-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21083
Комментариев: 152258
Написано: 183342


Театральный художник Петр Белов

Вторник, 01 Апреля 2008 г. 06:30 + в цитатник
Ирина_Бебнева все записи автора  (398x396, 52Kb)

Он успел написать свой роман

К 75-летию со дня рождения художника Петра Белова

Сергей БАРХИН
(Статья выходила к 75-летию со дня рождения, в 2004 году на портале "Культура"):
http://www.kultura-portal.ru






Петр Алексеевич Белов был человек изумительный - скромнейший и преданнейший, я всегда вспоминаю его таким. Я помню все его театральные работы (особенно мне нравится "Портрет", сделанный в Театре имени Гоголя в 1970 году). Я помню Белова в период работы в Центральном театре Советской Армии: много лет будучи там главным художником, он никогда не входил в конфликты, но всегда имел свое мнение.


И вдруг в 1986 году он пригласил меня в свою мастерскую на Солянке. Я увидел небольшие картины и прямо ахнул, настолько они произвели сильное впечатление. Эти работы стали для меня полной неожиданностью. Я спросил: "Петя, а как это пришло тебе в голову?" Ответ Белова тоже был неожиданным: "Да вот мы как-то сидели с режиссером Юрой Ереминым, разговаривали, курили, и я ему сказал: "Предметом искусства может быть все, что угодно, чуть ли даже не вот эта пачка "Беломорканала"... Так что картина Белова "Беломорканал", помимо всего прочего, возникла еще и как доказательство в каких-то театральных спорах.



Меня все время занимал вопрос: почему Белов так резко повернул от театра в совершенно другую сторону? Ведь в последние годы жизни его интересы действительно были очень далеки от театра. Петя ждал своего 60-летия (оставалось-то всего два года!), чтобы уйти на пенсию и в тиши мастерской заниматься только картинами (он даже не называл это живописью). У Белова было огромное количество планов, и они, видимо, обгоняли возможности их осуществления. А он спешил реализовать постоянно возникавшие идеи. За две недели до смерти, в январе 1988 года, приехав из Паланги, где он руководил творческой группой художников, Петя позвонил мне и радостно сказал, что там Юрий Кононенко показал ему новую технику работы с пастелью, которая позволяет делать картины гораздо быстрее. И неслучайно две его последние вещи - "Вечный покой" и "Плещеево озеро" - написаны уже не гуашью, а пастелью.

Свои живописные работы Белов не связывал с перестройкой и гласностью - эти понятия возникли позже, когда целый ряд картин был им уже сделан. Он не собирался продавать их у нас или за рубежом, хотя на Западе такие вещи с удовольствием бы приобрели. Петя поначалу даже не думал о выставке, настолько подобная идея тогда казалась нереальной! Для него его картины были какой-то невероятной находкой, новой жизнью внутри себя, вдруг захватившей его целиком. Так ученик в старших классах, впервые влюбившись, начинает жить другой жизнью: он по-прежнему ходит в школу, зубрит уроки, старается получить свою "четверку" или "пятерку", но дышит по-иному! Петя тоже последние годы ходил в Центральный театр Советской Армии, оформлял спектакли, делал макеты и эскизы, но мысленно жил только своими картинами.

Рассматривая сейчас его работы, понимаешь, что он, очевидно, предвидел собственную смерть. Ведь было же бесконечное количество разнообразнейших замыслов, но Белов воплотил только наиболее для себя важные темы. В его картинах есть родители, брат, жена. Есть Ленин, Сталин. Есть Булгаков, Мейерхольд, Пастернак. Есть театр в лице коменданта "особой ложи". Есть Война. Есть Природа. Есть Храм. Есть Вечность. Есть сам художник на картине "Вся жизнь" и "Вознесение", где с подвязанным к ноге номерком он как бы летит в космос. Наверное, будь Петя жив, эти темы потом могли бы расшириться, появились бы новые картины, каким-то образом продолжающие предыдущие линии. Но главное, что этот цикл не был оборван на середине. Здесь, как у большого писателя, роман завершен. Белов свершил в своих работах "полный виток", включив в них все то, что его больше всего волновало.

Отрывок из «Опасных связей» С. Юрского:


"Я недолго изобретал, чем бы удивить их в Москве. На следующий день повез их в тихий Ново–Ивановский переулок — в полуразрушенный дом с лестницами без перил и дверями с ободранной обшивкой. Здесь доживала последние месяцы мастерская моего друга — театрального художника ПЕТРА БЕЛОВА .

Петр Алексеевич переживал в это время (без преувеличения говорю!) вдохновенный период духовного прозрения . Он — известный декоратор, в свободное время писавший мирные пейзажи, — вдруг создал большую серию странных и страшных картин. Это были сгущенные до символов обвинения тоталитарному монстру эпохи — сталинизму. Вот иллюзорно–точно написанная, совсем как настоящая , ПАЧКА ПАПИРОС “БЕЛОМОРКАНАЛ” . Пачка разорвана. Из нее просыпались какие–то ... крошки... табак, что ли... Но, если подойти поближе, вглядеться, не табак... Люди, сотни людей, втекающих внутрь этой пачки, этого незабываемого Беломоро–Балтийского канала, перемоловшего десятки, сотни тысяч жизней.

Вот САПОГИ ВОЖДЯ (сразу узнаваемые) на поле одуванчиков, где в каждом одуванчике — их бесчисленное множество — мутно просвечивают лики... лица... души растоптанных.

Вот ПАСТЕРНАК, вмурованный в стену, из которой пробились только лицо и кисть руки.

Два десятка таких картин висели в полуразрушенной мастерской главного художника Театра Советской Армии. Они были его тайной. Тайна доверялась только друзьям под обещание “ не болтать, помнить, но забыть... Забыть, но... помнить ”. Вот я и вспомнил. И привел иностранцев посмотреть на клейма жития нашего народа.

Ванесса была поражена. Джерри Хили сидел посреди комнаты на колченогом стуле и астматически тяжело дышал. Лысый смуглый череп, низко посаженная на плечи голова, внимательный остановившийся взгляд. Он напоминал замершую черепаху, выглядывающую из своего панциря .

Ужинали вместе в Доме актера. Ванесса говорила, что Белов должен привезти свои картины в Лондон, что он непременно должен оформить там какой–нибудь спектакль и вообще... проявить себя в Европе. Петя смущенно улыбался и все переспрашивал, правильно ли я перевожу, может, что путаю.

А потом, один на один, сказал, что выслушал все эти предложения, как добрую сказку на ночь. Все это настолько не совпадало с реальной жизнью и реальными возможностями, что казалось то ли наивностью, то ли насмешкой.

А потом Петя умер. Он написал еще несколько замечательных картин. Последней была такая : БЕЛОЕ СНЕЖНОЕ ПОЛЕ, следы от первого плана в глубину. Далеко–далеко человек, который уходит по этой целине. А на самом первом плане чья–то рука ДЕРЖИТ эту картинку... И рядом с ней ключи лежат... Это он сам? Картина называлась “ УХОД ” и была написана за месяц до смертельного инфаркта. Тема “ прихода Белова в Европу ” никогда больше не поднималась. Он и забыл про это.

А Ванесса не забыла. Стараниями жены Петра Марьяны и дочери Кати, стараниями друзей работы Белова превратились в передвижную выставку. Ванесса пригласила Марьяну и Катю в Англию, и картина Пети “ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ” стала маркой, символом выставки русского искусства в Лондоне. Выставка побывала во Франции, Германии, Польше, странах Балтии."
 (500x306, 69Kb)
 (224x300, 15Kb)
вся жизнь (300x212, 13Kb)
Рубрики:  русские творцы
живопись
интересные статьи
Метки:  

Процитировано 2 раз

Сиротка_Мегги   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2008 г. 14:05 (ссылка)
а где можно посмотреть эти работы? И прочитать роман?
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_Бебнева   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2008 г. 19:13 (ссылка)
http://magazines.russ.ru/october/2000/6/urski.html - это Юрский. Очень интересно. А вот работы путешествуют по выставкам (я была на одной такой в Питере), но почему с них нет репродукций даже в интернете - не знаю. Я смогла найти только эти три, хотя у него есть и другие, не менеее, если не более, интересные работы. Буду еще искать...
Ответить С цитатой В цитатник
Сиротка_Мегги   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2008 г. 19:36 (ссылка)
Ирина_Бебнева, Большое спасибо))) Если найдёте что-то из работ и выложите здесь, будет замечательно))))
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_Бебнева   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2008 г. 19:40 (ссылка)
Сиротка_Мегги, я добавила еще одну: Песочные часы, она теперь в самом начале статьи. Если бы я сразу поместила с этой работой, я думаю, было бы больше прочтений...
Ответить С цитатой В цитатник
Сиротка_Мегги   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2008 г. 19:42 (ссылка)
Ирина_Бебнева, гениально...Да, думаю, вы правы...Не понимаю, как он, живя и творя такое при совдепии, умер своей смертью...
Ответить С цитатой В цитатник
Голубой_кувшин   обратиться по имени Белов Вторник, 01 Апреля 2008 г. 20:23 (ссылка)
Впечатляюще и емко,особенно с пачкой Беломора
Ответить С цитатой В цитатник
Humulus   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2008 г. 22:42 (ссылка)
Я помню, эти картины часто публиковали в 80-х, на волне всеобщего разоблачительства.Они ассоциируются с лагерной прозой репрессированных писателей, которую тогда открывали.

И приятно узнать сейчас, что написанны они искренним человеком, которого мучили проклятые вопросы истории нашей страны и судьбы людей. Потому что много было в то время и спекуляций "на злобу дня", намеренного погружения в черноту, разбивающую национальное самосознание людей.
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_Бебнева   обратиться по имени Среда, 02 Апреля 2008 г. 06:04 (ссылка)
Humulus, ну да, а теперь волна схлынула, и всем безразлично все стало. Я же сейчас, благодаря быстрому интернету стараюсь сохранить то, что дорого лично мне. Ну, и по возможности. приобщить людей к этому. Ведь на самом деле надо. чтобы помнили! Помните поговорку: "Кто старое помянет, тому - глаз вон. А кто старое забудет - тому оба вон!" Так она звучит полностью...
Ответить С цитатой В цитатник
Humulus   обратиться по имени Среда, 02 Апреля 2008 г. 10:25 (ссылка)
Не знаю.. Мне бы хотелось , чтобы помнили о том, чем необходимо гордиться в нашей истории. Перестроечное время разрушило национальное самосознание молодого поколения. И теперь острее всего стоит необходимость рассказать о том великом пласте русской культуры, который совершенно похоронен под лавиной массмедиа. Да и в историческом отношении было столько свершений, которые потребовали колоссального напряжения народных сил, и достойны глубочайшего восхищения . Уважение и любовь к своей стране основанно на гордости за неё, а не на её унижении, чем были и годы репрессий и время недавних перемен.

ПС Я принципиально против того, чтобы что-то выбрасывать из истории. Она сложна и неоднозначна. Должна соблюдаться объективность.
Ответить С цитатой В цитатник
Сиротка_Мегги   обратиться по имени Среда, 02 Апреля 2008 г. 11:35 (ссылка)
Humulus, Ничего себе. "Тут играть, а тут рыбу заворачивали"(с) Или знать подлинную историю страны с о взлётами и паденьями, и любить и принимать её полностью, такой, какая она есть, или смотреть прекрасную няню и пить колу.
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_Бебнева   обратиться по имени Среда, 02 Апреля 2008 г. 13:53 (ссылка)
Если родину именно любишь, а не просто "читайте, завидуйте..", то ее любишь любой. А то получается - вроде как городской сын стесняется своей деревенской матери... Ему хотелось бы ею похвастать, гордиться ее гламурным внешним видом, да не тут-то было. Значит, поднимать надо все пласты, и показывать все... Там, где есть чем гордиться - чтобы восхищались. А где ее распинали и унижали - так тем более надо, чтоб знали. И испытывали боль за нее. И желание не допустить этого в будущем. Ведь равнодушие - страшнее всего. Ведь тогда безразлично не только "где жить", но теряется самосознание русского человека.
Ответить С цитатой В цитатник
Humulus   обратиться по имени Среда, 02 Апреля 2008 г. 14:20 (ссылка)
Я говорила совершенно о другом. О том, что такая национальная трагедия, как тоталитарный режим, была использованна идеологически, для разрушения общественного уважения к своей стране, а затем и для её развала. А вовсе не о том, что эти годы надо вычеркивать и забывать. Такое не забудется.
И что необходимо ставить противовес разрушительным тенденциям, рассказывая о собственной культуре и истории.
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_Бебнева   обратиться по имени Среда, 02 Апреля 2008 г. 14:49 (ссылка)
Humulus, мне кажется, наше сообщество свою, пусть скромную лепту, но вносит...
Ответить С цитатой В цитатник
Humulus   обратиться по имени Четверг, 03 Апреля 2008 г. 09:31 (ссылка)
Да, здесь люди приносят очень много интересного, и классики и самые новые имена и давно забытые. Жалею только, что не успеваю всё просмотреть :)
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_Бебнева   обратиться по имени Четверг, 03 Апреля 2008 г. 13:25 (ссылка)
я тоже здесь для себя столько нового и интересного открываю, в том числе и в комментах... Главное, что не все еще заражены болезнью безразличия к судьбам своей родины и культуры, так что надежда еще есть...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 15 Июня 2008 г. 19:50 (ссылка)
Посетил выставку картин Белова в Минске два десятка лет назад. Случайно. С тех пор ищу репродукции. Просто так. Для себя.
Спасибо за статью. Наверно, это первое упоминание об этих уникальных картинах за несколько последних лет.
Буду время от времени захаживать на Вашу страничку. Вдруг обнаружатся "Родители" и "Уход".
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
woook   обратиться по имени Среда, 17 Марта 2010 г. 10:46 (ссылка)
Жаль, что Художник начал работать над этой серией работ незадолго до своей смерти , словно почувствовав , что может не успеть...
Возможно , эти произведения были бы более глубокими по содержанию , случись это раньше...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 01 Октября 2010 г. 21:57 (ссылка)
Я впервые увидела картины Белова в журнале "театр" году в 85-88г. Произвели они тогда оглушительное впечатление. Очень жаль, если его репродукций действительно нет в сети! Очень.
Но хочу сказать. что есть много других, неизвестных. Еще больше меня оглушила картина Бортнова "Волчье логово". И я даже могла ее купить за 50 тыр. Но не купила, о чем очень жалею. Увы.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 01 Октября 2010 г. 22:12 (ссылка)
Информация несколько неверна. Только что тупо посмотрела Википедию. Там на ссылке есть достаточно много работ художника
Ответить С цитатой В цитатник
veselaya_ja   обратиться по имени Среда, 05 Февраля 2020 г. 13:08 (ссылка)
Блюдо русской кухни солянка юрская.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку