У каждого ребенка родом из СССР была новогодняя елочка: украшенная шариками, фигурками людей, зверей или птиц, звездами, снежинками, гирляндами и серебряным «дождиком». Это был самый главный атрибут волшебного праздника, при одном воспоминании о котором становится теплее на душе. Давайте вспомним вместе?

Немного истории волшебства

Обычай наряжать новогоднюю елочку в нашем сознании прочно ассоциируется с Петром I, который в 1700 году повелел отмечать Новый год 1 января, а также «учинить украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». На самом деле в те времена хвойные «древа и ветви» в России особо ничем не украшали, да и вообще это нововведение царя-реформатора широкие массы не сразу оценили по достоинству. Наряженные ели стали неотъемлемым атрибутом семейного праздника лишь в XIX веке, да и то не сразу. Сначала елки никакого отношения к детям не имели — они служили «рекламой»… питейных заведений. Владельцы трактиров и кабаков украшали ими крыши и заборы, тем самым привлекая внимание потенциальных клиентов.Русские новогодние игрушки: правдоподобные мифы и фантастичная реальность, фото № 1

 

Мода на елки в частных домах зародилась только в конце второго десятилетия XIX века. С одной стороны, этому поспособствовала семья императора Николая I, который был женат на Александре Федоровне (в девичестве — Шарлотте Прусской). Императрица чтила обычаи своей родины, и в 1817 году в личных покоях царской семьи впервые была установлена ель. Заграничную новинку немедленно скопировали высшие слои общества. А кроме того, в Империи появлялось все больше этнических немцев, и простые люди могли воочию убедиться в том, сколько радости приносит всем от мала до велика нарядно украшенное деревце. Кстати, именно немецкие переселенцы первыми завезли в нашу страну стеклянные елочные шары. Их начали изготавливать в 1848 году в городе Лауш. Такая «заморская невидаль» еще больше способствовала популяризации обычая.