Николас Хиллиард - английский художник эпохи Северного Возрождения |
Николас Хиллиард (Nicholas Hilliard) родился в 1547 в Эксетере, Южная Англия – умер 7 января 1619 в Лондоне.
Английский художник и теоретик искусства, мастер ренессансной портретной миниатюры.
Родился в семье ювелира. Учился у отца, а также (в 1562–1569) у королевского ювелира Р. Брандона. Первый настоящий миниатюрист Англии Хиллиард был самоучкой.
Неизвестно, кто был его наставником в миниатюрной живописи, сам же он пишет, что старался следовать манере Г. Хольбейна Младшего. В отличие от последнего Хиллиард писал миниатюры с натуры, не используя подготовительного рисунка.
Став придворным миниатюристом королевы Елизаветы I (около 1570), жил преимущественно в Лондоне.
В 1576–1578 состоял на службе герцога Алансонского во Франции, получив возможность изучить местный карандашный портрет и искусство школы Фонтенбло.
Писал портреты на пергаменте и маленьких кусочках бумаги (обычно использовались фрагменты игральных карт), избегая плотной светотеневой лепки объемов. Главными его выразительными средствами были нежные тона акварели и изысканный маньеристичный рисунок.
С конца 1580-х годов все чаще представлял модель в полный рост, соединяя принципы миниатюры и придворной картины. Дополнял свои произведения эмблемами и каллиграфическими девизами.
Он и его ученик Айзек Оливер были лидерами в области миниатюрного портрета.
Стиль мастера складывался под влиянием Хольбейна и традиций средневековой миниатюры. Хиллиард избегал светотени и работал в основном тонкой изысканной по форме линией, используя чистые нежные тона акварели. Прибегая к ограниченным изобразительным средствам, при известной плоскостности изображения он удивительно точно передает живое сходство с натурой. Ему порой достаточно несколько капель краски, чтобы воспроизвести тонкие кружева воротника или сияющий драгоценный камень. Роскошные прически дам усыпаны золотыми украшениями, пышные костюмы переливаются, словно диковинное оперение райских птиц. Впечатление от живописной тонкости работы мастера-миниатюриста
Среди его известных работ – «Автопортрет» (1577, Музей Виктории и Альберта),
«Сэр У.Рэли» (около 1585, Национальная портретная галерея), «Юноша среди розовых кустов» (ок. 1588, Музей Виктории и Альберта), «Неизвестный на фоне пламени» (1580-е годы, там же), «Елизавета I в образе Цинтии» (ок. 1600, там же; все работы – в Лондоне), «Королева Елизавета» (1572, Национальная Галерея), «Портрет молодежи» (1588, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
В 1580-е годы меняется образный строй искусства Хиллиарда. Под влиянием идей неоплатонизма в его творчестве появляются меланхолические настроения, начинают звучать темы судьбы, рока, любовного томления и снедающей страсти. Герои стремятся уйти от суеты двора, уединившись среди дубрав. Именно таким чувством проникнута знаменитая кабинетная миниатюра "Юноша среди розовых кустов" (1588, Лондон, Музей Виктории и Альберта). Мастер изобразил здесь, очевидно, Роберта Девре, графа Эссекса, фаворита Елизаветы I. Куст роз-эглантерий говорит о том, что признание в любви обращено именно к королеве. Граф стоит, опершись на ствол дуба, и гибкие, но колючие стебли вторят его позе, а нежные переливы зелени словно окутывают его фигуру. Черный плащ — символ постоянства и меланхолии — небрежно накинут на плечо, подчеркивая юношескую хрупкость Эссекса. Это, одно из наиболее поэтичных творений художника, кажется своеобразным живописным сонетом, в нем словно звучат хрустально чистые звуки вирджинала. Лирический строй миниатюры, ее музыкальность основаны на изысканной декоративности композиции, на пронизывающих ее линеарных и цветовых ритмах, на взаимообогащении объемно решенных форм и орнаментальности, подчеркнутой каллиграфической вязью надписи по верхнему краю изображения.
![]() |
Большая часть его работ находится в Виндзорском Замке и в частных коллекциях Англии.
Написал «Трактат об искусстве миниатюры» (ок. 1601), соединив в нем рецепты своего ремесла с теоретическими обобщениями, заимствованными из текстов А.Дюрера и Дж.Ломаццо.
Большое значение Хиллиард придавал теории пропорций Дюрера и высоко ценил его гравированные портреты, ему были также известны труды теоретиков маньеризма, в частности Дж. П. Ломаццо. Пребывание во Франции в 1576—1578/1579 обогатило мастера знакомством с культурой французского Возрождения, живописным и в особенности карандашным портретом, работами художников школы Фонтенбло. На основе ренессансного мироощущения Хиллиард сумел создать свой оригинальный стиль, продолжив развитие традиций английского искусства, связанных с достижениями средневековой книжной миниатюры. При отказе от светотеневой лепки объемов главными выразительными средствами его произведений стали чистые нежные цвета акварели, линия и рисунок. Ясный, четкий силуэт, тонкая прорисовка лиц и деталей костюма, колкие кружевные воротники, напоминающие узоры сводов готических капелл, рождают изображения необычайной изысканности и аристократизма. Вместе с тем мастер обладал даром проникновения в эмоциональный строй модели, выявляя ее человеческое достоинство и обаяние.
С 1580-х в его произведениях усиливается меланхолическое настроение, художник стремится подчеркнуть в персонаже склонность к рефлексии. Своеобразный психологизм и в известной мере загадочность портретов Хиллиарда дополняются символическими деталями, эмблемами и девизами, написанными изящной каллиграфией. В кон. 1580—1590-х мастер создал серию кабинетных миниатюр, в которых модель предстает в полный рост. В них он попытался соединить принципы миниатюрной живописи и парадного портрета. Многие выдающиеся деятели двора Елизаветы I были покровителями мастера и его заказчиками. Именно кисть Хиллиарда донесла до нас их облик и атмосферу ушедшей эпохи в целом.
С восшествием на престол Якова (Джеймса) I Хиллиард утерял свое ведущее положение, перешедшее к И.Оливеру. В любом случае – в ту пору, когда при английском дворе доминировали иностранные художники, – вошел в историю, как крупнейший мастер национального изобразительного искусства елизаветинского (или шекспировского) века.
В маленьких, более интимных по своему характеру погрудных портретах Хиллиарда, в портрете его жены Алисы Брэндон (1578; музей Виктории и Альберта), в образе которой словно предвосхищен тип рубенсовской «Камеристки», или в автопортрете (1577; музей Виктории и Альберта) человеческое лицо в его живых поворотах включено как самая величайшая драгоценность в обрамление из каллиграфических надписей и немногочисленных аксессуаров, переданных столь же изящными и динамичными линиями. Автопортрет художника — это удивительно жизненный образ человека шекспировского времени.
При внешней сдержанности чувств, дополнительно вышколенных требованиями к облику образцового придворного, портреты Хиллиарда, особенно ранние его произведения, несут ощущение полноты жизни, внутреннего достоинства и самоутверждения.
Особое назначение имели принадлежавшие кисти Хиллиарда портреты королевских особ. Некоторые из них, заключенные в драгоценную оправу, служили в качестве награды приближенным за особые заслуги, являясь прообразом более поздних государственных орденов. Другие рассылались ко многим европейским дворам с матримониальными целями. Приписываются мастеру и выполненные маслом станковые портреты Елизаветы I с пеликаном (1572—1576, Ливерпуль, Художественная галерея Уокера) и фениксом (1572—1576, Лондон, Национальная портретная галерея).
Для более полного представления о его творчестве приведу некоторые портреты и миниатюры кисти Хиллиарда.
Рубрики: | зарубежные творцы живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |