Дочь расстрелянного в годы репрессий начальника Севморпути Павла Ковеля .
Валентина Ковель стала актрисой не благодаря, а вопреки своей нелегкой судьбе.
В театральный институт она поступила в грозном 1941-м.
Поступила и тут же отправилась рыть окопы на подступах к Ленинграду.
Занятия в институте постоянно прерывались сиренами и бомбежками, будущим артистам приходилось забираться на крыши и сбрасывать с них вражеские «зажигалки».
А когда стали доставлять раненых с фронта, девушка отправилась работать в госпиталь.
Там кормила и перевязывала раненых, а вечером находила в себе силы еще и петь и танцевать для них.
По окончании войны в 1946 году Валентина Ковель была принята в труппу Ленинградского театра драмы имени Пушкина.
На его сцене актриса играла острохарактерные роли с элементами эксцентрики и гротеска, воплощая живые, сочные образы героинь внешне непритязательных, но привлекающих жизнелюбием, веселым нравом:
Зойка Толоконцева («Годы странствий») и Лешка («Дальняя дорога») А. Н. Арбузова, Настя («На дне» М. Горького), Варвара («Гроза» А. Н. Островского), Клара («Сонет Петрарки» Н. Ф. Погодина), Мурка («На диком бреге» по Б. Н. Полевому) и др.
Но настоящая популярность к актрисе пришла много позже, после того, как в 1966 году актриса перешла в Большой драматический театр имени М.Горького.
Здесь, под руководством Георгия Товстоногова (она была его любимой актрисой) Валентина Ковель создала свои лучшие образы.
спектакль"Два театра"-1969
В первую очередь, это - сваха Кабато из спектакля «Ханума».
Замечательной работой актрисы была ее Вязопуриха в спектакле «История Лошади».
В этой постановке, ставшей визитной карточкой БДТ, она блестяще играла вместе Евгением Лебедевым.
Запомнилась Валентина Ковель и по спектаклям: «Ревизор» (Пошлепкина),
«Прошлым летом в Чулимске» (Анна Васильевна), «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» (Беатрис), «Энергичные люди» (Вера Сергеевна), «Смерть Тарелкина» (Брандахлыстова), «На всякого мудреца довольно простоты» (Манефа), «Визит старой дамы» (Клер Цаханесян) и другим.
Работы Валентины Ковель были всегда разноплановы, отличались глубиной, достоверностью, меткостью наблюдений.
По замечанию критика А.П. Свободина, каждую свою роль Валентина Ковель превращала в «точный снайперский выстрел», умела довести неглавную роль до уровня главной, приковывая к себе внимание зала.
Многие годы бок о бок с Валентиной Ковель выступал на сцене БДТ ее муж, народный артист РСФСР, знаменитый актер Вадим Медведев,(1929-1988).
Питерский бомонд любил Валентину Павловну за ее открытый характер, жизнелюбие, эксцентрику.
Она обожала шумные компании, всегда была в центре внимания, никогда не чуралась «крепких словечек» и до конца оставалась воплощением оптимизма.
Валентина Ковель была убеждена: «Как ни страшна порой бывает жизнь, все же самое страшное – это утратить способность улыбаться».
Есть дочь — Екатерина Кончакова (Ковель).
Иногда Валентина Ковель снималась в кино и в основном в эпизодах.
На память приходят ее Галина Андреевна, подруга Махно в драме Иосифа Хейфица «Салют, Мария!»,
сутенерша Нюрка в сериале
«Рожденная революцией»,
Пиковая дама Каргана в детском фильме
«Веселое сновидение, или смех и слезы»,
Анна, мать Василия Лобанова, в мелодраме
«Трижды о любви»,
колдунья Клара в эротической комедии «Колесо любви».
Фильмография:
1957 -Дон -Кихот
1966 - В городе С.
1967 - Зеленая карета
1968 - Юморески Валентина Катаева
1971 Шутите? - киноальманах
1975 Прошу слова
1979 Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки - телеспектакль 1983 - Средь бела дня...
1983 Магистраль 1984 -Прохиндиада или бег на месте
1985 -Криминальный талант
1986 Пиквикский клуб - телеспектакль 1988 - Собачье сердце
1991 Мой лучший друг генерал Василий, сын Иосифа
1991 Исчадье ада
1992 Удачи Вам, господа 1992 -Короткое дыхание любви
1994 Русская симфония 1994 -Год собаки
Даже по этим немногочисленным ролям можно судить о богатом потенциале Валентины Ковель в кино.
По мнению специалистов, своим артистизмом и природным темпераментом она могла наполнить любую роль, затмив многих киноактрис.
Но, увы, кинематограф не разглядел ее неординарного таланта.
В последние годы жизни сотрудничала с Театром сатиры на Васильевском.
Умерла 15 ноября 1997 года.
Похоронена на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга, рядом с мужем Вадимом Медведевым.