-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мифология мои видео мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы новый год опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 52794


"Дочь Похъёлы". Симфоническая фантазия Сибелиуса

Четверг, 20 Сентября 2018 г. 09:54 + в цитатник

Родина Сибелиуса неотразимо привлекательна своей строгой красотой, вековыми хвойными лесами, синими озёрами. Но и народно-музыкальная культура Финляндии вызывает к себе особенный интерес. Знаменитый карело-финский эпос "Калевала" - одно из самых значительных явлений финской культуры. Эта прославленная поэма состоит из 50 рун. Материалом для её сложения  послужили отдельные народные песни, частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов карельских и финских крестьян.

Неиссякаемым источником вдохновения для Сибелиуса являлись образы поэтического эпоса "Калевалы". Одно из произведений финского композитора, симфоническая фантазия "Дочь Похъёлы", посвящено образу прекрасной девы Севера, "красоты земли и моря", что "на дуге сидит воздушной, на изгибе круглом неба". Похъёла — далёкая суровая страна в эпосе «Калевала». В каменных холмах (kivimäki) Похъёлы колдунья Лоухи прячет солнце. Также в Похъёле много льда (jäätä) и возвышаются снежные горы (lumimäki).

Вход в Похьёлу стерегут волк, медведь и змея (Käärme). Хозяйкой Похьёлы является злая колдунья Лоухи, обладающая великими чарами. Кузнец Ильмаринен за руку её дочери приносит ей в оплату Сампо — чудо-мельницу , обладающую магической силой и являющейся источником счастья (onnen), благополучия и изобилия.
Другие герои Калевалы также просили руки дочерей Похъёлы — искатель приключений Лемминкяйнен и мудрец Вяйнямёйнен.

axeli_gallen-kallela_ozerny_peyzazh_fragment (700x256, 29Kb)

Аксели Галлен-Каллела. «Озёрный пейзаж», 1901

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям

Творческий талант Луиджи Керубини

Суббота, 15 Сентября 2018 г. 10:04 + в цитатник

Существует мнение, что о музыке не нужно говорить, достаточно просто её слушать. Однако опровержением этому могут служить, например, музыкально-критические работы  Петра Ильича Чайковского, гениально владевшего не только искусством звуков, но и искусством слова. "...человек, живший в мире аккордов и ритмов, писал яснее, чище, логичнее и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу...", - писал о Чайковском известный русский критик Г.А. Ларош. А вот слова самого Чайковского: "...что может быть для музыканта по ремеслу отдохновительнее, приятнее, как не поболтать с благосклонными и внимательными читателями о предмете столь дорогом, столь близком его сердцу, о том искусстве, культивирование которого не только наполняет всю его жизнь, но и делает её подчас невообразимо и неописуемо сладостною".

Сегодня предлагаю познакомиться с высказываниями Чайковского о замечательном итальянском композиторе Луиджи Керубини (14 сентября исполнилось 258 лет со дня его рождения): 

Композитор этот представляет в истории искусства явление в высшей степени интересное. Керубини, несмотря на своё итальянское происхождение и на одновременное с Россини действование на музыкально-композиторском поприще, проведший большую часть жизни в Париже в музыкальной среде, чрезвычайно враждебной к блестящей немецкой симфонической школе, был чистейший представитель строго классического искусства, проявивший замечательный и во многих отношениях родственный гениям Моцарта и Бетховена творческий талант, равный им по удивительно изящной технике и замечательному мастерству форм. В нём замечается та же классическая органичность формы, та же трезвая простота и умеренность, та же законченность в развитии тем и скромность в выборе оркестровых эффектов. Однако, по отсутствию в нём сильной индивидуальности, резкой самобытности в изобретении, - он признаётся лишь сателлитом  двух поименованных звёзд первой величины и пользуется скорее всеобщим уважением и почтительным вниманием музыкантов, чем популярностью.

Luigi_Cherubini2 (370x491, 91Kb)

Литографический портрет Л. Керубини работы Мари-Александра Алофе

В настоящее время имя Керубини, к сожалению, довольно редко появляется в концертных программах, хотя к музыке его именно теперь следовало бы прибегать, как к сильному противоядию против болезненной изысканности современного нам композиторства.

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 7 раз
Понравилось: 15 пользователям

"Богатырская песнь" Антонина Дворжака

Суббота, 08 Сентября 2018 г. 10:25 + в цитатник

В середине ноября 1898 года в зале Конвикта состоялся концерт из произведений двух композиторов. То был торжественный музыкальный вечер в честь авторов, один из которых, как сообщали газеты, отмечал серебряную свадьбу, а другой вступал в брак с его старшей дочерью. Утром 17 ноября в костёле св. Штепана на Новом Месте прихожане с интересом разглядывали две супружеские пары, стоявшие у алтаря, толпившихся за ними родственников, артистов Чешского квартета во главе с "паном профессором" Ганушем Виганом, выступавшим свидетелем со стороны Йозефа Сука. Священнослужитель, благословляя юбиляров и новобрачных, отметил, что двадцать пять лет тому назад в этом же храме были соединены жизни Антонина Дворжака и Анны Чермаковой.

800px-Antonín_Dvořák_with_his_wife_Anna_in_London,_1886 (490x700, 107Kb)

Дворжак с женой Анной, 1886 год.

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям

"Итальянский Мастер музыки из Амстердама" - Пьетро Антонио Локателли

Четверг, 06 Сентября 2018 г. 10:59 + в цитатник

Пьетро Антонио Локател­ли (1695—1764) прославился как выдающийся виртуоз XVIII века, новатор в области скрипичной техники, во многом подготовивший появление Паганини. 

Locatelli (563x700, 384Kb)

Данных о его жизни очень мало. Он родился в Бергамо и, види­мо, там получил первые уроки игры на скрипке. Заметив его незаурядные способности, родители отправили Локателли в Рим для изучения скрипичной игры у Арканджело Корелли. Пройдя курс искусства скрипки в Риме, Локателли предпринимает многолетние концертные гастроли по многим городам Европы, где он приобрёл славу виртуоза. Местом же постоянного своего жительства он избрал Амстердам. В 1721 году там выходит из печати его первый опус — Двенадцать concerti grossi, в которых заметно влияние стиля его учителя.



Читать далее...

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 12 пользователям

Балис Дварионас. Концерт для скрипки с оркестром

Воскресенье, 02 Сентября 2018 г. 11:28 + в цитатник
«Когда слушаешь музыку Дварионаса, ощущаешь удивительное проникновение композитора в душу своего народа, природы своей земли, ее истории, ее нынешних дней. Словно сердце родной Литвы высказало все самое значительное и сокровенное через музыку своего талантливейшего композитора... В литовской музыке Дварионас по праву занимает свое особое, значительное место.». (Е. Светланов).
 
Балис Дварионас — художник многогранного дарования, композитор, пианист, дирижер, педагог — сыграл значительную роль в развитии музыкальной культуры Литвы. Его творчество неразрывно связано с литовской народной музыкой. Именно она обусловила мелодичность музыкального языка Дварионаса, основанного на интонациях народных песен; простоту и ясность формы, гармонического мышления; рапсодичность, импровизационность изложения. В 1924 г. он окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано. Со студенческих лет выступал как концертирующий пианист, гастролировал во Франции, Венгрии, Германии, Швейцарии, Швеции.
Дварионас воспитал целую плеяду исполнителей — с 1926 г. он вел класс фортепиано в Каунасском музыкальном училище, с 1933 — в Каунасской консерватории. С 1949 г. до конца своей жизни был профессором Литовской государственной консерватории. Трудно переоценить вклад Дварионаса в развитие и популяризацию национальной профессиональной музыки: одним из первых литовских дирижеров он поставил перед собой цель исполнять произведения литовских композиторов не только в Литве, но и за рубежом. Он первым дирижировал симфонической поэмой М. К. Чюрлениса «Море», включал в программы своих концертов сочинения Ю. Груодиса, Ю. Карнавичюса, Ю. Таллат-Кялпши, А. Рачюнаса и др. В 1940 г. Дварионас организовал и возглавил Вильнюсский городской симфонический оркестр, в 40-50-х гг. он являлся главным дирижером оркестра Литовской филармонии, главным дирижером республиканских Праздников песни. «Песня вызывает у людей радость. Радость же: рождает силы к жизни», — писал Дварионас после Вильнюсского городского праздника песни в 1959 г. 
1405068682-52705 (348x348, 26Kb)
Читать далее...

Метки:  


Процитировано 5 раз
Понравилось: 13 пользователям

Уроки музыки: Гармония

Понедельник, 21 Мая 2018 г. 12:36 + в цитатник

"Гармония" в переводе с греческого означает "связь", "стройность", "соразмерность". Гармония служит критерием красоты и в различных искусствах (например, гармония красок в живописи, гармония объёмов в архитектуре, движений в танце), и в разнообразных жизненных явлениях (гармония внутреннего содержания и внешнего облика человека, гармония человека и окружающей среды, гармоническое развитие личности и т.п.).

Гармония в музыке - это важнейшее выразительное средство, которое представляет собой объединение музыкальных звуков в созвучия и закономерную последовательность этих созвучий.

Основной материал гармонии - созвучие, одновременное сочетание нескольких звуков. Как всякое живое явление в искусстве, созвучия эволюционируют, изменяются, приобретают новые формы. Виды созвучий - от древнейших образцов музыкального искусства до современных форм - представляют бесчисленное множество. Созвучия в музыке аналогичны краскам в живописи, они неповторимы и у каждого художника и несходны в различные эпохи.

Бах. I том ХТК, прелюдия № 22 b-moll



Читать далее...

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 10 пользователям

Играем Чайковского

Понедельник, 07 Мая 2018 г. 21:40 + в цитатник
Доросли мы наконец до того, что можем предложить уважаемой публике произведения Чайковского в собственном исполнении.

Сентиментальный вальс



Вероника Колесникова - скрипка
Екатерина Колчева - ф-но

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям

Концерт в БЗК

Воскресенье, 29 Апреля 2018 г. 12:46 + в цитатник

14 апреля в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского состоялся Юбилейный концерт "... И творчество, и чудотворство...". Юбилейный концерт состоялся в рамках арт-фестиваля «Шопеновке-20» студенческой филармонии “CON ANIMA”.

 
Шуберт. Стихи Н. Огарёва. "Серенада"
Исполняет сводный хор ДМШ им. Шопена. Руководитель Зоя Анатольевна Грошенкова
Симфонический оркестр МГКМИ им. Ф. Шопена
Художественный руководитель и главный дирижёр
Заслуженный артист РФ
Владимир Рыжаев




Читать далее...

Метки:  


Процитировано 8 раз
Понравилось: 19 пользователям

Из истории "поючих действ" в России. Знакомство в "заморских землях"

Вторник, 03 Апреля 2018 г. 11:58 + в цитатник

Уже к середине XVII века опера не являлась совершенной новостью для русских людей, побывавших в "заморских землях". Послы и путешественники оставили описание виденных ими за границей оперных спектаклей. В. Лихачев и И. Фомин слушали в 1659 - 1660 годах во Флоренции оперу, предположительно "Возвращение Улисса" итальянского композитора Якопо Мелани (1623 - 1676).

Фрагмент другого произведения Якопо Мелани



Всего более послов поразила не музыка, а зрелищная сторона: "Объявились палаты... море, колеблемо волнами, а в море рыбы, а на рыбах люди ездят; а в верху палаты небо, а на облаках сидят люди: и почали облака и с людьми на низ опущаться, и подхватя с земли человека под руки, опять в верх же пошли... А в иной перемене в палате объявилося поле, полно костей человеческих, и враны прилетели и почали клевать кости; да море же объявилось в палате, а на море корабли небольшие, и люди в них плавают. А в иной перемене объявилося человек с 50 в латах и почали саблями и шпагами рубиться, и из пищалей стреляти и человека с три как будто и убили; и многие предивные молодцы и девицы выходят из-за занавеса в золоте и танцуют; и многие диковинки делали" (Древняя российская вифлиофика, 1894, т. I). Для Лихачева и его спутника всё, виденное в театре, - "непонятное чудо".

Paris_Comedie-Francaise (649x471, 233Kb)

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям

Архитектура, ожившая в музыке. Кёльнский собор в симфонии Шумана

Пятница, 09 Марта 2018 г. 16:21 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

0 (682x512, 104Kb)

Симфония № 3 ми-бемоль мажор, ор. 97 (Рейнская симфония) относится к третьему периоду композиторской деятельности этого замечательного симфониста немецкой школы. Она создавалась в сложный для композитора период, объясняемый тревожным состоянием его души. В последние годы своей жизни Шуман работал неустанно, как бы опасаясь, что приближающаяся катастрофа прервёт на полуслове то, что так хотелось высказать в звуках... Однако именно теперь Шуман создаёт несколько превосходных своих творений. "Величие Шумана заключается с одной стороны в богатстве его изобретательной способности, а с другой в глубине выраженных им душевных настроений, в обнаруженной им, резко выделяющейся, индивидуальности", - пишет П.И. Чайковский.

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 11 пользователям

Древнегреческая музыка до Пифагора

Воскресенье, 25 Февраля 2018 г. 11:36 + в цитатник
     Уже в эпоху возникновения гомеровского эпоса началось то решающее продвижение в Грецию азиатского искусства, которое греки связывали с личностью фригийского авлета Олимпа. Они позднее считали его своим музыкальным классиком, отцом своего подлинного художественного музицирования.
     Однако Олимп не является исторической личностью. Его имя - это легендарный собирательный образ для мизо-фригийских авлетов, принесших своё искусство в Грецию. В классическую эпоху с его именем связывались номы авлетов, представлявшие собою древнейшие богослужебные песнопения и пользовавшиеся большим почетом. Они исполнялись в честь Ареса и Афины и носили название "колесничных" и "громогласных" мелодий. С именем Олимпа соединяли также целый ряд культовых песнопений в честь азиатской матери богов и прочие жертвенные песнопения. Во всём этом греков особенно поражало ритмическое разнообразие, вытекавшее из противоположности между протяжными, длящимися звуками авлоса и быстро затухающими звуками струнного инструмента. В таком ритмческом многообразии заключался уже колоссальный шаг вперёд по сравнению с прошлым. Равным образом греки восприняли оргиастический этос азиатской музыки. Сверх того, Олимп считался у греков также основателем их энгармонического наклонения; наконец, Олимпу приписывалось ещё основание фригийского и лидийского ладов, а ряд позднейших источников ставит его деятельность в связь с музыкой для кифары.
Page_194a_(A_Dictionary_of_Music_and_Musicians-Volume_2) (463x548, 46Kb)
Читать далее...

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 13 пользователям

Два полюса музыки

Среда, 03 Января 2018 г. 11:46 + в цитатник
  Сталкиваясь с постоянным недопониманием роли и места музыки в жизни современного общества, её значимости для каждого отдельного человека, решила написать эту статью. Музыка - это не просто зеркало, отражающее наши идеи и эмоции, она обладает удивительной силой и мощными средствами воздействия на человека и его внутренний мир. Как проявляет себя музыка, взаимодействуя со слушателями, насколько далеко простираются её возможности?
 
no-translate-detected_1232-350 (626x417, 61Kb)
 
 Музыка несёт в себе все те общественные функции, что и искусство вообще, как особый род человеческого мышления и деятельности. Музыкальная культура выполняет важную социально-психологическую задачу. Она направлена как на общество в целом, так и на отдельного человека, являясь инструментом формирования мироощущения и мировоззрения человека. В зависимости от того, каким общественным силам служит музыкальное искусство, какие художественные тенденции развивает, оно может служить мощным гармонизирующим средством  в наиболее важных точках  взаимодействия человека с миром и с самим собой, или, напротив, средством, подавляющим в нем человеческое начало.
Читать далее...

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 14 пользователям

Музыка сердца. Георгий Свиридов

Суббота, 16 Декабря 2017 г. 09:43 + в цитатник

Старинные мастера говорили - показать красоту камня, показать красоту дерева, красоту металла, и никому не приходило в голову сказать: "В этом куске малахита я хочу показать себя". Мастер лишь подчиняется материалу, подсмотренному в нём скрытому образу и идёт в поисках его... 

Свиридовским творениям свойственны редкая органичность, естественность, они кажутся существовавшими всегда. Поэзия вне нас. Мы её впитываем. Это важнейшая установка Свиридова-художника, ответственного перед жизнью, защищающего музыку от сползания в трясину "чистого" искусства. Душа художника - как калейдоскоп со множеством зеркал, и отраженные в них узоры бесконечны в своём разнообразии и меняются от малейшего движения. Это и есть собственное видение, только душой, без других специальных приспособлений. Поэтому его зрение - "всехнее" зрение, и каждый вдумчивый человек, слушая любимые страницы свиридовской музыки, с упоением скажет (перефразируя Твардовского): "Как это мы со Свиридовым замечательно чувствуем". Свиридов не покоряет слушателя, он его возвышает. А чем больше человек помогает возвыситься другим, тем более возвышается он сам.

Душа грустит о небесах



Душа грустит о небесах,
Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
 
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.
 
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.
 
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
 
С.А. Есенин
Читать далее...

Метки:  


Процитировано 10 раз
Понравилось: 9 пользователям

Главная здравница античности - Эпидавр

Суббота, 09 Декабря 2017 г. 12:36 + в цитатник

Асклепионы обычно возводили в особых, богатых растительностью местах, рядом с источниками (в том числе термальными). Вода, символизирующая очищение, обновление и гигиену, была необходима для лечебной деятельности святилищ. В римский период в некоторых асклепионах располагались термы для ванн и водотерапии. В большинстве крупных асклепионов строили здания для размещения пациентов, театры для их развлечения и стадионы для проведения игр в честь бога-целителя.

Асклепион (фото KudinAndrii)

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 10 пользователям

Искренность и гармония чувств в музыке Моцарта

Пятница, 08 Декабря 2017 г. 14:24 + в цитатник

Несравненный знаток человеческой души, проницательно высмеивающий пороки, мечтающий об идеальном мире, легко переходящий от самой глубокой скорби к величайшей радости, благочестивый певец страстей и таинств — Моцарт до сих пор завораживает как личность, оставаясь вершиной музыки. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, доведя до совершенства все музыкальные жанры и превзойдя почти всех своих предшественников совершенным воплощением гармонического строя чувств.

27z3M (600x387, 71Kb)

Josef Büche. Mozart beim komponieren (Моцарт сочиняет)

Концерт № 20 ре минор, быть может,  самый известный и удивительный концерт Моцарта – первый из двух концертов, написанных в миноре. В нём трагизм выражен с удивительной силой и правдивостью, а исповедь солиста – с неподдельной искренностью…

«В нём вспоминаешь, – рассказывает пианист Михаил Воскресенский, – что Моцарт жил в эпоху бури и натиска, которую впоследствии так ярко отразил Бетховен, хотя Моцарт был, безусловно, провозвестником этого направления. Такой порывистости и ощущения борьбы, как в финале этого концерта, пожалуй, не найдешь даже и у Бетховена. И в то же время всё у Моцарта гармонично и соразмерно…»

Всё сочинение пронизано контрастами драматических и мятежных тем и многогранно представленной лирики — скорбной, нежной, взволнованной, гармонически светлой. Сосредоточием образного конфликта является первая часть. Образ, возникающий у слушателя вначале, затем постоянно обогащается и преображается. Изящная грациозность мотивов сменяется светлой печалью, выразительными "говорящими" интонациями . Финал в целом отличается драматическим напряжением. Однако образное развитие завершается на оптимистичной мажорной ноте: в коде утверждается образ радости. Подобное решение финала вновь подтверждает излюбленную идею моцартовского творчества — несмотря на любые драмы жизни, в ней всегда найдется место светлому чувству.



Опубликовано здесь


Метки:  


Процитировано 5 раз
Понравилось: 13 пользователям

Поиск сообщений в Barucaba
Страницы: [75] 74 73 ..
.. 1 Календарь