-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина-л

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2012
Записей: 146915
Комментариев: 48539
Написано: 383581


...барыня,Вы поедете на бал?

Понедельник, 16 Декабря 2019 г. 14:25 + в цитатник
Цитата сообщения lora-46 ...барыня,Вы поедете на бал?

The Staircase of the Opera by Louis Beroud

 



z5df768adec3ee (700x117, 58Kb)

 

Вторая половина 19-го века

Балы  были излюбленным развлечением публики.

Любой бал начинался с приглашения.

"Бывало, он еще в постели, ему записочки несут ",

-Пушкина,

несколько неточно отражает ситуацию:

приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет.

 

 

 

Приглашения были очень лаконичны, например:

"Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов".

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием,

 


523009.800xp (700x432, 311Kb)

 

Этот бал состоялся в тот год, когда были созданы «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и «Мороз и солнце; день чудесный!», то есть золотой век русской культуры в самом разгаре. Акварель написана неизвестным художником, скорее всего — любителем или даже любительницей. Она входит в «альбом Юсуповых» — собрание зарисовок интерьеров и других сюжетов, попавшее в Эрмитаж из наследия этого богатейшего семейства. Дилетантство автора выдает непривычная композиция: к нам обращены спины людей и спинки стульев, которые отодвинуты от стен зала и окружают место для танцев. Профессиональный художник никогда бы так не построил мизансцену, зато благодаря этому мы имеем редкое свидетельство быта: видим со стороны «кулис», как организовывались балы.

 

 

в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами.

 



Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса.


www.ArtsGallery.pro_Pervuninskiy_Vladimir_Vihri_Valsa_medium_255927 (700x582, 612Kb)

 

 



 

"

В ВАЛЬСЕ -

Огонь созвучий, аккордов пенье,

О, вальс певучий, мое забвенье,

Ты льнешь украдкой мечтою ложной,

Ты отдых сладкий душе тревожной,

Кольцом неверным сомкнуты звенья,

В движенье мерном покой забвенья.

В огне созвучий, в живом стремленье

– И трепет жгучий, и утоленье."

М.Лохвицкая

 

Elegant Soiree by Jean-Georges Béraud

 

Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. «Мазурка была таким замечательным танцем особенно оттого, что выявляла те свойства мужчин и женщин, которы

ми они наиболее привлекали друг друга.



www.ArtsGallery.pro_Pervuninskiy_Vladimir_Svetskiy_Raut_medium_256017 (700x549, 600Kb)

 

 



 

Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперед, и самый поворот ее головы, так как ей приходилось смотреть на кавалера через свое приподнятое плечо, придавал ей дразнящую ауру непостижимости, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера. Он ее мчал вперед, то щелкая шпорами, то кружа ее, то падая на одно колено и заставляя ее танцевать вокруг себя, выказывая свою ловкость и воображение, способность себя показать и управлять ее волей»

 

 



«Мазурка — это душа бала, цель влюбленных, телеграф толков и пересудов, почти провозглашение о новых свадьбах, мазурка — это два часа, высчитанные судьбою своим избранным в задаток счастья всей жизни» Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше…»


 

https://bigartshop.ru/sites/default/files/styles/1920x/public/product_images/%D0%A3%D0%B6%D0%B8%D0%BD%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%83--null.jpg?itok=PGZFKGoy

 

 

Ужин на балу

Адольф Менцель

 

 В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму.  Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр

.Бальная танцевальная программа 1874 года:

Полонез

Вальс

Полька

Галоп

 Котильон

 

 Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.

За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон.

 



 

К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

 

 

 

Дмитрий Кардовский

 

А вот иллюстрация времен Николая II. Бал в дворянском собрании на Михайловской улице состоялся 23 февраля, на третий день празднования 300-летия дома Романовых. Прием, на котором было более трех тысяч гостей, стал первым официальным выходом в свет старшей дочери императора — великой княжны Ольги Николаевны. Она изображена в самом центре композиции, танцующей со светлейшим князем Николаем Ивановичем Салтыковым.если разглядывать толпу, то можно узнать многих — членов императорской фамилии, главу дворянского собрания Сергея Сомова, директора Эрмитажа Дмитрия Толстого, композитора Александра Танеева. Художник сделал множество подготовительных этюдов — и получился очередной групповой портрет.

 

Первунинский Владимир - 'Венский бал'

 

Первунинский Владимир

 

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках.

Дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

 

Тут всё понятно...

 

Первунинский Владимир - 'Бал под звуки Штрауса'

 

Первунинский Владимир. 'Бал под звуки Штрауса'

 

 

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала.

Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори.

К платью подбирались перчатки в тон платья или белые

(надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным).

Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа.

В любом случае, шея должна была быть открыта.

Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди.

Обязательным атрибутом был веер.

Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль),

которую также оставляли на своем месте.

 

с этого момента я поподробней...


https://farm1.staticflickr.com/528/31845085622_7c47fd05c3_o.jpg

 

1893. Вечернее платье. Шелк. metmuseum

 

“Lily Dress” evening dress, black velvet with application of ivory silk in the form of lilies, embroidered with pearls and sequins, 1896. © L. Degrâces et Ph. offre/Galliera/Roger-Viollet

 

Вечернее платье «Lily Dress», черный бархат с применением шелка цвета слоновой кости в форме лилий, расшитое жемчугом и блестками, 1896 г.

1898. Ball Gown. Silk, rhinestones, metal. metmuseum

 

1898. Бальное платье. Шелк, стразы, металл. metmuseum

 

На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами.

Разъезжались часто поутру:

"Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

 

 

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.

 

https://farm1.staticflickr.com/774/31598880690_55c6ccffc0_o.jpg

 

1895. Бальное платье. Французкий язык. Шелк. metmuseum

 

1900. Ball Gown. Silk, cotton, metallic thread, glass, metal. metmuseum

 

1900. Бальное платье. Шелк, хлопок, металлическая нить, стекло, металл. metmuseum


1887. Ball Gown. Silk, glass, metallic thread. metmuseum

 

1887. Бальное платье. Шелк, стекло, металлическая нить. metmuseum

 

 

Цвет драгоценных камней должен соответствовать цвету платья.

Жемчуга и бриллианты или рубины и бриллианты- к розовым тканям;

жемчуга и бриллианты или сапфиры и бриллианты – к голубым тканям.

  Во время бала перчатки не снимали ни дамы,ни кавалеры,за исключением ужина и игры в карты.

Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать.

В случае недостатка в кавалерах или дамах ,обязанность танцевать падает на каждого.

Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично.

Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным.

Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

 

Первунинский Владимир - 'Перед баллом'

 

 Прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

 

 

более подробно можно посмотреть здесь

 

 

Первунинский Владимир - 'Высшее общество'

 

 

Первунинский Владимир. 'Высшее общество'

 

Московский бал 1810 года, ставший дебютом для Наташи Ростовой, — первое, что приходит в голову, когда речь заходит о балах в литературе.

 

Описание балов встречается во многих текстах русской литературы.

 

 

На протяжении XIX — начала XX века балы были не просто развлечением, но и местом для неформального общения, местом, где молодой офицер низшего чина, умеющий танцевать и развлекать дам, мог почувствовать себя выше стареющего генерала, а мужчины и женщины — разговаривать друг с другом, не боясь пересудов в обществе.

 

 

Лалла-Рук — прозвище хорошенькой Александры Федоровны, полученное ею после публикации одноименного стихотворения Жуковского, а царем здесь, конечно, является Александр, а не Николай, как ошибочно полагали некоторые комментаторы романа Александра Пушкина.

 



 

 

Балы в русской литературе

 

Первунинский Владимир - 'Бал. № 2'

 

 

В «Войне и мир» после полонеза оркестр заиграл мазурку — один из важнейших танцев вечера.

Так же как и полонез, этот танец появился в Польше и стал популярным на европейских балах. В начале века умение танцевать мазурку, особенно среди кавалеров, у которых были сольные партии, было своеобразным маркером хорошего воспитания. К 30-м годам XIX века в моду вошел дендизм, молодые мужчины стали пренебрегать танцем вообще, однако тот же Евгений Онегин «легко мазурку танцевал».

 



https://www.artsgallery.pro/upload/artists/pervuninskiy_vladimir_243013/artworks/www.ArtsGallery.pro_Pervuninskiy_Vladimir_Bal_medium_255879.jpg

 

 

Это пушкинское замечание доказыва

ет, что «сплин» его героя в начале романа наполовину поддельный.

 

 

 

Нередко во время исполнения этого танца между юношами и девушками происходили судьбоносные, невозможные в любой другой ситуации объяснения.

 

 

Именно на мазурку надеялась Кити Щербацкая, героиня «Анны Карениной».

 

 

 

 








бал,  царствования, эпохи Александра III.

В этом рисунке виден иной подход к теме.

А Брож — серьезный художник, хотя на заднем плане дирижер машет палочкой оркестру и виднеются кружащие пары, атмосферы праздника и танцев при взгляде на работу не ощущается. Зато все очень иллюстративно: сразу можно узнать и императора, и его супругу, а также цесаревича Николая, прочих великих князей и чиновников двора. Позже с таких подготовительных рисунков карандашом делались гравюры, которые шли в «Ниву» или в «Искру».

 

 По ссылкам - больше.

Бал- маскарад- чуть позже...

Всё это -прекрасное прошлое.

Сегодня ,в основном,-: "хей- хоп- ла-ла-ла"

Но традиции помнят в России и Австрии.

Отрадно.

 Буду отслеживать...

 


107925831_0_50634_922b60b2_S (150x101, 30Kb)

 

 

Рубрики:  Интересно.Любопытно.Памятно.Ностальгично.Неопознан
Новогодне-рождественское.И новогодние поздравления
История вещей, событий, обычаев... Факты.Музеи.
Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-2

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку