Новогоднее |
Елочка
В тихой печали светлого вечера
стоишь, зеленеешь ты,
такая простая,
такая доверчивая,
не зная своей красоты.Такую, как ты, нельзя не любить, —
полюбят тебя
и сгубят;
такую, как ты, нельзя не срубить,
зимою придут
и срубят.
Будешь стоять на радость семьи
в праздничном великолепьи;
лягут на юные руки твои
золотые
бумажные цепи.
Тебе подсунут вместо корней
подставку крестообразную…
Как больно мне будет видеть в окне:
свечи зажгут…
отпразднуют…
К. Ковальджи
Метки: алиция жуковска кирилл ковальджи елочка |
Украинские гастарбайтеры в панской Польше |
Метки: юрко тютюник пилсудский петлюра силезия домбровский бассейн |
Санктуарий в Кальварии Зебжидовской |
Метки: kalwaria zebrzydowska санктуарий кальвария зебжидовска |
Ночной рождественский Краков |
Метки: новый год краков рождество ночь фото |
Вопрос знатокам |
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Метки: россия гонор славянский мир |
Польский Шаламов, или Крестный путь в вечность |
Просматривая статьи о творчестве бесконечно чтимого и боготворимого мной страстотерпца Варлама Шаламова и одновременно рыская в Сети в поисках информации о варшавских подземельях , я наткнулся на упоминание о том , что в Европе был писатель, очень на Шаламова похожий и все-таки отличный от него в главном: поляк Тадеуш Боровский, автор книг «Прощание с Марией» и «У нас в Аушвице». "Там то же неверие в человека и тот же отказ от любых утешений. Но Боровский пошел дальше: он каждого выжившего поставил под подозрение. Раз выжил — значит, кого-то предал или чем-то поступился. С таким мировоззрением жить было нельзя, и он, уцелев в Освенциме, не уцелел в аду собственной концепции: выбросился из окна в неполных 28 лет. Шаламов поставил под сомнение всех кроме себя, — но в конце концов изобразил ад собственного безумия, так что кончил, в сущности, тем же, просто Боровский не дожил до интерната психохроников."
Ясно, что после такого я не мог не заинтересоваться таким человеком. Оказалось, что этот по существу юноша- великолепный лирический поэт. И предельно трагический прозаик.
Вот его строки:
* * * [Думаю о тебе.]
Думаю о тебе. Смотря на небо,
вспоминаю твои глаза, твой голос,
твою улыбку. Облако скользит
по небосклону, словно бы ты повернула
профиль влево. В другом месте
дерево, сплетенное с ветром, склонило
крону, как если бы ты склонилась,
а там, в воздухе, парит птица -
и я знаю, что, задумавшись, ты так же
подносишь ладонь к лицу. Я узнаю
рассеянную красоту вещей и мимолетную
вспышку прекрасного на земле, которая с тобой
связалась и приняла твой образ...
Метки: тадеуш боровский поэзия сопротивление |
У Христа за пазухой |
Метки: u pana boga za piecem u pana boga w ogrodku |
О Казимире и евреях |
Один из наиболее выдающихся польских королей - Казимир III Великий (1333-1370), "польский Петр I-ый", основатель Ягеллонского университета - отличался среди прочих своих достоинств, редким в то время филосемитизмом и покровительством евреям и другим меньшинствам, и состоял в морганатическом браке с Эстеркой, дочерью портного из Опочно. Две дочери, родившиеся у них, остались в еврействе, но два сына — Пелка и Немир — были крещены и стали родоначальниками знатных польских семей. Судьба Эстерки была трагичной: при преемнике Казимира Людовике Венгерском она была убита во время погрома. История ее жизни стала предметом многих исторических романов. Не обошла она и русскую поэзию, правда без упоминания имени и происхождения:
"...Казимир, круль польский, мчится в Краков с молодой, веселою женой".
Любопытно, что это стихотворение Якова Полонского посвящено известному фольклористу А.Ф. Гильфердингу, полуеврею, отославшему поэта к польскому летописцу Длугошу (XV в.), который рассказал о судьбе Эстерки
Метки: евреи привилегии антисемитизм иезуиты казимеж казимир iii великий |
FEEL - Gdy wigilia jest |
Метки: feel gdy wigilia jest |
Счастливого Рождества! |
Метки: witaj panie |
Jest taki dzien... |
Метки: seweryn krajewski jest taki dzien сzerwone gitary |
В ожидании чуда |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Метки: рождество колядки сочельник вигилия |
Рождество под землей |
Метки: величка рождество |
ПРОЗЁВАННЫЙ ГЕНИЙ |
Прозеванным гением" назвал Сигизмунда Кржижановского Георгий Шенгели. "С сегодняшним днем я не в ладах, но меня любит вечность", - говорил о себе сам писатель. Он не увидел ни одной своей книги, первая книга вышла через тридцать девять лет после его смерти. Сейчас его называют "русским Борхесом", "русским Кафкой", переводят на европейские языки, издают, изучают и, самое главное, увлеченно читают. Новеллы Кржижановского - ярчайший образец интеллектуальной прозы, они изящны, как шахматные этюды, но в каждой из них ощущается пульс времени и намечаются пути к вечным загадкам бытия
При жизни Сигизмунду Доминиковичу Кржижановскому (1887-1950) удалось опубликовать всего восемь рассказов и одну повесть. Между тем в литературных кругах его считали писателем европейской величины.
Метки: сигизмунд кржижановский |
Невероятные приключения Звезды Пленительного Счастья и оберлейтенанта Клосса |
Вспоминая любимых героев любимых детских фильмов, не мог обойти вниманием кумиров советских мальчишек (правое фото) и советских же, но мужчин (левое):)). Поскольку я упел побывать и тем и другим, то это и мои абсолютные кумиры на все времена. Но разговор здесь пойдет не о восхитительно отчаянной, невероятно женственной, Полине Гебль и не менее отчаянном, мужественном красавце Гансе Клоссе, а о том редком случае, когда им довелось играть вместе. Было ж и такое!
Давайте вспомним замечательный польский детский телесериал «Пан Самоходик и Тамплиеры» (1971). Поверьте, он заслуживает этого. Чистая классика приключенческого жанра с со средневковыми замками, спрятанными рыцарскими сокровищами, шпионами, охотящимися за нимим и...фирменным польским шармом и иронией красавцев-актеров. Да, тайна клада связана с паролем: "Сокровище там, где ваше сердце" . Чем не универсальный пароль для каждого? Между прочим, в основе фильма лежит повесть классика мировой приключенческой литературы Збигнева Ненацкого. Школьником я зачитывался его " Островом Злочинців" на укр. языке. Впечатление осталось на всю жизнь. Упомяну еще одного польского мастера- Адама Багдая, чья романтико-приключенческая повесть"Пірати Співочих Островів" до сих пор греет мою душу. Тоже на укр.языке. (Парадокс- столь проклинаемая нынче укропатриотами Советская власть издавала на Украине превосходную детскую литературу на укр. языке! Это к вопросу о гонениях на укромову. )
Итак, все же что же это за фильма и чем она хороша?
Попробую вас заинтересовать вместе с moskovitza - лучшим, ИМХО, кинокритиком Блогосферы
Метки: Эва Шикульска Станислав Микульский |
Нет на свете царицы краше польской девицы |
БУДРЫС И ЕГО СЫНОВЬЯ
Три у Будрыса сына, как и он, три литвина.
Он пришел толковать с молодцами.
"Дети! седла чините, лошадей проводите,
Да точите мечи с бердышами.
Справедлива весть эта: на три стороны света
Три замышлены в Вильне похода.
Паз идет на поляков, а Ольгерд на прусаков,
А на русских Кестут воевода.
Dalej
Метки: пушкин мицкевич zofia batycka miss polonia-1930 |
С днем рождения, Константин Ксаверьевич! |
Метки: маршал ссср константин ксаверьевич рокоссовский |
Моника Советского Союза, или Смех по-польски |
Метки: пани моника ольга аросева кабачoк 13 стульев |
IV Речь Посполитая: взгляд на Восток |
Восточную политику Польши ни в коем смысле нельзя назвать прагматичной. И это не оценка со стороны. Так воспринимают ее сами поляки. Когда речь заходит об отношениях с восточными соседями, то непременно появляются термины, чуждые как современному российскому, так и западному политическому дискурсу. Это в первую очередь "политика памяти" и "историческая политика". Именно на них базируется любая идеология польской восточной политики, какой бы партией она ни провозглашалась. Поляки открыто говорят о "болезненной чувствительности Польши" к России и требуют уважения к своим чувствам. Основание политики на подобных основаниях крайне редко находит понимание как на Западе, так и в России. Обыкновенно заявления на этом языке воспринимаются как риторические обороты и всерьез не рассматриваются. Напрасно. Для польской политической элиты, как и для поляков вообще, эти слова наполнены действительно серьезным содержанием и пустым звуком никак не являются. Здесь надо учитывать своеобразный польский взгляд на прошлое Восточной Европы и ее нынешнее состояние. Это как раз то, что в России представляют себе очень немногие — в основном те, кому доступна польскоязычная литература и пресса. Осознание этой специфики давно уже стало очень важной задачей для российского общества. Польша — не тот сосед, с мнением которого можно не считаться.
Метки: пястовская политика доктрина гедройца-мерошевского болезненность политика польши |
Поляки и русские: народы разных времён и разных пространств |
Трения между поляками и русскими, обострившиеся в последнее время, нередко вызывают недоумение. Мол, непонятно, что же эти народы не поделили. При этом их же представители с трудом могут объяснить, в чём причина этих трений. Русские, сталкиваясь с польской озлобленностью, обыкновенно ссылаются на старый образ из крыловской басни про собачку Моську, которая, «знать, сильна, что лает на слона!». Поляки же пускаются в рассуждения о «ценностной пропасти» между двумя культурами и объясняют озабоченность русским вопросом некой «российской угрозой», которая постоянно нависает над их страной. При этом ценностями русской культуры называют то, что в самой русской культуре имеет, обыкновенно, выраженно негативное восприятие. Оба объяснения слабы, так как представляют односторонний взгляд, притом ещё и оскорбительный для другой стороны. Глубинная же причина ситуации ими никак не затрагивается: они описывают не основания для конфликта, а лишь выводы из него.
Метки: трения между двумя культурами самосознание идентичность |