8 августа 1951 года в порт приписки Херсон прибыл трехмачтовый парусник – барк «Товарищ». И уже в самом начале сентября (3 или 4 сентября 1951 г.) я побывал на этом судне вместе со своими одноклассниками на экскурсии. Корабль поразил мальчишеское воображение. Надраенные до зеркального блеска медные и латунные детали, отделанные лакированным красным деревом кают-компания, каюты, огромный, выше моего роста, штурвал на палубе… Экскурсоводы из числа моряков команды засыпали нас специальными терминами, объясняя названия и назначение отдельных частей такелажа… Потом я не раз видел этот белоснежный красавец парусник, летящим с надутыми ветром парусами на акватории херсонского порта, уходящего в очередной рейс. Мы с мальчишками пытались угнаться за ним на шверботах, да куда там… Проводы и встречи «Товарища» всегда были событием – уж очень красив был этот корабль, поэтому и встретить и проводить его приходили не только родственники и знакомые команды, но и просто горожане... Трехмачтовый барк был построен в 1933 году в Гамбурге на верфи «Блом и Фосс». Размеры его впечатляли: длина судна – 73,6 метра, ширина корпуса – 12 м, высота борта от киля до верхней палубы – 7,3 м, высота мачт достигала 42 м, корпус был стальной. Парусная оснастка состояла из 25 парусов общей площадью 1800 кв. м. При этом последняя, бизань-мачта была оснащена косыми парусами, все остальные – прямыми. Судно получило название «Горх Фох» - под этим именем немецкий писатель-маринист Ганс Кинау публиковал свои романы. Корабль был передан ВМС Германии как учебное судно. Весной 1945 г. в родном порту Штральзунд (Германия) «Горх Фох» наскочил на мину и затонул, получив около 30 пробоин (по некоторым данным его затопила команда – но откуда пробоины?). По репарации судно отошло победителю – Советскому Союзу. Парусник был поднят и отбуксирован в порт Висмар (Германия), где немецкие судоремонтники подлатали и «подлечили» барк. На судне был установлен дизель-генератор предположительно из бункера берлинской ставки Адольфа Гитлера. В 1950 году под советским флагом и с новым именем – «Товарищ» – парусник взял курс на Лиепаю (Латвия). Там судно должны были оснастить парусным вооружением и укомплектовать экипаж. Моряков, знающих парусное дело, были единицы, а курсантов, которые прибыли на практику, нужно было ещё обучать. Тем не менее, 8 июля 1951 года под командованием капитана Ивана Трескина «Товарищ», подняв все паруса, взял курс на Черное море, и 28 августа барк прибыл в порт приписки Херсон. «Товарищ» стал учебным судном Херсонского мореходного училища им. лейтенанта Шмидта торгового флота СССР (замечу, что знаменитые парусники «Крузенштерн» и «Седов» являются учебной базой училищ рыбопромыслового флота). Уже 6 сентября, с курсантами на борту (около 145 человек) «Товарищ» вышел в Черное море, чтобы к осенним штормам вернуться в родную гавань – Херсон: времени на обучение курсантов было очень мало, чтоб они научились управлять судном во время шторма. Это было только начало. Курсанты набирались опыта и командование уже не боялось пускаться с ними в кругосветные плавания. «Товарищ» 12 раз обогнул земной шар по экватору, прошел более 500 тысяч миль (около 936 тыс. км), побывал в 102 портах 86 стран, на нем прошли выучку морскому делу свыше 15 тысяч воспитанников морских учебных заведений, в том числе из 12 иностранных государств. Корабль снят в более чем 30 художественных фильмах: «Максимка», в «Алых парусах» (правда, не в роли корабля, прибывшего однажды за Ассолью, а парусника, на котором Грей стал «морским волком»). Затем «Товарища» запечатлели в фильмах «Остров сокровищ», «Капитан Немо» и «Мятежный «Орион». На излете советской эпохи он еще успел принять участие в съемках картины «Узник замка Иф», поставленной по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Снят он и во многих документальных фильмах. Замечу, что штатный экипаж судна составлял 45 человек, курсантов судно брало на борт 145 человек.
В 1972 г. в Нью-Йорке барк принял участие в юбилейных торжествах по случаю 175-летия американского фрегата КОНСТЕЛЕЙШН, ныне корабля-музея.
В 1974 году парусник обогнул мыс Горн, принял участие в парусной регате. И довольно успешно: первое место в своём классе судов и АБСОЛЮТНОЕ первенство среди всех участников гонки. «Товарищ» был награждён «Звездой морского содружества» (изготовлена из гранита с известного грозными бурями мыса Горн) и большим флорентийским кубком. В 1976 г. «Товарищ» вновь участвует в гонках и хотя борьба очень трудной, на одном из этапов он даже упустил первенство, но по общему зачету – вновь победа! Достигнуто это было за счет того, что при ветре парусник шел на ВСЕХ парусах (по правилам регаты при ветре более 7 м/сек, парусность из соображений безопасности не должна превышать 20%). Что ж, победителей не судят…
С распадом СССР судно попало в ведение Министерства образования Украины. В 1992 г. судно участвовало в Регате Колумба. Судну было уже под 60 лет. Требовался серьезный ремонт. Через год молодежная организация из Ньюкасла (Англия) послала на него — обучения нескольких молодых людей. Эксперимент оказался удачным, и австралийцы решили субсидировать ремонт корабля с целью восстановления его парусности. В мае 1995 г. «Товарищ» встал на ремонт в сухом доке Ньюкасла. Британское «Общества друзей парусников» предложило оплатить весь ремонт судна. Судно с трудом преодолело 6000 миль (11512 км), добралось до британской верфи «Тайн». Осмотр судна в сухом доке показал, что стоимость ремонта составит не менее 500 тыс. фунтов стерлингов. Таких денег не было ни у Украины, ни у английских меценатов парусного флота.
В сентябре 2003-го «Товарищ» был продан все той же «Организации друзей парусного флота», погружен на плавучий док (самостоятельно он передвигаться уже не мог) и доставлен в порт Штральзунда. Жители этого города встретили уже германский парусник овацией.
Сегодня «Горх Фок I» (так теперь называется «Товарищ») по-прежнему в Штральзунде. Он используется как корабль-музей, а также место для проведения банкетов и свадебных церемоний. Попутно его реконструируют, чтобы парусник снова мог отправиться в плавание. В планах «Друзей парусного флота» — круизы по Балтике и Северному морю.
Вообще-то в СССР было два парусника, барка «Товарищ». Первый был спущен в 1892 г. и тоже в Германии, он был переделан в четырехмачтовый барк, носил имя "Лауристон". В СССР попал в 1925 г., был затоплен немцами в Таганрогскам заливе. Его якорь и по сей день стоит на постаменте в Мариуполе.
И в заключение несколько слов о российских парусниках — «Крузенштерне» и «Седове». Они тоже имеют немецкое (пенрвый) и финское (второй) происхождение: до передачи СССР первый носил имя «Падуя» (спущен на воду в 1926 г.), а второй — «Коммодор Йонсен» (1921 г.). После Великой Отечественной оба, как и «Горх Фок», были переданы по репарациям.
Несмотря на тяжелые для России 90-е, барки не были проданы или пущены на металлолом. Сегодня они, невзирая на «возраст», по-прежнему в строю. «Седов» (порт приписки — Мурманск) участвовал в арктическом плавании. Трансатлантическую экспедицию продолжительностью 308 дней в честь 65-летия победы в ВОВ совершил «Крузенштерн» (порт приписки Калининград).
Фотографии, памятные и сувенирные знаки легендарного судна, победителя ряда престижных регат.
Серия сообщений ""Товарищ"":
Часть 1 - Трехмачтовый барк Товарищ Херсонского мореходного училища им. лейтенанта Шмидта