Сады Дворжака |
Сады Дворжака расположены в курортной зоне в центре Карловых Вар. Они были разбиты на месте сада Винтера. План будущего парка разработал Ян Хаман в 1877 году, а в 1878 парк был открыт.
Метки: Дворжак чешские композиторы Чехия мои фото |
Карловы Вары. Бетховен |
Метки: Бетховен Карловы Вары мои фото Чехия |
"Музыка - архитектура звуков". Камиль Сен-Санс |
У меня с музыкой дело обстоит так же, как и с людьми: их узнаёшь до конца только при длительном общении.
Что же такое музыка? Музыка - архитектура звуков; это пластическое искусство, которое формует вместо глины вибрацию воздуха; на свой лад она обладает цветом, как живопись; но она проносится как ветер, мгновение её уносит, её больше нет. Заблуждение! Награвированная на медных досках, она оказывается закреплённой: печать овладевает ею и распространяет по всему свету. Вот она становится литературой, книгой, всеобщей и неразрушимой. Народы всех стран её читают и понимают и грядущие поколения получат её невредимой.
9 октября 1835 — 16 декабря 1921
Считаю, что искусство существует для украшения и укрепления духовного мира, а не для того чтобы развращать и ослаблять его. Художественные переживания должны быть естественными, священный восторг - возвышать душу, а не вводить её в заблуждение... Музыка - один из наиболее тонких продуктов человеческого духа. За чувством слуха, отличающимся удивительной тонкостью, способностью анализировать звуки, воспринимать из различную силу, тембры и природу, в извилинах мозга имеется таинственное чувство, которое раскрывает нечто совсем другое. В искусстве звуков есть нечто такое, что пересекает слух как портик, разум - как вестибюль, и идёт дальше. Вся музыка, лишенная этого нечто, достойна презрения.
Проникать в душу, продвигаться там по еле заметным путям - в этом как раз и состоит главная роль музыкального искусства, а также и его торжество: музыка начинается там, где кончается слово, она говорит неизреченное, она заставляет нас открывать в нас самих неведомые глубины; она передаёт впечатления, "состояния души", которые не могло бы выразить никакое слово. В определённые моменты музыка является Глаголом, именно она выражает всё.
Камиль Сен-Санс
"Муза и Поэт" для скрипки и виолончели с оркестром
Метки: Сен-Санс французские композиторы |
Модификация импрессионизма в "Мифах" Шимановского |
С раннего детства Кароль Шимановский находился в атмосфере искусства. Генеалогическое дерево Шимановских насчитывает столько музыкантов, что невольно напрашиваются аналогии с родом Бахов, Куперенов, Пуччини. Отец будущего композитора хорошо играл на виолончели и фортепиано, его брат - певец. Три двоюродных брата - известные музыканты. Старший - Феликс Блуменфельд - профессор Московской консерватории, средний - директор музыкальной школы в Киеве, младший - композитор. Двоюродная сестра Жана Залеская — певица. Дети от её брака с Густавом Нейгаузом - Генрих и Станислава Нейгауз - известные пианисты. Уже в детские годы Кароль сочиняет оперы, в домашних постановках которых участвовал его двоюродный брат, будущий писатель Я. Ивашкевич. Мальчик обучается игре на фортепиано сначала под руководством отца, а затем в Елизаветграде — в школе своего дяди Г. В. Нейгауза. Продолжает своё музыкальное образование Кароль в Варшавской консерватории.
Кароль Шимановский (Karol Szymanowski)
6 октября 1882 — 29 марта 1937
Важную роль в формировании творческой манеры Шимановского сыграла музыка Дебюсси и Равеля. В польском искусстве того времени импрессионизм претерпел эволюцию и стал именоваться "польским колоризмом". Создавались оригинальные образы, в которых сочетались динамика и статика, конкретное и обобщенное, импрессионизм переплетался с повышенной декоративностью. Произведения Шимановского легко вписывались в общую картину польского искусства.
Новую модификацию импрессионизма Шимановский даёт в трёх пьесах для скрипки и фортепиано "Мифы" (1915 год).
Метки: Шимановский польские композиторы |
Микалоюс Константинас Чюрлёнис |
История литовского музыкального и художественного искусства неразделимо связана с именем Чюрлёниса. Он - не только самый известный в мире литовский композитор и художник, но и личность, оказавшая значительное влияние на творческую мысль всей Литвы двадцатого века.
В городе Друскининкай, в окружении прекрасной природы и любящей семьи, Чюрлёнисом создавалась немалая часть знаменитейших картин и музыкальных опусов.
г. Друскининкай
Метки: Чюрлёнис художники литовские композиторы музей мои фото |
"Дочь Похъёлы". Симфоническая фантазия Сибелиуса |
Родина Сибелиуса неотразимо привлекательна своей строгой красотой, вековыми хвойными лесами, синими озёрами. Но и народно-музыкальная культура Финляндии вызывает к себе особенный интерес. Знаменитый карело-финский эпос "Калевала" - одно из самых значительных явлений финской культуры. Эта прославленная поэма состоит из 50 рун. Материалом для её сложения послужили отдельные народные песни, частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов карельских и финских крестьян.
Неиссякаемым источником вдохновения для Сибелиуса являлись образы поэтического эпоса "Калевалы". Одно из произведений финского композитора, симфоническая фантазия "Дочь Похъёлы", посвящено образу прекрасной девы Севера, "красоты земли и моря", что "на дуге сидит воздушной, на изгибе круглом неба". Похъёла — далёкая суровая страна в эпосе «Калевала». В каменных холмах (kivimäki) Похъёлы колдунья Лоухи прячет солнце. Также в Похъёле много льда (jäätä) и возвышаются снежные горы (lumimäki).
Аксели Галлен-Каллела. «Озёрный пейзаж», 1901
Метки: Сибелиус симфоническая фантазия финские композиторы |
Творческий талант Луиджи Керубини |
Существует мнение, что о музыке не нужно говорить, достаточно просто её слушать. Однако опровержением этому могут служить, например, музыкально-критические работы Петра Ильича Чайковского, гениально владевшего не только искусством звуков, но и искусством слова. "...человек, живший в мире аккордов и ритмов, писал яснее, чище, логичнее и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу...", - писал о Чайковском известный русский критик Г.А. Ларош. А вот слова самого Чайковского: "...что может быть для музыканта по ремеслу отдохновительнее, приятнее, как не поболтать с благосклонными и внимательными читателями о предмете столь дорогом, столь близком его сердцу, о том искусстве, культивирование которого не только наполняет всю его жизнь, но и делает её подчас невообразимо и неописуемо сладостною".
Сегодня предлагаю познакомиться с высказываниями Чайковского о замечательном итальянском композиторе Луиджи Керубини (14 сентября исполнилось 258 лет со дня его рождения):
Композитор этот представляет в истории искусства явление в высшей степени интересное. Керубини, несмотря на своё итальянское происхождение и на одновременное с Россини действование на музыкально-композиторском поприще, проведший большую часть жизни в Париже в музыкальной среде, чрезвычайно враждебной к блестящей немецкой симфонической школе, был чистейший представитель строго классического искусства, проявивший замечательный и во многих отношениях родственный гениям Моцарта и Бетховена творческий талант, равный им по удивительно изящной технике и замечательному мастерству форм. В нём замечается та же классическая органичность формы, та же трезвая простота и умеренность, та же законченность в развитии тем и скромность в выборе оркестровых эффектов. Однако, по отсутствию в нём сильной индивидуальности, резкой самобытности в изобретении, - он признаётся лишь сателлитом двух поименованных звёзд первой величины и пользуется скорее всеобщим уважением и почтительным вниманием музыкантов, чем популярностью.
Литографический портрет Л. Керубини работы Мари-Александра Алофе
В настоящее время имя Керубини, к сожалению, довольно редко появляется в концертных программах, хотя к музыке его именно теперь следовало бы прибегать, как к сильному противоядию против болезненной изысканности современного нам композиторства.
Метки: Керубини итальянские композиторы Чайковский |
"Богатырская песнь" Антонина Дворжака |
В середине ноября 1898 года в зале Конвикта состоялся концерт из произведений двух композиторов. То был торжественный музыкальный вечер в честь авторов, один из которых, как сообщали газеты, отмечал серебряную свадьбу, а другой вступал в брак с его старшей дочерью. Утром 17 ноября в костёле св. Штепана на Новом Месте прихожане с интересом разглядывали две супружеские пары, стоявшие у алтаря, толпившихся за ними родственников, артистов Чешского квартета во главе с "паном профессором" Ганушем Виганом, выступавшим свидетелем со стороны Йозефа Сука. Священнослужитель, благословляя юбиляров и новобрачных, отметил, что двадцать пять лет тому назад в этом же храме были соединены жизни Антонина Дворжака и Анны Чермаковой.
Дворжак с женой Анной, 1886 год.
Метки: Дворжак чешские композиторы симфоническая поэма |
"Итальянский Мастер музыки из Амстердама" - Пьетро Антонио Локателли |
Пьетро Антонио Локателли (1695—1764) прославился как выдающийся виртуоз XVIII века, новатор в области скрипичной техники, во многом подготовивший появление Паганини.
Данных о его жизни очень мало. Он родился в Бергамо и, видимо, там получил первые уроки игры на скрипке. Заметив его незаурядные способности, родители отправили Локателли в Рим для изучения скрипичной игры у Арканджело Корелли. Пройдя курс искусства скрипки в Риме, Локателли предпринимает многолетние концертные гастроли по многим городам Европы, где он приобрёл славу виртуоза. Местом же постоянного своего жительства он избрал Амстердам. В 1721 году там выходит из печати его первый опус — Двенадцать concerti grossi, в которых заметно влияние стиля его учителя.
Метки: Локателли итальянские композиторы скрипачи скрипичная музыка скрипичное искусство |
Балис Дварионас. Концерт для скрипки с оркестром |
Метки: Дварионас концерт для скрипки с оркестром литовские композиторы |
Уроки музыки: Гармония |
"Гармония" в переводе с греческого означает "связь", "стройность", "соразмерность". Гармония служит критерием красоты и в различных искусствах (например, гармония красок в живописи, гармония объёмов в архитектуре, движений в танце), и в разнообразных жизненных явлениях (гармония внутреннего содержания и внешнего облика человека, гармония человека и окружающей среды, гармоническое развитие личности и т.п.).
Гармония в музыке - это важнейшее выразительное средство, которое представляет собой объединение музыкальных звуков в созвучия и закономерную последовательность этих созвучий.
Основной материал гармонии - созвучие, одновременное сочетание нескольких звуков. Как всякое живое явление в искусстве, созвучия эволюционируют, изменяются, приобретают новые формы. Виды созвучий - от древнейших образцов музыкального искусства до современных форм - представляют бесчисленное множество. Созвучия в музыке аналогичны краскам в живописи, они неповторимы и у каждого художника и несходны в различные эпохи.
Бах. I том ХТК, прелюдия № 22 b-moll
Метки: теория музыки гармония трезвучие аккорд интервалы созвучие лад |
Играем Чайковского |
Метки: Чайковский мои видео |
Концерт в БЗК |
14 апреля в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского состоялся Юбилейный концерт "... И творчество, и чудотворство...". Юбилейный концерт состоялся в рамках арт-фестиваля «Шопеновке-20» студенческой филармонии “CON ANIMA”.
Метки: мои фото мои видео |
Из истории "поючих действ" в России. Знакомство в "заморских землях" |
Уже к середине XVII века опера не являлась совершенной новостью для русских людей, побывавших в "заморских землях". Послы и путешественники оставили описание виденных ими за границей оперных спектаклей. В. Лихачев и И. Фомин слушали в 1659 - 1660 годах во Флоренции оперу, предположительно "Возвращение Улисса" итальянского композитора Якопо Мелани (1623 - 1676).
Фрагмент другого произведения Якопо Мелани
Всего более послов поразила не музыка, а зрелищная сторона: "Объявились палаты... море, колеблемо волнами, а в море рыбы, а на рыбах люди ездят; а в верху палаты небо, а на облаках сидят люди: и почали облака и с людьми на низ опущаться, и подхватя с земли человека под руки, опять в верх же пошли... А в иной перемене в палате объявилося поле, полно костей человеческих, и враны прилетели и почали клевать кости; да море же объявилось в палате, а на море корабли небольшие, и люди в них плавают. А в иной перемене объявилося человек с 50 в латах и почали саблями и шпагами рубиться, и из пищалей стреляти и человека с три как будто и убили; и многие предивные молодцы и девицы выходят из-за занавеса в золоте и танцуют; и многие диковинки делали" (Древняя российская вифлиофика, 1894, т. I). Для Лихачева и его спутника всё, виденное в театре, - "непонятное чудо".
Метки: история русской культуры опера |
Архитектура, ожившая в музыке. Кёльнский собор в симфонии Шумана |
Симфония № 3 ми-бемоль мажор, ор. 97 (Рейнская симфония) относится к третьему периоду композиторской деятельности этого замечательного симфониста немецкой школы. Она создавалась в сложный для композитора период, объясняемый тревожным состоянием его души. В последние годы своей жизни Шуман работал неустанно, как бы опасаясь, что приближающаяся катастрофа прервёт на полуслове то, что так хотелось высказать в звуках... Однако именно теперь Шуман создаёт несколько превосходных своих творений. "Величие Шумана заключается с одной стороны в богатстве его изобретательной способности, а с другой в глубине выраженных им душевных настроений, в обнаруженной им, резко выделяющейся, индивидуальности", - пишет П.И. Чайковский.
Метки: музыка и архитектура Шуман Чайковский симфония |
Древнегреческая музыка до Пифагора |
Метки: древнегреческие музыканты Древняя Греция Аберт |
Два полюса музыки |
Метки: музыка функции музыки |
Музыка сердца. Георгий Свиридов |
Старинные мастера говорили - показать красоту камня, показать красоту дерева, красоту металла, и никому не приходило в голову сказать: "В этом куске малахита я хочу показать себя". Мастер лишь подчиняется материалу, подсмотренному в нём скрытому образу и идёт в поисках его...
Свиридовским творениям свойственны редкая органичность, естественность, они кажутся существовавшими всегда. Поэзия вне нас. Мы её впитываем. Это важнейшая установка Свиридова-художника, ответственного перед жизнью, защищающего музыку от сползания в трясину "чистого" искусства. Душа художника - как калейдоскоп со множеством зеркал, и отраженные в них узоры бесконечны в своём разнообразии и меняются от малейшего движения. Это и есть собственное видение, только душой, без других специальных приспособлений. Поэтому его зрение - "всехнее" зрение, и каждый вдумчивый человек, слушая любимые страницы свиридовской музыки, с упоением скажет (перефразируя Твардовского): "Как это мы со Свиридовым замечательно чувствуем". Свиридов не покоряет слушателя, он его возвышает. А чем больше человек помогает возвыситься другим, тем более возвышается он сам.
Душа грустит о небесах
Метки: Свиридов русские композиторы |
Главная здравница античности - Эпидавр |
Асклепионы обычно возводили в особых, богатых растительностью местах, рядом с источниками (в том числе термальными). Вода, символизирующая очищение, обновление и гигиену, была необходима для лечебной деятельности святилищ. В римский период в некоторых асклепионах располагались термы для ванн и водотерапии. В большинстве крупных асклепионов строили здания для размещения пациентов, театры для их развлечения и стадионы для проведения игр в честь бога-целителя.
Асклепион (фото KudinAndrii)
Метки: Древняя Греция медицина |
Искренность и гармония чувств в музыке Моцарта |
Несравненный знаток человеческой души, проницательно высмеивающий пороки, мечтающий об идеальном мире, легко переходящий от самой глубокой скорби к величайшей радости, благочестивый певец страстей и таинств — Моцарт до сих пор завораживает как личность, оставаясь вершиной музыки. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, доведя до совершенства все музыкальные жанры и превзойдя почти всех своих предшественников совершенным воплощением гармонического строя чувств.
Josef Büche. Mozart beim komponieren (Моцарт сочиняет)
Концерт № 20 ре минор, быть может, самый известный и удивительный концерт Моцарта – первый из двух концертов, написанных в миноре. В нём трагизм выражен с удивительной силой и правдивостью, а исповедь солиста – с неподдельной искренностью…
«В нём вспоминаешь, – рассказывает пианист Михаил Воскресенский, – что Моцарт жил в эпоху бури и натиска, которую впоследствии так ярко отразил Бетховен, хотя Моцарт был, безусловно, провозвестником этого направления. Такой порывистости и ощущения борьбы, как в финале этого концерта, пожалуй, не найдешь даже и у Бетховена. И в то же время всё у Моцарта гармонично и соразмерно…»
Всё сочинение пронизано контрастами драматических и мятежных тем и многогранно представленной лирики — скорбной, нежной, взволнованной, гармонически светлой. Сосредоточием образного конфликта является первая часть. Образ, возникающий у слушателя вначале, затем постоянно обогащается и преображается. Изящная грациозность мотивов сменяется светлой печалью, выразительными "говорящими" интонациями . Финал в целом отличается драматическим напряжением. Однако образное развитие завершается на оптимистичной мажорной ноте: в коде утверждается образ радости. Подобное решение финала вновь подтверждает излюбленную идею моцартовского творчества — несмотря на любые драмы жизни, в ней всегда найдется место светлому чувству.
Опубликовано здесь
Метки: Моцарт концерт для фортепиано с оркестром |