Возглас несогласия «чёрта с два» построен по типу «врать с три короба».
А что если число «два» не просто так в этом выражении?
Например, в Курской губернии считалось, что «человек может убить чёрта, только должен бить сразу», если ударить второй раз, то чёрт оживёт!
У русских, украинцев, белорусов, сербов и других славян чёт и нечет обозначали оппозицию «жизнь — смерть».
Чаще считалось, что именно «два» (символ чётности) — опасное число. Отсюда и запрет на совершение дважды какого-то действия.
Если хлеб, вынутый из печи, оказывался недопечённым, его в ни в коем случае не отправляли в печь второй раз — боялись, что сделавший это столкнется со смертью дважды.
Подобных запретов было очень много! Всё это ассоциировалось с пребыванием в обоих мирах.
Беременная женщина тоже считалась опасной, так как в ней две души. Беременных обходили стороной и называли их «двоедушницами».
По народным поверьям, если в одной семье в течение года случились две смерти, то начинали бояться третьей.
Для предотвращения ещё одной трагедии в могилу ко второму умершему клали жертвенное животное (петуха, например) или просто куклу, замещающую третью душу.
Пугающее число «два» использовали для обращения к потустороннему миру, оно часто фигурирует в славянских обрядах.
Для лечения «навьей кости» (гигромы) рекомендовалось, увидев двух людей, едущих на одной лошади верхом, сказать: «Двое вас, двое нас, возьмите навью кость у нас».
— Данные из этнолингвистического словаря «Славянские древности».