sunsan все записи автора
Альтдорфер, Альбрехт (Altdorfer, Albrecht)
Родился около 1480г. в Регенсбурге — умер в 1538г. там же. Немецкий живописец, гравер, рисовальщик. Глава дунайской школы. Учился, по-видимому, у отца — художника Ульриха Альтдорфера. В юности путешествовал по Баварии, в начале 1510-х совершил путешествие вниз по Дунаю. Ок. 1516—1518 работал в монастыре Санкт-Флориан близ Линца. В 1517 избран членом городского совета Регенсбурга, в 1526 назначен главным архитектором Регенсбурга.
Процесс творческого формирования Альтдорфера во многом остается неясным. Видимо, он испытал воздействие раннего творчества Кранаха, мастеров круга Пахера; несомненно, для него имело большое значение соприкосновение с творчеством и личностью Дюрера. Но уже в ранних работах Альтдорфер предстает как яркая, самобытная творческая индивидуальность. Мастер с неповторимым, взволнованно-романтическим видением мира, наделенный яркой творческой фантазией, чувством почти фантасмагорической силы света, дарованием колориста, Альтдорфер обладал и разнообразием творческих интересов, в равной степени успешно работал как живописец, рисовальщик, гравер, обращался наряду с традиционными религиозными к аллегорическим и мифологическим сюжетам. Но особенно важное место в его творчестве занял образ природы — величественной, грандиозной, дикой, с непроходимыми чащами, горными хребтами, скалами, могучими древесными стволами.
Альбрехт Альтдорфер, Дунайский пейзаж близ Регенсбурга с горой Шойхенберг (Пугалом), ок. 1516-18г.г.
Такой предстает она в обширной серии рисунков, выполненных в начале 1510-х и часто бывших самостоятельными произведениями искусства, предназначенными для любителей. Величественные пейзажные панорамы составляют фон его ранних религиозных композиций (Св. Семейство у фонтана, 1510, Берлин, Гос. музей; Распятие, ок. 1510—1512, Кассель, Картинная галерея).
Альбрехт Альтдорфер, Отдых на пути в Египет, 1510г.
Альбрехт Альтдорфер, Распятие_Христос на кресте, Мария и Иоанн,1515-16г
Особенно замечательна маленькая (28 x 22,5 см), "кабинетного" формата композиция Лесной пейзаж с битвой св. Георгия (1510, Мюнхен, Старая пинакотека), где крохотные фигурки теряются в непроходимой чаще среди могучих стволов, чьи кроны сливаются в сплошную, пронизанную золотистым светом и коричневатыми тенями массу, написанную легкими прикосновениями кисти.
Альбрехт Альтдорфер, Лесной пейзаж со св. Георгием, поражающим дракона. 1510
В дальнейшем появляются картины, где передача жизни природы — основная и единственная художественная цель мастера. Таков Пейзаж с мостиком (ок. 1518, Лондон, Национальная галерея), где художник отказывается от какой-либо сюжетной мотивировки.
Альбрехт Альтдорфер, Пейзаж с мостиком, ок.1516
Самой значительной живописной работой Альтдорфера является большой многостворчатый алтарь монастыря Санкт-Флориан близ Линца (ок. 1516—1518), первоначально, как все немецкие алтари, сочетавший живопись, скульптуру, резьбу, архитектурные элементы.
Альтдорфер, Альбрехт. Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца, левая внутренняя створка, Страсти Господни, сцены наверху слева: Христос на Елеонской горе, Иисуса берут под стражу, возложение тернового венца, Пилат умывает руки перед народом. Около 1509-1516
В настоящее время сохранилось лишь 16 входивших в него живописных композиций (14 — монастырь Санкт-Флориан, 2 — Вена, Музей истории искусства). В раскрытом виде алтарь включал в себя 8 композиций на темы Страстей Христа и 2 сцены — Положение во гроб и Воскресение, помещенные на пределле (цоколе алтаря). В этом цикле особенно полно раскрылось все богатство дарования Альтдорфера: драматическое, остроэмоциональное видение мира, умение строить сложные многофигурные сцены, полные напряженной, резкой экспрессии, превосходное владение перспективой, блестящий талант колориста. Ультрамарин, киноварь, кармин, изумрудно-зеленые, золотисто-желтые тона наделены светоносной силой, краски накладываются то плотно, то так легко, что просвечивает подмалевок, иногда словно плавятся, иногда нанесены быстрыми открытыми мазками. Особенно замечательны ночные сцены, где господствует стихия фантастического ночного освещения; блики света, нанесенные длинными мазками, струятся по неровной поверхности скал, скользят по гребням складок, вспыхивают в красноватом пламени факелов, отражаются на металлических доспехах. Как фантасмагория сказочной, ирреальной стихии света предстает Воскресение Христа (1518, Вена, Музей истории искусства), где сияние, разгорающееся вокруг головы Христа, как бы плавит, превращает в потоки огненной, золотисто-красной лавы покрывающие высокое небо тучи.
Альтдорфер, Альбрехт. Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца, основание алтаря, наружная сторона правой створки, сцена: Воскресение Христа. Около 1509-1516
В 1520-е творчество Альтдорфера становится разноплановым, основные темы, привлекавшие его, поляризуются. Он продолжает работать над пейзажами, вновь разрабатывает тему призрачного освещения в Рождестве Христа (ок. 1520—1525, Вена, Музей истории искусства). Одновременно его привлекает мотив сложной, показанной в угловом ракурсе архитектурной декорации, передача огромного, наполненного светом и легкими тенями пространства (Рождество Марии, ок. 1520—1525, Мюнхен, Старая пинакотека).
Альбрехт Альтдорфер_Рождество Богоматери,ок. 1520
Сложнейшие архитектурные мотивы разрабатывает он в Истории Сусанны (1526, Мюнхен, Старая пинакотека).
Альбрехт Альтдорфер, Сусанна в купальне, 1526г.
Но кульминацией всего его творчества, концентрацией сказочно-фантастического видения могучих природных сил становится Битва Александра Македонского с Дарием (1529, Мюнхен, Старая пинакотека) — первая историческая композиция в искусстве Северного Возрождения.
Альбрехт Альтдорфер_Битва Александра Македонского и Дария III при Иссе, 1529г.
Грандиозная схватка греческих и персидских воинов изображена в точном соответствии с ее историческими описаниями. И в то же время художник придает событию вселенский космический смысл. Масштаб происходящего определяется не только несметной массой участников сражения, увиденных как бы с птичьего полета, но и величественной картиной природы. Скалы, горные хребты, морской залив с островами и надо всем — стихия неба, в котором происходит своя борьба — небесный бой между мрачными тучами и сияющим золотом закатным солнцем. Своеобразную ноту в эту феерию космических сил вносит как бы свисающий с верхнего края картины картуш в ярко-красном обрамлении с надписью о происходящем событии. Он выглядит словно послание иного мира, иного времени.
Приведу еще несколько иллюстраций картин Альбрехта Альтдорфера.
Альбрехт Альтдорфер, Казнь св.Екатерины, до 1506![](http://content.foto.mail.ru/mail/sunsan51/_blogs/i-773.jpg)
Альбрехт Альтдорфер, Кающийся св.Иероним, 1507
Альбрехт Альтдорфер, Пейзаж с семьей сатира, 1507
Альбрехт Альтдорфер, Святая ночь(Рождество Христа), 1511
Альбрехт Альтдорфер, Святое семейство с ангелом, 1515
Альбрехт Альтдорфер, Портрет женщины,1525-30
Альбрехт Альтдорфер, Голгофа, ок. 1526
Альбрехт Альтдорфер, Поклонение волхвов, ок. 1530-35
Альбрехт Альтдорфер, Нищета взгромоздилась на шлейф чванства, 1531
Прекрасные, поэтические по настроению пейзажи создавал Альтдорфер и в рисунке, и в гравюре, главным образом в технике офорта, которую он существенно усовершенствовал.
Альбрехт Альтдорфер, Искушение отшельника, 1506. Резцовая гравюра на меди.
Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами («Христос в Гефсиманском саду», 1509, Гравюрный кабинет, Берлин; «Дикие люди», 1510, Альбертина, Вена), и гравюр на меди и дереве (лучшие из них — 40 листов «Грехопадение и искупление человека»).
Альбрехт Альтдорфер, Аллегория Мир и Минерва, 1506
Альбрехт Альтдорфер, Саломея с головой Иоанна Крестителя, около 1517г. (Перо черным тоном, белила, на грунтованной оливково-коричневым тоном бумаге, Кливленд (штат Огайо). Музей изящных искусств, Отдел гравюры и рисунка, Германия)
В 1530 Альтдорфер, используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел.
Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515, Городская библиотека, Безансон), писал портреты; сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532, Городской музей, Регенсбург). Известно несколько скульптур Альтдорфера. В качестве главного архитектора города он сделал проекты нескольких зданий в Регенсбурге, в его графическом наследии есть подробные виды и интерьеры церквей и общественных сооружений. Свои рисунки, гравюры и картины, как и Дюрер, Альтдорфер подписывал монограммой, состоящей из двух, вписанных одна в другую букв А с усеченными вершинами.
Альбрехт Альтдорфер был удостоен помещения своего бюста в Мюнхенском зале Славы.
При подготовке сообщения использованы следующие материалы:
Лит.: Вельчинская И. Л. Альтдорфер. М., 1977; Kirschbaum J. Albrecht Altdorfer. Kaln, 1978; Goldberg G. Albrecht Altdorfer. Menchen; Zurich, 1988.
Л.Алешина, Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика .
http://www.rodon.org/art-080602111622 и другие материалы.