Кутилин Владимир Александрович: косторомич &n...
Полевые цветы. Ирина Расшивалова - (0)Полевые цветы. Ирина Расшивалова ...
Казанский собор: храм, который построил крестьянин - (0)Казанский собор: храм, который построил крестьянин А знаете ли вы, как раньше назывался Невски...
Сон Ким: пейзажист - (0)Сон Ким: пейзажист ...
Ломков Юрий Александрович: живописец - (0)Ломков Юрий Александрович: живописец ...
Хвостатые книги на поясе: забытая история средневековых портативных библиотек |
Средневековье, а у людей на поясе висят книги! Да-да, с длинным "хвостом" и вверх ногами. Зачем? Чтобы было удобно читать на ходу. Эти "поясные книги" – настоящий феномен. Они рассказывают не только о вере, но и о том, как люди уже тогда хотели иметь всю информацию под рукой. Их история удивительна и поучительна!
Картина маслом - попаданец на средневековой дороге, полной пыли или, в зависимости от сезона, грязи. По ней движется процессия: паломники, монахи, возможно, рыцарь в тяжелых доспехах. И если он внимательно приглядится, у некоторых из них на поясе висит нечто необычное.
Не кошель с монетами, не кинжал. Это книга. Но висит она странно: вверх ногами, с длинным, мягким "хвостом", который уходит под пояс. Чтобы прочитать, достаточно было просто взять ее, и книга переворачивалась сама собой в правильное положение.
Это поясная книга — удивительное изобретение Средневековья, наш давний предок карманных гаджетов.
Эти "хвостатые" книги появились в конце XIII века и правили бал на протяжении XIV и XV столетий, прежде чем исчезнуть с приходом печатной революции. Они были не просто удобством; они были символом личной веры, мобильности и неутолимой жажды знаний в эпоху, когда книги были редким сокровищем.
Но что это были за книги? Кто их носил?
И почему они, спустя два века популярности, канули в Лету? Давайте погрузимся в мир, где книги висели на поясе, и узнаем их забытую историю.
В средневековой Европе книга была предметом роскоши. Их переписывали вручную монахи и писцы, это был долгий и дорогостоящий процесс. Большинство книг хранилось в монастырских библиотеках или сокровищницах церквей, доступ к ним был ограничен.
Но постепенно, с ростом городов, развитием университетов и увеличением числа образованных людей, возникла потребность в более доступных, а главное, портативных книгах.
И вот, в конце XIII века, появляется гениальное решение: поясная книга. Идея проста, но остроумна. Книга переплеталась таким образом, что ее обложка, обычно из кожи, была значительно удлинена снизу, образуя своего рода мешок или "хвост".
Этот хвост был достаточно длинным, чтобы его можно было просунуть через пояс одежды. Книга висела на поясе вверх ногами, что, казалось бы, странно. Но это было сделано для удобства!
Когда владелец хотел прочитать, он просто брал книгу за нижний край, вытягивал ее из-за пояса, и она естественным образом переворачивалась в правильное положение для чтения. Не нужно было расстегивать сумку, доставать ее, а потом еще и открывать. Все было под рукой, мгновенно доступно.
Этот дизайн был революционным для своего времени. Он позволял человеку иметь свою "библиотеку" всегда при себе, не отвлекаясь на лишние манипуляции. Это был настоящий "гаджет" Средневековья, разработанный для максимального удобства пользователя.
Кто же носил эти необычные книги? Чаще всего это были представители духовенства – монахи, странствующие священники, проповедники. Для них постоянный доступ к молитвам, псалмам или текстам для исповеди был частью их работы и духовной жизни.
Представьте монаха, идущего по пыльной дороге, и в любой момент он может достать свою книгу, чтобы прочитать молитву или поразмышлять над текстом.
Но не только духовенство ценило такие книги. Среди владельцев были и благочестивые миряне – состоятельные купцы, аристократы, которые могли позволить себе такую роскошь. Для них поясная книга была не просто удобством, но и явным символом их благочестия и статуса.
Постоянное ношение книги подчеркивало их приверженность вере и желание иметь священные тексты всегда при себе.
Содержание этих книг было преимущественно религиозным: часословы (молитвенники для чтения по часам дня), псалтири, трактаты о благочестии, тексты для исповеди, проповеди.
Эти книги позволяли людям поддерживать свою духовную практику не только в церкви, но и в дороге, дома, на работе. Представьте паломника, который, остановившись на ночлег, достает свою поясную книгу и читает молитвы при свете свечи. Или купца, который в ожидании сделки, листает страницы своего часослова.
Поясные книги были верными спутниками в путешествиях и дома, становясь частью повседневной жизни своих владельцев.
Каждая поясная книга была уникальным произведением искусства. Они переплетались вручную из лучших материалов. Обложки часто делали из прочной кожи, иногда с тиснением, создающим красивые узоры.
Внутри использовался пергамент — обработанная кожа животных, на которой вручную переписывали тексты. Некоторые из этих книг были богато иллюминированы, то есть украшены миниатюрами и инициалами, расписанными яркими красками и золотом.
Техника создания такого переплета требовала особого мастерства. Нужно было не просто сшить страницы, но и аккуратно сформировать этот удлиненный "хвост", чтобы он был достаточно гибким для заправки за пояс, но при этом прочным и долговечным. Иногда на хвосте делали узел или петлю, чтобы книга еще надежнее держалась.
Их дизайн был не только функциональным, но и эстетичным. Когда книга висела на поясе, она была видна окружающим, и ее внешний вид, качество кожи, узоры — все это говорило о достатке и вкусе владельца. Это были не просто предметы для чтения, а статусные символы, часть личного образа средневекового человека.
Эпоха поясных книг была относительно недолгой. Их расцвет пришелся на XIV-XV века, но к концу XVI века они практически исчезли. Что же произошло? Причина была грандиозной - изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в середине XV века.
Печатные книги были гораздо дешевле и производились намного быстрее, чем рукописные. Они стали доступны более широким слоям населения. С появлением компактных печатных изданий, которые легко помещались в сумку или карман без всяких "хвостов", специфическая конструкция поясных книг потеряла свою актуальность. Зачем платить больше за сложный переплет, если можно купить дешевую и удобную печатную книгу?
Кроме того, менялись и культурные практики. Возможно, необходимость столь демонстративно носить религиозные тексты ушла на второй план, или появились другие способы проявления благочестия.
Поясные книги стали анахронизмом, дорогим и громоздким напоминанием об ушедшей эпохе. Сегодня до нас дошло лишь около 20-30 таких экземпляров, и каждый из них, это бесценный музейный экспонат, свидетель давно забытой, но очень интересной главы в истории книги.
Рубрики: | интересные факты книги |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |