен высокими стенами и имеет 14 башен обильно украшенных разноцветными скульптурами и горельефами. 4 башни-гопуры служат входом — по четырем сторонам света. По площади храм размером почти с три Красные площади Москвы.
Строительство храма началось в 10 веке, но свои законченные очертания он приобрёл в 17 веке, хотя позже он не раз достраивался и перестраивался. В настоящее время скульптуры подкрашиваются и реставрируются каждые 12 лет.
Самые большие и богато декорированные гопурамы (башни) высотой 46 метров украшают входы. Они так густо украшены лепниной и крашеными скульптурами, что на них совсем нет пустого пространства.
пруд золотых лотосов
В комплексе есть храм Шивы, бассейн золотых лотосов, храм супруги Шивы Парвати (Минакши). Каждую ночь статуя Шивы приносится в храм Парвати и укладывается «спать» на расположенной там кровати. Каждый год в храме празднуется свадьба Шивы и Парвати.
Есть в комплексе и зал 1000 колонн (хотя на самом деле их всего 985), роскошно декорированных. В этом зале располагается музей.
официально:
Храм Минакши — индуистский храм в городе Мадурай на территории индийского штата Тамилнад. Назван в честь трёхгрудой богини Минакши, одной из супруг бога Шивы. Найдено множество исторических свидетельств храма датируемых ранее новой эры.
. Храм был полностью восстановлен в первозданном виде в конце XIV века, когда индусские цари снова пришли к власти в Мадурае.
Храм Минакши находится в самом центре города, и здесь проходят многочисленные праздники и ритуалы для жителей города. Храм имеет 258 метров в ширину и 223 метра в длину. Высота — 51,9 метров.
Он увенчан четырнадцатью гопурами — башнями высотой до 50 метров. Пять башен расположены внутри храма, остальные снаружи. Все они полностью покрыты множеством относительно небольших разрисованных скульптур. Это многорукие Шивы, многоликие богини, жрецы и музыканты, мифические животные, мужчины и женщины. Много тысяч фигур, ни одна не похожа на другую.
Перед входом в храм расположен «Пруд золотой лилии», предназначенный для обряда омовения. Храм открыт c 5.00 до 12.30 и с 16.00 до 22.00[1]. Довольно часто вокруг храма проходят процессии паломников, сопровождаемые музыкантами.
Архитектурная композиция выполнена в стиле, типичном для индийских храмов.
Храм вытянут с востока на запад. Внутри храма располагается святилище бога Шивы-Сундарешвары и его скульптурное изображение. По торжественным религиозным дням, статую бога сажают в позолоченную коляску и вывозят из храма, впрягают в неё слона и совершают шествие вокруг храма. В настоящее время скульптуры подкрашиваются и реставрируются каждые 12 лет Последняя реконструкция храма была завершена в марте 2009 года.
http://www.maduraimeenakshi.org/photo-gallery/
Серия сообщений "Индия": Часть 1 - Делийский столбЧасть 2 - Форт Читторгарх,Индия...Часть 21 - Буддийские храмы и монастыри ИндииЧасть 22 - Сокровища архитектуры:Бангалорский дворец (Bangalore Palace)Часть 23 - Шедевры архитектуры:Храмовый комплекс Минакши