-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21083
Комментариев: 152258
Написано: 183342


Архитектор и красавица... немного о любви

Четверг, 28 Февраля 2008 г. 11:30 + в цитатник
Leonsija все записи автора
"Как нежна ее улыбка, как прекрасны уста ее,
Ничто не сравнимо с обаянием ее грациозного облика.
Так скажут? Но есть ли в ней то, что в ней любят больше всего,-
Сердце стократ прекраснее, чем небесная лазурь ее глаз.
Ей дано больше очарования,
Чем это смогла передать кисть.
И в сердце ее больше добродетели,
Чем красоты в ее лице."

Граф Л.Ф.Сегюр "К портрету М.Дьяковой кисти Д.Г.Левицкого"

Левицкий Д.Г. Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. 1778

В петербургских домах XVIII века обожали ставить домашние спектакли. В декабре 1777 года в доме П.В.Бакунина ставили оперу, привезенную молодым обаятельным человеком Николаем Львовым из Парижа. Главные оперные партии пели сестры Дьяковы, а сам молодой человек был занят во второстепенной партии. Все приглашенные на спектакль были очарованы игрой и пением Машеньки Дьяковой. Вероятно, участие в этих спектаклях оказало большое влияние на М.А. Дьякову. Особенно она запомнила спектакль "Дидона", где исполняла роль самой Дидоны, отвергшей ради любимого союз с нелюбимым человеком, который давал ей престол и свободу. В своей жизни М.А. Дьякова поступила также.


Все пятеро дочерей семейства Дьяковых были хороши собой и блистали в петербургских домах на приемах и балах. В Машеньку влюбились сразу два приятеля, два поэта - Николай Львов и Иван Хменицер... Произошло это примерно в 1774 году... А спустя несколько лет старшую сестру Машеньки, Александрин, без памяти полюбил третий приятель и поэт Василий Капнист...

Свое первое издание басен Хемницер посвятил Машеньке. Но ее сердце принадлежало другому, тому кто неоднократно посвящал ей стихи и воспевал ее в идиллически сентиментальном духе. Она влюбилась в Николая Александровича Львова...

Левицкий Д.Г. Портрет Николая Александровича Львова. 1789

Хотел бы я, чтоб ты мне образ свой оставил,
Он точно так умно, как ты глядишь, гляди
И мне о дружестве твоем ко мне твердит.
Но нет, он каждый раз мне только досадит:
Я б говорить его заставил,
Чтоб чувствовать со мной и чувства разделять,
А он молчанием мне будет отвечать.
И.Хемницер "На портрет Н.Львова"

Он был совершенный человек эпохи Возрождения: писал стихи, переводил на русский архитектурные труды Палладио, собирал фольклор и писал либретто для комических опер, занимался геологической разведкой и совершенствовал отопительную технику того времени. И, конечно, строил, строил много – собор в Могилеве, который Екатерина II пожелала воздвигнуть в честь ее встречи с австрийским императором Иосифом II, Невские ворота в Петропавловской крепости и, по особому заказу Павла I, удивительного вида дворец в Гатчине, предназначавшиеся для великого приора Мальтийского ордена, изящную церковь в Мурино – имении графа Воронцова; кроме того, Львов проектировал жилые дома и типовые почтовые станции, переделывал Кремлевский дворец в Москве.  Но все это будет потом, а пока... пока он был не богат и на взгляд родителей Машеньки... бесперспективен. "Ведь у него - всего лишь маленькое имение около Торжка, рассуждал отец, обер-прокурор. - Ну разве допустимо выдавать за него Марию Алексеевну, самую красивую из дочерей производящую сенсацию в пиесах с музыкой и пением? Нет, богатые женихи и для нее найдутся..."

Подозревая об истинности отношений Львова и Марии Дьяковой и еще один друг Николая Александровича – художник Дмитрий Левицкий, преподававший в Академии художеств класс портретной живописи. В 1778 году он получил заказ от обер-прокурора – написать портрет Машеньки. Левицкий выразил свою любовь в этом портрете Маши и еще в олдном, написанном спустя несколько лет… незадолго до того дня, когда сердце обер-прокурора и бригадира Алексея Афанасьевичаа Дьякова, дало-таки трещину!

Левицкий Д.Г. Портрет Марии Алексеевны Львовой. 1781

Больше всего повезло Василию Капнисту. Он официально стал женихом Александрин и не мог смотреть спокойно на страдания влюбленной пары. Накануне собственной свадьбы он решил помочь другу, рискуя навлечь на себя гнев будущего тестя: отправившись вместе со своей невестой и ее сестрой Машенькой на бал, свернул с дороги и подъехал к маленькой церкви на Васильевском острове, где их ждали взволнованный Львов и священник.  Здесь Машенька и Николай Александрович были обвенчаны, после чего новобрачный отправился домой, а Капнист повез сестер на бал...

"Тайна свято соблюдалась всеми участниками этой необычной женитьбы:три года муж и жена прожили друг с другом врозь в разных домах, и даже близкие друзья не знали ничего о браке" - пишет А.Глумов в биографии Н.Львова.

Боровиковский В.Л. Портрет Капниста

Ты, Капнист, меня просил,
Чтоб в бессмертие стихом тебя вместил,
Но всех на то не станет сил,
Ты был
И будешь мил.
Н.А.Львов

Даже соперник Львова - влюбленный Иван Хемницер - не знал о женитьбе. Он сделал Марии Алексеевне предложение и, разумеется, получил отказ. Будучи однолюбом, он не решился связывать судьбу с другой женщиной, и так и умер в одиночестве спустя несколько лет...

Но... обожаемый Машенькой человек, так и оставался непризнанным ее семейством. Даже несмотря на бриллиантовый перстень, подаренный ему государыней, и золотую с алмазами табакерку от Иосифа II - царственный знаки уважения его заслуг!

"Четвертый год как я женат...легко вообразить извольте, сколько положение сие, соединенное с цыганскою почти жизнию, влекло мне заботы, сколько труда... не достало бы конечно, ни терпения моего, есть ли бы не был я подкрепляем такою женщиной, которая верует в Резон, как во единого Бога" - писал Н.А.Львов в письме к одному из приятелей.

М.А.Львова Гравюра с портрета Боровиковского

Уж любовью оживился,
Обновлен весною, мир,
И ко Флоре возвратился
Ветреный ее Зефир.

Он не любит и не в скуке...
Справедлив ли жребий сей:
Я влюблен и я в разлуке
С милою женой моей?

Красотою привлекают
Ветреность одну цветы,
И они ж изображают
Страстной связи красоты.

Их любовь живет весною,
С ветром улетит она,
А для нас, мой друг, с тобою
Будет целый век весна.
Н.А.Львов

Лишь в 1783 году, после того как Львов был избран членом Российской академии, получил чин коллежского советника, после того как начались его успехи на архитектурном поприще и он получил учаток земли в Петербурге, родители Маши дали согласие на брак... Обряд венчания должен был состояться в Ревеле, но вторичное венчание недопустимо и тогда Львов заранее нашел среди крепостных желающих соединить свои судьбы. Пару обвенчали, а после торжественные поздравления принимали две четы. Рассказ этот в высшей степени поэтичен, но именно его некоторая литературность (недаром он чем-то напоминает пушкинскую «Метель») свидетельствует о его позднейшем происхождении. Как все произошло в действительности, нам остается только догадываться; несомненно только то, что молодые люди смогли преодолеть все преграды, вставшие на их пути.

Счастливая судьба Марии Алексеевны помогла и ее младшей сестре - в 1795 году Дарья Дьякова вышла замуж за Гавриила Романовича Державина, друга Николая Львова.

"Другая часть меня" - однажды написал Львов о Маше... Он боготворил жену и она платила ему бесконечной любовью и преданностью. Ей, только ей одной, он посвящал свои стихи...

Дух мой томный ободрился,
Сладка мне надежда льстит,
Та краса, кем я пленился,
Нежный жар со мной делит.
Уж я больше не желаю,
На брегу здесь обретаю
Я любви моей предмет,
И, любя, любим сердечно,
Вот что счастие конечно,
Счастья в свете больше нет.
Н.А.Львов

О том, что родители Машеньки не прогадали и все же хорошо выдали замуж свою дочь свидетельствуют вот такие вот факты... Н.А. Львов стал одним из самых крупных отечественных зодчих. При всех, данных Н.А. Львову Богом, Природой, Судьбой талантах ярко выделяется именно его архитектурное творчество. Он выполнил более 90 архитектурных проектов и 87 из них были реализованы на практике во многих частях Петербурга, Москвы и их пригородов, на тверской земле в Новоторжском уезде (в окрестностях г. Торжка), на Украине, В Прибалтике и в ряде других мест России. Он выполнял значимые архитектурно-градостроительные государственные заказы, личные заказы самодержцев, частные заказы обычно очень богатых и влиятельных лиц (граф, потом князь А.А. Безбородко, князь П.В. Лопухин, княгиня Е.Р. Дашкова, графы Воронцовы и Строгановы, граф А.К. Разумовский, сенатор Ф.И. Глебов-Стрешнев и им подобные люди), а также других, менее состоятельных заказчиков, часто соседей и родственников по Новоторжской земле (Львовы, Бакунины, Полторацкие и др.). Н.А. Львов внес выдающийся вклад в архитектуру и градостроительство России, явился одним из основоположником пейзажного стиля в садово-парковом искусстве, стал по сути первым ландшафтным архитектором в стране (сохраняется понятие "львовский сад").

 

Дом и бывшие конюшни в усадьбе Безбородько под Петербургом. Архитектор Н.А.Львов

Троицкая церковь ("кулич и пасха") г.Санкт-Петербург. Архитектор Н.А.Львов

Пирамида-погреб в усадьбе Митино под Торжком. Архитектор Н.А.Львов

 

Глинобитный Приоратский дворец г.Гатчина. Архитектор Н.А.Львов

«Сей человек принадлежал к отличным и немногим людям, потому что одарен был решительною чувствительностью к той изящности, которая с быстротою молнии наполняя сладостно сердце, объясняется часто слезою, похищая слово. С сим редким и для многих непонятным чувством он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким и возвышенным чувством, по которому никакой недостаток и никакое превосходство в художественном или словесном произведении укрыться от него не могло. Люди, словесностью, разными художествами и даже мастерствами занимавшиеся, часто прибегали к нему на совещание и часто приговор его превращали себе в закон»

Г.Р. Державин

Первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом, впервые в России сконструировал отечественную бумагоделательную машину. Одним из первых в России стал переводить и пропагандировать сонеты Петрарки.
Нашел 2 старинные летописи и добился их издания, одна из них в его честь названа "Львовская летопись".

Написал и перевел несколько обстоятельных научных трудов - книг. Велик вклад Н.А. Львова в песенную и музыкальную культуру. Н.А. Львов внес исключительный вклад в развитие русской музыкальной фольклористики. Он первым в России собрал 200 народных песен и составил первое в стране нотное собрание русских песен, написал первый русский трактат о народной песне. Первым или одним из первых в России выдвинул проблему народности в русском искусстве и русской культуре, связал ее с проблемой национальности.

Стал автором первой в России тематической литературной программы для симфонической музыки. Написал несколько комических опер, поставил их или участвовал в их постановке. Одним из первых в России создал художественную зарисовку жизни русских крестьян, в частности крестьян - ямщиков в комической опере. Стал одним из 2-х инициаторов создания первой в России хоровой оперы. Н.А. Львов первым в музыкальной науке, первым в русской музыкальной литературе указал на многоголосие русского народного хорового пения...

Когда Николай Александрович заболел, его Машенька взяла на себя все заботы по управлению имением, баловала своих комнатных девушек - красавиц-цыганочек, с детских лет воспитанных  Львовым,  Лизыньку и Дашеньку. (Наряженные хозяйкой в светские платья, они были запечатлены Боровиковским на портрете).  Обе девушки были безгранично преданы Львовым. На руках Лизыньки и скончался Николай Александрович, после тяжелой болезни. Умер он в декабре 1803 года.

Боровиковский В.Л. "Лизынька и Дашинька". 1794

Машенька пережила мужа всего на 4 года. На ее смерть Г.Р.Державин написал своего рода эпитафию, стихотворение "Поминки". Он также преютил трех осиротевших детей Львовых  в своем доме. Двое из дочерей Львова вышли замуж и покинули  дом Державина, а младшая, Параша, оставалась с ним до конца его жизни, ухаживала за ним, играла на фортепиано...

Поминки

Победительница смертных,
Не имея сил терпеть
Красоты побед несметных,
Поразила Майну - смерть.
Возрыдали вкруг эроты,
Всплакал, возрыдал и я;
Музы, зря на мрачны ноты,
Пели гимн ей, - и моя
Горесть повторяла лира.
Убежала радость прочь,
Прелести сокрылись мира,
Тишина и черна ночь
Скутали мой дом в запоны.
От земли и от небес
Слышны эха только стоны;
Плачем мы - и плачет лес;
Воем мы - и воют горы.
Плач сей был бы без конца,
Если б алый луч Авроры,
Бог, что светит муз в сердца,
Не предстал и мне сияньем
Не влиял утехи в грудь.
"Помяни, - рек, - возлияньем
Доблесть - и покоен будь".
Взял я урну и росами
Чистыми, будто кристалл,
Полну наточил слезами,
Гроб облив, поцеловал.
И из праха возникают
Се три розы, сплетшись в куст,
Веселят, благоухают,
Разгоняют мрачну грусть.

 

Памятник Н.А.Львову на Родине архитектора в г.Торжок

Более подробно об архитекторе Н.А.Львове можно прочесть вот здесь: Благотворительный фонд Н.А.Львова

Рубрики:  русские творцы
архитектура
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку