-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21090
Комментариев: 152301
Написано: 183393


ИСКУССТВО. ЮВЕЛИР ПАВЕЛ АКИМОВИЧ ОВЧИННИКОВ

Четверг, 08 Августа 2019 г. 14:25 + в цитатник
алла_разумикина все записи автора

Был крепостным, который сумел возродить старинную технологию и стал известным фабрикантом. 

 


 

Родившись крепостным, он достиг богатства и успеха своим трудом – создал известнейшее в России ювелирное дело, восстановил старинные технологии русской эмали, добился внимания императорского двора и открыл собственную школу, где применялись новаторские способы подготовки. Павел Овчинников – ювелир, промышленник, мыслитель и педагог, стал ключевой фигурой российской культуры середины XIX века…


 

 
Изделие фабрики Овчинникова.

Изделие фабрики Овчинникова.



Павел Акимович Овчинников родился в 1830 году в Подольском уезде и был крепостным князя Волконского, но от обычной участи крепостного его спасли рано и необычайно ярко проявившиеся способности к рисованию. Его брат давно получил вольную и держал мастерскую золотых и серебряных дел в Москве. 
 

 
Изделия фабрики Овчинникова.

Изделия фабрики Овчинникова.



Павел присоединился к нему в качестве подмастерья, а спустя восемь лет смог и сам получить свободу. Овчинникову повезло и еще раз – его избранница получила неплохое приданое, которое он успешно вложил в развитие собственного ювелирного предприятия. Спустя четыре года оборот его предприятия достиг полутора миллионов рублей.

 

Кованый ларец.

Кованый ларец.



Впервые он продемонстрировал свои работы в 1865 году на выставке мануфактурных произведений. Впрочем, там он был скромен и представил изделия для богослужений по рисункам академика Борникова. 
 

 
Витрина фабрики Овчинникова.

Витрина фабрики Овчинникова.



А дальше – бесконечная лестница успеха. Фабрика Овчинникова принимает участие в крупнейших выставках в России и за рубежом, неизменно получая высокие награды, а вскоре становится поставщиком императорского двора. Фабрика получила право использовать в своих изделиях государственный герб.
 

 
Заказ для члена императорской семьи.

Заказ для члена императорской семьи.


 

 
Изделия с российским гербом.

Изделия с российским гербом.


 

 
Слева - изделие с российским гербом и витражной эмалью.

Слева - изделие с российским гербом и витражной эмалью.



В Париже ювелир завоевал серебряную медаль за письменный прибор, посвященный освобождению крепостных в 1861 году.
 

 
Изделия фабрики Овчинникова.

Изделия фабрики Овчинникова.



О нем писали – «Овчинников известен всей России, и эта известность приобретена им самим». Это было редчайшее сочетание энергичности, обаяния, упорства, предприимчивости, рационального ума и высокого художественного дарования. Он единолично управлял предприятием и значительные усилия прилагал для рекламы в России и за границей.
 

 
Портсигар с эмалью.

Портсигар с эмалью.


 

 
Изделия с эмалью в различных стилях.

Изделия с эмалью в различных стилях.



Овчинников был не просто успешным фабрикантом – он был настоящим популяризатором эмальерного дела. Никогда ранее фабричные изделия не покрывались столь сложными витражными эмалями. 
 

 
Изделие со стилизованными павлинами.

Изделие со стилизованными павлинами.


 

 
Чаша с эмалью.

Чаша с эмалью.



Овчинников и его коллеги использовали самые разнообразные варианты применения эмалей – маленькие вкрапления или масштабные сложные орнаменты… Овчинников не боялся сочетать эмаль с чернью и другими способами декорирования. 
 

 
Изделия в русском стиле.

Изделия в русском стиле.


 

 
Изделие с рокайльными мотивами.

Изделие с рокайльными мотивами.


 

 
Ковш в русском стиле.

Ковш в русском стиле.



Кроме того, он смело экспериментировал со стилями, интерпретируя, к примеру, шинуазри и другие ориентальные направления. Правда, заигрывая с темой «востока», не забывал он и о корнях – например, для политехнической выставки 1872 года был создан роскошный сервиз с видами Москвы. 
 

 
Изделия в русском стиле и сервиз с видами Москвы.

Изделия в русском стиле и сервиз с видами Москвы.


 

 
Ларец с эмалью.

Ларец с эмалью.


В то же самое время в декоративно-прикладном искусстве сформировалось устойчивое стремление к интерпретации русских национальных мотивов. Гравюры с видами городов, сюжеты из русской истории, лубки и орнаменты – спектр незаслуженно забытых художниками образов был так велик, что каждый мог найти в недрах русской культуры что-то близкое его вкусам. 
 

 
Изделия с мотивами русской культуры.

Изделия с мотивами русской культуры.


 

 
Изделия в русском стиле.

Изделия в русском стиле.



Павел Овчинников искусно сплетал «древнерусские» мотивы с восточными, добиваясь выразительной и впечатляющей пластики линий. Овчинников и его мастера изучали опыт ювелиров допетровской эпохи, чтобы получить нечто оригинальное и при этом «подлинно русское», вели экспериментальные разработки новых техник создания эмали. 
 

 
Сочетание русских и ориентальных орнаментов.

Сочетание русских и ориентальных орнаментов.


 

 
Ларец с русскими мотивами.

Ларец с русскими мотивами.



Так именно на фабрике Овчинникова после долгих поисков была восстановлена, казалось бы, давно и безвозвратно утраченная техника перегородчатой эмали – впрочем, широкого распространения она не получила. Зато оконная, или витражная эмаль, которую крайне редко использовали и в России, и на Западе, была развита именно мастерами Овчинникова. 
 

 
Ковш в русском стиле.

Ковш в русском стиле.


 

 
Ковши фабрики Овчинникова.

Ковши фабрики Овчинникова.


 

 
Ковш с былинным мотивом.

Ковш с былинным мотивом.



Фабрикант ничуть не скрывал достижений и исследовательских изысканий своего предприятия, охотно делился находками и научными сведениями в своих книгах. 
 

 
Сервиз фабрики Овчинникова.

Сервиз фабрики Овчинникова.


 

 
Сервиз с витражной эмалью.

Сервиз с витражной эмалью.



К тому же он сотрудничал со многими известными художниками своего времени, например, Лансере.
Национальный колорит изделий Овчинникова ценили иностранцы, заезжавшие в Москву или Санкт-Петербург, где располагались магазины фабрики. 
 

 
Ковш в форме павлина.

Ковш в форме павлина.


 

 
Павлин.

Павлин.



Вернуться в Париж без сувенира с клеймом фабрики Овчинникова? Невозможно! Сервизы, чаши, кубки, покрытые витражной эмалью, дарились на дипломатических встречах и подносились важным особам по всей Европе. 
 

 
Блюдо с эмалью.

Блюдо с эмалью.


 

 
Ковш в русском стиле.

Ковш в русском стиле.



Но приоритетом работы фабрики оставалось создание церковной утвари – более шестидесяти лет храмы и монастыри обращались именно к фабрике Овчинникова. Элементы созданного мастерами фабрики убранства можно увидеть в соборе Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и храме Христа Спасителя в Москве. 
 

 
Оклады икон с эмалью.

Оклады икон с эмалью.


 

 
Оклад с эмалью.

Оклад с эмалью.


 

 
Оклад с эмалью.

Оклад с эмалью.



Кроме того, Овчинников был хорошим управленцем и педагогом. Он стремился к тому, чтобы рабочие ни в чем не нуждались, а организация их труда и быта была на высоте. Свои взгляды он изложил в революционной для того времени книге «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях». 
 

 
Не только Фаберже!

Не только Фаберже!



Он одним из первых фабрикантов открыл ремесленно-художественную школу, на территории которой проживало сто тридцать учеников, которые на протяжении шести лет осваивали как общеобразовательные науки, так и рисунок, лепку, каллиграфию. Ученики школы регулярно получали награды на различных выставках, что свидетельствует о высоком уровне их подготовки. Ученики работали на фабрике, но выполняли лишь работу, связанную с их обучением и повышающую их мастерство. Строжайше запрещалось использовать подростков для выполнения черновых работ, уборки, обслуживания. 
 

 
Изделия фабрики Овчинникова.

Изделия фабрики Овчинникова.



Его кончина не привела к гибели предприятия. Сыновья Овчинникова унаследовали его предприимчивость, любовь к экспериментам и чувство стиля. Работы, представленные ими в 1900 в Париже, заслужили немало комплиментов как новаторские и технически сложные. Фабрика была закрыта после революции, а ее имущество национализировано. Сейчас сохранившиеся изделия фабрики Павла Овчинникова продаются на аукционах за немалые деньги как в России, так и за рубежом. 

Текст: Софья Егорова. 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240619/43488/
 

Рубрики:  русские творцы
интересные статьи
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 13 пользователям

Минор   обратиться по имени Четверг, 08 Августа 2019 г. 20:44 (ссылка)
Чудесные работы,очень интересный пост,спасибо,Аллочка!
Ответить С цитатой В цитатник
алла_разумикина   обратиться по имени Четверг, 08 Августа 2019 г. 22:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Минор

Пожалуйста!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку