-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина-л

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2012
Записей: 146915
Комментариев: 48539
Написано: 383581


Шавуот (חג הביכורים): первые плоды, чтобы праздновать.

Четверг, 01 Июня 2017 г. 06:38 + в цитатник
Цитата сообщения lira_lara Шавуот (חג הביכורים): первые плоды, чтобы праздновать.

shivat-aminim-collage-a

Великолепная семерка.

Anna Liflyand

 (207x65, 11Kb)

Мы, современные израильтяне, привыкшие постоянному изобилию местных овощей и фруктов в израильских магазинах и на рынках, совершенно не задумываемся, почему наши предки посвятили один из самых почитаемых еврейских праздников, Шавуот, празднованию первых плодов. Первые? Последние?? Какая разница? Мы же совершенно уверены, что и арбузы, и виноград, и гранаты и все остальные фрукты должны быть свежими круглый год, а если их нет в продаже постоянно, то мы не довольны. И при чем тут засуха, ветер или осадки? Наше сельское хозяйство - это же хайтек...
Только не всегда так было.
 

Шавуот (חג הביכורים): первые плоды, чтобы праздновать.

Существуют знаменитые семь видов плодов, которыми Всевышний благословил землю Израиля. 
"...Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах. В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда." (Дыварим 8-9:7,8).

.כִּי יְהוָה אֱלֹהֶיךָ, מְבִיאֲךָ אֶל-אֶרֶץ טוֹבָה: אֶרֶץ, נַחֲלֵי מָיִם--עֲיָנֹת וּתְהֹמֹת, יֹצְאִים בַּבִּקְעָה וּבָהָר.
אֶרֶץ חִטָּה וּשְׂעֹרָה, וְגֶפֶן וּתְאֵנָה וְרִמּוֹן; אֶרֶץ-זֵית שֶׁמֶן וּדְבָשׁ
(דברים ח' ז'-ח')

Мишна (Бикурим 1:3:1) точно говорит о том, какие виды плодов, первые плоды которых подпадают под эту заповедь: пшеница, ячмень, виноград, смоква, гранаты, маслины, финики.
И хотя в ТаНаХе само слово "финик" не упоминается, в Иерусалимском Талмуде сказано: мед - это финики. То есть речь идет о том, что имеется в виду НЕ пчелиный мед. Смоква, как вы понимаете, это инжир.

Наши предки, в отличие от нас, жили гораздо ближе к земле и зависели от множества погодных факторов, понимали важность каждого урожая, так как еда была вопросом выживания. За урожай надо было бороться, о нем молиться и благодарить Всевышнего. 


Когда существовал Храм, евреи в Шавуот совершали восхождение в Иерусалим и приносили бикурим (בִּיכּוּרִים, первые плоды урожая). Приношения могли быть только из семи видов плодов, которыми славится Страна Израиля: пшеницы, ячменя, винограда, инжира, гранатов, олив и фиников. На церемонию принесения бикурим проходило множество людей и было очень торжественно. Ремесленники Иерусалима прерывали работу, когда мимо проходила процессия людей, несущих бикурим, и вставали ей навстречу. Войдя во двор Храма, паломники отдавали бикурим коэнам (священнослужителям).

Хочется спросить, почему именно они, эти виды? Не знали, что ли наши предки другие сельскохозяйственные культуры? Они были самыми полезными для здоровья? Почему именно эта семерка была самой важной для них? 

IMGP7231a-a
Корзина с плодами семи видов в Храме, слева от нее на мозаике изображен стол хлебов предложения, что также говорит о важности первых плодов. Синагога Ципори, 5в.н.э.

Обработка земли была основой жизни народа Израиля в Эрец-Исраэль во времена Первого и Второго Храмов. Это отражала и религия, говорившая, что в Храм должны быть принесены первые плоды этих самых семи видов.
Ячмень поспевает к Песаху, пшеница к Шавуоту, другие плоды позже. Соответственно Мишна в трактате Бикурим устанавливает, например, срок приношения маслин: "От Шавуота до Хануки". Таким образом, Шавуот – это начало принесения "бикурим".

Важность этих семи видов для наших предков подчеркивалась тем, что практически для каждого вида в этом списке есть свое специальное название, обозначающее именно его уборку урожая, вернее сбор плодов. Для винограда בציר (бацир), для маслин מסיק (масик), для фиников גדיד (гадид), для инжира אריה (арийа). И только для граната קטיף (катиф), как у всех остальных плодов. Для ячменя и пшеницы это - קציר (кацир), как и у всех злаков. 

Среди семи видов есть более важные, а есть менее с точки зрения использования в древние времена. И пшеница и ячмень - оба злаковые, но пшеница, безусловно важнее. Виноград, инжир и гранаты все фрукты, но виноград из них самый важный. Оливковое масло и мед из фиников оба результат человеческого труда, но масло важнее меда.
Зерновые (пшеница и ячмень), виноградный сок и оливковое масло являются самыми важными из семи видов. 


IMGP4637a-a
Довольно сложно найти изображение всех этих плодов вместе. Мне во всяком случае попадались они крайне редко. Эту современную картину я сфотографировала на улице Кардо в Иерусалиме. К сожалению не знаю автора. 
Самое интересное тут на мой взгляд, что помимо семи видов, которые изображены в виде арки над колоннами, мы тут видим и Храм, и Кумранские свитки, и субботние свечи, и 10 заповедей и много других важных для евреев вещей. Тут как раз подчеркнуто художником, на сколько важны эти семь видов растений в еврейской традиции.
Может быть малое количество изображений семи видов вместе в древности объясняется тем, что не смотря на то, что все семь видов перечислены в ТаНаХе, выражение "семь видов" впервые появляется только во времена Мишны (70г.н.э. - 640г.н.э.). 


Сейчас многие задаются вопросом, почему были выбраны именно эти виды?

Почему не апельсины, ананасы или яблоки в конце-концов?

Прежде всего, в период написания ТаНаХа все семь видов широко использовались и были наиболее укорененные в сельском хозяйстве Эрец-Исраэль. Их умели выращивать и получать стабильные урожаи. 
А вышеперечисленные фрукты попали в Эрец-Исраэль гораздо позже.

Многие пытаются найти, что же общего есть у этих семи видов. Можно попробовать это сделать исходя из тех видов растений, используемых в пищу, известных в Эрец-Исраэль во времена, когда были выбраны семь видов. На фоне видов, которые не были выбраны, мы поймем лучше в чем уникальность выбранных. Важно помнить, что многие растения, плоды которых мы употребляем в пищу сегодня, попали в наши края не слишком давно или же в те времена были дикими растениями, не выращивались людьми. Остатки разных фруктов, которые находят при археологических раскопках не доказывают, что эти растения специально выращивались. Вполне возможно, что их собирали с диких растений или дикие растения находились в процессе окультуривания. 

В ТаНаХе упоминается небольшое количество овощей: 
 ('את הקשאים ואת האבטחים ואת החציר ואת הבצלים ואת השומים" (במדבר, יא ה"
"... огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок" (Бымидбар 11:5) - на современном иврите слово קשאים переводится как кабачки, но кабачки происходят из Южной Америки, так что во времена ТаНаХа и просто не знали и считается, что тогда так называли огурцы. В переводе Торы переводчик уже перевел קשאים как огурцы. 
Слово חציר скорее переводится как кормовые травы, а имеется в виду зелень. Зелень не указанна поименно, это может говорить о том, что выращивание ее не было распространено в Эрец-Исраэль. Вполне возможно, что просто собирали для еды дикие растения. Кроме того, зелень считалась едой бедняков.

Безусловно в древности в Эрец-Исраэль были известны миндаль, фисташки и плоды рожкового дерева. Но миндаль и фисташки хоть и выращивались как культурные растения, не были основной едой, а рожковое дерево был диким растением.

Если еще раз внимательно посмотреть на список семи видов, то становится ясно, что все это продукты, которые можно хранить долгое время. В древние времена проблема сохранения продуктов была очень серьезной и важность сохранения урожая стояла на первом месте: на сохраненном урожае надо было прожить период, когда не было урожая в поле или в огороде. Не было консервантов и холодильников, к которым мы привыкли сейчас. Вполне возможно, что основные усилия крестьян были направленны на выращивание именно тех культур, которые можно было хранить длительное время. Возможно, что из этих соображений в семерку не включена зелень, которую надо есть в свежем виде.


Семь видов стали символом Эрец-Исраэль, так как шесть из семи растений происходят от диких растений Эрец-Исраэль. Как известно, пшеница, ячмень, виноград, инжир, оливы и финики росли здесь как дикие растения, и культурные растения произошли от них. 
Только гранат не происходит отсюда, в диком виде он происходит, видимо, с севера Ирана. В археологических раскопках бронзового века (!) было обнаружены остатки уже культурных растений граната.

Семь видов созревают в течении всего года, порядок в котором они перечислены и есть порядок их созревания, кроме пшеницы, которая созревает после ячменя. Видима из уважения к пшенице и чтобы подчеркнуть ее важность, она упомянута раньше.

Принято считать, что выведение культурных сортов олив, винограда, инжира и фиников - один важных составляющих сельскохозяйственной революции.

Праздник Шавуот имеет много значений. Это и праздник уборки урожая, праздник получения Торы, праздник первых плодов. В разные периоды подчеркивали разное значение праздника. Например, когда народ жил на своей земле, то больше подчеркивали сельскохозяйственное значение праздника. Когда народ был в галуте, больше подчеркивали получение Торы. Сейчас объединяют все значения праздника.

IMGP1517b-a
Рисунок Аарона Алеви (1887-1957) "Эрец-Исраэль", ставший в 1926г. символом Института Вулкани. Сфотографировано в Бейт-Габриэль.

В периодом между Песахом и Суккотом цветут оливы, виноград, гранаты и пальмы, формируется соплодие инжира, созревают колосья ячменя и пшеницы. Именно в это время решается судьба урожая этих культур. В это время погода очень неустойчивая. Может быть жаркий хамсин, а может быть дождь и холод.
Один и тот же северный ветер в этот период может бытьполезен для опыления пшеницы и вреден для маслины. И наоборот, южный ветер хорош для маслины и плох для пшеницы...

В Храм приносили первые плоды только от семи видов, свежие или высушенные, и даже опасались украшать корзины другими растениями. 

Количество видов - семь не случайно. Это то же число, что количество дней недели, дней праздников Суккот и Песах, семисвечник несет семь свечей. Для евреев семь - важное число.

IMGP4055a-a
Обычай приношения бикурим возрожден в современном Израиле в кибуцах, где он проводится с большой торжественностью при участии и взрослых, и детей. Принесенные во время церемонии первые плоды передаются в Еврейский национальный фонд. На этой старом плакате ЕНФ (60-70е годы 20в.??) хорошо видно, что дети несут плоды в Еврейский национальный фонд (קק"ל), написано в конце их пути.


Растения, которыми Всевышний благословил землю Израиля.
Автор К.Кернер, Синагога, Маале-Адумим. Дерево, техника маркетри.



Теперь несколько слов о каждом из семи растений.

Начнем, естественно, со злаковых. Из пшеницы и ячменя пекли хлеб, который был основой питания Леванта времен ТаНаХа. 

Пшеница - חִטָּה 

Никакой злак не сравнится с пшеницей по количеству видов и сортов. В каждой стране, кроме общераспространённых, есть и свои местные.
Сорта у крестьян и ботаников не совпадают. Где уж нам, простым людям, в этом разобраться.


Вот так выглядит пшеница, однолетнее травянистое растение, высотой 30—150 см. Соцветие — прямой, линейный, продолговатый или яйцевидный, сложный колос длиной от 3 до 15 см.

На Ближнем Востоке пшеница была основной пищей еще со времен начала сельского хозяйства во времена неолита. Она множество раз упоминается в ТаНаХе.
Имеется распространенное научное предположение, что окультуривание дикой пшеницы древним человеком произошло из вида пшеницы, который на иврите называют "мать-пшеница". 
Аарон Ааронсон исследовал происхождение пшеницы в Эрец-Исраэль и в начале 1906г. и идентифицировал найденную около Рош-Пины дикую пшеницу как дикую пшеницу древности. Археологические находки свидетельствуют, что пшеница была одомашнена около 8000 до 10000 гг. д.н.э.


Знаменитая Рут, героиня Книги Рут умерла бы от голода, если бы ей не разрешили собирать колоски...
"Рут собирает колоски", школа Бецалель, начало прошлого века. Выставка "Еврейское искусство 19века, большие мастера"

Подробнее о пшенице и хлебе я уже писала к Шавуоту два года назад.


Ячмень - שְׂעֹרָה 


Это ячмень, основное сырье для изготовления пива. Так он изображен на стене Ашкелонской пивоварни.
И хотя ячмень столь уважаемое у нас растение, для приготовления пива в наше время его импортируют. 


Зерна ячменя, которые дают в качестве сувенира в той же самой пивоварне.


Для тех, кто не знает, как отличить пшеницу от ячменя это очень хорошая возможность научиться. Экскурсовод парка Неот Кдумим Сарале показала и тот и другой злак вместе. Видите, пшеница, два прямых колоска, а склоненные колоски - ячмень. 
Что поделать, наши предки были активными земледельцами, а мы должны хотя бы отличать пшеницу от ячменя.

О значимости злаковых свидетельствуют монеты с их изображением. 
Вот древние монеты из разных периодов Эрец-Исраэль из коллекции Хайфского музея Гехта. Всюду подписано колос или колоски, не уточняя, какой это злак. Видимо, у предков была проблема с изображениями пшеницы и ячменя, в частности, на монетах.


Рога изобилия и между ними колос. Монета времен восстания Хасмонеев 128-37гг.д.н.э..


№17 монета с изображением трех колосков, времен римского наместника Понтия Пилата, 30г.н.э. №18 монета с изображением трех колосков 42г.н.э., №19 монета с изображением двух колосков, 98-117гг.н.э.


Не только на монетах появлялись злаки. Еврейский масляный светильник, украшенный изображением пшеницы и ячменя. 1-2вв.н.э. Также из коллекции Хайфского музея Гехта. 


Виноград - גֶפֶן 

Виноград использовали разнообразно: из него делали вино, сушили и получали изюм, ели свежим. Вино - самый старый алкогольный напиток в мире. 

IMGP7773a-a
Разведчики с виноградной гроздью, как изобразил художник Арик Брауэр на хайфском моле Кастра.


Виноград культурный (גפן היין Vitis vinifera) представляет собой лиану, которая не имеет жесткого прямостоячего ствола, как у деревьев, но при этом отличается большим ежегодным приростом вегетативной системы - побегов, ягод и листьев. 
Благодаря наличию усов, лоза виноградника цепляется за другие растения, препятствия, подставки, тем самым взбирается на верхние уровни, но к тому же виноградная лоза сама способна неплохо крутится и изгибаться в поисках опоры.

Виноделие было повсеместно на территории Эрец-Исраэль во времена ТаНаХа. В качестве примера возьмем хорошо сохранившиеся каменные винодельни в Шомроне (Самарие). Кроме камня здесь ничего не было, и поэтому все просто выдалбливали в камне. Это древнейший способ строительства простейших виноделен, известный в этих краях начиная с 4000г. до нашей эры. В эпоху бронзы, начиная с 3300г. до нашей эры появляются выдолбленные винодельни сложной формы, такая как та, что ниже.
В древние времена в Самарии и во всей древней Эрец-Исраэль выращивали виноград в больших количествах, об этом свидетельствует большое число древних виноделен разных конструкций. Производилось не только вино, но и не алкогольный виноградный сок.
Вино не только пили, но и использовали в ритуальных целях.
Производство вина развивалось в этих местах до 7в. н.э., т.е. до прихода сюда мусульман, которым пить вино запрещено.


В центре, где трава, как я понимаю, стоял пресс. В эту огромную емкость высыпали виноград и давили его ногами. После того, как выдавливали все что можно ногами, остатки перекладывали в пресс и выжимали все, что можно, оставшееся. Давильня специально построена на склоне, чтобы выдавленный сок стекал в выдолбленные емкости ниже, где проходило отстаивание жидкости и брожение.
Экскурсовод Ицик Фишилевич стоит прямо там, где давили виноград. На иврите это называется גת (гат), место где давили виноград ногами для производства вина или виноградного сока. 
Благодаря теплому климату этих мест, давильни не нуждались в крышах.

Важность винограда подчеркивалась его изображением на монетах.


Монета с изображением грозди винограда. 4г.д.н.э. - 6г.н.э. Музей Гехта в Хайфе.


Монеты в честь побед Бар-Кохбы, на них изображены грозди винограда...


... и виноградная лоза. 2в.н.э. Музей Гехта, Хайфа.


Изображение винограда встречается во множестве на древних артефактах. Вот маслянные светильники с изображением винограда 1-3вв.н.э. Музей Гехта, Хайфа.

Еще почитать о винограде и виноделии в Эрец-Исраэль здесь и здесь


Смоква = инжир - תְאֵנָה 

Это первое плодовое дерево, которое упоминается в тексте ТаНаХа. Из нее Адам и Ева создали себе первую одежду, после того как отведали плод Древа знания. В Талмуде встречается мнение, что и сам плод, сорванный Адамом, был именно инжиром.

 

IMGP5329a-a

Инжи́р, или Фи́га, или Фи́говое де́рево, или Смоко́вница обыкнове́нная, или Смо́ква, или Ви́нная я́года (лат. Fícus cárica) — субтропическое листопадное растение рода Фикус семейства Тутовые. 
Инжир обладает только ему свойственными особенностями цветения, опыления и плодообразования. Цветки размещаются в особых соцветиях — сикониумах. Они обычно грушевидной формы, с отверстием на верхушке. 
Опыление происходит с помощью небольших черных ос—бластофаг, которые переносят пыльцу с мужских деревьев на женские. Сами осы не могут размножаться без инжира. Самка осы-бластофага, оплодотворённая бескрылым самцом внутри мужского соцветия инжира, вылезает наружу через отверстие в вершине мужского соцветия. При этом принимает на своё тело пыльцу с мужских цветков. В поисках мужских соцветий часть самок попадает внутрь женских соцветий. Пыльца, занесённая ими, попадает на рыльце пестиков, благодаря чему происходит опыление цветков.
Фиги превращаются в сочные, сладкие, грушевидные соплодия с семенами внутри. Они покрыты тонкой кожицей с мелкими волосками. На верхушке имеется отверстие — глазок, прикрытый чешуйками. Соплодия инжира имеют окраску от жёлтой до чёрно-синей, в зависимости от сорта. Из-за наличия осы внутри соплодия у инжира бывают проблемы с кашерностью. Но большинство культурных сортов развивают спелые соплодия без опыления и оплодотворения — партенокарпически.

Древних изображений инжира мне почти не попадалось, вот только одно это.

Резные листья инжира, синагога Кафр-Нахум, 4-5вв.н.э.

IMGP4651a-a
Работа современного художника Давида Йоханана (David Yohanan), которые продаются на улице Кардо в Еврейском квартале Иерусалима. Его работы также можно посмотреть и в сети на сайте магазина Rozen Galley, который ими там торгует. 

IMGP0804a-a
Керамическая сувенирная плитка, которую можно купить в магазине в Бейт-Атфуцот.


Гранат - רִמּוֹן 

Гранат ели сырым и использовали для изготовления вина. Гранат был символом плодородия, бессмертия. Поэтому в форме граната делали множество предметов религиозного культа: кувшины, подвески... Его важность подчеркивалась тем, что одежда Первосвященника была украшена гранатами. Недавно во время археологических раскопок в Иерусалиме нашли золотой гранат, который отождествляют с украшениями одежды Первосвященника. Может быть поэтому изображений граната очень-очень много...


Гранат - листопадный, плодовый кустарник или дерево, достигающий в высоту до 5—6 м. Ветви тонкие, колючие, листья глянцевые, цветки воронковидные оранжево-красные диаметром 2,5 см и более. Цветки у граната в основном двух типов: одни — обоеполые, кувшинообразные, завязывают плоды, другие — колокольчатой формы, плодов не завязывают. Встречаются цветки промежуточных форм.
Образует шаровидные плоды — крупные ягоды. По традиции считается, что в гранате 613 гранатовых зернышек, по количеству заповедей иудаизма. Хотя на деле их может быть от 600 до 1000 или от 400 до 800, в разных источниках по-разному


Бутылочки в форме граната, 4 тыс.д.н.э.


Гранаты - изображение на монетах времен восстания Бар Кохбы (68г. н.э.). 
Этот медальон находится на фасаде здания, в котором когда-то располагалось отделение Англо-Палестинского банка в Хайфе. Постройка нач. 20 годов прошлого века. Архитектор Александр Бервальд.
Это изображение было использовано и современных на монетах: старой израильской лире и 10 агорот. В Израиле, вообще, принято, выпускать монеты с изображениями с древних монет.

IMGP2674a-a
Древние высохшие гранаты, найдены в пещере Посланий (מערת האיגרות), на ручье Хевер в районе Мертвого моря. Это одна из пещер, в которых прятались евреи после поражения восстания Бар-Кохбы (132-135вв.н.э.).


В отличие от других растений семерки, гранаты необыкновенно красиво цветут.

Очень много о гранате я написала тут и тут


Маслины = оливы (оливковое масло) - זֵית שֶׁמֶן

Из маслин делали масло, которое использовали как для еды, так и для освещения. Кроме того, маслины мариновали и сушили. Оливковое масло упоминается в ТаНаХе 216 раз. Это больше, чем упоминается любой другой представитель семи видов. Это самое первое дерево, которое упоминается в ТаНаХе. До сих пор на территории Израиля сохранились очень древние маслины.



Во время археологических раскопах в наших краях были найдены остатки маслин, которые отнесли к Бронзовому веку (3000г.д.н.э.). Есть также предположения о том, что олива была культивирована именно здесь и уже отсюда распространилась по всему Средиземноморью. В Шомроне (Самарие) найдены маслодавильни относящиеся ко временам царя Шломо, т.е. 10в.д.н.э.. О них тут
Кроме того, у нас была найдена самая древняя в мире маслодавильня, возраст которой 6 тысяч лет и она находится в Атлите, в море. Это подтверждает такого рода предположения.

IMGP2676a-a
Косточки маслин, найдены в пещере Посланий (מערת האיגרות), на ручье Хевер в районе Мертвого моря. Это одна из пещер, в которых прятались евреи после поражения восстания Бар-Кохбы (132-135вв.н.э.). Сохранились они благодаря необычной сухости тех мест.

IMGP7415a-a
Из этих самых маслин и делается масло, после того как они будут собраны. О том, как собирают маслины


Это древняя маслодавильня в Шило, одно из основных производств здешних мест. Дождевая вода хотела бы изобразить собой оливковое масло, но на самом-то деле, там где она находится, дробили маслины с косточками, а само масло выдавливали в другом месте.


Это оливковое масло современных производителей

IMGP4181a-a
Ханукия в виде листьев оливы, 50е годы прошлого века. Музей Эрец-Исраэль


Финики - תמרים

Сушеные финики и инжир добавляли сладость и углеводы и могли храниться долгое время. Финиковая пальма - одно из первых культурных деревьев и она была одной из основ местной экономики того периода.


Пальмы были очень распространены в Эрец-Исраэль в древние времена в долине Иордана, в Араве, на побережье Средиземного моря.
В древней Иудее финиковые пальмы выращивали в течении долгого времени. Их культивировали ради плодов и тени, которая спасала от солнца. В Иудейском царстве 3000 лет назад и вплоть до начала новой эры пальмы давали хороший урожай. Они были упомянуты в Танахе. Царь Давид назвал свою дочь Тамар в честь финиковой пальмы (так она называется на иврите). Они были символом благополучия Иудеи. Изображения пальмы есть на древних монетах.


Монета 54г. н. э. Музей Гехта (Хайфа)


Монеты времен восстания Бар-Кохбы, в 131—135 гг. н. э.., Музей Гехта (Хайфа)

Финиковая пальма была символом Иудеи в глазах римлян после 70г.н.э. (Разрушение Второго Храма)
Поэтому около 70 года н.э. финиковые рощи подверглись тотальному уничтожению, т.к. римская армия стремилась подчинить территорию Иудеи. К 500 году н.э. пальма стала исчезающим видом.

Во время раскопок на Масаде, во дворце Ирода Великого археологи обнаружили финики, которым было около 2000лет.

Вот часть из них, они находятся в Израильском управление древностей (רשות העתיקות), в мастерской реставрации и консервации натуральных материалов, о которой я писала тут.
Одну косточку удалось прорастить, но, к сожалению, это было мужское дерево (финиковые пальмы двудомные растения) и от него нет возможности получить плоды и семена. Сорт назвали "Мафусаил". Может быть его скрестят с современными сортами, но на получение плодов уйдет много времени. Отсюда


Монета времен императора Нервы (97г.н.э.). Монета выпущена в честь отмены налога на финиковые пальмы у евреев. Музей Гехта (Хайфа)


Сосуды для духов в форме фиников, 2-3вв.н.э., Музей Гехта (Хайфа)

IMGP2677a-a
Финиковые косточки времен восстания Бар Кохбы из пещеры Посланий (מערת האיגרות), на ручье Хевер, в районе Мертвого моря. Это пещера, в которых прятались евреи после поражения восстания Бар-Кохбы. Сохранились благодаря сухости тех мест. С выставки "Бар-Кохба, историческая память и героический миф" в Музее Эрец-Исраэль.


После захвата Иудеи римлянами в 1 веке н.э. была выпущена монета, где под пальмой справа сидит грустная пленная Иудея, а слева - римский солдат - победитель. То что изображена пальма, говорит о ее значимости в те времена.
Сфотографирована в Национальном римском музее - палаццо Массимо (Museo Nazionale Romano - Palazzo Massimo alle Terme).


В честь десятилетия возрождения Израиля была выпущена памятная медаль, как контраст с тоже пальмой, но с ребенком и человеком сажающим дерево.

Очень подробно о финиковой пальме
Рубрики:  Израиль.Евреи.Обычаи.Праздники. История.Иордания..
Фруктово- ягодно- овощное.
Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-3

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку